Изучение особенностей личности женщин, готовых и не готовых к материнству
В 80-90-х гг. был проведен целый ряд отечественных исследований, убедительно показавших негативные последствия институционального воспитания.
В этих исследованиях [18,27,29] отмечается, что воспитание детей в условиях традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно включает факторы, тормозящие психическое развитие.
В отечественных исследованиях высказывается идея формирования особого типа личности у ребенка детского дома. [ 18, 42,46.] Исследователи описывают формирование личности с недоразвитием внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения и указывают на преобладание зависимого, реактивного поведения у детей из сиротских учреждений. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения -- ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией -- тенденция к излишне бурному эмоциональному реагированию, к обиде . [29 ]
Для детей подросткового возраста, согласно А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых [29], характерно особое психологическое образование -- детдомовское «мы». Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От чужих они обособляются, ведут себя с ними агрессивно, готовы использовать в своих целях. Внутри своей группы дети, живущие в интернате, также обособлены, они могут проявлять жестокость в обращении со своими сверстниками или с ребенком младшего возраста. Психологическое отчуждение от людей создает внутренние условия, которые впоследствии становятся благоприятной почвой для правонарушений. Дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям. Общество для этих детей выступает как отвергающее, а они для него -- как неизбежное зло.
В результате воспитания детей-сирот в условиях детского дома наблюдается также специфическое развитие аффективно-потребностной сфер, особенностей поведения, которые рассматриваются как качественно иной характер формирования личности. [40 ]
Эта специфика проявляется в несформированности внутреннего, психического плана действий, собственной мотивации, в преобладании ориентации на внешнюю ситуацию. Качественно иную форму имеет и развитие всех аспектов Я (представления о себе, отношения к себе, образа Я, самоооценки). Следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является отсутствие у него чувства уверенности в себе, которое, возникнув на ранних стадиях возрастного развития, впоследствии становится устойчивой характеристикой личности воспитанников детского дома.
В условиях сиротского учреждения у ребенка идет интенсивное формирование некоторых принципиально других механизмов, позволяющих ему приспособиться к жизни в особых условиях и тем самым как бы заменяющих ему личность. [46 ] Важнейшим этапом в развитии личности является этап формирования идентичности -- системы представлений о себе, о мире и о себе в мире. Этот этап сопровождается оформлением системы ценностей -- тех жизненных ориентиров, которые благодаря своей значимости и эмоциональной насыщенности создают основу для нравственных барьеров и ограничений, задают жизненные смыслы и цели. Формирование системы ценностей происходит в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с принимающим и значимым для данного ребенка взрослым. Отсутствие постоянной заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни: не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, зато развивается такая устойчивая черта, как конформность, зависимость от других. [ 51,52]
Таким образом, определяя показатели для исследования особенностей психического развития подростков, оставшихся без попечения родителей, мы выделяем:
1. Самоконтроль в общении.
2. Наличие негативных коммуникативных установок в общении.
3. Уровень субъективного контроля личности.
Перейдем к описанию этих методик и интерпретации их показателей.
3.2 Методика диагностики коммуникативной установки (авт. В.В. Бойко )
Методика позволяет диагностировать негативную коммуникативную установку. Методика представляет собой список из 25 суждений, относительно которых необходимо выразить свое согласие или несогласие. Содержит шкалы:
· завуалированная жестокость в отношениях с людьми;
· открытая жестокость в отношениях с людьми;
· обоснованный негативизм в суждениях о людях;
· брюзжание, т.е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью;
· негативный личный опыт общения с окружающими.
Подсчитывается процент набранных баллов по каждой шкале, исходя из максимально возможных. Например, шкала 1 реально набрано 10баллов.Следовательно необходимо разделить 10 на 20. Ответ - 50%
Интерпретация показателей:
1. Шкала ЗЖ- завуалированная жестокость, чем больше заработано баллов, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость к людям.
2. Шкала ОЖ - открытая жестокость, чем больше набрано баллов, тем ярче выражена тенденция испытуемого в проявлении открытой жестокости. Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки по поводу большинства окружающих. Оценки о людях резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда.
3. Шкала ОН - обоснованный негативизм, выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и сторонах взаимодействия. По данной шкале набрать максимальное количество баллов не считается зазорным. Однако, обращает внимание особый тип опрашиваемых: они набирают большой процент баллов по шкалам 1и 2, но при этом не то, что вызывает обоснованный негативизм, как бы не замечают.
4. Шкала Б - брюзжание, проявляется в склонности делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений. Чем больше набрано баллов по этой шкале, тем больше выражена у испытуемого эта тенденция.
5. Шкала НОО - негативный опыт общения, данный компонент негативной установки показывает на ближайший круг знакомых партнеров по совместной деятельности.
6. Шкала ИН - интегральная шкала, оценивается суммарный балл по всем шкалам, Если испытуемый набрал балл выше среднего общего - 33, то это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки.
3.3 Методика диагностики самоконтроля в общении (авт. М. Снайдер)
Методика позволяет выявить уровень самоконтроля в общении. Методика содержит 10 суждений, относительно которых необходимо выразить свое мнение «верно-неверно».
Интерпретация данных:
0-3 балла - низкий коммуникативный контроль. Поведение устойчиво, подросток не считает нужным меняться в зависимости от ситуации, способность к истинному самораскрытию в общении, проявляется излишняя прямолинейность, которая вызывает проблемы в общении.
4-6 баллов - средний коммуникативный контроль. Проявляется искренность. Порой несдержанность в эмоциональных проявлениях.
7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль. Проявляется в умении легко входить в любую роль, гибко реагировать на изменение ситуации, умение чувствовать и предвидеть впечатление, которое человек производит на окружающих.
3.4 Методика по определению уровня субъективного контроля личности. Тест- опросник УСК (авт. Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М.Эткинд )
Опросник уровня субъективного контроля (УСК) построен в соответствии с разработанной В.А. Едовым иерархической моделью регуляции социального поведения личности.
Опросник состоит из 7 шкал, содержит 44 пункта, измеряет локус контроля личности в различных сферах жизнедеятельности.
Шкала Ио - общая интернальность.
Шкала Ид - интернальность в области достижений.
Шкала Ин - интернальность в области неудач.
Шкала Ис - интернальность в области семейных отношений.
Шкала Ип - интернальность в производственных отношениях.
Шкала Им - интернальность в межличностных отношениях.
Шкала Из - интернальность в отношении здоровья и болезни.
Испытуемому предложено ответить на каждый пункт опросника, используя одну из градаций 7-балльной шкалы:
Полностью не согласен -3 -2 -1 0 1 2 3 полностью согласен.
3.5 Анализ полученных результатов
Результаты, полученные в ходе исследования, приведены в таблицах 3.1 «Результаты исследования в экспериментальной группе» и 3.2 «Результаты исследования в контрольной группе».(см. приложение)
На первом этапе мы определяли при помощи метода линейного корреляционного анализа корреляционные зависимости между показателями теста по исследованию коммуникативных установок, опросника УСК и уровнем субъективного контроля.
Метод корреляций показывает, каким образом одно явление влияет на другое или связано с ним в своей динамике. Подобного рода зависимости существуют, к примеру, между величинами, находящимися в причинно-следственных связях друг с другом.
Линейный корреляционный анализ позволяет устанавливать прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям.( см. приложение)
После проведенного корреляционного анализа мы получили следующие результаты :
Таблица 3.3
Взаимозависимость самоконтроля в общении с другими показателями
|
Завуалированная жестокость
|
Интернальность в достижениях
|
Интернальность в семейных отношениях
|
Общая интернальность
|
|
Самоконтроль в общении
|
0,388
|
0,379
|
0,384
|
О,385
|
|
|
Таблица 3.4
Взаимозависимость негативных коммуникативных установок с уровнем субъективного контроля
|
Завуалированная жестокость
|
Открытая жестокость
|
Негативный опыт общения
|
Обоснованный негативизм
|
|
Интернальность общая
|
0,462
|
|
-0,411
|
0,421
|
|
Интернальность в области достижений
|
|
0,444
|
-0,416
|
0,371
|
|
Интернальностьв семейных отношениях
|
0,434
|
|
-0, 440
|
|
|
Интернальностьв межличностных
отношениях
|
|
0,541
|
-0,421
|
|
|
Интернальность в области неудач
|
|
|
-0,48
|
|
|
Интернальность в произ.отн-ях
|
|
|
|
0,370
|
|
|
Примечание. В таблицах приведены только значимые результаты корреляции.
Анализ полученных результатов показывает, что показатели опросника УСК (интернальность общая, интернальность в области достижений, интернальность в семейных отношениях, интернальность в межличностных отношениях) имеют корреляционные зависимости с показателями теста по иследованию коммуникативных установок (завуалированная жестокость, открытая жестокость, негативный опыт общения, обоснованный негативизм ).
По полученным данным мы можем говорить о том, что показатели самоконтроля в общении, негативные коммуникативные установки и уровень субъективного контроля имеют между собой корреляционные связи, т.е. находятся друг с другом в значимых причинно-следственных связях.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что выделенные нами показатели обнаруживают прочную взаимосвязь и в своей совокупности определяют психологические особенности развития подростков, оставшихся без попечения родителей.
Сравним полученные результаты в контрольной и экспериментальной группах:
Таблица 3.4
Исследование самоконтроля в общении в контрольной и экспериментальной группах.
Уровни
|
Самоконтроль в общении
|
|
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
|
Высокий
|
3 чел.-20%
|
4 чел.-40%
|
|
Средний
|
8 чел.-53%
|
3 чел.-30%
|
|
Низкий
|
4 чел.-27%
|
3чел.-30%
|
|
|
Сравнительная диаграмма полученных результатов приведена на рис 3.1.
Рисунок 3.1
Из данного рисунка видно, что низкий уровень самоконтроля в общении проявляется примерно у 30% всех исследуемых подростков. Данный результат свидетельствует о том, что для каждого третьего подростка, вне зависимости от того в какой социальной среде они воспитываются, характерно неумение реагировать на изменение ситуации, неумение адаптироваться в окружении других людей, неадекватное реагирование на конфликт, несдержанность в эмоциональных проявлениях. В то же время у 40% подростков контрольной группы самоконтроль в общении сформирован на высоком уровне, что на 20 % больше чем в экспериментальной группе.
Исследование коммуникативных установок было проведено для изучения некоторых социально-психологических предпосылок конфликтного поведения подростков. Автор методики В.В. Бойко считает, что энергетику коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнера. Проблемы появятся даже в том случае, если личность стремится тщательно замаскировать свой негативный настрой. Когда человек заставляет себя постоянно сдерживаться, быть корректным возникает постоянное напряжение, Такое состояние рано или поздно приведет к нервному срыву, стрессу, повышая риск возникновения конфликтных ситуаций.[11].
Сравним проявление негативных коммуникативных установок по группам. (Таблица 3.5.,рисунок 3.2.)
Таблица 3.5
Исследование коммуникативных установок в общении
Коммуникативные установки
|
|
уровни
|
Завуалированная жестокость
|
Открытая жестокость
|
Обоснованный негативизм
|
Брюзжание
|
Негативный опыт общения
|
|
|
Э
|
К
|
Э
|
К
|
Э
|
К
|
Э
|
К
|
Э
|
К
|
|
выражен
|
11чел. 73 %
|
8чел-80%
|
5чел 33,3 %
|
2чел20%
|
4 чел-26,6 %
|
0
|
6чел-40 %
|
3чел-30%
|
10чел-66,6 %
|
4чел-40%
|
|
норма
|
3чел. -20%
|
2чел-20%
|
6чел.-40%
|
6чел60%
|
6чел-40%
|
6чел-60%
|
8чел.-53,3%
|
5чел-50%
|
4чел-26,6%
|
1чел-10%
|
|
Не выражены
|
1чел.-6,6%
|
0
|
4чел-26,6%
|
2чел20%
|
5чел-33,3%
|
4чел-40%
|
1чел.-6,6 %
|
2чел-20%
|
1чел-6,6%
|
5чел-50%
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|