бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений - (лекции) бесплатно рефераты

p>Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствую щей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному по ведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосоз нанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается.

    Различают следующие виды установок:

1) Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность кисти руки к оперированию большими или малыми предметами).

2) Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значи мого сигнала из общего шумового фона).

3) Социально-перцептивная установка - стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности).

4) Когнитивная - познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его созна нии обвинительных доказательств, оправдательные же доказательства отс тупают на второй план).

5) Мнемическая установка - установка на запоминание значимого материа ла.

Но в большинстве случаев человек осознает необходимые в данных ус ловиях действия, предвосхищает их результаты в идеальных образах, осознает цель этих действий. Объективные условия поведения осознаются в системе понятий.

Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, ин дивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Интерес (от лат. "interest" - имеет значение) - избирательное отно шение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмо ционального переживания значимых ситуаций.

Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Инте ресы личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.

Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к какому-либо вещественному доказательству является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни. Узость круга интересов, их обусловленность только материальными потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко ле жат в основе преступного поведения. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека.

    С интересами человека тесно связаны его желания.

Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотне сены с конкретным предметом их удовлетворения.

Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на созда ние такой желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с от четливым представлением необходимых средств и способов действия яв ляется намерением.

Разновидностью стремления является страсть - стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направ ленность всей деятельности человека. Состояние страсти остро и бурно переживается. Но страсть в отличие от импульсивных действий регулиру ется волей. Она направлена на достижение предварительно осознанной це ли. Страсть может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрица тельные страсти (страсть к стяжательству, к азартным играм и т. п. ) ве дут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения.

Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение со циально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к от дельным видам трудовой деятельности и т. п. ). "Полное отсутствие стра стей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отупе нию, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти - это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа благородст вом". Однако низменные страсти, связанные с гиперболизацией потребнос тей низшего уровня, ведут к личностной деформации, к вовлечению в так называемый порочный круг (например, страсть к азартным играм, к стяжа тельству, патологическая страсть к саморазрушению посредством психот ропных веществ).

Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к опреде ленной группе объектов - влечениями. Влечения могут быть естественными и сформировавшимися в социальных условиях.

Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органи ческими процессами и лишь в очень незначительной мере могут регулиро ваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на органи зацию, направленность сознания. "Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, приковывая его к нахождению способов своего удовлетворе ния и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход".

Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствую щих целей и принятие конкретного решения.

Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мо тива данного действия, с понятийным моделированием его будущего ре зультата. Мотив - это довод в пользу избираемого действия, осознание его личностного смысла.

Слово "мотив" в переводе с латинского означает "побуждение" однако не всякое побуждение является мотивом. Побуждениями являются и потреб ности, и мотивационные состояния и эмоции. Одни из побуждений осозна ются, другие не осознаются. Мотив - осознанное побуждение к достижению конкретной цели, это необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.

Одна из основных особенностей развитого человеческого знания - спо собность осуществить разумный выбор среди своих собственных влечений. "Для этого индивид должен быть в состоянии подняться над своими влече ниями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как "я", как субъек та, у которого могут быть те или иные влечения, но который сам не ис черпывается ни каким-нибудь одним из них, ни их суммой, а, возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними".

Этот выбор осуществляется иерархически организованной мотивационной сферой человека. Формирование мотивационной сферы личности характери зуется переходом от одноуровневой системы побуждений к иерархически организованным комплексам побуждений, регулируемым самосознанием лич ности.

При сознательно-волевой регуляции побуждений высшие уровни побужде ний противопоставляются низшим уровням, влечениям.

Но люди часто не осознают в полной мере своих действий. Многие по веденческие акты являются импульсивными, выполняющими функцию эмоцио нальной разрядки. Импульсивные реакции не связаны с осознанием цели, они однозначно обусловлены у данного индивида внешним воздействием. Импульсивные реакции не опосредуются предвидением их последствий, не имеют осознанных мотивов.

Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений челове ческого поведения. Мотив - сознательный элемент мотивации.

Всякое побуждение характеризуется отрицательным эмоциональным отно шением к наличному состоянию и положительным эмоциональным отношением к желаемому состоянию. Но то, что желает человек, определяется его ценностной ориентацией, теми сторонами действительности, которые при обрели для данного индивида преимущественное значение. Поведение чело века определяется не только объективной значимостью объектов потреб ностей, но и субъективным отношением к ним.

Для человека существенны и энергетические затраты, связанные с удовлетворением потребностей. То, что достигается с трудом, имеет большую значимость. Утрата возможности удовлетворения привычных жела ний переживается особенно остро.

Социально адаптированное поведение связано с адаптацией к данным условиям всей мотивационной структуры личности.

В асоциальном и антисоциальном поведении проявляются прежде всего дефекты ценностной ориентации личности.

Извращенные потребности (лежащие в основе многих преступлений) это всегда результат неспособности личности перейти на более высокий уровень потребностей, результат чрезмерного расширения нормы потреб ностей низкого уровня (разврат, пьянство, стяжательство и т. п. ). В этих случаях низкие потребности становятся пределом устремлений чело века, его идеалом. И это основной рубеж, разделяющий личность социа лизированную от личности несоциализированной.

Имея ограниченную, стереотипно зафиксированную мотивационную уста новку, человек приходит в противоречие с действительностью, в том чис ле и с правовыми требованиями.

    Организованность сознания - внимание
    Понятие о внимании

Одним из свойств психики является ее избирательная направленность. Избирательная ориентация сознания повышает эффективность текущей деятельности благодаря торможению всех других конкурирующих процессов. Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, - организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности на значимых объектах.

Направленность сознания - это отбор существенных в данный момент воздействий, а сосредоточенность - это отвлечение от побочных раздра жителей.

Внимание - организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах де ятельности.

Внимание, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики. Выделение значимых объектов осуществляется как во внешней среде внешненаправленное внимание, так и из фонда самой психики - внутри направленное внимание.

    Нейрофизиологические основы внимания

Основным физиологическим механизмом внимания является функциониро вание очага оптимального возбуждения, или доминанты. Благодаря опти мальному возбуждению в определенной области коры мозга создаются усло вия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значи мо в данный момент, и блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.

Физиологическим механизмом внимания является и врожденный ориенти ровочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый нео бычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопро вождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга. Ис следованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение направ ленного, программированного действия и торможение всех реакций на по бочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга. Лобные доли коры мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущнос ти внимания как способе функционирования всего сознания.

    Виды внимания

Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроиз вольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Но основной формой организации психических процессов является про извольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленени ем значимой информации.

Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовнос тью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов. Так, мы скорее заметим появление определенного объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время.

    Свойства внимания

Свойства внимания - направленность, объем, распределенность, сосре доточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость - связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятель ности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обста новки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широ та, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психи ческие процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы стано вятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.

Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности. Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объек тов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности че ловека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. При допросе следует учитывать, что свидетель, воспринимавший собы тие в течение незначительного интервала времени (например, быстро убе жавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости авто мобиль), не может дать показаний более чем о четырех-пяти особенностях воспринимавшихся объектов.

Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент проис ходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).

Распределенность внимания - направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах хранения искомых объектов. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей ме ре не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему ве лосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равно весие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упраж нения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания. Концентрация внимания - степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект. Переключаемость внимания - скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зави сит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности челове ка - уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвиж но, других - менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключае мость внимания - необходимое качество следователя. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают пе реутомление центральной нервной системы,

Устойчивость внимания - продолжительность сосредоточенности психи ческих процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

    Индивидуальные особенности направленности сознания

Различные люди склонны обращать особое внимание на определенные стороны предметов и явлений. Это необходимо учитывать при оценке и проверке свидетельских показаний. Так, внимание определенной категории свидетелей может быть преимущественно направленным на то, что связано с их личностью (эгоцентризм). Обобщая свой опыт судебного деятеля, А. Ф. Кони пишет: "Обладатель такого внимания нередко с большою подроб ностью и вкусом будет говорить о вздоре, действительно только его ка сающемся и лишь для него интересном, - будь то вопросы сна, удобства костюма, домашних привычек, Тесноты обуви, сварения желудка и т. п. чем о событиях общественной важности или исторического значения, кото рых ему пришлось быть свидетелем. Из рассказа его всегда ускользнет все общее родовое, широкое в том, о чем он может свидетельствовать". Внимание - состояние психического взаимодействия индивида со сре дой. Оптимальный уровень психической активности человека определяется прежде всего естественным циклом чередования сна и бодрствования. Уро вень бодрствования определяется содержанием деятельности человека, его отношением к этой деятельности, его интересами, увлеченностью. Наибо лее высокие уровни психической активности связаны с состоянием вдохно вения, медитации, религиозного экстаза. Все эти состояния связаны с глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для данной лич ности явлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7