Конспект лекций по "Основам психотерапии" - (лекции)
Конспект лекций по "Основам психотерапии" - (лекции)
Дата добавления: март 2006г.
Основы психотерапии Лекции.
(Прочитаны на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета осенью 2002 года профессором Исуриной)
Основные понятия. 1. 1. Определение.
Психотерапия – около 500 определений – система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека. Определения медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине (лечение, здоровье). Определения психологические –основные понятия: межличностное взаимодействие, неадекватные эмоции, конфликты и т. д.
Психотерапия –
персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями, и техникой планируемых изменений отношений чувств и поведения человека. Психотерапия – целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма психологическими средствами.
1. 2. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция)
- вид воздействия, характеризуемое определенными целями и средствами. Может обозначать как общую стратегию поведения (психологическая интервенция), так и отдельные приемы (разъяснения).
Виды вмешательств в медицине: фармакологические хирургические физикальные (физиотерапия) психотерапия (психологические)
Виды вмешательства в психологии (области распространения экспансии в психологии):
педагого-психологическая организационная психология клинико-психологическая
Таким образом, психотерапевтическое вмешательство фактически клинико-психологическое вмешательство.
1. 3. Клинико-психологическое вмешательство. Характеристики:
Выбор средств – методы –те психологические средства, которые использует психолог или психотерапевт, реализуются в контексте взаимоотношений:
А) беседа Б) тренинг В) межличностное взаимодействие Функции: А) профилактика А) и Г) психол. консультирование Б) лечение В) реабилитация Б) и В) психотерапия Г) развитие
Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут быть близкие цели и отдаленные).
Теоретическая обоснованность. Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории. Эмпирическая проверка.
Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии.
Исследования эффективности: репрезентативная выборка
исследования до и после терапии с участием конкретной группы (лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем) катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет) независимый исследователь эффективности
6. Профессиональные действия
Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и профессионалами. Пункты 4, 5, 6 –отличают клинико-психологические интервенции от средне психологических воздействий.
1. 4. Психологическая коррекция.
Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить специфику термина– психокоррекция – это профилактика: - первичная профилактика – профилактика заболевания
вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни третичная – профилактика инвалюризации 1. 5. Психологическое консультирование. Вид клинико-психологического вмешательства.
В общем виде –профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей решения трудной ситуации.
3 подхода:
1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации. 2). Личностно-ориентированное консультирование –анализ внутренних причин проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем. 3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения проблемы.
Психотерапия Психологическое консультирование 1. средства воздействия и психологические; широкий арсенал средств 2. цели расширение позитивных достижение более глубинных изменений 3. функции лечение и реабилитация 4. теоретическая теоретическая психология методы
психологические; преимущественное средство – предоставление информации
изменений
лучшее использование собственных ресурсов и улучшение качества жизни
развитие и профилактика обоснованность теоретическая психология Дополнительные различия психотерапия Психологическое консультирование 5. место
изменения непосредственно в процессе психотерапии, что является сущностью психотерапевтического процесса
6. степень самостоятельности сопровождение психотерапевта 7. продолжительность не менее 15 сеансов изменений
анализируется сущность проблемы, а изменения происходят после окончания консультирования
клиента самостоятельность воздействия 1 –5 консультаций 1. 6. Понятие метода психотерапии. 4 уровня использования термина методов (Алексанрович):
–методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа, релаксация) –методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие процесс (стационарные, семейные). –методы в значении основного инструмента психотерапевтического воздействия (психотерапевт, группа).
– методы в значении психотерапевтических интервенций. 1. 7. Интердисциплинарный характер психотерапии. - С одной стороны медицина, с другой – психология. - Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело. 1. 8. Личностный подход. Важнейший принцип медицины и психотерапии. Реализуется в трех ипостасях:
изучение личности больного, закономерностей развития, специфики нарушений для использования в психотерапии. Учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических техник Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения.
1. 9. Общие факторы психотерапии.
В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение. Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик:
пациент терапевт процесс Вопросы:
что общего происходит с пациентом при применении разных техник что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических представлений
общие этапы вне зависимости от парадигмы. Пациент.
обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями пациента в любой психотерапии) формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует понимание). предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта). Укрепление веры больного в выздоровление
Накопление положительного опыта Облегчение выхода эмоций Терапевт.
целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт.
Сочетание принципов: “там и тогда” и “здесь и теперь” Процесс.
установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации в психотерапии прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития эмоциональных и поведенческих нарушений– понимания пациента и терапевта должны быть одинаковы определение психотерапевтических мишеней применение определенных методов и техник, направленных на изменения закрепление достигнутых результатов окончание курса психотерапии (зависимость пациента от психотерапевта)
1. 10. Показания к психотерапии.
удельный вес психотерапии определяется ролью психологического фактора этиопатогенезе болезни показания определяются последствиями определенного заболевания (смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение самооценки…)
Личность. Центральная проблема современной психотерапии.
Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека. Наука о личности – персонология. Олпорт осуществил анализ существующих определений личности: – биосоциальные и биофизические определения личности а –личность определяется реакцией на нее окружающих людей (скорее бытовое значение)
б – исключительно качества и характеристики личности 2. - через перечисления
3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности – отмечается роль личности в регуляции поведения – отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами – личность рассматривается как сущность человека Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так ведут. Теории личности выполняют функции:
объяснение предсказание Что влияет на теории личности: клинические наблюдения
гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к пониманию целого)
традиции научения, экспериментальная психология
психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных различий)
Компоненты теорий личности. структура личности (например, черты личности)
проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека) Объяснение мотивации: редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на снятие напряжения модель компетенции –стремление человека получить новый опыт с целью наслаждения или самоактуализации
Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях. проблемы развития личности. Как мотивационные аспекты меняются с возрастом. стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон) роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс) психопатология.
Почему люди оказываются не в состоянии справиться с жизненными ситуациями. проблема психического здоровья – критерии психического здоровья Из чего складывается психическое благополучие. Фрейд: способность работать и испытывать удовлетворение социальными межличностными отношениями. Бандура: способность удовлетворять требованиям жизни, самоэффективность. Маслоу: важен сдвиг с примитивных потребностей на высшие. – в изменения личности при психотерапевтическом воздействии.
Критерии оценки теорий личности: верифицируемость (проверяемость)
эвристическая ценность (способность продуцировать новые исследования) внутренняя согласованность экономичность (более простые и четкие объяснения предпочтительнее) широта охвата (разнообразие феноменов, включенных в теорию) функциональная значимость (может ли теория помочь решать людям проблемы)
Какие вопросы обязательно решают теории личности: свобода / детерминизм
рациональность / иррациональность (в какой степени разум оказывает влияние на человека) хализм (целостность –поведение можно объяснить только подходя к человеку как к целому) / элементаризм (можно объяснить только изучая каждый элемент в отдельности) конституционализм (проблема биологического) / инвайронментализм (проблема социального) Что такое личность: проблема влияния среды или социальных факторов. изменяемость / неизменяемость (человек способен меняться на протяжении жизни) субъективность / объективность Что более влияет на поведение человека: субъективный мир человека или внешние обстоятельства.
проактивность / реактивность
Обусловлено ли поведение внутренними факторами или только серия реакций на внешние стимулы. Люди совершают поступки или просто реагируют. гомеостаз / гетеростаз (имеют отношение к мотивации – понижение напряжения или развитие) познаваемость / непознаваемость
Невроз.
Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами. Невроз – понимается как психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в результате действия факторов психической природы и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Психогения – заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и болезнью. возникновение заболевания связано с психически травмирующей ситуацией и её субъективаной неразрешенностью динамика клинического состояния в определенной степени совпадает с динамикой психически травмирующей ситуации (ситуация накаляется– симптоматика нарастает) симптомы невроза по сути дела –патологическая фиксация аффективной реакции, в которой находят отражение основные потребности и стремления личности.
Развитие невроза (схема Мясищева) Нарушение системы отношений ! внутренний конфликт ! межличностный конфликт ! нервно-психические нарушения ! функциональная реорганизация личности физиологический уровень психологический уровень (развитие симптоматики) (нарушение ф…онирования) Существует позитивная и негативная диагностика неврозов:
Позитивная – выделяем признаки, характерные именно для этого заболевания – выявление психологических причин заболевания; Негативная – исключаем органическую основу – если нет органических нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские методы исследования.
Основные психопатологические синдромы неврозов. Астенический синдром (нервно-психологическая слабость): нарушения памяти внимания, понижение работоспособности головные боли нарушения сна 1 стадия – гиперстеническая (повышенная возбудимость) 2 стадия – раздражающая слабость 3 стадия – гипостеническая (вялость, отсутствие аппетита) Обессивный синдром (навязчивость, одержимость):
Внезапно появляющиеся чувства, мысли, представления в данный момент противоречащие ситуации
в интеллектуальной сфере в эмоциональной сфере (фобии)
в моторной сфере (импульсии) – ритуалы, носящие охранительный характер Контрастные навязчивости (хульные мысли) –навязчивые мысли, чувства, представления, которые не сообразуются с настоящими чувствами человека.
Фобический синдром: пространства и передвижения в теле(? ) нозофобии (страх заболевания чем-либо) социофобии (страх социально значимых ситуаций) 4. Депрессивный синдром:
Понижение настроения, но не тоска; нет психической и моторной заторможенности; пессимизм ограничен психотравмирующей ситуацией; нет суицидальных мыслей или они скрыты.
5. Ипохондрический синдром (состояние болезненности):
Что-то где-то постоянно болит или болезненно оценивается; нормальные физиологические отклонения (учащения пульса при беге, тяжесть при приседании). Нарушения пищевого поведения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|