бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Основы психологии - (курсовая) бесплатно рефераты

p>- запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. Двигательная

- запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

    Эмоциональная

- память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. Осязательная,

    обонятельная,
    вкусовая …

- удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

    По характеру участия воли в процессах:
    Непроизвольное запоминание

- происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи.

    Произвольное запоминание

- процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи.

    Развитие процесса

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других “познавательных”процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

------------------------------------------------------------------------------------ Воображение (Представление).

    Определение

Воображение –особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение –(фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

    Сущность процесса

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно–образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений. В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.

    Классификация
    Определяется четырьмя видами:
    Активное
    Пассивное
    Продуктивное
    Репродуктивное
    возникает по собственному желанию, усилием воли.
    возникает у человека спонтанно, по мимо воли и желания.

действительность сознательно конструируется человеком. (но при этом в образе она творчески преобразуется) воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. (элементы фантазии)

    Представление разделяют
    по функционированию ведущего органа чувств
    зрительные
    двигательные
    и др.
    по содержанию
    технические
    топографические
    музыкальные
    и др.
    Развитие процесса

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь. Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор –сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые“проекты”в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи. Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

------------------------------------------------------------------------------------ Речь.

    Определение

Речь –совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь –один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

    Сущность процесса

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

    Классификация

Речь является полиморфной деятельностью - в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах:

внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д. Внешняя – средство общения;

    Внутренняя – средство мышления;
    Письменная – один из способов запоминания информации;
    Диалог – двусторонний обмен информации;
    Монолог – процесс рассуждения;
    Развитие процесса

Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.

Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.

------------------------------------------------------------------------------------ Основные направление в психологии

    Структуруализм
    Представители:
    Эдвар Титченер
    Предмет изучения.
    Экспериментальное исследование структуры сознания
    Основные теоретические положения.

Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй испытуемый должен справиться с“ошибкой стимула”, которая выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом, т. е. стимулом процесса. Знание о внешнем мире оттесняет“материю” сознания, это знание оседает в языке. Три категории “материи”: ощущение, образ и чувство.

    Практика.

Поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаниях.

    Вклад.

Вклад в развитие психологии можно назвать минусовым, т. к. деятельность строилась на канонах полувековой давности. Что привело к полной не поддержке психологов.

    Функционализм
    Представители:
    Вильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952)
    Предмет изучения.

Изучить посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления.

    Основные теоретические положения.

Психология –естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их“условия”.

Учение об эмоциях: показывает, что “условия”- это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция–результат физиологических изменений в различных системах, т. е. снята роль побудителя поведения.

Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль.

Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я. Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний, т. е. самоуважение = успех / притязания

    Практика.

Функционализм стремился рассмотреть все психические проявления под углом зрения их приспособительного, адаптивного характера. Это требовало определить их отношение к условиям среды, с одной стороны, к потребностям организма– с другой. Понимание психической жизни по образу биологической как совокупности функций, действий, операций.

Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически адаптационного смысла, его направленности на решение жизненного важных для индивида проблемных ситуаций.

    Вклад.

Предложил вопреки казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений.

Джон Дьюи - выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.

В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. На смену функционализма приходит бихевиоризм.

    Бихевиоризм
    Представители:
    Эдвар Торндайк (1874-1949), Джон Брадуас Уотсон (1878-1958)
    Предмет изучения.
    Изучать не сознание, а поведение человека.
    Личность – все то чем обладает индивид.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

    Основные теоретические положения.

Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

    Связь “ситуация-реакция” характеризуется признаками:
    исходный пункт – проблемная ситуация;
    организм противостоит ей как целое;
    он активно действует в поисках выбора;
    выучивается путем упражнения.

Законы “естественного отбора” полезных действий у индивида: закон упражнения –при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе.

закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. закон ассоциативного сдвига –если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. закон эффекта

Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой. Коннексия – это элемент поведения.

    Практика.

Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться– чистая иллюзия. Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

    Вклад.
    Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.

В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое. )

    Фрейдизм
    Представители:
    Зигмунд Фрейд (1856–1939)
    Предмет изучения.
    Бессознательные психические процессы.
    Основные теоретические положения.

Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательный уровень–насыщено сексуальной энергией, т. е. либидо, которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т. д. )

    Концепция об инфантильной сексуальности:

Ребенок до 5-6 летнего возраста проходит фазы: оральную, анальную и фаллическую.

“Эдипов комплекс”- определенная мотивационно - аффективная формула отношения ребенка к своим родителям.

Компоненты личности: “ид”(оно) - носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; “эго”(Я) - следует принципам реальности; “супер-эго”(сверх-Я) - носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются “защитные механизмы”: вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию; регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления; сублимация –механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т. д. )

    Практика.

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им.

Метод “свободных ассоциаций”т. е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность). Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений. Существуют две категории инстинктов:

    сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС)

противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти– ТАНАТОС)

    Вклад.

Недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

    Гештальтпсихология
    Представители:

Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941)

    Предмет изучения.
    Учение о целостности психических явлений.
    Основные теоретические положения.

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гельштаты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гельштатам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие “инсайта” - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) –интелектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

    Практика.

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления –либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами), либо формально–логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.

    Вклад.

Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

    Отечественная психология
    Представители:

И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, В. А. Вагнер, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт …

    Предмет изучения.

Психические процессы … – это свойство высокоорганизованной материи.

    Практика.

Павлов –разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности)

Бехтерев –огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии.

    Развитие направлений таких как:

Военная психофизиология, военная психотехника, авиационная психология … Педагогическая психология – стимулирование задач социального воспитания. Психология ребенка.

    Вклад.

Страницы: 1, 2, 3, 4