бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста - (диплом) бесплатно рефераты

p>Многое в новой семье зависит и от отношений между детьми от разных родителей (Amato, 1987). Если мать или отец оказывают явное предпочтение своему родному ребенку, то это может вызвать обиду и озлобленность у других малолетних членов семьи. Часто между детьми разных супругов возникает острая конкуренция. Иногда они проявляют ревность, если их родные мать или отец выказывают заботу и внимание к их сводным братьям и сестрам. Нередко разведенная женщина с детьми, особенно если это девочки, образует своего рода“замкнутую социальную систему”, и отчиму бывает очень нелегко в нее проникнуть. По данным Wallerstein & Kelly (1980), обычные семьи, как правило, сплоченнее тех, где есть отчим или мачеха. Зачастую первые годы повторного брака проходят в стрессовой, хаотичной обстановке. Ф. Райс (2000) объясняет это следующими причинами. Отчимы и мачехи часто склонны прощать детям слишком многое, так как чувствуют вину за разрушение их семьи; кроме того, им приходится иметь дело с детьми, воспитанными другими взрослыми людьми; роль и место отчима и мачехи в семье определены не очень отчетливо; они ожидают признательности и благодарности за все то, что делают, а в ответ нередко получают отпор и неприятие; отчимы и мачехи сталкиваются со сложным комплексом нерешенных психологических проблем, вызванных предыдущим браком и разводом, а также часто с непростыми взаимоотношениями и чувствами неродных братьев и сестер.

Таким образом, анализ литературы, посвященной проблемам развития личности подростков и особенностей взаимоотношений в семьях, переживающих кризис, показал следующее. Развитие автономии и индивидуации– один из основных аспектов личностного развития подростка –может нарушаться в условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т. е. развитию автономии и индивидуации.

Поэтому проведенный анализ литературы позволил сформулировать следующую гипотезу исследования. Если обследуемая семья является неполной или смешанной (т. е. в ней имеется только один родитель либо один из родителей является приемным) и в семейных отношениях наблюдаются конфликты, то у детей-подростков из этой семьи будут наблюдаться нарушения в развитии автономии и индивидуации. Таким образом, задача данного исследования –изучить особенности развития автономии и индивидуации подростков в неполных и смешанных семьях, переживающих кризис взаимоотношений.

Глава II. Исследование особенностей развития автономии и индивидуации подростков в неполных и смешанных семьях

    1. Методика исследования

Исследование проводилось на материале неполных и смешанных семей, т. е. семей, в которых имеется только один родитель либо один из родителей является приемным. Всего было изучено 5 семей.

Испытуемые: жители г. Москвы; родители –лица среднего возраста (от 30 до 50 лет), с различным уровнем образования; возраст детей–12 лет.

Основнымметодом сбора данных об особенностях семейных отношений, личности родителей и их детей был метод клинической беседы. В процессе беседы экспериментатор вел подробный протокол. В качествевспомогательного метода проводилось тестирование детей. Подросткам предлагался детский вариант теста Р. Кеттела.

При разделении методов исследования на основные и вспомогательные мы исходили из точки зрения К. Леонгарда (1981), который считает, что анализ особенностей личности человека должен основываться прежде всего на данных наблюдений и беседы, а тесты - использоваться лишь в качестве дополнительных объективных подтверждений тем фактам, которые обнаруживаются в наблюдении и беседе, поскольку тесты допускают неоднозначную интерпретацию.

    Анализ исследованных случаев

Ниже мы приводим результаты бесед и тестирования по 5 исследованным случаям. Описание каждого случая сделано по следующему плану:

    1. Состав и история семьи.

2. Особенности взаимоотношений в семье по данным беседы и наблюдения. 3. Результаты тестирования детей.

4. Особенности развития автономии и индивидуации подростка в данной семье. В приведенных описаниях реальные имена детей изменены.

    Случай 1.

1. Состав и история семьи. Семья в настоящее время состоит из матери (30 лет) и сына 12 лет. Мать по профессии– инженер. Родители развелись 6 лет назад, когда сыну было 6 лет, а его сестре –3 года. После развода оба ребенка остались с матерью; год назад девочка переехала жить к отцу, так как мать заканчивала учебу в институте, и ей было трудно совмещать заботу о детях с учебой. До 3-летнего возраста сын (Михаил), как и его сестра, находился дома, затем посещал детский сад. После детского сада Миша учился в частном лицее. В настоящее время он учится в обычной школе (в связи с ухудшением материального положения семьи).

2. Особенности взаимоотношений в семье по данным беседы и наблюдения. По словам матери, развод родителей тяжело переживала дочь, в отличие от сына. Миша развод родителей пережил легко, так как всегда был больше привязан к матери, чем к отцу (а его сестра–наоборот). Миша называет свои отношения с родителями дружескими, но говорит, что к отцу он почти безразличен. О своей матери он говорит, что она“хорошая мама, не строгая. Она вспыльчивая, но справедливая; быстро вспыхивает и остывает, если понимает, что неправа”. Разлука брата и сестры год назад была ударом для обоих детей, но для сестры – в большей степени. Миша и его сестра с детства “росли как близнецы”; но, кроме того, брат всегда должен был следить за сестрой. По словам матери, у детей были хорошие отношения; девочка была очень привязана к брату. Развод родителей произошел из-за того, что мать и отец “не сошлись характерами”. По мнению матери, суть этого “несходства”заключается в том, что она обладает более сильным и независимым характером, чем бывший муж. Мать о себе высказывается как о человеке жестком, суровом. В общении она производит впечатление человека“строгого, но справедливого”, независимого и оригинального во взглядах и суждениях, уверенного в себе. Сама мать с детства воспитывалась жестко (по принципу“не хочешь – заставим, не можешь – научим”); ее воспитанием занимался, в основном, отец, с которым она всегда была в более близких отношениях, чем со своей матерью. С детства она регулярно ходила с отцом в походы в горы, где ее достаточно жестко приучали к ответственности и самостоятельности. Например, одну отправляли через лес за водой, где она должна была сама сориентироваться, найти дорогу. Миша с 3-летнего возраста ходил в походы вместе с матерью и дедом; его, также, одного посылали в лес и т. п. , приучали к самостоятельности, ответственности за группу. Например, приходилось идти по 10–20 километров, несмотря на усталость, приходить на место вовремя. В участнике похода воспитывалось понимание того, что он отвечает за группу–так же, как и группа отвечает за него. За какие-либо проступки, по словам матери, следовало жестокое наказание (моральное, не физическое). Кроме того, на Мишу с детства была возложена ответственность за семью, за младшую сестру: Миша много времени проводил с сестрой, сидел с ней, когда родителей не было дома; когда Даша была маленькой, по ее плачу он понимал, что ей нужно. После развода мать старалась внушить сыну, что он должен быть во всем самостоятельным, что он должен“занять место отца в семье”. Мать много времени проводит на работе, поэтому сын часто остается дома один на целый день: самостоятельно завтракает и собирается в школу, сам приходит из школы, обедает, делает уроки; Миша может приготовить что-то себе и матери, принять пришедших в гости друзей мамы (если ее нет дома).

Мать старается внушить детям: "Ты – личность, ты не похож на окружающих". С сыном она общается свободно, “на равных”, часто –как со взрослым (как бы отводит ему роль мужчины в доме, побуждает сына к самостоятельности и ответственности); поощряет наличие у ребенка его собственного мнения. Мать считает правильным такое воспитание: строгость с ребенком, развитие в нем ответственности. Она считает, что родители желают ребенку хорошего и поэтому могут быть требовательными к нему. О себе мать высказывается: “Я мама суровая”, “Я жестокая мать”. Мать говорит, что “не сюсюкала” с детьми, воспитывала “жестоко”(т. е. учила на примерах, на их собственном опыте, не оберегала детей от отрицательного опыта в жизни). Так, например, когда дети были маленькими (2– 3 лет), чтобы дать им понять, что такое “горячее”и почему нельзя трогать горячие предметы на кухне, мама однажды приложила руки детей к горячему чайнику (ожога они не получили, но расплакались). С тех пор дети не только не трогали горячее, но и предупреждали маму: “Осторожно, это горячее! ”. Свой стиль воспитания мать называет “спартанским”, она действует по принципу “не мытьем, так катаньем”. (“Есть вещи, которые я все равно заставлю сделать”). Часто такое поведение матери вызывает сопротивление сына, в результате чего мать может повысить голос на него, “наорать, надавить”. В то же время, принцип матери – “свобода под контролем”; о своем контроле за сыном она говорит: “Я не подглядываю в замочную скважину”; “Есть вещи, которые нужно контролировать, и есть вещи, которые можно не контролировать”. Так, если сын идет гулять с надежным товарищем, матери, по ее словам, “все равно, куда он пойдет и что будет делать”, т. е. она не будет следить за сыном, расспрашивать его, требовать вернуться домой в точно назначенное время.

Миша учится в основном на “пятерки”. Он общителен; со взрослыми (друзьями матери) он общается практически “на равных”. Также мама отмечает, что у Миши развито чувство юмора. В беседе Миша производит впечатление общительного, самостоятельного, интеллектуально развитого ребенка.

3. Результаты тестирования сына. Ниже представлены результаты детского варианта теста Р. Кеттела, выполненного Мишей. Как видно из профиля, наибольшее количество баллов мальчик получил по шкалам B, E, Q4, что можно интерпретировать (согласно руководству Э. М. Александровской и И. Н. Гильяшевой, 1995) как высокий уровень развития интеллекта; выраженную склонность к самоутверждению, независимость; а также повышенное нервное напряжение и фрустрированность. Самый низкий показатель– по шкале I –означает независимость, склонность полагаться на себя. Также повышенные баллы по шкалам G, H, Q3 говорят об ответственности, исполнительности; непринужденности в общении со взрослыми; высоком самоконтроле.

    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -

4. Особенности развития автономии и индивидуации у сына. Данные беседы и отчасти – тестирования –свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития автономии и индивидуации подростка: Миша самостоятелен, независим, несет большую ответственность. Однако с другой стороны, результаты теста Кеттела позволяют говорить о том, что в данном случае ответственность, возложенная не подростка в результате развода родителей, а также воспитание в нем самостоятельности - не соответствуют его возрасту: по шкале Q4 Миша получил 9 баллов, что является показателем сильного нервного напряжения и фрустрированности. Поэтому, сопоставив результаты беседы, наблюдения и тестирования, можно сделать вывод о том, что в данном случае сильное развитие автономии у подростка является слишком ранним, что приводит к возникновению психологических проблем в жизни этого ребенка. Случай 2.

1. Состав и история семьи. Семья состоит из родителей (мать 33 лет и отчим 36 лет) и двоих детей: дочери 6 лет и сына 12 лет (ребенка матери от ее первого брака). Отчим работает в милиции; мать - воспитателем в детском саду, который посещает дочь (это позволяет ей проводить достаточное количество времени с детьми). Воспитанием детей, по словам родителей, отец и мать занимаются вместе. Мать ушла от первого мужа вместе с сыном, когда ему было 2 года, и вышла замуж повторно через год. С 3-летнего возраста мальчик ходил в детский сад. Когда сыну (Васе) было 6 лет, родилась его сестра (Тамара).

2. Особенности взаимоотношений в семье по данным беседы и наблюдения. Развод родителей, который произошел в период раннего детства, Вася перенес очень тяжело; он был привязан к отцу, ждал его, спрашивал, где папа, почему его нет. (Сейчас мальчик об этом ничего не говорит. Мама предполагает, что, возможно, Вася винит себя в уходе отца. ) Появлению отчима Вася обрадовался, сразу стал называть его“папой” (по собственному желанию). Мать вспоминает такие слова сына: “Папа меня выбросил на помойку. Но я – хороший мальчик; я выбрался”. Василий с детства –нервный, вспыльчивый; может легко расплакаться по незначительному поводу. В детском саду часто затевал драки. Также мама отмечает, что Вася–очень добрый, может легко поделиться с другими тем, что ему дорого (но, в тоже время, он не жалостливый, например, по отношению к своей сестре). Вася неряшлив (как считает мать, эту особенность он унаследованная от своего родного отца), он“не любит прикладывать усилия”. Отец требует от сына ответственности; в ответ на это Вася (в возрасте 9 – 11 лет) иногда говорил: “Не хочу, хочу как в 7 лет”. В последнее время мальчик, напротив, стремится к самостоятельности во всем, становится упрямым, стремится все делать по-своему, часто– наперекор отчиму. Для отчима главное –дисциплина, порядок, чего он требует и от детей. Между отчимом и сыном часто случаются конфликты (“Они - как боксеры на ринге”, по словам матери). Отец –человек терпеливый и может требовать, заставлять детей сделать что-то по много раз.

После рождения сестры, первый год Вася ее любил (“носил на руках”). Потом Тамара стала для него соперником. Между детьми часто случались драки, были слезы, жалобы (все это исходит от Васи, по словам матери). Тамаре с братом интересно, но он ее отвергает. Мама отмечает, что Вася может играть с сестрой, когда сам захочет. “Война”между детьми происходит, когда им есть что делить. Как отмечает мать, отец часто противопоставляет детей, ругая Васю и хваля Тамару (“Тамара – хорошая, а Вася – несдержанный” и т. п. ). В последнее время матери приходится больше следить за сыном, так как он стал очень активен. Мама говорит, что поведение Васи необходимо контролировать, чтобы предотвратить серьезные неприятности (он лазает по стройкам, часто получает травмы; может уехать из дома на другой конец города на весь день, не предупредив родителей).

Вася сообразителен, хорошо учится; учеба дается ему легко (потому что его класс–не очень сильный, как отмечает мама). В школу ходит с удовольствием, не пропускает. Учиться ему интересно, но не хватает внимания, усидчивости. Учителя хорошо отзываются о мальчике, но регулярно он получает замечания, так как не может усидеть спокойно, разговаривает во время урока, отвлекает других, из-за чего его отсаживают на последнюю парту и т. п.

Мать считает себя человеком мягким; муж даже называет ее слабохарактерной, беспринципной. Отчим–человек дисциплинированный, упорядоченный, терпеливый. По словам сына, его мать– строгая, но снисходительная, а отчим –строгий, требовательный. По словам матери, у нее нет определенного стиля воспитания, которому бы она строго следовала, жестких принципов, которых она придерживается. Ей не хватает терпения (в отличие от отца) постоянно чего-то добиваться от детей, требовать. Она отмечает, что по отношению к сыну ведет себя более жестко, чем к дочери. Мама объяснила, что в отношениях с Васей нужна строгость (“Если мужчина ведет себя мягко с ним, он этого не понимает и распоясывается, хамит”).

3. Результаты тестирования сына. Ниже представлены результаты детского варианта теста Р. Кеттела, выполненного Василием. Как видно из профиля, наибольшее количество баллов мальчик получил по шкалам Е, F, D, что можно интерпретировать как выраженную склонность к самоутверждению, напористость, возможно–наличие агрессии в поведении; активность, склонность к риску; возбудимость, отвлекаемость. Также заметны повышенные оценки по шкалам О и Q4, что может означать неустойчивость настроения, раздражительность.

    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -

4. Особенности развития автономии и индивидуации у сына. Как показывают результаты беседы и тестирования, у подростка сложились конфликтные отношения с отчимом, а также (под влиянием поведения отчима) с младшей сестрой. Конфликты в семье, которые раньше приводили к недоразвитию автономии и индивидуации у мальчика (он не хотел взрослеть и быть самостоятельным, ответственным, как того требовал отчим), - в настоящее время, наоборот, способствуют чрезмерному росту самостоятельности подростка (он иногда убегает из дома; проявляет упрямство и т. п. ).

    Случай 3.

1. Состав и история семьи. Семья состоит из матери (34 лет), отчима (38 лет) и двоих детей - дочери (Маша, 12 лет) и сына (0, 5 года). Мать по специальности– экономист; отчим –юрист. Родители Маши развелись, когда ей был 1 год. После развода дочь осталась с матерью. Примерно через 5 лет мать вышла замуж повторно. Маша с 2 лет посещала детский сад (так как мать работала), с 7 лет– школу. 2. Особенности взаимоотношений в семье по данным беседы и наблюдения. В качестве проблемы мать отметила, что между ней и дочерью часто возникают конфликты по мелким поводам, что дочь в последнее время становится раздражительной, упрямой. Также родители замечают, что Маша стала более требовательной в отношении новых вещей, которые родители не всегда могут ей купить. Маша обижается на родителей, когда что-либо в доме делают без ее участия, не спрашивают ее мнения, принимают решение без ее участия. Мать– человек “взрывной”, эмоциональный, импульсивный. (“Если я решила, то должно быть по-моему”, - сказала мать. ) Конфликты с дочерью возникают по бытовым вопросам, при выполнении домашних дел и т. п. Мать, по ее словам, может при этом накричать на дочь (“наорать”); Маша также отвечает в резком тоне. “Мы можем наговорить друг другу… Потом, когда успокаиваемся, может быть, на другой день, - обсуждаем, разбираем конфликт”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5