бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста - (диплом) бесплатно рефераты

p>Когда в семье появился отчим, Маша хорошо его приняла. С родным отцом у Маши связаны неприятные воспоминания, поскольку он страдал алкоголизмом, и дочь часто видела его пьяным, слышала, как он ругался и т. п. Первое время после развода отец навещал дочь и бывшую жену. По словам матери, для Маши выражение“Ты – как отец”имеет отрицательный смысл. Маша до сих пор помнит своего отца, и, сравнив отчима с отцом, девочка хорошо отнеслась к новому мужу матери. Отчим– очень принципиален, по словам матери. (“Если он решил что-то, то так и будет, хоть мы будем плакать вокруг него… Как он сказал, так и сделает”. ) Также ему свойственны сдержанность, уравновешенность. Отчим обычно не меняет своего решения, поэтому Маша слушается его, однако после этого она может нагрубить матери.

Маша во многом похожа на мать. Она склонна к лидерству, любит общаться со сверстниками и с младшими детьми. Однажды Машу чуть не выбрали старостой класса; и она очень переживала после этого. С подругами у Маши иногда возникают ссоры. Маша самостоятельна; независима в отношениях с подругами. Учителя отзываются о ней хорошо, но считают, что она могла бы учиться полностью на“отлично”, если бы была более внимательна. К рождению брата Маша отнеслась положительно, она любит проводить с ним время, но иногда ревнует мать к нему, обижается, когда мать и отчим уделяют много времени маленькому ребенку. Тем не менее, Маша помогает матери ухаживать за своим братом, а также выполнять другие домашние дела. Мать отмечает, что после рождения брата Маша психологически отдалилась от матери, стала больше времени проводить вне дома и меньше рассказывать матери о своей жизни. Говоря о своем стиле воспитания, мать подчеркнула, что с ее стороны “нет жесткого контроля”. “Я могу дать совет, объяснить, сказать свое мнение. Если Маша захочет – поймет. Я не могу ничего запрещать”, - сказала она. Мать жалуется, что ей не нравятся некоторые Машины подруги. Она объясняет дочери, чем ей не нравятся эти девочки, однако Маша продолжает общаться с ними. Мать и отчим замечают, что в последнее время дочь не слушает их советы, “как будто специально делает все наоборот”. Однако главное в воспитании для матери - “чтобы Маша обрела самостоятельность, научилась бы жить в обществе сверстников”. “Сейчас - другое поколение, я их не знаю, поэтому не хочу навязывать ей своё. Пусть она научится самостоятельной жизни сейчас, ведь потом меня не будет рядом. Тогда я смогу быть хоть немного спокойной за нее”, - сказала мать. 3. Результаты тестирования дочери. Ниже представлены результаты детского варианта теста Р. Кеттела, выполненного Машей. Как показывает профиль, наибольшее количество баллов девочка получила по шкалам Е и Q3, что говорит о выраженном стремлении к самоутверждению и лидерству и в то же время– о развитом самоконтроле. Самые низкие пики профиля – шкалы А и I –свидетельствуют об обидчивости, проявлениях негативизма и упрямства; независимости поведения.

4. Особенности развития автономии и индивидуации дочери. Данные беседы показывают, что девочка испытывает психологические трудности в семье, связанные с

    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -

отношениями как с родной матерью, так и с приемным отцом (несмотря на то, что Маша хорошо отнеслась к появлению отчима в семье). Другая причина этих трудностей–в рождении младшего брата и перемещении на него внимания родителей. В поведении подростка заметно сильное стремление к независимости от родителей, к самостоятельному принятию решений; результаты тестирования подтверждают наличие данной тенденции. Таким образом, в данном случае можно говорить о нарушении в развитии автономии и индивидуации у подростка, связанном с чрезмерным стремлением девочки к независимости и самостоятельности.

    Случай 4.

1. Состав и история семьи. Семья состоит из матери (31 год), сына (Андрей, 12 лет) и бабушки по материнской линии (59 лет). Мать по специальности–учитель начальных классов. Она разошлась с мужем, отцом Андрея, когда сыну было 2 года. Андрей не посещал детский сад, так как до 5 лет страдал сильной экземой; с 7 лет учился в школе. С детства Андрей воспитывался матерью, бабушкой и дедушкой (который умер, когда внуку было 4 года). 2. Особенности взаимоотношений в семье по данным беседы и наблюдения. Основная проблема, которую подчеркнула мать, заключается в том, что Андрей не слушается бабушку, кричит на нее; он часто не слушается мать и грубит ей. Матери не нравится, что сын часто не слушается ее с первого раза, любит не соглашаться с ней, спорит, “старается, чтобы последнее слово было его”. По мнению учителей Андрея, в школе он –спокойный, усидчивый, внимательный; дома же - гиперактивен, как отмечает мать. Андрей учится практически на одни“пятерки”, но в школе ему неинтересно. С детства он много читает, в том числе книги для юношеского возраста и для взрослых. Мальчик общителен и имеет много друзей. Мама заметила, что он любит дружить с девочками, несмотря на то, что его из-за этого дразнят. Мать беспокоит то, что дома сын часто проявляет упрямство, отказываясь выполнять ее требования (касающиеся его домашних обязанностей). После развода родителей Андрей сильно переживал из-за ухода отца, несмотря на то, что мать и отец часто конфликтовали до развода, отец много пил, вел себя грубо. В раннем детстве у Андрея была сильная экзема. Из-за экземы он был очень нервным: мог легко расплакаться, хлопнуть дверью и т. п. (экзема была по всему телу, он постоянно расчесывал кожу, и первые 5 лет мать с бабушкой спали вместе с Андреем, держа его за руки). Сейчас, по мнению матери, некоторые последствия этого еще сохранились в поведении сына. Также, по наблюдению матери и по словам самого Андрея, в последние годы он снова ощущает нехватку отца (“старшего мужчины в семье”); Андрей сказал, что поэтому он любит общаться со старшими ребятами, старается как можно больше времени проводить в компании друзей. Главное же в воспитании сына для матери– “чтобы он вырос нормальным человеком”(т. е. чтобы не общался с ребятами, склонным к криминальным поступкам, употреблению наркотиков и т. п. ). Мать объясняет Андрею, что не нужно много общаться с такими мальчиками, однако в последнее время ее беспокоит то, что сын все больше отсутствует дома и отказывается говорить матери, где он был. Андрей в беседе объяснил, что он устает дома от постоянных ссор между матерью и бабушкой, которые возникают по поводу домашних дел, воспитания Андрея и т. п. Например, с 5-6 лет мать приучала сына помогать ей : стирать, протирать пол в своей комнате, убирать игрушки. В то же время, бабушка обычно делала все это за внука. В настоящее время мать также требует от сына выполнения некоторых домашних обязанностей. Однако ей часто приходится повторять свое требование по много раз. Требования бабушки часто противоречат требованиям матери (а также и сами себе): иногда она делает за внука то, что требует от него мать, а иногда кричит на Андрея (чтобы он сделал что-то) без достаточной на то причины. Или же бабушка может требовать, чтобы сразу после школы Андрей делал уроки, в то время как мать хочет, чтобы он сначала отдохнул. Мать сказала в беседе, что бабушку в таких случаях трудно переубедить. Мать Андрей слушается лучше, чем бабушку. На бабушку он часто кричит (так же, как и она на него), не слушается ее. По наблюдению матери, часто бывает так, что бабушка сначала строго запрещает что-то внуку, а после того как он сильно настаивает на своем, разрешает.

3. Результаты тестирования сына. Ниже представлены результаты детского варианта теста Р. Кеттела, выполненного Андреем. Самые высокие пики на данном профиле–по шкалам В, Е, Н, что можно интерпретировать как хорошо развитый интеллект; выраженную склонность к самоутверждению и независимость; социальную

    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -

смелость, непринужденность и решительность. Самый низкий пик профиля – по шкале I –говорит о реалистичности, практичности, склонности во всем полагаться на себя, “мужественной независимости”. Также выделяются повышенные показатели по шкалам D, O, Q3 и Q4, указывающие на некоторую возбудимость, реактивность; неустойчивость настроения (возможно, невротичность); развитый самоконтроль; раздражительность, нервное напряжение. 4. Особенности развития автономии и индивидуации у сына. Как показали данные беседы, в семье подростка сложилась конфликтная атмосфера; другой неблагоприятный фактор развития его личности–отсутствие отца (или другого мужчины в семье). Данные особенности семьи мальчика вызывают у него, с одной стороны, некоторое нервное напряжение (что подтверждается и результатами тестирования), а с другой–повышенное стремление к самостоятельной жизни, независимости от семьи, уход в себя (это следует как из беседы с матерью и подростком, так и из данных теста). Таким образом, в данном случае у подростка наблюдаются нарушения в развитии автономии и индивидуации.

    Случай 5.

1. Состав и история семьи. Семья состоит из матери (50 лет) и сына (Антон, 12 лет). Родители развелись полгода назад; отец в настоящее время регулярно навещает сына. Мать по специальности– историк; отец – преподаватель ВУЗа. Антон не посещал детский сад; с 6 лет он ходит в школу. 2. Особенности взаимоотношений в семье по данным беседы и наблюдения. По словам матери, они с бывшим мужем – “люди, разные во всем”: у них разные взгляды на жизнь, на воспитание детей, разные интересы, вкусы, разные черты характера. Отец– человек рациональный, точный, педантичный, не любит “бессмысленных”разговоров. Мать же более эмоциональна, общительна. Важная задача в воспитании сына для матери–дать ему хорошее образование. Мать считает, что родители должны во многом помогать ребенку при обучении, заниматься с ним (поскольку сейчас трудно поступить в хороший ВУЗ, нужны репетиторы и т. п. ). Она считает, что без ее помощи сын будет учиться недостаточно хорошо и в будущем не сможет поступить в хороший институт. “Я считаю, что ребенку надо помогать, чтобы подготовить к будущему”, - сказала мать в беседе. Отец же придерживается противоположного мнения, считая, что ребенок должен всего в жизни добиться самостоятельно (как добился и отец в свое время). “Я не сторонник крайностей, - также сказал отец, - ребенок должен сам столкнуться с трудностью - с тем, чего он не может. И тут я готов ему помочь”. Мать и отец Антона поженились только из-за появления ребенка (которое было незапланированным); это единственное, что их объединяло в течение одиннадцати лет совместной жизни, по словам матери (воспитание сына). С самого начала совместной жизни между матерью и отцом происходили конфликты; супруги были недовольны друг другом. Сын с детства рос капризным, упрямым, непослушным. Матери было трудно добиться послушания от ребенка, поскольку муж обычно во всем противоречил ей, например разрешал сыну то, что мать запрещала, и наоборот. Кроме того, по мнению матери, особенности характера Антона - сильная раздражительность, гневливость, несдержанность–могут быть связаны с врожденной патологией (повышенное внутричерепное давление и определенные особенности деятельности мозга, близкие к эпилептическим признакам, по мнению врачей).

В воспитании сына участвовали оба родителя, но каждый из них применял свои методы: отец был более строг с сыном, добивался от него самостоятельности; мать же всегда старалась помогать сыну, но ее попытки обычно вызывали протест сына. По словам матери, у нее нет никакого стиля воспитания. “Пытаюсь что-то сделать, но ничего не получается”, - сказала она. Сын в детстве вел себя “как барин”: часто грубил родителям, приказывал им, требовал удовлетворения своих желаний. “Если он что-то захотел, то всё… добивался этого любой ценой”, - сказала мать. У мальчика часто возникали какие-то желания (внезапные, необдуманные), исполнения которых он требовал от родителей (купить что-нибудь и т. п. ). Он часто гневался, раздражался, “делал то, что захочет”. (Мать считает, что причиной раздражительности сына могут быть сильные мигрени, которыми он страдает. ) Если родители пытались настаивать на своем и отказывались выполнить желания сына, он часто капризничал, протестовал; по словам матери, нередко дело доходило до слез и истерик. Например, садясь обедать, Антон мог требовать от матери: “Подай ложку”, “Налей воды”и т. п. Если же мать объясняла сыну, что он должен делать это сам, он мог отказаться есть и уйти их кухни. Сейчас, когда Антон стал старше, он стал менее капризным, однако теперь сильный протест с его стороны вызывают попытки родителей вмешиваться в его жизнь.

С отцом у мальчика плохие отношения (как считает мать, отношение Антона к отцу близко к ненависти). С матерью он в более близких отношениях, но ей он также грубит, на что мать обижается.

Учеба в школе дается Антону с легкостью; по словам матери, сын легко может получить хорошую оценку, даже если забывает подготовиться к уроку, может“сообразить на ходу”, быстро решить задачу по телефону для одноклассника. Он мог бы учиться гораздо лучше, если бы старался, считает мать. Мать подчеркнула, что Антон обычно старается сделать все уроки, сколько бы ни было времени; даже если уже ночью он вспоминает, что забыл что-то сделать, то обязательно доделывает. Антон общителен, но близких друзей у него нет. Мать беспокоит, что сын “психологически отгораживается”от родителей, не слушает их советы, не любит рассказывать о своей школьной жизни, протестует, если мать интересуется его делами или пытается помочь ему в чем-то. Сам Антон в беседе сказал, что из-за родительских ссор он не любил приходить домой из школы и обычно старался задержаться где-нибудь с приятелями; дома же он предпочитает проводить свободное время за компьютером. 3. Результаты тестирования сына. Ниже представлены результаты детского варианта теста Р. Кеттела, выполненного Антоном. Как видно на профиле, наибольшее количество баллов подросток получил по шкалам В, D, Q4, что можно интерпретировать

    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    4

как хорошо развитый интеллект; эмоциональную неуравновешенность; раздражительность, фрустрированность. Самые низкие пики профиля– по шкалам А и I –указывают на некоторую замкнутость, обособленность, проявления негативизма и упрямства, а также независимость, склонность полагаться на себя в различных ситуациях. Повышенные показатели по шкалам Е и О означают склонность к самоутверждению, возможно– наличие агрессии в поведении; неустойчивость настроения, тревожность. 4. Особенности развития автономии и индивидуации у сына. Как показали данные беседы, подросток с детства воспитывался в атмосфере конфликтов между родителями, в условиях противоречивого воспитания (со стороны отца и матери), в результате чего у него сформировалась выраженная склонность к самостоятельности, независимости и обособленности от родителей. Мальчик протестует при попытке родителей интересоваться его жизнью или участвовать в ней, стремится как можно больше времени проводить вне дома; результаты тестирования также показали стремление к независимости, склонность полагаться на себя. Поэтому в данном случае можно сделать вывод о нарушениях в развитии автономии и индивидуации подростка.

3. Особенности взаимоотношений в исследуемых семьях и их влияние на развитие автономии и индивидуации подростков

Как показывают данные бесед, в исследованных семьях сложились конфликтные отношения между родителями, либо между родителями и их детьми; во всех пяти семьях дети-подростки пережили развод родителей, а в двух семьях–не только развод, но и повторный брак матери. Не смотря на то, что каждый из представленных выше пяти случаев имеет свои индивидуальные особенности, у них можно выделить некоторые общие черты - в том, как происходит развитие автономии и индивидуации у детей-подростков. Результаты беседы и тестирования говорят о том, что у подростков из пяти исследованных семей ярко выражено стремление к самостоятельности, независимости и обособленности от родителей, склонность во всем полагаться на себя. В поведении подростков присутствует некоторый негативизм, упрямство, своеволие; также заметны признаки сильного нервного напряжения, вызванного повышенной ответственностью, возложенной на подростка, либо конфликтной обстановкой в семье. Все это позволяет сделать вывод о том, что у подростков из данных семей происходят нарушения в развитии автономии и индивидуации, связанные с формированием преждевременного и чрезмерного стремления к самостоятельности, независимости, автономии.

Таким образом, результаты данного исследования свидетельствуют в пользу выдвигавшейся гипотезы: в обследованных неполных и смешанных семьях, переживающих кризис взаимоотношений, у детей-подростков наблюдаются нарушения в развитии автономии и индивидуации.

    Итоги исследования

1. Проведен анализ литературы, посвященной проблемам развития личности подростков, а также особенностям взаимоотношений в семьях, переживающих кризис, и влияния этих отношений на детей-подростков. Рассмотрены важнейшие аспекты личностного развития в подростковом возрасте– развитие автономии и индивидуации. Также проанализировано влияние семейных отношений на возникновение у подростков тех или иных проблем. Рассмотрены результаты исследований развития личности подростков, переживших развод или развод и повторный брак родителей, а также исследований, в которых получены данные о нарушениях развития автономии и индивидуации у подростков.

2. Проведено экспериментальное исследование особенностей развития автономии и индивидуации у подростков из неполных и смешанных семей (т. е. семей, где имеется только один родитель либо один из родителей является приемным), переживающих кризис взаимоотношений. Результаты исследования говорят в пользу гипотезы о том, что в неполных и смешанных семьях, переживающих кризис взаимоотношений, у детей-подростковнаблюдаютсянарушения в развитии автономии и индивидуации. Исследование показало, что у подростков из пяти обследованных семей ярко выражено стремление к самостоятельности, независимости и обособленности от родителей, склонность во всем полагаться на себя. В поведении подростков присутствует некоторый негативизм, упрямство, своеволие; также заметны признаки сильного нервного напряжения, вызванного повышенной ответственностью, возложенной на подростка, либо конфликтной обстановкой в семье. Все это позволило сделать вывод о том, что у подростков из данных семей происходят нарушения в развитии автономии и индивидуации, связанные с формированием преждевременного и чрезмерного стремления к самостоятельности, независимости, автономии.

    Заключение

Следующим этапом работы должно стать обследование семей с высоким уровнем благополучия в плане затяжного кризиса взаимоотношений, деструктивных супружеских конфликтов и расставаний родителей. Необходимо исследовать, насколько в этих благополучных семьях можно говорить об отсутствии нарушений в развитии автономии и индивидуации у детей подросткового возраста. Интересно получить данные о тех конкретных формах, развития автономии и индивидуации, которые можно наблюдать в семьях с высоким уровнем благополучия в супружеских отношениях. Интересно описать условия, сопутствующие возникновению и развитию этих форм. Это окажет неоценимую услугу консультативной практике–будет понятно, в каком направлении ориентировать семью с целью создания более оптимальных условий для развития автономии и индивидуации у детей подросткового возраста.

Полученные нами в данном исследовании результаты (см. стр. 50) говорят в пользу выдвигавшейся гипотезы. Но для того, чтобы действительно сделать вывод в пользу выдвигавшейся в данном исследовании гипотезы, необходимо собрать подобного рода материалы и в семьях с высоким уровнем благополучия (контрольная группа). Это задача исследований на будущее.

    Литература

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. :Прогресс, 1995. 2. Александровская Э. М. , Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела. М. : Фолиум, 1995. 3. Захаров А. И. Психологические факторы формирования неврозов у детей. Автореф. дис. Л. , 1991.

4. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М. : Педагогика, 1987. 5. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л. :Медицина, 1983. 7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. : Питер, 2000. 8. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М. : Педагогика-Пресс, 1992. 9. Семья в психологической консультации. // Под ред. Бодалева А. А. , Столина В. В. М. : Педагогика, 1989.

10. Семья и формирование личности. // Под ред. Бодалева А. А. М. : Мысль, 1987. 11. Соколова Е. Т. , Чеснова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. // Вопросы психологии, 1986, № 2.

12. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М. : Педагогика, 1986. 13. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М. : МГУ, 1988. 14. Тарнавский Ю. Б. Срыва можно избежать: неврозы, их лечение и профилактика. М. : Медицина, 1990.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 16. Фромм Э. Бегство от свободы. М. : Прогресс, 1990.

    17. Фромм Э. Иметь или быть. М. : Прогресс, 1996.
    18. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.

19. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М. : Прогресс, 1993. 20. Эйдемиллер Э. Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте. Автореф. дис. , Л. , 1976.

21. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. Обнинск, 1992.

22. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. М. : Медицина, 1990. 23. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

    24. Юнг К. Конфликты детской души. М. : Канон, 1995.
    25. Юнг К. Психология бессознательного. М. : Канон, 1994.

26. Cobb N. J. Adolescence: Continuity, Change, and Diversity. 2d ed. 1995. Mayfield Publishing Company. California.

Рецензия на дипломную работу студентки факультета психологии МГОПУ Лебедевой Ольги Валерьевны“Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста” Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических наук

Дипломная работа Лебедевой Ольги Валерьевны представляет собой явление довольно редкое среди студенческих научных работ. Способность к качественному анализу является вершиной развития психолога. Метод исследования с помощью клинической беседы, если он проводится опытным специалистом, является наиболее точным и глубоким методом психологического исследования, дающим наиболее ценные и значимые результаты. Однако доступен он далеко не многим. Это объясняется тем, что использование этого метода предполагает, прежде всего, наличие у экспериментатора глубоких, существующих в актуальной форме знаний в виде развернутой системы представлений относительно изучаемых психических явлений, умение переводить информацию с языка бытийных категорий на научный язык, и наоборот. Поэтому многие студенты с недоумением смотрят, когда им предлагаешь взяться за деятельность, связанную с качественным анализом. Использование опросника и коэффициента корреляции выглядит для них более понятным. Лебедева Ольга Валерьевна не только взяла на себя труд исследования особенностей влияния внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка подросткового возраста с помощью метода клинической беседы и последующего качественного анализа ее результатов, но и успешно решила эту задачу. Ее описания консультативных случаев лаконичны, ясны, последовательны, логичны. Она явно обладает высокими способностями к логическому мышлению, рациональному анализу.

Хотим выразить благодарность научному руководителю студентки – Чудовой Натальи Владимировне за то, что она не стала “ломать”студентку, подгонять ее работу под бездушную и достаточно мало информативную форму сбора эмпирических данных, сложившуюся в эпоху критикуемого на данный момент позитивизма. Большинство наиболее значимых, наиболее используемых сейчас в практике оказания психологической помощи результатов психологии XX столетия были получены в результате применения методов качественного анализа (см. , например, работы Фрейда, Адлера, Юнга, Фромма и других). Проблему мы видим в том, что большинство современных студентов к качественному анализу пока не готовы.

Считаем, что осуществленное Лебедевой Ольгой Валерьевной исследование закладывает основы для получения в дальнейшем очень значимых результатов (см. заключение работы). Выражаем желание, чтобы Лебедева Ольга Валерьевна и в дальнейшем продолжила разрабатывать эту тему в том направлении, о котором заявлено в заключении.

    Считаем возможным, рекомендовать оценку отлично.
    22 апреля 2002 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5