Изучение феномена тревожности у студентов первого курса
Анализируя таблицу 2 можно сказать, что 44 % испытуемых студентов выявился низкий уровень самооценки.
Таким студентам типична общая неустойчивость образов «я» и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, боятся выражать свои чувства и свое мнение. Особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их. 33 % испытуемых имеют средний уровень самооценки.
Им характерно большая самостоятельность, они менее внушаемы и более спокойно переживают критику и менее чувствительны, чем те кто имеет низкий уровень самооценки.
И всего 23 % студентов имеют высокий уровень самооценки.
Это уверенные в себе люди, с высоким самоуважением и чувством уверенности в себе.
Для проведения развивающего эксперимента мы из общего числа группы, участвующей в эксперименте, собрали группу студентов имеющих по результатам диагностики высокий уровень тревожности. Группа состояла из 18 человек. С группой была проведена коррекционно-развивающая программа.
Анализируя проведенную коррекционную работу необходимо отметить, что сначала занятия проводились с трудностями. Это было связано с эмоциональной скованностью и нежеланием ребят раскрываться в выполнении упражнений. Иногда это приводило к тому, что ведущему приходилось самому начинать упражнение, чтобы снять напряжение у участников. То есть, на своем примере показывать, что схожие проблемы или трудности могут возникать у любого человека. С помощью рефлексии, проводимой после каждого занятия ребята стали более открыты и менее опасались высказываться. Так же она помогла научиться высказывать свои мысли и чувства.
Так если в начале тренинга во время обсуждения проделанной работы, ребята ограничивались несколькими словами, то под конец это уже были объемные высказывания.
Студенты, участвующие в тренинге, научились понимать чувства других людей и сопереживать им, что является необходимым условием для выстраивания здоровых взаимоотношений с окружающими.
Наметилась тенденция повышения устойчивости к влиянию, то есть не поддаваться влиянию группы или лидеров и отстаивать собственное мнение.
Для того чтобы проверить снизился ли уровень тревожности и повысилась ли самооценка у участников тренинга мы провели ретестирование, т. е. повторную диагностику, используя те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, (Шкалы ситуативной тревожности,
Изучение общей самооценки. Опросник Казанцевой Г.Н.). В повторном тестировании участвовала экспериментальная группа участвовавшая в тренинге, в количестве 18 человек.
Результаты повторного исследования уровня тревожности у студентов 1-го курса ДВГСГА по методике «Шкала ситуативной тревожности» после проведения коррекционной работы приведены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты исследования уровня тревожности у студентов первого курса
Анализируя таблицу мы видим, что у 62 % участников тренинга уровень тревожности снизился, у 38 % уровень тревожности снизился не значительно.
Для того, чтобы статистически доказать эффективность программы по оптимизации уровня тревожности мы использовали метод математической статистики t - критерий Стьюдента для связных выборок. Формулы расчета:
В результате вычислений мы получили:
4.5
Мы видим, что следовательно изменения в уровне ситуативной тревожности существенны на уровне значимости.
Результаты повторного исследования уровня самооценки у студентов 1_го курса ДВГСГА по методике «Изучение общей самооценки»» после проведения коррекционной работы приведены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты исследования уровня самооценки у студентов первого курса
№
|
И.Ф.
|
Уровень самооценки
|
|
|
|
Баллы
|
Уровень
|
|
1.
|
Е.Л.
|
-1
|
Средний
|
|
2.
|
Б.Е.
|
+2
|
Средний
|
|
3.
|
В.А.
|
+3
|
Средний
|
|
4.
|
Л.И.
|
-3
|
Средний
|
|
5.
|
К.А.
|
+2
|
Средний
|
|
6.
|
И.Я.
|
+1
|
Средний
|
|
7.
|
З.В.
|
+2
|
Средний
|
|
8.
|
И.Ю.
|
+4
|
Высокий
|
|
9.
|
Т.Д.
|
+3
|
Средний
|
|
10.
|
Г.Н.
|
+2
|
Средний
|
|
11.
|
К.Е.
|
-1
|
Средний
|
|
12.
|
Х.И.
|
+5
|
Высокий
|
|
13.
|
Т.В.
|
+1
|
Средний
|
|
14.
|
Л.М.
|
+2
|
Средний
|
|
15.
|
К.А.
|
-1
|
Средний
|
|
16.
|
Г.И.
|
+3
|
Средний
|
|
17.
|
П.Н.
|
+4
|
Высокий
|
|
18.
|
Ш.И.
|
+1
|
Средний
|
|
|
Проводя анализ, выше приведенной таблицы следует отметить, что уровень самооценки у 83,3 % испытуемых средний, что говорит о тенденции к повышению самооценки. 16,7 % имеют высокий уровень самооценки.
Для выявления статистической эффективности мы использовали метод математической статистики t - критерий Стьюдента для связных выборок. Формулы расчета:
В результате вычислений мы получили:
-3,8
следовательно изменения в уровне общей самооценки существенны на уровне значимости.
Данные результаты вычислений позволяют нам сделать вывод, что программа по оптимизации уровня тревожности является эффективной, следовательно наша гипотеза подтвердилась, с помощью коррекционно-развивающих упражнений можно снизить уровень тревожности.
Выводы по второй главе: хотелось бы еще раз повторить, что тревожность свидетельствует о сложностях адаптации в окружающей среде, обществе или референтной группе. У студентов первого курса зачастую уровень тревожности повышен, что связано с несоответствием потребности позитивного отношения к себе и реальным отношением окружающих, а также с заниженной самооценкой.
У 50 % студентов уровень тревожности значительно снизился. Это позволяет заключить, что эти студенты приобрели внутреннюю устойчивость к стрессовым ситуациям, у них повысилась самооценка, пришли в равновесие внутренние потребности в признании с реальными отношениями с окружающими.
30 % участников эксперимента, как в первом, так во втором обследовании, показали средний уровень тревожности.
У остальных студентов уровень тревожности снизился незначительно, все выше сказанное говорит о целесообразности групповой работы со студентами первых курсов, в первую очередь направленную на повышение самооценки и снижение тревожности.
2.3 Рекомендации преподавателям вуза по оптимизации уровня тревожности
Чтобы существенно снизить тревожность, необходимо обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Меньше критиковать и больше подбадривать, причем не сравнивать с другими, а только с самим собой, оценивая улучшение результатов.
Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи студента не велики. Не фиксировать постоянно внимание на неудачах, а отмечать малейший успех.
Доверительный контакт и теплые эмоциональные отношения тоже могут снизить общую тревожность.
Необходимо изучать систему личных отношений студента в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, для создания благоприятного эмоционального климата.
Не оставлять без внимания непопулярных студентов. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, что бы улучшить их положение в системе межличностных взаимоотношений.
Мотивировать таких студентов на успех, включая в общественную жизнь.
Заключение
Анализ психологической литературы показал, что людям дана способность беспокоиться о многом, и эту способность надо рассматривать как свидетельство небезразличного отношения к жизни. Но иногда это беспокойство не обосновано обстоятельствами или приобретает неадекватную форму: человек начинает тревожится всегда и везде и от этого не может чувствовать себя достаточно спокойно для того, чтобы разумно воспринимать и правильно реагировать на те или иные обстоятельства жизни.
Выделяют два вида тревожности: личностная - проявляется всегда и везде; ситуативная - проявляется только в определённых, типичных ситуациях.
В частности может выступать в общении с незнакомыми людьми, занимающими высокое положение, в личном общении, в общении с людьми противоположного пола, во время экзаменов.
Качественный и колличественый анализ данных полученных в результате проведенного исследования показал, что студентам первых курсов характерен высокий уровень тревожности.
В развивающем эксперименте нам удалось снизить уровень тревожности у студентов первых курсов, что говорит об эффективности тренинговых упражнений на данном этапе адаптации студентов как к ВУЗу, так и к новым условиям жизни. И возможности более спокойно, а следователь эффективнее преодолевать жизненные препятствия.
Мы считаем, что проведение таких упражнений необходимо для повышения продуктивности работы студентов. Для повышения самооценки и развития внутренней мотивации на достижение жизненных целей.
Таким образом, на основе выше сказанного мы можем сказать, что с поставленными задачами мы справились.
Список использованной литературы
1. Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. - М.: Знание, 1975. - 95 с.
2. Бачинин В.А. Психология. Энциклопедический словарь. - СПб.: Из-во Михайлова В.А., 2005 - 272 с.
3. Большая психологическая энциклопедия. - М.: ЭКСМО, 2007. -544 с.
4. Бреслав Г.М. Психология эмоций: учеб. Пособие для вузов. _ М.: Академия: Смысл, 2004 - 541 с.
5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось - 89», 2005. - 256 с.
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов/ сост. и. науч. ред. Мухина В.С., Хвостаков А.А. - М.: Изд. - во центр «Академия» - 2000. - 624 с.
7. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учеб. Пособие для вузов _ М.: Трикста; Акад. Проект - 2006. - 255 с.
8. Дьяченко М.И. и др. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. - Мн.: Харвест, 2006. - 416 с.
9. Душков Б.А. Психология человекознания/ Б.А. Душков. - М.: Персэ, 2003 - 477 с.
10. Дьяченко М.И., Кондыбович Л.А., Психологический словарь - справочник. - Мн.: Харвест.: АСТ, 2001. - 576 с.
11. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 256 с.
12. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/ - 2-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с.
13. Изард Кэррол Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2002. - 460 с.
14. Изард К. Эмоции человека. (Пер. с анг.) / Под. ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой; Вступ. статья А.Е. Ольшанниковой. - М.: Изд. - во МГУ, 1980.
15. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
16. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевского, - М.: 195 с.
17. Лэнгле А. Введение в экспериментально-аналитическую теорию эмоций // Вопросы психологии. - июнь - август. - 2004 - № 4. С 13-21
18. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с.
19. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с.
20. Петровский А.В. Психология - России 20-го века. - М.: изд-во - 2000. - 425 с.
21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 303 с.
22. Прихожан А.М., Дубровина И.В. Психология. - М.: АКАДЕМИЯ, 1999 - 461 с.
23. Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Л.В. Куликов. - СПб и др; ПИТЕР, 2000. - 476 с.
24. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе. - Кишинев: ШТИИЦА, 1990 -114 с.
25. Реан А.А. Психология изучения личности /Учебное пособие. Изд. Михайлова В.А. С - П., 1999. - 324
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании; Учебное пособие - М.: ВЛАДОС, 1996 - 529 с.
27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии, психология развития человека.: Учеб. пособие для вузов - М.: Школьная пресса, 2000-416 с.
28. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 4-е изд. - Ростов н / Дону. - 2001-672 с.
29. Хрестоматия /Психология личности/ Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузыря. - М.: «Пресса».1982-567 с.
30. Хрестоматия / Психология возрастных кризисов/ Сост. Сельченок К.В.-Минск.: Харвест; М.: АСТ, 2001. - 559 с.
31. Щербатых Г.М. Психология страха. Попул. Энциклопедия - Изд. 2-е испр и доп. - М.: Эксмо. - Пресс, 2006 - 507 с.
32. Энциклопедия психологических тестов. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1999. - 400 с.
Приложение 1
Шкала ситуативной и личностной тревожности
Методический материал
Шкала ситуативной тревожности
Суждения
|
Варианты ответов
|
|
|
Совершенно
не согласен
|
В основном не
согласен
|
В основном согласен
|
Полностью согласен
|
|
1. Я сейчас спокоен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
2. Мне ничто не угрожает.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
3. Я нахожусь в напряжении.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
4. Я внутренне спокоен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
5. Я чувствую себя свободным.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
6. Я расстроен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
7. Меня волнуют возможные неудачи.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
8. Я ощущаю душевный покой.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
9. Я встревожен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
11. Я уверен в себе.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
12. Я нервничаю.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
13. Я не нахожу себе места.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
14. Я взвинчен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
15. Я не чувствую внутренней скованности.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
16. Я доволен собой.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
17. Я озабочен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
18. Я слишком возбужден.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
19. Мне радостно.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
20. Мне приятно.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|