бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Конспект лекций по "Основам психотерапии" - (лекции) бесплатно рефераты

Конспект лекций по "Основам психотерапии" - (лекции)

Дата добавления: март 2006г.

    Основы психотерапии
    Лекции.

(Прочитаны на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета осенью 2002 года профессором Исуриной)

    Основные понятия.
    1. 1. Определение.

Психотерапия – около 500 определений – система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека. Определения медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине (лечение, здоровье). Определения психологические –основные понятия: межличностное взаимодействие, неадекватные эмоции, конфликты и т. д.

    Психотерапия –

персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями, и техникой планируемых изменений отношений чувств и поведения человека. Психотерапия –

целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма психологическими средствами.

    1. 2. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция)

- вид воздействия, характеризуемое определенными целями и средствами. Может обозначать как общую стратегию поведения (психологическая интервенция), так и отдельные приемы (разъяснения).

    Виды вмешательств в медицине:
    фармакологические
    хирургические
    физикальные (физиотерапия)
    психотерапия (психологические)

Виды вмешательства в психологии (области распространения экспансии в психологии):

    педагого-психологическая
    организационная психология
    клинико-психологическая

Таким образом, психотерапевтическое вмешательство фактически клинико-психологическое вмешательство.

    1. 3. Клинико-психологическое вмешательство.
    Характеристики:

Выбор средств – методы –те психологические средства, которые использует психолог или психотерапевт, реализуются в контексте взаимоотношений:

    А) беседа
    Б) тренинг
    В) межличностное взаимодействие
    Функции:
    А) профилактика А) и Г) психол. консультирование Б) лечение
    В) реабилитация Б) и В) психотерапия Г) развитие

Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут быть близкие цели и отдаленные).

    Теоретическая обоснованность.
    Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории.
    Эмпирическая проверка.

Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии.

    Исследования эффективности:
    репрезентативная выборка

исследования до и после терапии с участием конкретной группы (лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем)

катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет) независимый исследователь эффективности

    6. Профессиональные действия

Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и профессионалами. Пункты 4, 5, 6 –отличают клинико-психологические интервенции от средне психологических воздействий.

    1. 4. Психологическая коррекция.

Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить специфику термина– психокоррекция – это профилактика: - первичная профилактика – профилактика заболевания

    вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни
    третичная – профилактика инвалюризации
    1. 5. Психологическое консультирование.
    Вид клинико-психологического вмешательства.

В общем виде –профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей решения трудной ситуации.

    3 подхода:

1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации. 2). Личностно-ориентированное консультирование –анализ внутренних причин проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем.

3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения проблемы.

    Психотерапия
    Психологическое консультирование
    1. средства воздействия и
    психологические; широкий арсенал средств
    2. цели
    расширение позитивных
    достижение более глубинных изменений
    3. функции
    лечение и реабилитация
    4. теоретическая
    теоретическая психология
    методы

психологические; преимущественное средство – предоставление информации

    изменений

лучшее использование собственных ресурсов и улучшение качества жизни

    развитие и профилактика
    обоснованность
    теоретическая психология
    Дополнительные различия
    психотерапия
    Психологическое консультирование
    5. место

изменения непосредственно в процессе психотерапии, что является сущностью психотерапевтического процесса

    6. степень самостоятельности
    сопровождение психотерапевта
    7. продолжительность
    не менее 15 сеансов
    изменений

анализируется сущность проблемы, а изменения происходят после окончания консультирования

    клиента
    самостоятельность
    воздействия
    1 –5 консультаций
    1. 6. Понятие метода психотерапии.
    4 уровня использования термина методов (Алексанрович):

–методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа, релаксация)

–методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие процесс (стационарные, семейные).

–методы в значении основного инструмента психотерапевтического воздействия (психотерапевт, группа).

    – методы в значении психотерапевтических интервенций.
    1. 7. Интердисциплинарный характер психотерапии.
    - С одной стороны медицина, с другой – психология.
    - Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело.
    1. 8. Личностный подход.
    Важнейший принцип медицины и психотерапии.
    Реализуется в трех ипостасях:

изучение личности больного, закономерностей развития, специфики нарушений для использования в психотерапии.

Учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических техник

Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения.

    1. 9. Общие факторы психотерапии.

В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение. Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик:

    пациент
    терапевт
    процесс
    Вопросы:

что общего происходит с пациентом при применении разных техник что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических представлений

    общие этапы вне зависимости от парадигмы.
    Пациент.

обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями пациента в любой психотерапии)

формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует понимание).

предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта). Укрепление веры больного в выздоровление

    Накопление положительного опыта
    Облегчение выхода эмоций
    Терапевт.

целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт.

    Сочетание принципов: “там и тогда” и “здесь и теперь”
    Процесс.

установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации в психотерапии

прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития эмоциональных и поведенческих нарушений– понимания пациента и терапевта должны быть одинаковы определение психотерапевтических мишеней

применение определенных методов и техник, направленных на изменения закрепление достигнутых результатов

окончание курса психотерапии (зависимость пациента от психотерапевта)

    1. 10. Показания к психотерапии.

удельный вес психотерапии определяется ролью психологического фактора этиопатогенезе болезни

показания определяются последствиями определенного заболевания (смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение самооценки…)

    Личность.
    Центральная проблема современной психотерапии.

Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека. Наука о личности – персонология.

Олпорт осуществил анализ существующих определений личности: – биосоциальные и биофизические определения личности

а –личность определяется реакцией на нее окружающих людей (скорее бытовое значение)

    б – исключительно качества и характеристики личности
    2. - через перечисления

3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности – отмечается роль личности в регуляции поведения

– отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами – личность рассматривается как сущность человека

Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так ведут. Теории личности выполняют функции:

    объяснение
    предсказание
    Что влияет на теории личности:
    клинические наблюдения

гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к пониманию целого)

    традиции научения, экспериментальная психология

психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных различий)

    Компоненты теорий личности.
    структура личности (например, черты личности)

проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека) Объяснение мотивации:

редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на снятие напряжения модель компетенции –стремление человека получить новый опыт с целью наслаждения или самоактуализации

    Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях.
    проблемы развития личности.
    Как мотивационные аспекты меняются с возрастом.
    стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон)
    роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс)
    психопатология.

Почему люди оказываются не в состоянии справиться с жизненными ситуациями. проблема психического здоровья – критерии психического здоровья Из чего складывается психическое благополучие.

Фрейд: способность работать и испытывать удовлетворение социальными межличностными отношениями.

Бандура: способность удовлетворять требованиям жизни, самоэффективность. Маслоу: важен сдвиг с примитивных потребностей на высшие. – в изменения личности при психотерапевтическом воздействии.

    Критерии оценки теорий личности:
    верифицируемость (проверяемость)

эвристическая ценность (способность продуцировать новые исследования) внутренняя согласованность

экономичность (более простые и четкие объяснения предпочтительнее) широта охвата (разнообразие феноменов, включенных в теорию) функциональная значимость (может ли теория помочь решать людям проблемы)

    Какие вопросы обязательно решают теории личности:
    свобода / детерминизм

рациональность / иррациональность (в какой степени разум оказывает влияние на человека)

хализм (целостность –поведение можно объяснить только подходя к человеку как к целому) / элементаризм (можно объяснить только изучая каждый элемент в отдельности) конституционализм (проблема биологического) / инвайронментализм (проблема социального)

Что такое личность: проблема влияния среды или социальных факторов. изменяемость / неизменяемость (человек способен меняться на протяжении жизни) субъективность / объективность

Что более влияет на поведение человека: субъективный мир человека или внешние обстоятельства.

    проактивность / реактивность

Обусловлено ли поведение внутренними факторами или только серия реакций на внешние стимулы. Люди совершают поступки или просто реагируют. гомеостаз / гетеростаз (имеют отношение к мотивации – понижение напряжения или развитие) познаваемость / непознаваемость

    Невроз.

Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами. Невроз –

понимается как психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в результате действия факторов психической природы и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Психогения –

заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и болезнью. возникновение заболевания связано с психически травмирующей ситуацией и её субъективаной неразрешенностью

динамика клинического состояния в определенной степени совпадает с динамикой психически травмирующей ситуации (ситуация накаляется– симптоматика нарастает) симптомы невроза по сути дела –патологическая фиксация аффективной реакции, в которой находят отражение основные потребности и стремления личности.

    Развитие невроза (схема Мясищева)
    Нарушение системы отношений
    !
    внутренний конфликт
    !
    межличностный конфликт
    !
    нервно-психические нарушения
    !
    функциональная реорганизация личности
    физиологический уровень психологический уровень
    (развитие симптоматики) (нарушение ф…онирования)
    Существует позитивная и негативная диагностика неврозов:

Позитивная – выделяем признаки, характерные именно для этого заболевания – выявление психологических причин заболевания; Негативная – исключаем органическую основу – если нет органических нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские методы исследования.

    Основные психопатологические синдромы неврозов.
    Астенический синдром (нервно-психологическая слабость):
    нарушения памяти внимания, понижение работоспособности
    головные боли
    нарушения сна
    1 стадия – гиперстеническая (повышенная возбудимость)
    2 стадия – раздражающая слабость
    3 стадия – гипостеническая (вялость, отсутствие аппетита)
    Обессивный синдром (навязчивость, одержимость):

Внезапно появляющиеся чувства, мысли, представления в данный момент противоречащие ситуации

    в интеллектуальной сфере
    в эмоциональной сфере (фобии)

в моторной сфере (импульсии) – ритуалы, носящие охранительный характер Контрастные навязчивости (хульные мысли) –навязчивые мысли, чувства, представления, которые не сообразуются с настоящими чувствами человека.

    Фобический синдром:
    пространства и передвижения в теле(? )
    нозофобии (страх заболевания чем-либо)
    социофобии (страх социально значимых ситуаций)
    4. Депрессивный синдром:

Понижение настроения, но не тоска; нет психической и моторной заторможенности; пессимизм ограничен психотравмирующей ситуацией; нет суицидальных мыслей или они скрыты.

    5. Ипохондрический синдром (состояние болезненности):

Что-то где-то постоянно болит или болезненно оценивается; нормальные физиологические отклонения (учащения пульса при беге, тяжесть при приседании). Нарушения пищевого поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4