Изучение феномена тревожности у студентов первого курса
Поведение тревожных людей в деятельности направленной на достижения успехов, имеет следующие особенности:
Острота эмоционального реагирования на сообщение о неудачи.
Хуже работают в стрессовых ситуациях или условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
Боязнь не удачи доминирует над стремлением к достижению успеха.
Обычно тревожные студенты это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.
Тревожность во многом обуславливает поведение студента. Существует определённый уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение студента к определенному типу ситуации и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений со сверстниками и взрослыми [22,29].
Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности. Повышенный уровень может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем иным социальным ситуациям. У студентов с данным уровнем проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности.
Тревожные студенты, как правило, не пользуются всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто неуверенны в себе, замкнутые, малообщительные, или, же напротив, сверхобщительные, назойливые, или озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из - за своей неуверенности в себе, следовательно, эти студенты не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.
Результатом безынициативности тревожных студентов является то, что у сверстников появляется стремление доминировать над ним, что ведет к снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе[11].
Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Он опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. способствует образованию реакции психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так же реакция психологической защиты. Это выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такие студенты, как правило, одиноки, замкнуты, малоактивны. Это, как правило, сказывается на успешности учебной деятельности и налаживании контактов с окружением [22,112].
Выводы: мы видим, что тревожным студентам свойственна заниженные самооценка и самоуважение, они не верят в себя и свои силы и чувствуют себя одинокими в этом мире, закрываются в себе. А это способствует неполноценному развитию личности студента и отражается на его статусном положении в группе.
2. Экспериментальное исследование тревожности у студентов первого курса
2.1 Организация и методы исследования
Для подтверждения поставленной нами гипотезы мы провели экспериментальную работу со студентами Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии обучающимися на первых курсах. Общее число испытуемых составляет 30 человек. Это студенты, обучающиеся на факультетах: СПП, математики и информатики, географии, филологии, экономики, КПиНО и иностранных языков.
Наше экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующий этап, развивающий этап, завершающий этап.
На первом этапе для диагностики уровня тревожности у студентов первого курса мы использовали следующие методики:
Шкала ситуативной тревожности.
Методика позволяет оценить уровень развития личностной тревожности.
В методике есть две оценочные шкалы: одна измерят ситуационную тревожность, а другая - личностную. Каждая шкала включает по 20 суждений. По каждому суждению необходимо выбрать один из четырех предлагаемых ответов и отметить его. Далее при помощи специального ключа по выбранным ответам определяют уровень развития обоих видов тревожности [19,92]. Тестовый материал и ключ к методике приведен в Приложении 1.
2. Изучение общей самооценки. Опросник Казанцевой Г.Н.
Опросник позволяет выявить уровень самооценки.
Опросник состоит из 20 положений. По каждому из которых необходимо дать один из трех предлагаемых ответов: «да», «нет», «не знаю».
Затем подсчитывается количество согласий под нечетными номерами, далее - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат находится в интервале от -10 до +10 [12, 122]. Тестовый материал и ключ к методике приведен в Приложении 2.
На наш взгляд выявление уровня самооценки необходимо, так как людям с высоким уровнем тревожности своиственнен низкий уровень самооценки и одно из направлений коррекции тревожности в данном случае является повышение самооценки.
На развивающем этапе эксперимента мы провели коррекционно - развивающую программу по оптимизации уровня тревожности.
Цель: оптимизация уровня тревожности, формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
Целевая группа: студенты первых курсов в возрасте от 16 до 20 лет.
Необходимое оборудование: бумага, ручки, стулья по количеству участников.
Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий, продолжительность каждого занятия - один час. Занятия желательно проводить в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений.
Тематический план занятий
Занятие 1
Цель: формирование доброжелательной рабочей атмосферы в группе, установление личных границ при взаимодействии в упражнениях.
Ход занятия:
1. Знакомство с целями тренинга.
2. Выработка правил поведения на занятиях.
3. Упражнение «Молчалка-говорилка».
4. Упражнение «Установление дистанции».
5. Упражнение «Дружеская рука».
6. Рефлексия.
Занятие 2
Цель: развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе, умения понимать и принимать требования и потребности других людей и общества.
Ход занятия:
Упражнение «Узкий мост».
Упражнение «Дотронься до…».
Упражнение «Датский бокс».
Рефлексия.
Занятие 3
Цель: актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе.
Ход занятий:
Упражнение «Говорю, что вижу».
Упражнение «Ассоциации».
Упражнение «Взглянем вместе».
Упражнение «Великий мастер».
Упражнение «Маяк».
Рефлексия.
Занятие 4
Цель: осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества.
Ход занятия:
Упражнение «Пустое место».
Упражнение «Какой я?».
Упражнение «Банка секретов».
Упражнение «Друг для друга».
Упражнение «Бумажные мячики».
Рефлексия.
Занятие 5
Цель: развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.
Ход занятия:
Упражнение «Подари улыбку».
Упражнение «Диалектика».
Упражнение «Волшебное зеркало».
Упражнение «Мои сильные стороны».
Упражнение «Соглашаюсь - не соглашаюсь».
Упражнение «Храм тишины»
Рефлексия.
Занятие 6
Цель: развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград.
Ход занятия:
Упражнение «Спутанные цепочки».
Упражнение «Магазин».
Упражнение «Мой выбор».
Упражнение «Преграды».
Упражнение «Помощь зала».
Упражнение «Гусеница».
Рефлексия.
Занятие 7
Цель: актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.
Ход занятия:
Упражнение «Зеркало».
Упражнение «Кино».
Упражнение «представление о времени».
Упражнение «Чувство времени».
Упражнение «Махнемся не глядя».
Упражнение «Заросший сад».
Рефлексия.
Занятие 8
Цель: повышение самооценки в достижении цели.
Ход занятия:
Упражнение «Закончи предложение».
Упражнение «Цели и дела».
Упражнение «Сегодня первый день твоей оставшейся жизни».
Упражнение «Дружеские руки».
Рефлексия.
Занятие 9
Цель: повышение уверенности в достижении жизненных целей.
Ход занятия:
Упражнение «Я знаю, что у тебя…»
Упражнение «Дотянись до звезд».
Упражнение «Мои ресурсы».
Упражнение «Мои достижения».
Рефлексия.
Занятие 10
Цель: актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей.
Ход занятия:
Упражнение «Строим город».
Упражнение «Дом моей души».
Упражнение «Ящик Пандоры».
Упражнение «Чемодан в дорогу».
Прощание.
Более подробное описание занятий и упражнений приведены в Приложении 3.
Завершающий этап эксперимента.
После завершения программы мы провели повторную диагностику уровней тревожности и самооценки со всеми участниками экспериментальной группы. Для этого мы использовали следующие методики:
Шкала ситуативной тревожности.
Изучение общей самооценки. Опросник Казанцевой Г.Н.
Метод математической статистики Т-критерий Стьюдента для связных для связных выборок.
2.2 Количественный и качественный анализ полученных результатов
Результаты исследования уровня тревожности у студентов 1_го курса ДВГСГА по методике «Шкала ситуативной тревожности» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования уровня тревожности у студентов первых курсов.
Из выше приведенной таблицы можно сделать вывод, что 60 % испытуемым характерен высокий уровень тревожности.
По результату методики можно сказать, что большинству студентов первых курсов свойственен высокий уровень тревожности.
Студентов с высоким уровнем тревожности отличает замкнутость и мало общительность. Как правило, они без инициативны, что связано с ожиданием неудачи и низкой самооценкой.
И наоборот, студенты, имеющие низкий уровень тревожности общительны и инициативны, но им свойственна слабая эмоциональная вовлеченность в различных жизненных ситуациях, сдержанность чувств.
Средний уровень тревожности говорит о том, что это более или менее спокойные студенты, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.
Результаты исследования по методике «Изучение общей самооценки» приведены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты исследования уровня самооценки у студентов первого курса
№
|
И.Ф.
|
Уровень самооценки
|
|
|
|
Кол-ый результат.
|
Кач-ый результат.
|
|
1.
|
О.З.
|
+4
|
высокий
|
|
2.
|
Е.Л.
|
-4
|
низкий
|
|
3.
|
С.С.
|
+3
|
средний
|
|
4.
|
А.А.
|
+8
|
высокий
|
|
5.
|
Б.Е.
|
-4
|
низкий
|
|
6.
|
В.А.
|
-3
|
средний
|
|
7.
|
Г.В.
|
+6
|
высокий
|
|
8.
|
Т.А.
|
-1
|
средний
|
|
9.
|
Л.И.
|
-7
|
низкий
|
|
10.
|
К.А.
|
+2
|
средний
|
|
11.
|
К.Д.
|
+8
|
высокий
|
|
12.
|
И.Я.
|
-5
|
низкий
|
|
13.
|
З.В.
|
-5
|
низкий
|
|
14.
|
Б.И.
|
+6
|
высокий
|
|
15.
|
К.Н.
|
+2
|
средний
|
|
16.
|
И.Ю.
|
+4
|
высокий
|
|
17.
|
Т.Д.
|
+1
|
средний
|
|
18.
|
С.Е.
|
-6
|
низкий
|
|
19.
|
К.Л.
|
+5
|
высокий
|
|
20.
|
Г.Н.
|
-4
|
низкий
|
|
21.
|
К.Е.
|
-4
|
низкий
|
|
22.
|
Х.И.
|
+1
|
средний
|
|
23.
|
Я.Е.
|
-1
|
средний
|
|
24.
|
Т.В.
|
-6
|
низкий
|
|
25.
|
Л.М.
|
-2
|
средний
|
|
26.
|
К.А.
|
-7
|
низкий
|
|
27.
|
З.А.
|
-3
|
средний
|
|
28.
|
Г.И.
|
-5
|
низкий
|
|
29.
|
П.Н.
|
-5
|
низкий
|
|
30.
|
Ш.И.
|
-4
|
низкий
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|