бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Личность как субъект профессиональной деятельности бесплатно рефераты

В групповых и межгрупповых отношениях конфликт способ-ствует предотвращению застоя, служит источником нововведе-ний, стимулом развития, фактором стабилизации группы фактором интеграции. К основным путям предупреждения (профилактики) конфликтов следует отнести:

* Правильный подбор и расстановка кадров,

* Четкая организация труда.

* Особенности отношения руководителя к подчиненным

* Четкое знание каждым членом коллектива своих прав и обязанностей,

* Гласность в работе.

* Недопущение распространения некоторых отрицательных психологических явлений (слухи, сплетни, анонимки и т.п.),

Что касается последнего фактора, то речь идет о скрытом или открытом движении необъективной информации. Эти явле-ния возникают, когда есть интерес к чему-то, но не хватает объективной информации. Поэтому необходима оперативная объективная информация о всех происходящих в коллективе событиях.

К основным путям ликвидации конфликтов можно отнести'

* Административный.

* Педагогический.

* Способ "объективизация конфликта'' .

* Обращение к "третейскому судье".

* Способ организации сотрудничества.

Менеджеру, работающему с людьми, надо помнить, что лю-бые конфликты должны быть преодолены на принципи-альной основе. При выслушивании конфликтующих сторон следует быть максимально тактичным, учитывать индиви-дуальные особенности сторон. На одного лучше подейство-вать мягким обращением, уговором, другого скорее убе-дить. Можно использовать требование, предупреждение, но оно также должно быть выражено не в оскорбительной форме. При разрешении конфликта все в коллективе, в том числе и оппоненты, должны понять и осознать, кто прав, т.е. должна быть четко выражена истина, которая, как из-вестно, всегда одна.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Успех деятельности менеджера и бизнесмена во многом за-висит от знания ими индивидуально-психологических особенно-стей деловых партнеров. Что представляет собой человек как личность, каковы его потребности, интересы, цели -- все это далеко не праздные вопросы в работе предпринимателя. Для того, чтобы дать правильную оценку психологическим возмож-ностям партнеров и своим собственным силам и умениям, необ-ходимо иметь хотя бы общие представления о сущности и структуре личности,

Известно, что применительно к понятию "человек" использу-ются разные термины и определения" человек, индивид, лич-ность, индивидуум, индивидуальность. Из всех этих слов "чело-век" -- самое общее. Оно обозначает вид в биологической клас-сификации и поэтому представляет собой по преимуществу биосоциальную категорию. На биологическом уровне можно вы-делить категориальные пары "вид" -- "индивид", причем за жи-вотным индивидом закрепилось название "особь", а за челове-ком -- "индивидуум" или "индивид". Человеческий индивид -- представитель биологического вида "хомо сапиенс". Человек как индивид рассматривается с точки прения его природной орга-низации Человек рождается индивидом, а личностью становится в процессе социализации.

Личность -- социализированный индивид. Это социальное качество человека и сущность его не в уникальности как инди-видуума, а как раз в противоположном -- в социальности, сближающей его с подобными ему индивидами того же рода. Оно зависит от среды, в которой живет человек, социально-экономического строя, культуры, т.е. от многочисленных собст-венно социальных характеристик окружения. Человек как лич-ность рассматривается с точки зрения выполняемых им в об-ществе функций, ролей и места, занимаемого в общественной структуре. Поэтому категория, парная понятию "личность", -- это "общество".

Для обозначения неповторимости, оригинальности человечес-кой личности используется понятие "индивидуальность". Одна-ко некоторые ученые считают, что этим нельзя ограничиваться и под индивидуальностью следует понимать высший уровень развития личности, которого достигают не все люди.

Личность -- предмет исследования многих наук. Трудность выделения социально-психологического аспекта личностной проблематики состоит в том, что он в равной мере соприкаса-ется с социологическими подходами к рассматриваемой лично-сти и общепсихологическими исследованиями ее как целостно-сти психологических свойств и процессов. Социология исследу-ет личность со стороны ее де индивидуализированных свойств в качестве определенного социального типа. Социолога интересу-ет то общее, что "привязывает" личность к социальной группе, а не то особенное, что отличает ее от других членов группы. В этом смысле социологическое рассмотрение личности в какой-то мере противоположно общепсихологическому.

В отличие от социологии, общая психология исследует в лич-ности прежде всего и главным образом -- ее субъективное на-чало, внутреннюю природу, обусловленную социальными усло-виями, которые сами по себе предметом изучения здесь не яв-ляются.

При изучении личности в социальной психологии акцент де-лается на конкретно-исторические особенности психологиче-ских свойств и внутренней структуры личности как субъекта социальных отношений, взятого в определенных социально-конкретных обстоятельствах. Социальная психология, как пограничная область знаний, осуществляет синтез социологического и общепсихологического подходов в исследовании личности. Социальную психологию интересует процесс становления человека как личности.

Этот процесс -- социализация, которая начинается с первых минут жизни человека. Если человек исключен из системы со-циальных связей, он так и останется на уровне животного су-ществования, Примером тому могут быть дети, с рождения ли-шенные человеческого общения.

Социализация -- исторически обусловленный, осуществляе-мый в деятельности и общении процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Она может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправ-ленного формирования личности, так и в условиях стихийных воздействий на развивающуюся личность разных, иногда про-тивоположно направленных факторов общественной жизни.

Выделяют три сферы, в которых происходит становление че-ловека как личности. Это -- деятельность, общение, самосозна-ние. В сфере деятельности происходит расширение ее "катало-га", т.е. освоение человеком все новых видов деятельности, вы-явление и освоение наиболее значительных аспектов деятель-ности, их личностный выбор и на основе этого выбора -- подчи-нение всех остальных видов деятельности этому главному, сос-редоточение внимания на нем.

В сфере общения происходит расширение и углубление его связей, отмечаются различные личностные изменения. В сфере социализации осуществляется становление образа "Я" под вли-янием включения человека в разные социальные группы.

При рассмотрении проблемы становления лично-сти мы основываемся на методологическом положении Б.Г.Ананьева, согласно которому развитие личности, с одной стороны, «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция -- образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности,..С другой стороны, развитие лич-ности есть и все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств соразмерная прогрессирующей интеграции».

Теоретической основой концепции профессио-нального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф-Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А-Бода-лева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А-К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чи- , стяковой.

Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А.Маслоу, Дж.Сьюпера, Дж.Холланда,

На основе изучения работ данных исследовате-лей были определены следующие концептуальные по-ложения:

* профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловлен-ность;

* ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионально-го обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;

* процесс-профессионального становления личнос-ти индивидуально своеобразен, неповторим, одна-ко в нем можно выделить качественные особенно-сти и закономерности;

* профессиональная жизнь позволяет человеку реа-лизовать себя, предоставляет личности возможно-сти для самоактуализации;

* индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и не-нормативными событиями, случайными обстоя-тельствами, а также иррациональными влечения-ми человека;

* знание психологических особенностей професси-онального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биогра-фию, строить, творить свою историю.

Методологической основой проектирования кон-цепции стали принципы системного, личностно - деятельностного, событийного подходов к профессиональ-ному становлению, гуманистическая теория самоакту-ализации и самореализации личности.

Ключевыми понятиями концепции являются «лич-ность», «профессиональная деятельность», «професси-ональное становление личности», «профессия» и "про-фессиональное самоопределение». Рассмотрим трак-товку этих понятий.

В психологии существуют разные определения личности. В гуманистических психологических концеп-циях личность -- это человек как ценность, ради кото-рой осуществляется развитие общества.

Психологи биогенетической ориентации рассмат-ривают личность как индивида, обладающего опреде-ленными антропогенетическим и свойствами (задатка-ми, темпераментом, биологическим возрастом, полом, типом телосложения, нейродинамическими свойства-ми мозга и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

Представители социогенетической ориентации трактуют личность сквозь призму социализации чело-века, освоения им социальных норм и ролей, приобре-тения социальных установок и ценностных ориента-ции, формирования социального и национального ха-рактера.

Ученые персоногенетической ориентации анали-зируют личность в процессе ее самореализации, лич-ностного выбора, непрестанного поиска смысла жиз-ни. Большое значение придается активности личности, ее творческой направленности, индивидуальности.

Мы под личностью будем понимать индивида как субъекта социальных отношений и активной деятель-ности, наделенного свойствами, качествами, способно-стями, позволяющими реализовать себя.

Понятие профессиональное становление лич-ности в психологии еще не закрепилось. Мы будем понимать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воз-действий, профессиональной деятельности и соб-ственной активности, направленной на самосовер-, шенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удов-летворения, а также потребность в профессиональ-ном самосохранении.

Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профес-сионального становления субъекта деятельности. Та-ким образом, профессиональное становление субъек-та -- это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания профессиональной деятельности.

Решающее значение в становлении личности при-надлежит ведущей деятельности, Признание лично-сгкообразующей функции ведущей деятельности не-избежно приводит к выделению в непрерывном про-цессе становления личности периода, связанного с выбором подготовкой к выполнению и выполнением взрослым человеком одного типа деятельности -- про-фессиональной. Превращение профессиональной де-ятельности в ведущую зависит от социально-экономи-ческих отношений, социальной ситуаций, позиции личности. Этот период занимает большую часть жизни человека. Траектория судьбы человека, его счастье, са-мочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяются удов-летворенностью содержанием профессиональной де-ятельности, отношением к ней личности, уровнем про-фессиональных достижений. Можно сказать, что для большинства людей основой развития личности в зре-лом возрасте становится профессиональная деятель-ность.

Профессиональная деятельность -- это социаль-но значимая деятельность, выполнение которой требу-ет специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профес-сиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии.

Профессия -- социально ценная область приложе-ния физических и духовных сил человека, позволяю-щая ему получать взамен затраченного труда необхо-димые средства для существования и развития.

Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как специалиста и профессионала.

Специалист -- это профессионально компетент-ный работник, обладающий необходимыми для каче-ственного и производительного выполнения труда зна-ниями, умениями, качествами, опытом и индивидуаль-ным стилем деятельности.

Профессионал -- работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, от-ветственностью и профессиональной надежностью. Концептуальным понятием нашего исследования является профессиональное самоопределение, которое трактуется как самостоятельное и осознанное согласо-вание профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессио-нального труда, а также нахождение смысла выполня-емой деятельности в конкретной социально-экономичес-кой ситуации,

Е.А.Климов, анализируя понятие «профессиональ-ное самоопределение», подчеркивает, что это не одно-кратный акт принятия решения, а постоянно чередую-щиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профес-сии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и кор-рекции профессиональной жизни человека'.

Профессиональное становление личности обога-щает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биогра-фии значительность. Но, как всякий развивающийся процесс, профессиональное становление сопровожда-ется деструктивными изменениями: кризисами, стаг-нацией и деформациями личности. Эти деструктивные изменения обусловливают прерывность и гетерохронность (неравномерность) профессионального развития личности, носят нормативный и ненормативный харак-тер. Профессиональное становление обязательно со-провождается случайностями, непредвиденными об-стоятельствами, которые иногда кардинально меняют траекторию профессиональной жизни человека.

В настоящее время развитие отечественной психологии пережи-вает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации приве-ло к необходимости пересмотра некоторых методологических ос-нов, отказу от догматической ориентации на диалектический ма-териализм в ущерб другим философским школам. Точно так же как и в мировой науке, не оправдались полностью надежды, которые возлагались на естественно-научную психологию, что привело к возрождению ее гуманитарной направленности. В то же время ведущие отечественные научные школы сохранили свое значение и плодотворно развиваются, хотя и в несколько модифицирован-ном виде.

С необходимостью встал вопрос о развитии исследований таких проблем, как психология личности, ее социализация и формиро-вание социальной и личностной идентичности, что привело к рас-цвету социальной а этнической психологии. Именно эти направления в большей степени, нежели когнитивная психология, испытали давление со стороны официальной идеологии, поэтому современ-ная ситуация, свободное общение с зарубежными коллегами и знакомство с новыми направлениями (прежде всего, с гуманисти-ческой психологией и французской школой социальной психоло-гии) интенсифицировали исследования российских ученых.

Серьезные проблемы в настоящий момент стоят перед отечест-венной практической психологией, причем эти проблемы во мно-гом напоминают вопросы, которые вставали перед российской наукой в 20-е годы XX в. Прежде всего, это вопросы диагностики, модификации тестов и психотерапевтических технологий. Отсутст-вие квалифицированных кадров и низкий уровень психологиче-ской грамотности приводят к тому, что применение тестов часто не объективно, а психотерапия не дает удовлетворительных резуль-татов. В то же время возрастающая потребность в грамотной психологической помощи стимулировала развитие медицинской психологии, которая за последние годы добилась значительных успехов.

Таким образом, перед отечественной психологией стоят важные задачи, которые она в состоянии решить, сохраняя и развивая на-учные традиции и достижения российских научных школ, обога-щенных опытом мировой психологической науки. Состояние оте-чественной психологии, которое мы попытались отразить в этой главе, доказывает, что ее потенциальные возможности огромны.

Страницы: 1, 2