бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение особенностей личности женщин, готовых и не готовых к материнству бесплатно рефераты

Психологический анализ профессионального самоопределения свидетельствует, что этот процесс по-разному осуществляется в интернате и массовой школе. Суть различия состоит в том, что у детей из семьи вначале формируются некоторые идеальные представления о своей будущей профессии, которые впоследствии (8-9 классах) сменяются вполне реальными, причем в ряде случаев возникают достаточно сложные, противоречивые отношения между теми и другими. У воспитанников детского дома рано складываются реалистические представления о своей будущей специальности, поэтому отношение к ее выбору у них, как правило, непротиворечивое (Н.Н.Толстых,) [ 30]

По существу акт профессионального самоопределения превращается для воспитанников интерната в профессиональное определение. Но поскольку профессиональное самоопределение в данном возрасте - важнейшая составляющая личностного самоопределения, то очевидно, сколь неблагоприятно это может сказаться на всем ходе становления личности.

Профессиональная перспектива может быть полноценно сформирована лишь как часть целостной временной перспективы будущего. Сюда входят и мотивы общения с другими людьми в будущем (стремление иметь друзей, вступить в брак), и мотивы, связанные с развитием собственной личности, собственного Я. Психологи отмечают, что эти группы мотивов временной перспективы также значительно менее выражены у воспитанников детского дома. Они представлены незначительно и относятся лишь к периоду актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего.

В исследованиях, посвященных изучению психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, показано, что у таких детей отсутствуют мотивы и представления, связанные не только с будущим, но и с прошлым. Они живут только сегодняшним днем, настоящим. Более того, по-видимому, отстутствие четких представлений о своем прошлом препятствует становлению перспективы будущего.

«Удивительно, -- пишут И. Лангмейер и 3. Матейчек, -- насколько мало осведомлены дети, поступающие в семейные группы , о себе и своем прошлом. У них обычно бывают какие-то весьма туманные представления о собственной семье, а потом уже лишь впечатления от пребывания в учреждении. Это ничтожно мало по сравнению с тем, что знают дети из семей, где альбомы фотографий запечатлевают прошлое всей семьи, мебель несет следы творчества детских рук, традиции проявляются во всем, что происходит в доме, а забавные детские истории из прошлой жизни ребенка снова и снова повторяются за семейным столом. Прошлое ясно, и оно постоянно присутствует. Напротив, неясность в собственном прошлом и в причинах собственного «социального» осиротения выявилась как фактор, препятствующий созданию собственной идентичности. Борьба за новую идентичность является, по-видимому, одной из основных проблем детей в период исправления депривации. Поэтому детям в поселке необходимо было объяснить в простой и понятной форме, но в основном правдиво, как с ними дело обстояло раньше и как обстоит сейчас. Обычно это значительным образом способствовало успокоению ребенка и его уравновешиванию. Видно, что выход за границы настоящего, в котором эти дети почти исключительно проживали, причем выход в обоих направлениях, в прошлое и в будущее, представляет условие для приобретения новой жизненной уверенности и новой идентичности, а тем самым и условие бегства из порочного круга психической депривации». [17 ]

2.3 Особенности становления психосексуальной идентичности у подростков, оставшихся без попечения родителей

Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит практически на протяжении всего «детского» этапа онтогенеза, т. е. в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, причем этот процесс, естественно, не заканчивается с окончанием периода детства и наступлением взрослости.

Каждый этап онтогенеза вносит свой специфический вклад в превращение ребенка в будущих мужчину и женщину, но подростковый возраст как период полового созревания занимает особое место. Именно в это время проблемы, связанные с полом, психосексуальным развитием и поведением, формированием системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, характеризующих представление человека о себе как о мужчине или женщине, т. е. все то, что составляет основное содержание понятия «психосексуальная идентичность», выходят на первый план как в формировании личности детей данного возраста, так и в тех направлениях воспитательной работы с ними, которые требуют наибольшего внимания педагогов. [53]

Осознание и переживание человеком своей половой идентичности предполагают наличие у него сформированных образцов, эталонов мужского и женского образов, моделей маскулинности и фемининности. Они включают в себя представления о наиболее значимых и привлекательных качествах личности, особенностях взаимоотношений и формах поведения мужчин и женщин. На характер представлений о маскулинности и фемининности большое влияние оказывают общественно-производственные и семейные функции мужчин и женщин в современном обществе, типичные или наиболее приемлемые для представителя каждого пола сферы деятельности, а также соотношение -- сравнительная значимость двух важнейших для каждого человека сфер жизнедеятельности - работы и семьи.

С этой точки зрения развитую личность характеризуют гармоничное сочетание качеств, которые необходимы для успешного достижения высокого социального и профессионального статуса (энергичность, деловитость, целеустремленность и т. п.), с положительными коммуникативными качествами (внимательность, чуткость, деликатность, заботливость и др.).

Однако реальные проявления маскулинности-фемининности, равно как и представления о том, какими должны быть «настоящие» мужчины и женщины, часто далеки от таких идеальных моделей, они обнаруживают широкий спектр вариантов, в которых отражаются мнения людей разных социальных, национальных, возрастных и других групп.

Многообразие представлений обнаруживается, в частности, и в том, какова доля в полоролевом стереотипе «типично мужских» и «типично женских» особенностей, в их соотношении и иерархии - доминируют одни какие-либо особенности или черты мужественности - женственности или они представлены в оптимальном, соответствующем данному полу сочетании. Наиболее ярко половая дифференциация проявляется в преобладании следующих качеств (первое качество каждой пары характеризует маскулинность, второе - фемининность): активность - пассивность, властность - подчиняемость, сдержанность - вспыльчивость, рассудочность - эмоциональность, агрессивность - миролюбие, уверенность - неуверенность. Именно по этим особенностям различают контрастные, альтернативные модели (либо маскулинность, либо фемининность), континуальные (чем больше М, тем меньше Ф), или аддитивные, взаимодополняющие, в которых М и Ф образуют независимые переменные с незначительным преобладанием адекватных данному полу черт (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган). [30 ]

Подростковый возраст -- это период, когда содержание представлений о наиболее ценных и привлекательных качествах личности мужчин и женщин существенно расширяется, распространяется на все более далекие от актуальных интересов детей области, превращается из «внешних», культивируемых извне социальных значений во «внутренние» детерминанты поведения, интериоризованные до уровня личностных смыслов (В. Е. Каган). Соответствие или несоответствие представлений подростка о себе имеющимся у него эталонам маскулинности-фемининности, образам «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», по мнению многих исследователей, оказывает существенное влияние на различные аспекты личностного развития, на характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. При этом вероятность появления конфликтов, связанных с психосексуальным развитием в пубертатном периоде, одинаково высока как для мальчиков, так и для девочек, но конфликты, проблемы и переживания мальчиков ярче выражены в их поведении, более известны и «ожидаемы» педагогами, а у девочек они часто скрыты, замаскированы социально одобряемым поведением, а заметными для окружающих становятся на поздней фазе их образования (Т. А. Воротилина, В. В. Егорова, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган). [30,14]

Особенно остро проблема изучения содержания и структуры эталонов маскулинности-фемининности стоит тогда, когда мы имеем дело с детьми, лишенными попечения родителей и воспитывающимися в детских учреждениях интернатного типа. Известно, что семья оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, формирование его личности. Так, исследователи, занимающиеся проблемами половой идентификации и половой типизации, единодушны в том, что именно семья служит детям той первичной моделью, которая способствует образованию у них определенных образцов, эталонов мужских и женских качеств, поведенческих форм реакций, стиля отношения друг к другу и т. д., дает возможность непосредственного познания семейно-бытовых отношений, прав и обязанностей супругов, родителей (А,И,Захаров, А.Г.Харчев). [10] Всего этого практически лишены воспитанники детских домов и интернатов. Поэтому естественно ожидать, что отсутствие семьи определенным образом скажется на характере их психосексуальной идентичности, на особенностях понимания такими детьми роли и функций мужчин и женщин в обществе, особенно в семье.

Таким образом, представления о положительном эталоне фемининности мальчиков и особенно девочек затрагивают широкий круг проблем, они достаточно полно отражают существующие в обществе стереотипы, установки, часто противоречивые и даже взаимоисключающие. Но вместе с тем эти представления производят впечатление еще очень незрелых, малореалистичных, не прожитых в собственном опыте.Отрицательные суждения школьников немногочисленны, относятся преимущественно к внешнему облику.

Иную картину мы наблюдаем, анализируя суждения воспитанников интерната. Прежде всего бросается в глаза то обстоятельство, что нет практически ни одной работы, которая обошлась бы без негативных характеристик. Претензии этих детей очень серьезны, они выделяют широкий круг проблем: алкоголизм женщин, плохое выполнение ими родительских и супружеских обязанностей, отрицательные черты характера. Наиболее привлекательные, положительные качества личности женщин, как и мужчин, отражали преимущественно нравственную сторону взаимоотношений между людьми, между мужчинами и женщинами, родителями и детьми. Другие положительные характеристики встречаются гораздо реже, а требования этих подростков невысоки. Еще одна особенность этих описаний -- бедная лексика, никто из этих детей не пользуется такими популярными у школьников терминами, которыми они раскрывают свое понимание женственности (мужественности): элегантность, нежность, воздушность, рыцарство и т. п. Однако и ограниченный словарный запас не мешает воспринимать суждения воспитанников как очень эмоционально насыщенные, в них ярко проявляется собственное отношение подростков к тем характеристикам, положительным или отрицательным, которые они дают современным женщинам (равно как и мужчинам). Вероятно, основной источник формирования подобных представлений -- собственный, очень неблагополучный опыт, а другие источники, особенно литература, искусство, или недоступны им, или оказывают слабое влияние.

Повышенная ценность семьи и недостаточный опыт жизни в ней способствуют идеализации воспитанниками интерната взаимоотношений в семье, образа семьянина. Их положительная модель в значительной мере расплывчата, не наполнена конкретными бытовыми деталями, хотя и очень эмоционально насыщена. Одновременно существует и другой эталон -- отрицательный, конкретный образ того, какими эти взаимоотношения не должны быть, какими качествами не должны обладать муж, отец, мать, жена. Столкновение двух образов порождает конфликтную систему требований: идеализированных и неопределенных, с одной стороны, и чрезвычайно низких, ограниченных выполнением элементарных норм поведения -- с другой. Конфликтная система требований, отнесенная к тому же только к одной стороне взаимоотношений -- семейной, может отрицательно повлиять на формирование адекватных представлений о фемининности-маскулинности и в конечном счете исказить нормальный процесс становления психосексуальной идентичности.

Само по себе наличие семьи не может служить гарантией формирования у детей адекватных и полных представлений о наиболее значимых качествах личности мужчин и женщин. Для полноценного развития этих представлений у детей, растущих в семье, и тем более у воспитанников интернатов, детских домов, т. е. у детей, лишенных попечения родителей, требуется специальная воспитательная работа.

2.4 Выводы по 2 главе

В этой главе были рассмотрены особенности психического развития подростков, воспитывающихся без попечения родителей. Теоретический анализ по данной главе позволяет сформулировать выводы:

1. Подростковый возраст - последний период пребывания большинства детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждении интернатного типа. Самостоятельная дальнейшая жизнь этих подростков осложняется рядом проблем, связанных с их психологическими особенностями.

2. Для формирования личности подростков оставшихся без попечения родителей, важны и являются ключевыми три области психического развития: развитие самосознания, временной перспективы и профессионального самоопределения, становление психосексуальной идентичности.

3. Специфичность в развитии этих сторон личности подростка детского дома вызвана несформированностью внутреннего психического плана действия, особенностями мотивации, преобладанием ориентаций на внешнюю ситуацию.

4. Этот период сопровождается оформлением системы ценностей - тех жизненных ориентиров, которые создают основу для нравственных барьеров и ограничений, задают жизненные смыслы и цели.

Глава 3. Практическое исследование психологических особенностей подростков, оставшихся без попечения родителей

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить влияние социальной ситуации развития на личность подростков, оставшихся без попечения родителей.

Объектом исследования выступают юноши и девушки в возрасте 15-16 лет (15 человек)- экспериментальная группа (подростки 9 классов Детского дома №2), 10 человек - контрольная группа (подростки классов, воспитывающиеся в семьях).

Предмет исследования: особенности психического развития подростков, оставшихся без попечения родителей.

Основная гипотеза исследования: особенностью психического развития подростков, оставшихся без попечения родителей, является пассивная стратегия в поведении, выражающаяся в отсутствии стремления к самостоятельности, ответственности за свои поступки, умении самостоятельно организовывать свою жизнь, признании необходимости внешнего контроля над поведением.

Рабочая гипотеза исследования: пассивная стратегия в поведении подростков, оставшихся без попечения родителей является характерной для данной социальной ситуации развития.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы в практической части работы решались следующие задачи:

1.Определить показатели для исследования психологических особенностей подростков, оставшихся без попечения родителей.

2. Исследовать психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей.

3. Выявить влияние социальной ситуации развития на психологические особенности подростков.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования :

- сравнительный метод;

- констатирующий эксперимент;

- тестирование;

Новизна нашего исследования состоит в том, что мы а) рассматриваем социальный фактор в развитии как фактор, влияющий на особенности психического развития подростков; б) определяем показатели для исследования психологических особенностей подростков, оставшихся без попечения родителей.

Исследование проводилось в феврале-марте 2005 года среди учащихся 9-х классов средних школ г.Магнитогорска.

Все методики проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов.

В нашем исследовании мы применяли следующие методики :

1. Методика диагностики коммуникативной установки (авт. В.В. Бойко) [11 ]

2. Методика диагностики самоконтроля в общении (авт. М. Снайдер) [11 ]

3. Методика по определению уровня субъективного контроля личности. Тест-опросник УСК (авт. Е.Ф. Бажин, Е.А Голынкина, А.М. Эткинд) [34 ]

Теперь определим те показатели, по которым мы оценивали особенности психического развития подростков, оставшихся без попечения родителей и обоснуем выбор методик нашего исследования.

3.1 Определение показателей исследования особенностей психического развития подростков, оставшихся без попечения родителей

Первая задача, с которой мы сталкиваемся в нашем исследовании - это определение показателей процесса личностного развития подростков, оставшихся без попечения родителей, по которым можно судить о характере его протекания. Поэтому, естественно, что встает вопрос о соотношении выделяемых нами показателей личностного развития и тех показателей, которые на сегодняшний день наиболее распространены и являются предметом исследования в психологической литературе по подростковому возрасту.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6