бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Основы психологии - (курсовая) бесплатно рефераты

p>Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным– трудовым.

    Внимание.

Способность человека сконцентрировать свои “познавательные процессы” да одном объекте с целью его изучения (познания). Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения. Внимание –один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

    Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость –способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком– либо объекте.

Сосредоточенность –способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение –способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем –размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным. Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т. д.

    Этапы развития:

Первые две недели жизни –проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

Конец первого года жизни –возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого. Пять – шесть лет –возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания. Память.

ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память“чувств”), образная и словесно-логическая. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности– воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

    По времени хранении память подразделяют:

Мгновенная; 0, 1 – 0, 5 с; –удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память– образа).

Кратковременная; до 20 с; –представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание.

Оперативная; до нескольких дней; - хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.

Долговременная; Неогран. ; - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.

Генетическая; ; - информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Зрительная; ; - сохранение и воспроизведение зрительных образов. Слуховая; ; - запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. Двигательная ; ; - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Эмоциональная; ; - память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

    Осязательная,
    обонятельная,

вкусовая …; ; - удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

    По характеру участия воли в процессах:

Непроизвольное запоминание; - происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи. Произвольное запоминание; - процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи.

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других “познавательных”процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

    Воображение (Представление).

Воображение –особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение –(фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением. До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно–образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений. В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.

    Определяется четырьмя видами:
    Активное; Пассивное; Продуктивное; Репродуктивное

возникает по собственному желанию, усилием воли. ; возникает у человека спонтанно, по мимо воли и желания. ; действительность сознательно конструируется человеком. (но при этом в образе она творчески преобразуется); воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. (элементы фантазии)

    Представление разделяют
    по функционированию ведущего органа чувств
    зрительные
    двигательные
    и др.
    по содержанию
    технические
    топографические
    музыкальные
    и др.

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь. Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор –сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые“проекты”в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи. Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы. Речь.

Речь –совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь –один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям,

Речь является полиморфной деятельностью - в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах:

внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д. Внешняя – средство общения;

    Внутренняя – средство мышления;
    Письменная – один из способов запоминания информации;
    Диалог – двусторонний обмен информации;
    Монолог – процесс рассуждения;

Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.

Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.

    Основные направления в психологии
    Представители:
    Предмет изучения.
    Основные теоретические положения.
    Практика.
    Вклад.
    Структуруализм
    Эдвар Титченер
    Экспериментальное исследование структуры сознания

Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй испытуемый должен справиться с“ошибкой стимула”, которая выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом, т. е. стимулом процесса. Знание о внешнем мире оттесняет“материю” сознания, это знание оседает в языке. Три категории “материи”: ощущение, образ и чувство.

Поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаниях. Вклад в развитие психологии можно назвать минусовым, т. к. деятельность строилась на канонах полувековой давности. Что привело к полной не поддержке психологов.

    Функционализм
    Вильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952)

Изучить посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления. Психология –естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их“условия”.

Учение об эмоциях: показывает, что “условия”- это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция–результат физиологических изменений в различных системах, т. е. снята роль побудителя поведения.

Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль.

Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я. Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний, т. е. самоуважение = успех / притязания

Функционализм стремился рассмотреть все психические проявления под углом зрения их приспособительного, адаптивного характера. Это требовало определить их отношение к условиям среды, с одной стороны, к потребностям организма– с другой. Понимание психической жизни по образу биологической как совокупности функций, действий, операций.

Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически адаптационного смысла, его направленности на решение жизненного важных для индивида проблемных ситуаций.

Предложил вопреки казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений.

Джон Дьюи - выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.

В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. На смену функционализма приходит бихевиоризм.

    Бихевиоризм

Эдвар Торндайк (1874-1949), Джон Брадуас Уотсон (1878-1958) Изучать не сознание, а поведение человека.

    Личность – все то чем обладает индивид.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

    Связь “ситуация-реакция” характеризуется признаками:
    исходный пункт – проблемная ситуация;
    организм противостоит ей как целое;
    он активно действует в поисках выбора;
    выучивается путем упражнения.

Законы “естественного отбора” полезных действий у индивида: закон упражнения –при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе.

закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. закон ассоциативного сдвига –если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. закон эффекта

Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой. Коннексия – это элемент поведения.

Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться– чистая иллюзия. Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

    Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.

В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое. )

    Фрейдизм
    Зигмунд Фрейд (1856–1939)
    Бессознательные психические процессы.

Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательный уровень–насыщено сексуальной энергией, т. е. либидо, которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т. д. )

    Концепция об инфантильной сексуальности:

Ребенок до 5-6 летнего возраста проходит фазы: оральную, анальную и фаллическую.

“Эдипов комплекс”- определенная мотивационно - аффективная формула отношения ребенка к своим родителям.

Компоненты личности: “ид”(оно) - носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; “эго”(Я) - следует принципам реальности; “супер-эго”(сверх-Я) - носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются “защитные механизмы”: вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию; регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления; сублимация –механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т. д. ) Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им.

Метод “свободных ассоциаций”т. е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность). Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений. Существуют две категории инстинктов:

    сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС)

противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти– ТАНАТОС)

Недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

    Гештальтпсихология

Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941)

    Учение о целостности психических явлений.

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гельштаты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гельштатам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие “инсайта” - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) –интелектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления –либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами), либо формально–логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.

Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

    Отечественная психология

И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, В. А. Вагнер, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт …

Психические процессы … – это свойство высокоорганизованной материи.

Павлов –разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности)

Бехтерев –огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии.

    Развитие направлений таких как:

Военная психофизиология, военная психотехника, авиационная психология … Педагогическая психология – стимулирование задач социального воспитания. Психология ребенка.

Развитие науки позволило во многих городах организовать и запустить в работу психотехнические лаборатории.

    Было создано Всесоюзное общество по психотехнике.

В отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии.

    Аналитическая психология
    Карл-Густав Юнг

Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери – Архетипы). Архетип –момент самой жизни, целостно связанный с живым индивидуумом эмоциональными связями.

Душевная жизнь выступает как бесконечное отражения внутри себя открытых потаенных бессознательным структур.

Душа –не физическая реальность, наполненная энергией, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами.

Человек, в силу ряда социальных причин, видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, не принятой.

Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон, каждый из которых, реагирует на свой световой луч.

    Индивидуальная психология
    А. Адлер, З. Фрейд.

Реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой закладывается в раннем детстве в виде особого“стиля жизни”, предопределяющего будущее поведение. Изучение отдельных личностей с целью выявления отдельных признаков различия. Как понятие используется в 3-х смыслах:

    дифференциальная психология

исследования, направленные на всестороннее, углубленное изучение отдельных выдающихся личностей– ученых, писателей, композиторов, государственных деятелей. одно из направлений философии, изучающей индивидуальное и социальное поведение человека, скрытым за“поверхностью” сознания прирожденным изначально заложенным в нем тенденциям. Задача психотерапии –помочь невротику. Работа заключается в изучении неполноценности индивида, его чувствах, стремлениях и личной власти, превосходству над другими. Первые успешные попытки использования математических методов в психологии –Ф. Гальтон. Он же ввел метод близнецов для выяснения соотношения между наследственностью и средой в детерминации индивидуальных психологических различий.

    Когнитивная психология
    Жан Пиаже.

Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов. Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа. Человек –это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать. Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.

Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.

    Работа, анализ, создание прикладной теории.
    Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.

Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

    Гуманистическая психология
    Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни.

Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины“самоантуализации”.

    Базируется на иерархии потребностей человека.
    Осуществление самого себя.
    Сознание собственного достоинства.
    Социальные потребности.
    Потребности в надежности.
    Физиологические основные потребности.

Непригодность исследования животных для понимания человека. Гуманистическая психология – современное направление в психологической науке. Есть некоторые приемы и понятия, которые применяются. На сегодняшний день это: Основные целостные самоактуализирующийся личности.

    Этапы деградации личности.
    Поиск смысла жизни.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

    Трансперсональная психология
    К. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, С. Грофф.

Уделение большого внимания бессознательному и его динамике. Психика –взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене между ними.

Транс персональная изучает измененные состояния сознания, переживания которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Комплексы –это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений) объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами.

    Структура личности:
    сознание
    индивидуальное бессознательное
    коллективное бессознательное

Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств. Чуткое обращение с новорожденным, возобновление симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление связи– вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы. Важной категорией Транс опыта с трансценденцией времени и пространства будут разнообразные явления экстрасенсорного восприятия– ZB. Опыт существования вне тела, телепатия. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Главной отличительной чертой Транс Подхода есть модель человеческой души, в которой признается“Значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания”.

Страницы: 1, 2, 3, 4