бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Образ в системе психической регуляции деятельности - (реферат) бесплатно рефераты

p>Для изучения динамики образа интересны также описанные в книге данные о действиях летчика в нестандартных ситуациях. При возникновении таких ситуаций процесс трансформаций оперативных образов, протекающий в русле логики деятельности, внезапно обрывается, и начинается новый процесс, не связанный с прежним. Что происходит при таком резком переходе с процессом, который внезапно прерывается? Как сохраняется момент обрыва в памяти человека и всегда ли сохраняется? Как он воспроизводится при возвращении ситуации в норму? Какова динамика экстренно развертывающегося процесса? Зависит ли она (и если зависит, то как) от того момента динамики процесса, в который он был прерван? Эти и ряд других вопросов, естественно, возникают при изучении действий человека в нестандартных ситуациях. Нам думается, что их специальное психологическое исследование может помочь выявлению законов процесса образного отражения. Следующая фундаментальная проблема психологии, с которой мы столкнулись в своем исследовании, —это проблема взаимоотношений осознаваемого и неосознаваемого, или сознания и подсознательного. Она является уже многие годы ареной острой борьбы, и не только в психологии. Было время, когда подсознательному приписывалась основная роль в детерминации поведения, и это считалось материалистическим подходом, пытались даже найти общее в марксизме и фрейдизме. Позднее отрицалась даже самая реальность бессознательного, эта проблема выпала из психологии вообще. Впрочем, в экспериментальных исследованиях оставались косвенные намеки на нее (например, в исследованиях непроизвольного запоминания и воспроизведения), но только намеки. В последние годы ситуация изменилась, проблема вновь стала привлекать внимание психологов.

Нередко сама проблема жестко связывается с фрейдизмом (если кто–то утверждает реальность бессознательного, значит, он фрейдист). Но нет никаких оснований считать концепцию 3. Фрейда единственно возможным вариантом решения этой проблемы. Проблема есть проблема, а концепция есть концепция. Иногда проблему "сознательное—бессознательное" однозначно связывают с проблемой "социальное—биологическое". То, что в поведении человека детерминируется социально, осознается, а то, что биологически, не осознается. В действительности взаимосвязи здесь гораздо более сложные, в них еще предстоит разобраться. Как бы там ни было, но вряд ли можно отрицать, что отношение "осознаваемое—неосознаваемое" (мы предпочитаем пользоваться этими терминами) является особым измерением психического отражения и поведения. Подчеркнем, что это измерение определяется именно парой полярных понятий. Правдоподобно также допустить, что отношения между "полюсами" градуальны.

Излагая результаты исследования, мы подчеркивали значение осознания летчиком ситуации, своих действий и своего состояния для

    '64

эффективной и надежной деятельности. В то же время говорилось, что наиболее опасны неосознаваемые ошибки, что в стрессовых ситуациях зона осознаваемого сужается и т. д. Каждый раз, как только мы обращались к вопросу о том, что и почему осознается, сразу же возникал и другой вопрос: а что и почему не осознается?

Не осознается же, по–видимому, очень многое: и потому, что этого требует деятельность (шире—поведение), и условия, в которых она выполняется. Здесь допустим аргумент от противного: в самом деле, если бы человек в каждый момент осознавал все, что он воспринимает (припоминает и осмысливает) до деталей, а также то, что он делает, и тоже до деталей (до элементарного мышечного сокращения), тогда деятельность вряд ли могла бы состояться. Р этой связи невольно вспоминается притча о сороконожке.

Проведенные нами эксперименты и наблюдения дают основание утверждать, что система психической регуляции деятельности включает как осознаваемые, так и неосознаваемые компоненты. В книге подчеркивалась роль произвольного нацеленного контроля (осуществляемого, конечно, осознанно) в организации адекватных действий и преодолении некоторых негативных эффектов (например, иллюзий), а в этой связи—особая опасность неосознаваемых ошибок. Но мы наблюдали и другое. При определенных условиях неосознаваемые (или слабо осознаваемые) действия, если они были адекватны ситуации, оказывались весьма надежными и эффективными, выручая летчика в трудную минуту.

Наблюдения и эксперименты в совокупности позволяют думать, что соотношение осознаваемого и неосознаваемого чрезвычайно динамично; оно изменяется (и иногда довольно резко) от момента к моменту: то, что в данный момент не осознавалось, через краткий интервал времени становится четко осознаваемым, и наоборот. В этой связи возникает проблема взаимоотношений прерывного и непрерывного в динамике психического процесса (см. [22]). Отметим, что предметом осознания может стать любой элемент ситуации и деятельности, если он, конечно, воспринимается или извлекается из памяти. Казалось бы, даже сложившиеся на ранних стадиях развития человека и поэтому очень "глубоко спрятанные" от сознания, не замечаемые в обычных условиях "детали поведения" при изменении этих условий становятся предметом сознания; примером здесь может быть изменение соотношений воздействий гравитации и перегрузок в полете, благодаря которым обычно неосознаваемые проприоцептивные и кинестетические сигналы как бы врываются в "сферу сознания". Бывает и наоборот: значимый и достаточно броский сигнал длительное время не замечается, не осознается или долго оказывается на периферии сознания (например, красная 'лампа, сигнализирующая об отказе двигателя).

Для рассматриваемой проблемы могут представить интерес также данные о резком сужении зоны осознаваемого и фиксации сознания на какой–то иногда незначительной детали, возникающей при изменении психического состояния. Чтобы понять, каким законам подчиняется динамика "осознаваемого—неосознаваемого", необходимо специальное фундаментальное исследование. Здесь может быть полезным полученный при анализе экспериментальных данных вывод о том, что в образе, регулирующем деятельность, в каждый данный момент есть актуально значимые (и обычно осознаваемые) и потенциально значимые компоненты (обычно неосознаваемые или осознаваемые слабо). К сожалению, пока еще психология не располагает достаточно строгими и надежными методами, позволяющими вскрывать соотношение "осознаваемое—неосознаваемое". При разработке методов важно иметь в виду, что оно, это соотношение, принадлежит не только к иерархии основных уровней психического отражения, но и к каждому из них: и к восприятию, и к представлению, и к мышлению.

Иногда неосознаваемое, подсознательное понимается как нечто трансцендентное или как находящаяся вне опыта, не управляемая человеком сила, давящая на него. На наш взгляд, ничего такого, что не поддавалось бы научному анализу, в подсознательном нет. Подсознательное—это спрессованный индивидуальный опыт человека, накопленный им в течение жизни и извлекаемый из "глубин памяти", когда этого требуют обстоятельства. Именно на пути исследования того, как накапливается, хранится и трансформируется опыт, с нашей точки зрения, и можно найти подходы к изучению измерения "осознаваемое—неосознаваемое". Это, конечно, чрезвычайно трудная научная задача, но ее все же можно немного упростить, ограничившись, например, исследованием процесса накопления профессионального опыта.

Заканчивая краткий перечень общетеоретических проблем, к которым нас привело исследование, изложенное в книге, обратим внимание еще на одну. Это—проблема системной детерминации психики. Уже отмечалось, что в ходе научного анализа необходимо выявить не только причинно–следственные, каузальные связи изучаемых объектов, хотя это и главная задача, поскольку именно на этом пути прежде всего раскрываются законы (подробнее см. [100]). Но анализ не может ограничиваться только ими. Необходимо раскрыть и другие связи, другие детерминанты: условия (условие и обусловленное), общие и особые предпосылки, внешние и внутренние факторы, опосредствующие звенья и т. п.

Исследование регулирующего образа в летной деятельности может быть иллюстрацией высказанного положения. Основная цепочка каузальных связей в нашем случае— это "предмет — его субъективный образ — действие". Она относится, по–видимому, к тому варианту причинности, который называют информационным [100, 148]. Но образ, например пространственного положения, возникает не как прямой результат воздействия предмета: он формируется на базе общей предпосылки: генетически (в широком смысле этого слова) сложившегося способа ориентации в земном пространстве и соответствующего механизма. Его особой предпосылкой является складывающийся у летчика новый способ ориентации. Как было показано, динамика образа зависит от конкретных условий в разных вариантах полета: визуального и приборного, ручного в автоматического и т. д. Примером влияния внешнего фактора на процесс образного отражения может быть нестандартная ситуация, которая изменяет направление развития этого процесса, а примером внутреннего—изменяющееся в такой ситуации психическое состояние. Опосредствующим звеном в формировании образа пространственного положения служит осознание положения при измененной афферентации; отметим, что, будучи опосредствующим звеном, необходимым на начальной ступени овладения летной деятельностью, оно позднее (когда сформирован новый способ ориентации) утрачивает свое значение. Но дело, конечно, не только в примерах. Проведенное исследование позволяет предполагать, что соотношение разных детерминант очень динамично. То, что в одних обстоятельствах было следствием или условием, может стать причиной или компонентом, специальной (или общей) предпосылкой, фактор—опосредствующим звеном или причиной и т. д. Возможное число переходов, превращений и вариантов здесь велико.

Общие суждения о детерминации, требующие дальнейшей разработки, на наш взгляд, очень важны для изучения системы психической регуляции деятельности в целом. Мы ведь исследовали только один ее компонент—образ. Но эта система включает и многое другое: потребности и мотивы, субъективные отношения и т. д. Однако изучение системы психической регуляции деятельности— это новая задача.

Сказанное позволяет считать, что результаты прикладного исследования могут быть использованы не только для решения практических задач, но и для разработки теоретических проблем. Вместе с тем в психологии, как ив других науках, есть такие проблемы, которые в принципе не могут быть решены при помощи методов лабораторного эксперимента; их решение требует обращения к изучению реальной жизни. К числу таких проблем относится и проблема образа. На современном этапе развития психологии все более отчетливым становится требование взаимосвязи теории и практики, фундаментальных и прикладных исследований. От того, как оно будет реализовано, зависят перспективы развития психологии— ведущей науки в системе конкретных наук о человеке. ЛИТЕРАТУРА

    1. Маркс К... Энгельс Ф. // Соч. 2–е изд. Т. 23.
    2. Ленин В. И. Полное собр. соч. Т. 18.
    3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29.

4. Александров М. Д. О характеристике пространственных порогов зрительного восприятия // Учен. зап. ЛГУ. 1953. N 147.

5. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М. : Наука, 1976. 272 с. 6. Ананьев Б. Г. Пространственное различение. Л. : Изд–во ЛГУ, 1955. 188 с. 7. Ананьев КГ. Психология чувственного познания. М. : Изд–во АПН РСФСР, I960. 486 с. 8. Ананьев КГ. Теория ощущений. Л. : Изд–во ЛГУ, 1961. 456 с. 9. Ананьев КГ. Избранные психологические труды: В 2 т. М. : Педагогика. 1980. Т. 1. 230 с. ; Т. 2, 287 с.

10. Анохин П. К. Опережающее отражение действительности. // Вопр. философии. 1962. N 7. С. 97—1 II. II. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М. : Медицина, 1968. 547 с. 12. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1975. 447 с. 13. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избр. тр. М. : Наука, 1978. 400 с.

14. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М. : Наука, 1980. 197 с. 15. Базанов П. Чтобы модель была зримой // Авиация и космонавтика. 1977. N 10. С. 6—9. 16. Бездетное Н. Тип индикации. Какой лучше? // Авиация и космонавтика. 1976. N 10. С. 20—21. 17. Береговой Г. Т. Ориентировка в атмосфере и космосе // Авиация и космонавтика. 1981. N 10. С. 34—35.

18. Береговой Г. Т... Завалова Н. Д... Ломов Б. Ф... Пономаренко В. А. Экспе–риментально–психологические исследования в авиации и космонавтике/Под ред. Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова. М. : Наука. 1978. 303 с.

19. Бережной И. А. Лазер ведет на посадку // Гражд. авиация. 1978. N 9. С. 26— 27. 20. Бернштейн И. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М. : Медицина, 1966. 349 с.

21. Бессознательное: Природа, функции, методы исследования // Под ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бас–сина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1. 786 с. ; Т. 2. 686 с. ; Т. 3. 796 с. 22. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М. : Мысль, 1979. 230 с. 23. Бутенко Г. Ф. , Скибин Г. Г. Зависит от типа индикации // Авиация и космонавтика. 1977. N II. С. 32—33. 24. Бушурова В. Е. О взаимодействии анализаторов в формировании так называемого "чувства времени" // Материалы Ленингр. зональной психол. конф. Л. : Изд–во ЛГУ, 1980. 25. Вальдман А. В. , Мартынихин А. В. ' Исследование действий психотропных средств на психофизиологические характеристики операторской деятельности в условиях эмоционального напряжения // Фармакологическая коррекция процессов утомления. М. : Изд–во АМН СССР, 1982. С. 23 26. Василейский С. М. Ошибки изобретательной мысли в психологическом освещении // Материалы унив. психол. конф. Л. : Изд–во ЛГУ, 1949. С. 38–42. 27. Васильев П. В. , Глод Г. Д. Вопросы психофизиологической регуляции состояния человека–оператора в авиакосмической медицине // Фармакологическая коррекция процессов утомления. М. : Изд–во АМН СССР, 1982. С. 23.

28. Вейт P. , Де Луччи М. Лабиринтный и проприоцептивный аспекты авиационной и космической медицины // Авиационная космическая медицина / Под ред. А. А. Гюрджиана. М. : Изд–во МО СССР, 1975. С. 15—35. 29. Ведичковский Б. М. Зрительное восприятие в реальном масштабе времени // Проблемы инженерной психологии и эргономики. Ярославль: Изд–во ЯГУ, 1974. С. 89—90. 30. Венда В. Ф. Инженерная психология и синтез системы отображения информации. 2–е изд. М. : Машиностроение, 1982. 334 с. 31. Венда В. Ф. , Зазыкин В. Г. Проблема стабильности систем "человек—машина" / / Психол. журн. , 1982. Т. 3. N 5. С. 82—96. 32. Ворона А. А... Алешин С. В. , Саф–ронов А. М. О психофизиологической природе "чувства самолета" // Космич. биология и авиакосмич. медицина. 1984. N 5. С. 14—18.

33. Вудсон У. , Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников–конструкторов. М. : Мир. 1968. С. 517. 34. Гамезо М. В. , Рубахин В. Ф. О роли пространственных представлений при чтении топографической карты и дешифрировании аэрофотоснимков // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М. : Изд–во АПН РСФСР, 1961. С. 172—178. 35. Гелдерштейн С. Г. "Чувство времени" и скорость двигательной реакции. М. : Медицина, 1958. 148 с. 36. Гелдерштейн С. Г. Антиципация в свете проблемы бессознательного // Проблемы сознания. М. : Наука, 1966. С. 305—316.

37. Гератеводь 3. Психология человека в самолете. М. : Изд–во иностр. лит. 1956. 375 с. 38. Голубев Г. Г. Вопросы методики летного обучения. М. : Оборонгиз, 1953. 400 с. 39. Горбов Ф. Д. , Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М. : Медгиз, 1975. 207 с. 40. Горбов Ф. Д. , ЧайноваЛ. Д. О "трудных" состояниях, возникающих в задачах сложного различения при лимитированной деятельности // Вопр. психологии. 1960. N 6. С. 123. 41. Гордеева Н. Д... Девишвили В. М. , Зинченко В. П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. М. : ВНИИТЭ. 1975. 174 с. 42. Гримах Л. П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М. : Наука, 1978. 272 с. 43. Громов М. М. Через всю жизнь // Новый мир. 1977. N 1—3.

44. Доброленский К). П. , Пономаренко В. А... Завалова Н. Д... Туваев В. А. Методы инженерно–психологических исследований в авиации. М. : Машиностроение, 1975. 280 с. 45. Доброленский Ю. П... Пономарей–ко В. А. Образ полета // Авиация и космонавтика. 1976. N 4. С. 18—19. 46. Душков Б. А. , Ломов Б. Ф. Изменение ориентировки человека в пространстве и времени при гипокинезии сенсорной изоляции // Проблемы сенсорной изоляции /Под ред. А. А. Смирнова, Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицына. М. : Наука, 1970. С. 186—200.

47. Дымерский В. Я. О применении воображаемых действий // Вопр. психологии. 1955. N 6. С. 49—61. 48. Егоров А. С... Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. Л. : Наука, 1973. 131 с. 49. Ена А. Поверил иллюзии // Авиация и космонавтика. 1977. N 4. С. 12—13. 50. Забродин Ю. М. Методологические проблемы исследования и моделирования функциональных состояний человека–оператора // Психические состояния и эффективность деятельности. М. : Изд–во АН СССР, 1983. С. 3—27. 51. ЗавалишинаД. Н... Ломов Б. Ф. , Рубахин В. Ф. Уровни и этапы принятия решения // Проблемы принятия решения. М. : Наука, 1976. С. 16—32.

52. Завалова Н. Д... Ломов Б. Ф. , Пономаренко В. А. Принцип активного оператора и распределение функций между человеком и автоматом // Вопр. психологии. 1971. N 3. С. 3—12.

53. Завалова Н. Д. , Пономаренко В. А. Структура и содержание психического образа какмеханизма внутренней регуляции предметных действий // Психол. журн. 1980. Т. 1. N 2. С. 5—18.

54. Завалова Н. Д... Пономаренко В. А. Специфика психического образа, регулирующего действия человека в условиях искажений аффереитации // Вопр. психологии. 1984. N 2. С. 26—35. 55. Зазыкин В. Г. О возможности создания инвариантных систем "человек— машина" // Психол. журн. 1984–. Т. 5. N 2. С. 76—84. 56. Запорожец А. В. Происхождение и развитие сознательного управления движениями у человека // Вопр. психологии. 1958. N 1. С. 3—II.

57. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М. : Изд–во АПН РСФСР, 1960. 429 с. 58. Запорожец А. В... Венгмр Л. А... Зин–чемко В. П. , Рузская А. Г. Восприятие и действие. М. : Просвещение, 1967. 322 с. 59. Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М. : Наука, 1966. 114 с. 60. Зимкин Н. В. Психофизиологическая оценка шкал на циферблате авиаприборов // Тр. Центр, лаб. авиац. медицины. ГВФ, 1937. Т. 2.

61. Зинченко В. П. , Леонтьев А. Н. , Панов Ю. Д. Проблемы инженерной психологии // Инженерная психология. М. : Изд–во МГУ, 1964. С. 5—23. 62. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М. : Изд–во АПН РСФСР, 1961. 562 с. 63. Зорин В. И. , Куприянов А. А. Действие длительных произвольных ускорении на навыки управления // Военно–мед. журн. 1972. N 6. С. 89—94. 64. Иванов С. С. Нужен образ полета // Авиация и космонавтика. 1977. N 3. С. 12— 13. 65. Инженерная психология в военном деле. М. : Воениздат, 1983. 224 с. 66. Инженерная психология в применении к проектированию оборудования: Пер. с англ. М. : Машиностроение, 1971. 408 с.

67. Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение /Под ред. Б. Ф. Ломова. М. : Наука, 1977. 304 с.

68. Инженерно–психологические требования к системам управления. / Под ред. В. М. Мунипова. М. : ВНИИТЭ. 1967. 264 с.

69. Калмыков В. С автоматикой и без нее // Авиация и космонавтика. 1977. N 10. С. 14—15. 70. Картамышев П. В... Тарасов А. К. Методика летного обучения. М. : Транспорт, 1974. 312 с. 71. Качоровский И. Б. Наедине с собой // Авиация и космонавтика. 1977. N 2. С. 20—22. 72. Качоровский И. Б. Образ полета или приборный аналог? // Авиация и космонавтика. 1976. N 8. С. 14—15. 73. К истории отечественной авиационной психологии: Документы и материалы /Под ред. К. К. Платонова. М. : Наука, 1981. 318 с.

74. Комендантов Г. Л. Физиологические основы пространственной ориентировки. Л. : ВМОЛА, 1959. 64 с. 75. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М. : Наука, 1980. 256 с. 76. Копанев В. И. Что дал эксперимент? // Авиация и космонавтика. 1977. N 3. С. 12. 77. Космолимский Ф. П. , Деревянко Е. А. Утомление летного состава. М. : Воениздат, 1962. 96 с. 78. Кравков С. В. Взаимодействие органов чувств. М. : Изд–во АН СССР, 1948. 128 с. 79. Крылов А. А. Человек в автоматизированных системах управления. Л. : Изд–во ЛГУ, 1972. 192 с. 80. Крылов А. А. , Юсупов И. М. Овлиянии субъективного пространственного образа на эффективность деятельности оператора (пилота) // Проблемы инженерной психологии и эргономики. Вып. 1. Тезисы к IV Всесоюз. конф. Ярославль: Изд–во ЯГУ, 1974. С. 168—171. 81. Крюков Н. , Кремень М. Метод опорных точек // Авиация и космонавтика. 1983. N 6. С. 26—27; N 7. С. 27—28. 82. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М. : Политиздат, 1980. 312 с.

83. Лапа В. В. , Черняков Г. М. Динамика нарушений деятельности летчика при гипоксии // Космич. биология и авиа–космич. медицина. 1978. N 6. С. 14—18.

84. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М. : Просвещение, 1964. 344 с. 85. Леонтьев А. Н. Психический образ и модель в свете ленинской теории отражения // Вопр. психологии. 1970. N 2. С. 37.

86. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с. 87. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вести. МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. N 2. С. 3—13. 88. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М. : Педагогика, 1983. Т. 1. 392 с. ; Т. 2. 320 с.

89. Леонтьев А. Н. , Ломов Б. Ф... Кузьмин В. П. Психология и научно–технический прогресс // Коммунист. 1976. N 6. С. 78—82. 90. Литвак И. И... Ломов Б. Ф... Соловейчик И. Е. Основы построения аппаратуры отображения в автоматизированных системах. М. : Сов. радио, 1975. 350 с.

91. Логвиненко А. Д. Перцептивная деятельность при инверсии сетчаточного образа // Восприятие и деятельность. М. : Изд–во МГУ, 1976. С. 209—267.

92. Логвиненко А. Д. , Жедунов Л. Г. Адаптация к инверсии сетчаточных изображений // Вопр. психологии. 1981. N 6. С. 83—92.

93. Ломов Б. Ф. Человек и техника: (Очерки инженерной психологии). 2•“ изд. М. : Сов. радио, 1966. 464 с. 94. Ломов Б. Ф. О структуре процесса опознания сигнала // Материалы XVIII Междунар. конгр. по психологии. Обнаружение и опознание сигнала. Симп. 16. М. : Изд–во МГУ, 1966. С. 135—142. 95. Ломов Б. Ф. О роли практики в развитии теории общей психологии. // Вопр. психологии. 1971. N 1. С. 26— 35.

96. Ломов Б. Ф. Деятельность человека–оператора в . системах "человек—машина" // Вести. АН СССР. 1975. N 1. С. 51—60. 97. Ломов Б. Ф. О проектировании трудовой деятельности человека. Физиология труда // Материалы V Всесоюз. конф. по физиологии труда. М. : Наука, 1967. С. 192. 98. Ломов Б. Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода // Инженерная психология. М. : Наука, 1977. С. 31—54.

99. Ломов Б. Ф. Развитие техники и проблемы психологии // Вести. АН СССР. 1981. N 2. С. 30—40. 100. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1984. 444 с. 101. Ломов Б. Ф... Грузное Ю. Г... Кремень М. А. О пространственной ориентировке человека при непрерывном изменении положения тела // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М. : Педагогика. 1970. С. 133—138.

102. Ломов Б. Ф. , Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М. : Наука, 1980. 279 с. 103. Марищук В. Б... Платонов К. К. , Плотницкий Е. А. Напряженность в полете. М. : Воениздат, 1969. 117 с. 104. Медников В. Н. Маневрирование на самолете–истребителе. М. : Изд–во МО СССР, 1975. 326 с. 105. Медников В. Н. Что отобразил плакат? // Авиация икосмонавтикв. 1978. N 6. С. 26—27. 106. Методология исследований по психологии труда и инженерной психологии /Под ред. А. А. Крылова. Л. : Изд–во ЛГУ, 1974. 148 с.

107. Методы исследований по психологии труда и инженерной психологии/Под ред. А. А. Крылова. Л. : Изд–во ЛГУ. Ч. 1. 1974. Ч. 2. 1975.

108. Моросанова В. И. Образ динамического объекта и его оперативность: Автореф. дм... .. канд. психол. наук. М. : Изд–во МГУ, 1975. 17 с.

109. М. Мунипов В. М. , Демиляк В. И... Оше В. К. Стандартизация, качество продукции и эргономика // Социально–экономическая значимость внедрения эргономических требований. М. : Изд–во стандартов 1982. С. 175—183. 110. Никифоров Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека–оператора. Л. : Изд–во ЛГУ, 1977. 112 с. 111. Обозное А. А... Разумов А. Н. Исследование зависимости способа переработки информации летчиком от особенностей оформления индикаторов пространственного положения: Тез. докл. на V Всесоюз. коиф. по авиац. медицине. Калуга, 1975. Т. 1. С. 114–117. 112. Обозное А. А. Исследование условий выявления летчиками критических ситуаций полета: Автореф. дис... .. канд. психол. наук. М. , 1978. 29 с.

II 3. Основы инженерной психологии: Учебник для ВУЗов /Под ред. Б. Ф. Ломова. М. : Высшая школа. 1986. 447 с.

114. Осязание в процессах труда и познания/ Под ред. Б. Г. Ананьева. М. : Изд–во АПН РСФСР, 1959. 263 с. 115. Ошанин Д. А. Предметное действие и оперативный образ: Автореф. дис... .. д–ра психол. наук. М. : Изд–во АПН СССР, 1973. 31 с. 116. Павлов И. П. Поли. собр. тр. Т. 3, кн. 1. М. ; Л. : Изд–во АН СССР, 1951. 117 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Просвещение, 1969. 659 с. 118. Пиаже Ж. Антиципирующая деятельность // Эксперим. психология/Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. М. : Прогресс. 1976. Вып. 6. С. 43—46.

119. Платонов К. К. Психология летного труда. М. : Воениздат, 1960. 350 с. 120. Платонов К. К. Система психологии и теории отражения. М. : Наука, 1982. 809 с. 121. Пономаренко В. А... Черняков Г. М. , Кострица В. Г. Психические состояния оператора как предмет инженерно–психических исследований // Вопр. кибернетики. М. 1982. С. 131. 122. Пономаренко В. А. , Завадова Н. Д. Готовность к опасности // Авиация и космонавтика. 1970. N 3. С. 10—II. 123. Пономаренко В. А... Завадова Н. Д. Летчик и проблемы инженерной психологии // Вести, противовоздуш. обороны. " 1966. N 1. С. 48—53.

124. Пономаренко В. А. , Лапа В. В. Изучение познавательных процессов оператора как основа разработки требований к сигнальным устройствам // Техн. эстетика. 1974. N 5. С. 13—15. 125. Попов В. А. , Пономаренко B. A. , Завалова Н. Д. Когда земля рядом // Авиация и космонавтика. 1967. N 3. С. 41—44. 126. Практическая аэродинамика маневренных самолетов/Под ред. Н. М. Лысенко. М. : Изд–во МО СССР, 1977. 439 с.

127. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений /Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, М: : Изд–во АПН РСФСР, 1961. 197 с. 128. Проблемы сенсорной изоляции /Под ред. А. А. Смирнова, Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицына. М. : Наука, 1970. 204 с.

129. Психологические состояния. Л. : Изд–во ЛГУ, 1981. 84 с. 130. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М. : Физкультура и спорт, 1969. 88 с.

131. Рубахин В. Ф. Психологические основы переработки первичной информации. Л. : Наука, 1974. 296 с.

132. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. : Учпедгиз, 1946. 704 с. 133. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М. : Изд–во АН СССР, 1957. 328 с. 134. Сеньков Е. Если образ полета искажается // Авиация и космонавтика. 1976. N 6. С. 10—II. 135. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М. : Госполитиздат, 1947. 433 с. ; 1957. 236 с.

136. Симонов П. В. Эмоциональный мозг: Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М. : Наука, 1981. 215 с.

137. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М. : Просвещение. 1966. 422 с. 138. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вести. МГУ. Сер. 14, Психология. 1981. N 2. С. 15—29. 139. Сосновикова Ю. С. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека // Вопр. психологии. 1968. N 6. С. 112.

140. Сталин В. В. Исследование порождения значительного пространственного образа // Восприятие и деятельность. М. : Изд–во МГУ, 1976. С. 101—208.

141. Справочник по инженерной психологии. М. : Машиностроение, 1982. 368 с. 142. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М. : Педагогика, 1975. 208 с. 143. Сурков Е. Н. Антиципация в спорте. М. : Физкультура и спорт, 1982. 145 с. 144. Сурков Е. Н. , Пуни А. Ц. , Захарянц Ю. З. Электромиографическое исследование представления движений при овладении гимнастическими упражнениями // Вопр. психологии. 1961. N 4. 145. Сычев В. Обучение полету. М. : Изд–во ДОСАРМ. 1950. 193 с. 146. Теницкий Н. Т. Не собирать стрелки // Авиация и космонавтика. 1977, N 8, с. 22— 23. 147. Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М. : Изд–во АПН РСФСР, 1961. 535 с. 148. Украинцев Б. С. Самоуправляемые системы и причинность. М. : Мысль, 1972. 149. Уфлянд Ю. М. Физиология двигательного аппарата человека. М. : Медицина, 1965. 363 с. 150. Ухтомский А. А. Соч. Л. : Изд–во ЛГУ, 1945. Т. 4. 221 с. ; 1954. Т. 5. 231 с. 151. Ухтомский А. А. Доминанта. М. : Наука, 1966. 273 с.

152. Францен B. C. , Егоров B. A. , Костюк Л. А. К вопросу о характере психического образа в летной деятельности // Вопр. психологии. 1967. N 2. С. 71—78.

153. Цуварев В. И. Образ полета есть! // Авиация и космонавтика. 1977. N 3. С. 12—14. 154. Чайнова Л. Д. Функциональный комфорт и его место в проблеме функциональных состояний // Методы и критерии оценки функционального комфорта. М. : ВНИИТЭ, 1978. С. 7. 155. Чебышева В. В. Совмещение действия при обучении сложному двигательному навыку. М. : Изд–во АПН РСФСР, 1958. Вып. 91. С. 170—197. 156. Шадриков В. Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. М. : Наука. 1983. 185 с.

157. Шемякин Н. Ф. Опсихологии пространственных представлений // Учен. зап. ГНИИ психологии. 1940, Т. 1, С. 197—236.

158. Эргономика. Принципы и рекомендации. М. : ВНИИТЭ, 1970. Вып. 1. 246 с. 159. Эпле Н. В. Влияние формы циферблатов и стрелок на восприятие показаний приборов // Тр. Центр, лаб. авиац. мед. ГВФ, М. 1937. Т. 2. С. 23–36.

160. Beringer D. B... Williges R. C... Ros–coe S. N. The transition of experienced pilots to a frequency–separated aircraft attitude display // Hum. Fact. 1975. Vol. 17, N 4, p. 401—414. 161. Brown R. C. Figure and ground in a two–dimensional display//J. Appl. Psycho). 1954, Vol. 38. P. 462—467. 162. Cane A. P. W. Electronic displays on the deck /Flight Int. 1968. Vol. 94, N 3102. P. 295—297. 163. Chapanis A. Research techniques in Human Engineering. Baltimore: John Hop–kins Press, 1959. 164. Fills P. M... Jones R. A. Psychological aspects of instrument displays: Analysis of 270 "pilot error" experienced in reading and interpreting aircraft instruments. (Ohio), 1947. Aeromedical Lab. Engineering Division. Air Material Command. Dayton. Rep. N RSEAA—694.

165. Frasse P. La role de l'incertitude et de la discriminabilite dans la reconnaissance perceptive// Annee psychol... 1967. Vol. 1. P. 61—72.

l66. Fogel L. J. A new concept: The Kinalog display system // Hum. Fact. 1959. Vol. 1. N 1. P. 30—37.

167. W. Hasbrook A. Н... Rasmussen P. G. Inflight performance of civilian pilots using moving–aircraft and moving–horison attitude indicators. Okla. City Federal Aviat. Admi–nistr. Offic. Av. Med. Civil. Aeromed. 1973. Rept. FAA–AM–73–9. 168. /псе F... Williges R. C... Roscoe S. N. Aircraft simulator motion and the order of merit of flight attitude and steering guidance displays // Hum. Fact. 1975. Vol. 17, N 4. p. 388—400. \69. Johnson S. L. , Roscoe S. N. What moves, the airplane or the world? // Hum. Fact. 1972. Vol. 14, N 2, P. 107—113. 170. Kraus R. Disorientation in flight // Aerospace Med. , 1959. Vol. 30, N 9, p. 664—673. 171. Mathey W. G. , Dougherty D. J. , Wil–lis J. M. Relative motion of element in instrument displays // Aerospace Med. 1963. Vol. 34, Nil. P. 1041—1046.

172. Poppen J. R. Equilibratory functions in instrument flying // J. Aviation Med. 1936. Vol. 7. N 6, P. 148—160.

173. Roscoe S. N... Johnson S. L. Moving horizon versus moving aircraft display: what's better? // Hum. Fact. 1972, Vol. 14. N 2, P. 114—129.

174. Roscoe S. N... Williges R. S...Motion relationship in aircraft attitude and guidance displays: A flight experiment // Hum. Fact. , 1975. Vol. 17, N 4. P. 374—387.

175. WelfordA. T. On the human demands of automation: Mental work conceptual model, satisfaction and training // Industrial and business psychology. Copenhagen. 1961. Vol. 5. 176. Within H. A. Perception of body position and of the position of the visual field /. / Psychol. Monogr. , 1949. Vol. 63, n 7. P. 1—46.

    Утверждено к печати Институтом психологии А Н СССР

Редактор А. Л. Куприянова Художник М. Р. Ибрагимов Художественный редактор Н. А. Фильчагина Технические редакторы Г. А. Фетисова. И. И. Джиоева Корректор Р. Г. У хина

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26