бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы бесплатно рефераты

15 см. - интимная зона.

40 см - личная зона.

120 см - социальная зона.

3 м - общественная зона.

5-я функция общения - приспособление в общении

под которой мы понимаем систему приемов (психологиче-ских, мимических, пантомимических, речевых, двига-тельных и др.), избираемую для организации адекватной ситуации системы общения.

Если проанализировать свой опыт общения, то можно убедиться в том, что многие неудачи вызваны именно неверным выбором приспособления в общении. Помните, психическое состояние парт-нера, его настроение, возраст, пол, ситуация требуют оп-ределенных приспособлений в общении, что в свою оче-редь предполагает постоянную направленность на че-ловека, наблюдательность.

Неверно выбранные приспособления в общении не-редко стимулируют конфликт. К примеру, кто-либо из членов семьи усталый приходит с работы, а вместо слов сочувствия слышит грубое: «Где так долго был (была)?» Не забывайте в этот момент о приспособлениях в общении.

6-я функция общения - эстетическая.

Человеческое общение не-сет в себе огромный эстетический заряд, оно вызывает эс-тетические переживания, или наоборот, негативное отно-шение к объекту общения. Эстетическое переживание пе-ревести на язык понятий чрезвычайно сложно, но тем не менее оно существует в системе человеческого взаимодей-ствия. Вкусовые, поведенческие, этикетные аспекты че-ловеческого общения неизбежно связаны с эстетическими переживаниями. Мы часто говорим «приятный человек», «прекрасный собеседник». Что мы, как правило, здесь имеем в виду? Конечно, в первую очередь, определенные нравственные характеристики человека, но одновремен-но и приятность человека в процессе общения. Вы, навер-ное, обратили внимание, что процесс общения с опреде-ленными людьми вызывает у вас переживания, которые трудно объяснить только информационной и другими функциями общения, -- это и есть переживания эстетиче-ские, обеспечивающие реализацию эстетической функ-ции общения.

Для того, чтобы плодотворно общаться с другими людьми, необходимо осознать не только внешние, но и

внутренние, личностные механизмы человеческого обще-ния, которые движут нашим взаимодействием, надо по-знать самого себя в общении с людьми, заглянуть самому в многоликое зеркало общения.

Психотерапевт В. Леви предлагает следующие ха-рактеристики общения, которые желательно учитывать в работе над собой:

-- уверенность в себе. Нужное самочувствие в любом положении с любым человеком;

-- умение слушать и смотреть, непрерывное тонкое ощущение собеседника;

-- творческая вежливость;

-- равновесие серьезности с юмором;

-- как во всяком искусстве: ничего лишнего, плюс то самое «чуть-чуть»;

-- дар привлекать людей. Обаяние;

-- достоинство;

-- естественность, искренность;

-- непрерывная инициатива в создании психологи-ческой атмосферы;

-- чувство меры;

-- говорить с каждым на его языке;

-- ответственность минус навязчивость;

-- умение доверять.

Эстетические особенности общения проявляются во всем: в организации форм общения, в языке как его уни-версальном средстве, эстетике слова. М. Горький вспоми-нал о случае, когда вдруг неожиданно померкла красота прекрасной женщины; вызывавшей восхищение окру-жающих: она заговорила, и ее речь оказалась такой без-вкусной и примитивной, что целостный эстетический об-раз красавицы растворился.

Эстетический тонус общения чрезвычайно важен. Се-годня он является не только желательным, но и необходи-мым, поскольку духовный мир современного человека стал сложным. В процессе общения своеобразно возникает и развивается эстетическая потребность человека, которая применительно к межличностному общению высту-пает как освоение человеком мира других людей на основе гармонии, целесообразности, гуманизма.

Значительно сложнее перевести эти духовные ценности в сферу практи-ческого взаимопонимания людей. Что здесь можно поре-комен,довать?_

1. Стремитесь быть приятным в общении. Это значит: внимательным, но не назойливым, предупредительным, но.не утомительным, деликатным, но не неуклюжим.

2. Организуя общение, пытайтесь представить, в ка-кой мере оно приятно для партнера, если оно приносит удовлетворение вам -- это еще не значит, что такие же ощущения испытывает собеседник.

3. Позаботьтесь об этикете общения: пространствен-ном положении, внешнем виде, опрятности, манерах. Здесь нет мелочей: умение приветствовать одного челове-ка или нескольких сразу, мужчину или женщину, умение пригласить на танец, оказать любезность и др.

4. Стремитесь постоянно видеть себя, как бы со сторо-ны -- это очень важно для самопознания собственной лич-ности в процессе общения.

5. Умейте «не замечать» недостатки других, оплош-ности в поведении, одежде, физические пороки, дефекты речи и др.

6. Следите за собственными интонациями: иногда именно из-за интонации возникает масса недоразумений, конфликтов и обид.

Соблюдение этих правил поможет вам по-настоящему эстетизировать процесс общения с другими людьми.

Нельзя забывать о том, что все функции человеческо-го общения:

- информационно-коммуникативная,

- органи-зация межличностных взаимоотношений,

- познание дру-гого человека,

- взаимовлияние,

- эстетическая -- выступа-ют в единстве. И если в процессе общения с другими людь-ми исключаются какие-либо его составляющие, то немед-ленно происходят «сбои» во всем механизме общения.

3. Давайте попытаемся проанализировать и так назы-ваемые субъективные предпосылки общения, которые активно работают в любой ситуации человеческого взаи-модействия.

Как правило, к ним психологи относят:

· уста-новки

· восприятие

· настроение

· взаимопонимание.

Установка - готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации ее удовлетворения. Установка как своеоб-разный психологический прожектор, она освещает всю периферию нашего общения. B ней проявляются сила, степень потребности общения с тем или иным человеком, реальные возможности удовлетворения потребности об-щения, выражается степень готовности к нему. Многие сейчас знают о своеобразной службе доверия, созданной психологами. Именно здесь наиболее ярко проявляется потребность человека в общении с другими, стремление, как говорится, отвести душу.

Установка должна носить творческий характер. В чем он заключается.

Во-первых, в немедленной реакции на необходимость контакта с дру-гим человеком.

Во-вторых, во внутренней готовности к разнообразным «поворотам» предстоящего общения.

В-третьих, в способности творчески осмыслить и интерпретировать личность другого человека.

В-четвертых, в уме-нии спрогнозировать результаты предстоящего общения.

Именно творчество в общении -- в познании другого чело-века, в обмене информацией, в способности познать парт-нера, оказать на него воздействие -- будет стимулировать развитие общительности как личностного качества.

Неверные установки способствуют возникновению психологических барьеров в общении, называемые барьерами отношения.

Какие же психологические барьеры отношений возникают иног-да у людей и как надо их преодолевать?

1. Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: вы внешне беспри-чинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или не-понятно по каким причинам. Следует установить возможные мотивы появления у вас такого отношения к че-ловеку и преодолевать их.

2. Барьер отрицательной установки. введенной в ваш опыт кем-либо из людей. Кто-то сообщил вам отрицательную информацию о каком-то человеке, и у вас складыва-ется негативная установка по отношению к человеку, о котором вы сами мало что знаете, не имеете опыта лично-го взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, вне вашего личного опыта общения с конкретным человеком и познания его личности, надо избегать.

К новым людям, с которыми вам предстоит общаться в течение определенного времени, надо подходить с пози-тивной, оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь окончательно в оценке человека только на мнение других. Стремитесь сами тщательно разобраться в личности человека, соотнесите полученную вами информацию с вашим личным впечатлением. Это поможет избежать межлично-стных конфликтов, которые нередко возникают именно в результате неверно сформированной у вас кем-либо нега-тивной установки.

3. Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный кон-такт с человеком, но вам как-то неловко. Что делать в этом случае? Выход один. Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъек-тивны, или носят слишком второстепенный характер (естественно, если нет принципиальных конкретных разно-гласий). После того, как такой анализ проведен, вступай-те в беседу, а затем обязательно проанализируйте: все ли в разговоре прошло успешно, непременно зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, связанные с низ-ким уровнем общительности.

4. Барьер «ожидания непонимания». Вы должны всту-пить в непосредственное взаимодействие с человеком в де-ловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: «А правильно ли вас поймет партнер?» Причем, здесь не-редко исходят из того, что партнер вас обязательно дол-жен понять неверно. Начинают прогнозировать последст-вия этого неверного понимания, предвосхищать неприят-ные ощущения, что, заметьте, теперь в собственном вооб-ражении выступает как неизбежная данность. В этом случае необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами со-держание беседы и по возможности устранить из нее те мо-менты или эмоциональные акценты, которые могут вы-звать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.

5. Барьер «неверных стереотипов». Нередко органи-зовать продуктивное взаимодействие с человеком мешает неверный стереотип восприятия определенных жизнен-ных явлений. Скажем: «Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет ».

Классическим примером установки такого рода, поро-дившей своеобразный психологический барьер, является случай, описанный A.П. Чеховым в рассказе «Смерть чиновника». Чиновник Червяков во время театрального спектакля чихнул и предположил, что обрызгал сидяще-го перед ним генерала. Теперь все мысли Червякова на-правлены на то, чтобы извиниться, а то вдруг генерал оби-дится... Очевидно сам генерал не придал значения этому происшествию, однако Червяков постоянно стремится извиниться. На что генерал резонно отвечает:

-- Ах, полноте... Я уж забыл, а вы все о том же!

Чем кончилась эта смешная и одновременно печаль-ная история, читатель помнит -- чиновник умер.

От таких стереотипов надо уходить. Стремитесь оце-нивать складывающуюся ситуацию общения в ее конк-ретном контексте, это поможет преодолеть данный барьер.

6. Барьер «возраста» -- типичный в системе обыден-ного общения. Возникает он в самых разнообразных сфе-рах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает того, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Вспомните, как люди постар-ше нередко осуждают поведение молодых, как бы забы-вая себя самих в этом возрасте. А кто помоложе, раздра-жаются, посмеиваются, в результате возникают осложне-ния в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия. Мы должны знать, что подо-бный барьер существует, и учитывать его в процессе обще-ния с людьми.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения и так называемых коммуникативных ба-рьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступа-ет к реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический об-рыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что передат-чик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барь-ере. Искажение информации, проходящей через одного человека, мо-жет быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек - ретрансляторов, искажение может быть существенным («испорченный телефон»).

Значительно большая возможность искажения связана с эмо-циями - эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, по-лучив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, пред-положениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова име-ют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

Можно говорить о существовании барьеров непонимания, соци-ально-культурного различия и барьеров отношения.

Возникновение барьеров непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фоне-тического непонимания порождает также невыразительная быст-рая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством зву-ков-паразитов.

Существует также семантический барьер непонимания, свя-занный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё "поле зна-чений", характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как "красота", "долг", "приличие" и т. д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значитель-но затруднять процесс общения, создавая семантический барьер не-понимания.

Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять крити-ческое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообраз-ной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей си-туации общения, с тем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.

Наконец, можно говорить о существовании логического барье-ра непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуж-дения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане мож-но говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" пси-хологической логики, о "детской" логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуни-катора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.

Как уже отмечалось выше, причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпре-тации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуника-ции. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой нацио-нальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возник-новения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реци-пиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мне-нию того или иного человека часто объясняется его низкой авторитет-ностью (например, знаменитое "яйца курицу не учат").

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9