бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Личность как субъект профессиональной деятельности бесплатно рефераты

Личность как субъект профессиональной деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

Личность - общение и формирование.

В последнии годы ученые, представляющие различные области советской психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вме-сте позволят достаточно исчерпывающе охватить феноменологию, закономерности и механизмы общения.

Благодаря их усилиям психология в послед-ние годы была обогащена рядом общих и более частных фактов, которые, будучи рассмотрены с позиций целостной теории развития человека как индивида и как личности, очень убедительно показывают предельно необходимую роль обще-ния в формировании многих важных характери-стик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.

Задача этой работы заключается в том, чтобы последовательно рассмотреть все эти факты и по-пытаться проследить, каким образом и почему общение выступает наряду с трудом совершенно обязательным личностно формирующим факто-ром и вместе с тем, что нужно делать, чтобы уси-лить его значение в воспитании.

Некоторым психологам может показаться, что поставленная задача не за-служивает специального внимания ни ученых-психологов и педагогов, ни воспитателей-практиков. Представляет-ся, что они ошибаются, и вот почему. После того как в советской психологии - а под ее влиянием и в педагогике- утвердилось в целом бесспорное положение о том, что психика формируется в деятельности, сущность этого положения очень многими учеными и еще большим числом практиков стала трактоваться очень одно-сторонне: психика, считали они, формируется лишь в предметной деятельности.

Рассуждая так, они допускали две неточности: во-первых, су-жали понятие деятельности, а во-вторых, умаляли значение факто-ров, по их основным характеристикам к предметной деятельности не относящихся, но тем не менее оказывающих на развитие психики человека сильнейшее влияние. Если под деятельностью разуметь активность человека, направленную на достижение определенных осознаваемых им целей с помощью усвоенных им в обществе, в ко-тором он живет, способов и стимулируемую столь же определен-ными мотивами, то деятельностью будут не только игра, учение, производственный и бытовой труд, не только работа хирурга или художника-живописца, но и взаимодействие людей друг с другом в форме общения.

Ведь понятно, что, вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от не-правильного поступка, понравиться и т. и. Чтобы осуществить ее они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности, интересы, убежде-ния, ценностные ориентации.

Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельно-сти, необходимо также видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта дея-тельности, и как индивидуальности.

Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из силь-нейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощенчеством видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким об-разом возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и на-выки, требующихся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности.

Какие требования предъявляют окружающие человека люди к его вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению, ког-да с ним повседневно общаются, какую по преимуществу «пищу» ему задают, какие задачи перед ним ставят и какой уровень его ак-тивности при этом вызывают--от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание разных характеристик, которые несет в себе интеллект человека.

Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для раз-вития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств. Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Приникает ли он быть собранным, настойчи-вым, решительным, смелым, целеустремленным или у него будут преобладать противоположные качества- все это в очень большой мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых че-ловек изо дня в день оказывается.

Но к такому результату приводит не всякое общение, а только организованное при становлении человека как личности в соответ-ствии с принципом «человек человеку-- друг, товарищ и брат» и сопровождаемое, с одной стороны, воспитанием у каждого человека отношения к другим людям--товарищам по общему делу как к высшей ценности.

Конечно, полнота и правильность оценки человеком других лю-дей, проявляющиеся у пего психологические установки при воспри-ятии окружающих и манера отвечать на их поведение несут на себе печать того конкретного опыта общения с людьми, который чело-век, успел накопить в свое» жизни. Поэтому если ему на его жиз-ненном пути встречались люди, по своим достоинствам и недостат-кам очень похожие друг на друга, а общаться изо дня в день надо было с небольшим числом лиц, не представляющих различные воз-растные, половые, профессиональные и национально-классовые группы людей, то эта ограниченность личных впечатлений от встреч с людьми не может не сказываться отрицательно и на образовании у человека оценочных эталонов, которые он начинает прикладывать к другим людям, и на результате его эмоциональных реакции на их повеление, и на характере способов ответов на действия лиц с ко-торыми он по том или другим причинам должен общаться теперь.

Но собственный опыт, складывающийся у человека из непосред-ственного познания людей, переживаний по поводу их поведения при встречах с ними и его собственных действий в ответ на их по-ведение,--это только одни из путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людь-ми. Другой путь, который должен обязательно дополнять пер-вый,--это постоянное обогащение его теоретическими сведениями, относящимися к различным областям человекознания, проникнове-ние во все новые пласты психики человека, постижение законов, управляющих его поведением, через чтение подлинно художествен-ной литературы, просмотр реалистических по своему содержанию фильмов и спектаклей, наконец, это проникновение во внутренний мир человека, понимание механизмов, обеспечивающих его сущест-вование, через знакомство с научной литературой, предметом кото-рой являются человек и человеческое общество.

Идущее из разных источников обогащение людей обобщенными знаниями об основных проявлениях человека как личности, устойчивых зависи-мостях, связывающих ее внутренние характеристики с его поступ-ками. а также с окружающей действительностью, делает это лю-дей более зрячими по отношению к личностной сути и, так ска-зать, сиюминутному состоянию каждого из тех конкретных лиц, с которыми этим людям по какому-то реальному поводу приходит-ся взаимодействовать.

Путь воспитательной работы с человеком, направленный на развитие в его личности качеств, формировании у него способности сопереживать другим людям--близким, товарищам по общему делу, со-отечественникам, идейным единомышленникам.

Воспитание этой сугубо социальной способности, которое преж-де всего предполагает развитие у человека умения ставить себя на место другого и чувствовать его боль и радость как свои, -- процесс не только длительный, но и прямо сопряженный с выработкой в человеке таких важных для нашего общества характеристик, как коллективизм, глубокий интерес к другому человеку и постоянная готовность приходить ему па помощь.

И ещё одно направление работы с людьми, которая также должна начинаться очень рано, -- это упражнения каждого из них в таком поведении по отношению ко всем остальным, кото-рое бы никого из них не оскорбляло, не ущемляло бы их достоинст-во и не приводило бы только из-за одной неудачной формы к напря-жению во взаимоотношениях. Учить людей не быть грубыми, высо-комерными, придирчиво язвительными -- это задача, органично связанная со всеми другими, о которых речь шла выше, и без ее решения более общая цель--всесторонняя воспитанность лично-сти -- полностью достигнута не будет.

Очень важен еще один вопрос, который имеет прямое отношение к воспитанию у человека способности взаимодейство-вать с другими людьми на психологически грамотном уровне,-- это формирование у него установки на творчество в общении. Че-ловек, особенно если он воспитатель, руководитель, врач, обязан уметь осуществлять индивидуальный подход к каждому из тех, кто находится под его началом, а это невозможно, если он не приучен «чувствовать» бытие другого человека как свое собственное бытие и всякий раз, встречаясь с ним, преодолевать формализм а обще-нии и, уходя от оценочных стереотипов, выявлять его личностное своеобразие и затем, переступая через старые поведенческие шаб-лоны, искать и пробовать наиболее воспитательно подходящие для данного случая способы обращения.

Рассмотрев далеко не все аспекты большой и сложной проблемы--формирования личности в общении как деятельности, а по преимуществу лишь те, и кото-рым с последние годы проявляет интерес паша психологическая и, педагогическая литература Но для более полного охвата этой крайне значимой для понимания законов и механизмов раз-вития психики человека в онтогенезе проблемы необходимо, с одной стороны, возобновление исследований, которые в прошлом в нашей психологической науке были начаты, а затем по ряду причин прерваны. Для достижения ощутимых результатов в освещении всех неясностей процесса фор-мирования личности в общении надо ставить и новые вопросы и искать на них научно убедительные ответы.

К числу их следует отнести строящуюся на основах научной психологии разработку путей управления общением с целью увели-чения его воспитательного воздействия на личность и в связи с этим определение направленной коррекции общения личности, об-ладающей данными конкретными свойствами; выяснение наиболее благоприятствующих всестороннему развитию личности характери-стик общения, его целей, средств, актуализации мотивов с учетом возраста, пола и профессии общающихся; поиск воспитательно оп-тимальной организации общения при выполнении людьми различ-ных видов деятельности; создание надежного диагностического ин-струментария для установления степени сформированности в структуре личности черт, образующих «коммуникативный блок».

После рассмотренного перечня вопросов достаточно отчетли-во видно, насколько тесно общение как деятельность и формирова-ние личности связаны друг с другом. Вместе с тем из приведенного перечня видно и другое: сколь много в этой проблеме различных аспектов, которые ждут своего освещения.

Представляется, что осуществление этой работы из-за ее оче-видной теоретической и практической значимости является для советских психологов и педагогов таким делом, затягивать выпол-нение которого никак нельзя.

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Рассмотрим теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако, прежде чем начать анализ этих проб-лем, необходимо уточнить тот «разрез», который являет-ся специфическим для социальной психологии. Уже в. многочисленных и разнообразных определениях предме-та социальной психологии заложена некоторая противо-речивость суждений относительно того, какое место дол-жна занять проблема личности в этой науке. При харак-теристике основных позиций в дискуссии о предмете со-циальной психологии уже говорилось о том, что одна из них понимала преимущественно под задачей социальной психологии исследование именно личности, хотя и до-бавлялось при этом, что личность должна рассматри-ваться в контексте группы. Но так или иначе акцент был сделан на личность, на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и т. д. Вместе с тем другая позиция в дискуссии основывалась на том, что для социальной психологии личность--от-нюдь не главный объект исследования, поскольку сам «замысел» существования этой особой отрасли психологического знания состоит в том, чтобы изучать «психоло-,тию группы». При такой аргументации предполагалось, хотя это я не всегда было выражено открыто, что соб-ственно личность выступает как предмет исследования в общей психологии, а отличие социальной психологии от последней и состоит в другом фокусе интереса. В при-нятом нами определении социальной психологии проб-лема личности присутствует как законная проблема этой науки, однако в специфическом аспекте. Характеристи-ка этого аспекта, аргументация в его пользу и должны быть сделаны.

Проблема личности является не только проб-лемой всей совокупности психологических наук, и поэто-му, даже если мы определим «границы» между ними в подходе к личности;, мы не решим вопрос о специфике анализа полностью. В настоящее время в современном обществе под влиянием научно-технической революции интерес к проблемам возможностей человеческой лично-сти настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского и социо-логического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Можно, конечно, пренебречь точным обозначением сферы и угла зрения в исследовании это-го, действительно общезначимого, феномена и действовать по принципу «все, что будет познано и описано, бу-дет полезно». Но, хотя с практической точки зрения в таком рассуждении и есть резон, вряд ли такой подход способствует повышению эффективности исследований. К тому же для каждой научной дисциплины важна внутренняя логика, и она требует более точного самооп-ределения в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук.

Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно важным в усло-виях социалистического общества. С одной стороны, это обусловлено тем, что важнейшая задача, поставленная на современном этапе,-- это задача формирования все-сторонне развитой, гармонической личности, и решить ее можно только совместными усилиями всех имеющих отношение к делу научных дисциплин. Совместность та-ких усилий предполагает комплексный подход к иссле-дованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из во-влеченных дисциплин. С другой стороны, выявление спе-цифики социально-психологического подход к личности имеет для развития советской психологической науки особое методологическое значение, поскольку затрагива-ет вопрос об отношениях общей и социальной психоло-гии, вопрос, который решается принципиально по-иному по сравнению с тем, как это имеет место в различных системах психологического знания на Западе. Методологическая и теоретическая ориентация советской психо-логической науки совершенно по-иному задаст постанов-ку в ней проблемы личности.

Проблема личности занимает определенное место в структуре общей психологии, как она представлена в советской психологической науке. В структуре социологического - знания довольно точно обозначен раздел «Социология личности», еще более прочную традицию имеет внутри общей психологии раздел «Психология личности». Именно относительно этих двух разделов надо найти место и разделу социально-психологической науки «Социальная психология личности». Как видно предложенный вопрос в каком-то смысле повторяет во-прос более общего порядка, а именно обсужденный уже вопрос об общих «границах» между социальной психо-логией и социологией, с одной стороны, и общей психо-логией, с другой стороны.

Страницы: 1, 2