бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование представленности информации о социальном отношении к детям-сиротам в СМИ. - (курсовая) бесплатно рефераты

p>В Беларуси учёные и практики разрабатывают систему мер по распределению детей-сирот в семьи. Воспитание ребёнка в семьях обходится в 5-7 раз дешевле, нежели в школе-интернате и детском доме. Поэтому семьям, которые берут на воспитание детей-сирот, выделяются значительные деньги. Таким образом, пытаются возродить ту милосердную традицию, которая существовала в Беларуси в 50-60-х годах, когда ребёнка-сироту не отдавали в государственные учреждения, а определяли в семьи родственников, соседей, односельчан, то есть в общину. 2. Опекунская семья приобрела статус в 1991г. В этой семье воспитывается от 1 до 5 детей. Сегодня детей, устроенных в такие семьи, насчитывается 8 тыс. Дети находятся на полном государственном обеспечении до окончания учебного заведения и трудоустройства. 3. Детский дом семейного типа. Это семьи, где наряду с родными детьми воспитываются 5 детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей. В этих семьях (их у нас сейчас 29) – 200 приёмных детей, 60 – родных. * Преимущество таких семей в том, что реализуется право ребёнка на проживание в семье в атмосфере любви, поддержки, заботы и ласки, устраняются последствия материнской депривации, восстанавливается психофизическое здоровье детей. В семьях в течение месяца многие болезни проходят сами по себе. 4. Детская деревня. Это один из вариантов детского дома семейного типа. Она построена в городе Кобрине Брестской области с помощью Германии. _________________

    *данные 2001 года.

Детская деревня состоит из 9 двухэтажных коттеджей, расположенных в живописной местности, в ней проживает 12 матерей-воспитательниц и 120 детей разных возрастов– от года до пятнадцати лет.

Создание учреждений с организацией жизнедеятельности по принципу семьи с временным пребыванием в них детей–важнейшая тенденция в оказании социально-психологической помощи детям, оказавшимся в неблагоприятной жизненной ситуации.

1. Детские диагностические дома. (Словакия, Чехия). В них дети находятся от 1, 5 до 2 месяцев. За этот период специалисты ставят медико-психологический диагноз. В соответствии с ним детей затем направляют в семью и массовую школу, в специализированный семейный или обычный семейный детский дом, в учреждения для детей с особенностями в поведении. 2. Временные дома для детей. В Швеции существуют дома, где воспитатели с высшим специальным образованием (обычно педагоги и психологи) создают благоприятные семейные условия для детей в возрасте от нескольких недель до 12 лет. Социальные кураторские службы направляют в эти дома детей, у которых сложные отношения в семье. Если родители, которые под влиянием разных причин переставали заниматься воспитанием детей, оскорбляли их достоинство, издевались над ними, начинают понимать свои ошибки и раскаялись в том, что произошло, то через 8 недель дети могут вновь возвратиться в семью. Для тех же, кто остаётся в указанных домах, создаются благоприятные (домашние) условия: совместные вечера, просмотры телепередач, организация игр, праздников. У каждого ребёнка есть отдельная комната, его могут навещать друзья и одноклассники. Дети посещают обычные детские сады и школы. Если через полгода не удаётся установить нормальные отношения между родителями и детьми, воспитание ребёнка могут временно доверить новой семье, с которой заключается годовой контракт. Предпочтение отдаётся тем семьям, у которых уже есть собственные дети. Через год биологические родители могут вернуть своих детей. Кроме того, в течение года им даётся возможность встречаться с ними. 3. Центры социальной защиты (Вьетнам). Делятся на два типа. Первый - это центры социальной защиты для сирот и детей с особенностями психофизического развития. Все дети учатся в местной школе, кроме детей с тяжёлыми формами неполноценности в развитии. При учреждениях работают курсы профессиональной подготовки, которые дети посещают по собственному выбору. Второй тип– центры общей социальной помощи. В каждом проживают 300-400 человек, из них примерно треть – дети. Под одной крышей оказываются две возрастные группы. Пожилые учат детей вьетнамским традициям морали, нормам и правилам поведения; дети, в свою очередь, помогают старшим: ухаживают за ними, совершают совместные прогулки.

К сожалению, подобные центры не могут заменить семью: дети ощущают дефицит эмоциональных проявлений, отсутствие материнской любви и ласки, что отрицательно сказывается на развитии их психики. Они в большинстве своём изолированы от окружающего общества (доступ детей за пределы центра ограничен).

4. Дома семейного типа (США). Размещение детей вне родного дома разрешалось на срок не более 18 месяцев. По истечении срока должно приниматься решение о том, на какую семью возлагается ответственность растить ребёнка. Если биологическая семья не смогла реабилитироваться, чтобы вернуть ребёнка домой, рекомендовалось поместить его в новую семью. Биологические родители получали широкую поддержку, с тем, чтобы их дети, в конце концов, возвратились в новую семью. Детей стали помещать недалеко от их дома, что дало возможность биологическим родителям чаще и в большей степени участвовать в повседневной жизни ребёнка в доме семейного типа. В результате проведённой работы 75% детей были возвращены домой, а 25% определены в более благоприятную семейную обстановку, при этом предпочтение отдавалось усыновлению.

Таким образом, можно отметить, что существует большое количество альтернативных форм воспитания детей в детских учреждениях, но лишь немногие из них реализуются в нашей стране. Журнал“Народное образование” 2001 №7 опубликовал статью Г. Гусаровой “Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Самарской области”. Описываемый в ней опыт может послужить хорошим примером для решения этой проблемы. Чтобы максимально компенсировать дефицит родительского участия в судьбе сирот, в Самарской области формируется система их социализации. В области принят Закон “О государственных минимальных социальных стандартах в Самарской области”(29. 02. 2000 №11 ГД), который закрепил гарантии прав ребенка-сироты. Определен уровень развития сети учреждений обслуживания семьи и детей в области, размеры минимальных выплат детям, воспитывающимся в приемных семьях и семьях опекунов. Правовой акт установил систему оздоровления детей, обеспечение жильём детей-сирот по достижении ими совершеннолетия.

Разработан и механизм реализации законов через целевые программы, которые направлены на профилактику социального сиротства, укрепление института приёмной семьи и защиту прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сформированы и получили развитие следующие институты социализации детей-сирот в условиях замещающей семьи:

1. Усыновление (действует областной центр усыновления, опеки и попечительства, где сформирован банк данных о детях-сиротах и потенциальных усыновителях, в центре имеется социально-правовой отдел, специалисты которого оперативно и бесплатно оказывают услуги усыновителям).

2. Опека (организованы централизованный учет и комплексное социально-медико-психолого-педагогическое сопровождение опекаемых детей-сирот).

3. Приёмная семья (начало положено в 1994 году как эксперимент по временной передаче детей-сирот на воспитание в приёмные семьи в г. Самаре; результат закреплен Постановлением главы администрации области 1995г. “О временном положении о приёмной семье на территории Самарской области”) В настоящее время в области сформирована система обслуживания семейных институтов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это областной центр усыновления, опеки и попечительства, 48 центров“Семья”, 29 центров социальной реабилитации несовершеннолетних с приютами на 815 мест, 9 центров диагностики и коррекции развития детей, 11 центров реабилитации детей с ограниченными возможностями, кризисный стационар на 30 мест. В кризисный стационар направляются дети, подвергшиеся насилию.

Первичным звеном системы учреждений социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются центры“Семья”. Центры занимаются вопросами изучения факторов социального неблагополучия и профилактики социального сиротства, а также осуществляют практическое исполнение индивидуальных программ социальной реабилитации детей-сирот в условиях замещающей семьи (комплексное социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка и его семьи). Организацию мониторинга здоровья детей в условиях замещающей семьи осуществляют центры психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции развития детей. Данные центры ведут непрерывную диагностику развития детей, воспитывающихся в домах ребёнка, дошкольных детских домах, школах-интернатах. Самарская область –территория, где реально получила развитие концепция комплексного социального обслуживания семьи и детей, а семейная политика–составная часть всей социально-экономической политики. Это верный подход, который даёт возможность реализовать основную цель: профилактику негативных социальных явлений.

    2. 3. Проблема социализации детей-сирот.

Выделяют основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя. В этом случае активность человека направляется на лучшее и всё более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов. Следующий тип самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир (в этом случае может пропасть ощущение собственной ценности того, что окружает). Крайняя форма ухода из среды (полное самоустранение)– самоубийство.

Согласно данным, опубликованным в печати, из 15000 выпускников детских государственных учреждений (детей-сирот) в течение года 5000 попадают на скамью подсудимых , 3000 становятся бомжами, 15000 кончают с собой.

Дети-сироты проблемная группа не только в психологическом плане; лишённые эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение - это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. В обычных условиях, как правило, начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, что не всегда можно измерить, описать, а иногда даже уловить, например, психологические характеристики.

Существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности (на всех возрастных этапах). Применяются наказания: от оскорбления словом до лишения питания, избиения, помещения в психиатрическую больницу, переход из обычного детского дома в коррекционный. В детских учреждениях получают травмы, в том числе от побоев воспитателей и старших детей, а также производственные. Здесь, с одной стороны, болезни лечат, но с другой–не долечивают, провоцируют. Все это может повлиять на дальнейшее физическое развитие ребенка и его умственные способности.

У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома. В 15-18 лет подросток вынужден уходить из детского дома практически в неизвестность, решать проблему жилья, прописки. Для некоторых закончить учебу–это начать скитаться. К статусу сироты добавляется статус мигранта (как социологическое понятие), а стало быть, статус маргинала и чужака. Дети-сироты становятся мигрантами в раннем возрасте и сохраняют этот статус в течение многих лет, доказывая, что миграция–не географический факт, а социальное явление. Домашние связи разрушаются у сирот несколько раз:

    собственно домашние связи и разлучение с родственниками;

2)домашние связи, когда ребенок начал считать детское учреждение домом, а воспитателей и детей родственниками. Подобные переезды оставляют психическую травму на всю жизнь. Степень открытости (закрытости) воспитательного учреждения во многом определяют развитие воспитанников. Если у обычного свободного ребенка есть несколько кругов общения: семья, школа, близкие и дальние родственники, личные друзья и друзья родителей, соседи, двор и т. д. У ребенка в детском доме круги общения значительно меньше, и все они могут быть определены одной территорией и одними и теми же лицами.

В совершенно закрытых учреждениях дети полностью отгорожены от внешнего мира: живут и учатся в одном здании на изолированной территории. Вопрос о закрытости учебных учреждений очень близок к вопросу о возможности выбора, в том числе образования и круга общения.

В воспитательном или патронажном учреждении обязательно стараются дать ребенку образование или профессию. Но дети-сироты часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители. Бывает, что в интернатах отсутствует преподавание некоторых предметов. Выпускники школ-интернатов ограничены как в свободе выбора учебного заведения, так и в возможности поступления, не смотря на имеющиеся льготы. Поступить в вузы, особенно на престижные специальности, сиротам практически невозможно.

Сегодня сирот не хотят принимать не только университеты и техникумы, но и ПТУ. Кроме того, проблема состоит не только в том, чтобы поступить в учебное учреждение, но и в том, чтобы адаптироваться и удержаться в нем. Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии–не востребованы. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам. В том числе и трудоустройством, исполняют роль формальных и неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда.

Очень редки случаи, когда молодой человек получает прописку, постоянное жильё и возможность учиться, работать, когда дети и родители соглашаются жить вместе по возвращении ребёнка из детского учреждения и ведут более или менее сносное существование.

Сироты, не имеющие сведений о своих родных, оставленные в раннем детстве, а также подкидыши, после окончания школы в подавляющем большинстве случаев, могут выбрать только те учебные заведения, а затем только те места работы, где предоставляют жильё. Есть примеры, когда молодой человек сначала поступил в один вуз, но из-за отсутствия общежития должен был перевестись в другой. А также случаи, когда по той же причине студенты из вуза уходили в техникум или ПТУ.

Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жильё и прописку в возрасте 14-18 лет. Проходят все ступени“жилищной социализации”: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, в администрацию города или района, в различные структуры социальной защиты, проходят комиссию по жилищным вопросам. В некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. А также получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, болезни.

Журнал “Социс” 2001 №4 опубликовал статью “Возможности и условия адаптации детей-сирот”, автор которой подтверждает сложность адаптации выпускников сиротских учреждений: “Индивидуальные интервью, фокус-группы показали, что для воспитанников школ-интернатов очень сложно вспомнить положительные примеры судеб сирот, а также сложно объяснить, что, на их взгляд, является решающим в успешной адаптации.... ” С одной стороны, говориться, что “всё зависит от самого сироты, его характера, целей в жизни”, с другой, отмечается, что “сироте очень сложно вырваться за рамки обстоятельств – нет помощи родителей, нет возможности получить хорошее образование в школе и продолжить учёбу в техникуме или вузе”. Также указывается на то, что сам факт воспитания в государственном учреждении является препятствием в жизни.

Также автор этой статьи делает далеко незавидные выводы: “воспитание в государственном учреждении, изъятие ребёнка из асоциальной семьи предполагают предоставление ему возможности повысить свой статус относительно родителей (алкоголиков, наркоманов, преступников). Единицы получают высокий уровень образования, престижную работу. Большинство получают рабочую специальность, пополняя базовый и нижний слои общества. При этом многие не имели и не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жильё, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников). Стало быть, их потенциал на изменение, повышение или сохранение прежнего статуса ниже, чем у остальных граждан”.

Несправедливо будет не сказать о фактах, когда детский дом даёт ресурсы для успешной адаптации воспитанников. “Например, дети, которые попали из неблагополучных деревенских семей в городской детский дом, считают это фактом восходящей мобильности (Курск). Они сумели получить образование лучше, чем в деревенской школе, посмотреть Россию, и съездить за границу во время каникул Директор приложил максимум усилий для того, чтобы молодые люди поступили в университеты”.

Глава 3. Общие тенденции подачи информации о детях группы риска в СМИ.

Проанализировав материалы изданий, можно выделить общие тенденции подачи информации о детях группы риска. Среди всего объёма информации о детях-сиротах, которая представлена сегодня в печати, можно отметить, что наиболее часто упоминаются и освещаются следующие проблемы: детская беспризорность, растущее количество детских домов, альтернативные формы воспитания детей-сирот, проблема социализации сирот. Большинство авторов считают данные проблемы ключевыми.

    3. 1. Отношение СМИ к беспризорным детям.

По мнению большинства авторов, детская беспризорность –это бич нашего времени. В современной России она произрастает на фоне глубокого экономического, длящегося не один год, кризиса, постоянно ухудшающего материальное положение всех слоёв населения. В результате детские проблемы как бы отступают на задний план и ни о каком реальном приолритете охраны прав ребёнка говорить не приходится. “Пока СМИ рассказывают главным образом о масштабных стихийных бедствиях и эффективных международных мероприятиях, а правительства борются с экономическим спадом и изменениями платёжного баланса, издержки развития и гнетущая социальная напряжённость неожиданно породили феномен, с которым, казалось, в индустриально развитых странах было покончено ещё в XIX в. – современных беспризорников. ”. Этот фрагмент доклада, предназначенный для всего мирового сообщества, как бы специально адресован современной России с её экономическими и социальными катаклизмами, где проблема детской беспризорности приобрела особую остроту. Особую, потому что, по последним, далёким от точности данным, количество беспризорных детей в нашем государстве определяется цифрой от 1 до 4 миллионов. Но дело не только и не столько в цифрах, а в том, что речь идёт о социальной болезни, глубоко затрагивающей суть отношений в обществе, а также правительственной политики. Однако если детская беспризорность в России как социальное явление 20-30 г. г. была предметом пристального внимания не только практиков, но и учёных, то сейчас правовых исследований, анализирующих детскую беспризорность, её особенности и причины возникновения мало.

Страницы: 1, 2, 3