бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе. Потребности юношества в психологической поддержке бесплатно рефераты

Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хорошо запомнить, чтобы точно повторить. Согласен? (Ребенок обычно отвечает согласием.)

Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори.

Если ребенок не может полностью и без существенных искаже-ний воспроизвести эти три фразы, проверяющий говорит: «Ниче-го, не унывай. Сразу это не получится. Давай попробуем еще раз. Слушай внимательно... Жили-были...»

В протоколе фиксируется количество повторений, которые по-требовались ребенку для выполнения задания. Этот показатель слу-жит для оценки уровня кратковременной смысловой памяти об-следуемого ребенка: чем меньше потребовалось повторений, тем выше его уровень. При этом используется следующая таблица:

Уровень развития кратковременной смысловой

Возрастные

памяти (количество потребовавшихся повторений)

группы

низкий

средний

высокий

шестилетки

8

5-7

1-4

Семилетки

7

4-6

1-3

Как только ребенок даст правильный и полный ответ, прове-ряющий переходит к проверке его способностей осуществлять про-стейшие умозаключения:

- Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь подумай и скажи: кто из мальчиков самый высокий?

Если ребенок не в состоянии дать правильный ответ, прове-ряющий говорит:

- Ну-ка давай подумаем еще раз: Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Так кто из них самый высокий? (Повторяется лишь заклю-чительная часть рассказа - сам вопрос.)

После того как ребенок дает правильный ответ, ему задается еще один вопрос:

- А кто из мальчиков самый низкий?

При определении уровня развития способности ребенка осу-ществлять простейшие умозаключения учитывается общее коли-чество повторений, которые потребовались ему для выполнения данного теста в целом (начиная с запоминания). При этом ис-пользуется следующая таблица:

Возрастные группы

Уровень развития способности осуществлять простейшие умозаключения (количество повторений, потребовавшихся для выполнения данного теста в целом).

низкий

средний

высокий

Шестилетки

10

5-9

1-4

Семилетки

8

4-7

1-3

Наблюдения за выполнением ребенком всех четырех описан-ных выше тестов дают возможность судить об уровне его умствен-ной активности. При этом используются следующие критерии:

1. Низкий уровень умственной активности: к выполнению зада-ний ребенок приступает только после дополнительных побужде-ний, а во время работы часто отвлекается; при выполнении теста фонематического восприятия интерес ребенка вызывает не обна-ружение ошибок в артикуляционных действиях проверяющего, как это предполагается замыслом теста, а возможность сугубо внеш-ней реакции (например, хлопнуть ладонью по столу).

2. Средний уровень: ребенок не проявляет интереса к выполне-нию предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно активно (охотно). Возможен вариант, когда ребенок вначале про-являет интерес к работе, который, однако, затем очень быстро уга-сает. Вопросов задает сравнительно немного, да и те направлены чаще всего не на сущность задания, а на какие-либо второстепен-ные моменты: «А кто нарисовал эти красивые буквочки?», «А иноп-ланетянин хороший или плохой?» и т. д. Инициатива в общении с преподавателем и выполнении заданий отсутствует.

3. Высокий уровень умственной активности ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, обстановке, в ко-торой проводится собеседование, к учителю. Охотно 'поддержива-ет с ним разговор, сам: задает вопросы. В выполнение заданий вклю-чается без промедления, прилагает усилия к преодолению труд-ностей, нередко пытается продолжить общение с учителем. При выполнении теста словаря охотно включается в игровую ситуа-цию, внося в нее элементы фантазирования.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ

Итак, в результате применения проверочных тестов выявляют-ся шесть показателей, характеризующих степень готовности ре-бенка к школьному обучению. По каждому из показателей ребе-нок относится к одному из трех уровней: низкому, среднему или высокому. Эти оценки заносятся в специальную карточку простав-лением отметки в соответствующей графе.

КАРТОЧКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ПЕРВОКЛАССНИКА

Фамилия, имя ... ..............................................

Дата обследования ....................................................

Психологические показатели готовности

Оценочные уровни

1. Умственная активность

2. Саморегуляция

3. Фонематический слух

4. Словарное развитие

5. Кратковременная память

6. Умозаключение (мышление)

На основании этих данных решается вопрос о зачислении ре-бенка в класс того или иного типа. Каким образом это делается?

Если бы оценки по всем показателям у каждого ребенка были одинаковыми (скажем, все - средний уровень или все - высокий уровень), не было бы никаких проблем: имеющие низкий уровень направлялись бы в класс повышенного индивидуального внима-ния, имеющие средний уровень - в класс нормального обучения, а те, кто оцениваются по высокому уровню, - в класс ускоренно-го обучения. Но так бывает крайне редко. Чаще оценки распреде-ляются в двух или даже трех уровнях, причем два уровня могут оказаться крайними. Как поступать в этих случаях? Рассмотрим все возможные варианты и подварианты.

Вариант 1. Наличие показателей преобладающего уровня (4-5 оценок одного уровня).

1-й подвариант. Преобладающим является средний или низкий уровень. Независимо от того, как распределились остальные одна -две оценки, ребенок рекомендуется соответственно в класс особо-го типа или в класс повышенного индивидуального внимания. При этом родители ребенка должны получить рекомендации, каким образом следует развивать отстающие способности в условиях се-мейного воспитания.

2-й подвариант. Преобладающим является высокий уровень.

Здесь должен быть более дифференцированный, взвешенный под-ход. Если остальные одна - две оценки относятся к среднему уров-ню, ребенок рекомендуется в класс ускоренного обучения. Если же хоть один показатель находится на низком уровне, зачисление ребенка в такой класс ставится под вопрос. Можно порекомендо-вать родителям потренировать отстающую способность в течение лета, в конце августа проверить ребенка еще раз.

Низкие оценки по двум показателям принципиально не меня-ют ситуацию, однако должны рассматриваться, как более серьез-ное противопоказание в отношении возможного зачисления дан-ного ребенка в класс ускоренного обучения. В конечном счете, решающей должна стать предосенняя перепроверка отстающих спо-собностей. Если по ее результатам хоть одна из них по-прежнему будет находиться на низком уровне, ребенок пока зачисляется в класс обычного типа. Дальнейший его статус (как и статус всех остальных детей) будет определяться его учебными успехами.

Вариант 2. Отсутствие преобладающего уровня (здесь возмож-ны несколько подвариантов).

1-й подвариант можно выразить формулой «2, 2, 2». Ребенок рекомендуется в класс обычного типа. Родители и будущие учителя принимают меры, направленные на форсированное развитие отстающих способностей.

2-й подвариант имеет формулу «3,3, -». Ребенок рекомендует-ся в класс повышенного индивидуального внимания (при усло-вии, что на данное место нет более нуждающихся претендентов, т.е. детей с преобладанием низкого уровня).

3-й подвариант выражается формулой «-, 3, 3». Ребенок реко-мендуется в класс обычного типа с перспективой перехода в класс ускоренного обучения (при условии быстрого развития способ-ностей, которые пока находятся на среднем уровне). Следует, однако, учитывать, что такая перспектива сопряжена с необходимос-тью догнать ушедший вперед класс, а это возможно лишь в том случае, если ребенок обладает крепким здоровьем и высокой ум-ственной активностью.

4-й подвариант выражается формулой «3, -, 3». Маловероятен, но если встретится, ребенок рекомендуется в класс обычного типа.

Родители и учитель принимают меры к форсированному раз-витию отстающих способностей у ребенка.

Представленные способы диагностики готовности ребенка к школьному обучению (с помощью карты-характеристики и четырех тестов) выбраны нами как наименее трудоемкие. Проведенная рабо-та поможет учителю не только правильно организовать набор уча-щихся в первые классы, но и осуществлять дифференцированный индивидуальный подходы к ним в процессе всего периода обучения.

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ И АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Личностно-ориентированное обучение предполагает прежде все-го активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ре-бенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетво-ренности ребенка ею.

Разработаны различные способы изучения школьной мотива-ции учащихся начальных классов. Предлагаем один из них, на наш взгляд, наиболее интересный.

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школь-ной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых моти-вов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные дей-ствия, узоры и прочее);

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисо-вать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего

это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имею-щие отношения к данной теме.) Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мо-тивации, учебной активности и наличии у школьника познава-тельных мотивов (30 баллов);

б) ситуации не учебного характера с внешними школьными ат-рибутами свойственны детям с положительным отношением к шко-ле по внешней мотивации (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положи-тельным отношением к школе, но преобладанием игровой моти-вации (10 баллов).

Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с по-мощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оце-ниваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, ней-тральный - 1, Положительный - 3 балла).

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, Когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешьв школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для сред-ней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить ди-намику школьной мотивации. Снижение уровня школьной моти-вации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в обучении и раз-витии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль - роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятель-ностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части де-тей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в пос-ледние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельнос-ти - затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не рас-пространяются на детей, У которых нарушения учебной деятель-ности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, фи-зическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в фор-ме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, пси-хогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревож-ности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок прихо-дит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», они в новую социальную общность - школу - входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» ле-жит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в се-мьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где роди-телей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ре-бенку и его учебе в семье.

Обобщенно картину школьной дезадаптации можно предста-вить следующим образом:

ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Форма дезадаптации

причины

Коррекционные мероприятия

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интел-лектуальное и психо-моторное развитие ре-бенка, отсутствие по-мощи и внимания со стороны родителей и учителей

Специальные беседы с ребенком, в ходе ко-торых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендацииро-дителям

Неспособность произ-вольно управлять сво-им поведением

Неправильное воспи-тание в семье (отсут-ствие внешних норм, ограничений)

Работа с семьей; ана-лиз собственного по-ведения, учителем с целью предотвратить возможное неправиль-ное поведение

Неспособность при-нять темп школьной жизни (чаще встреча-ется у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым ти-пом нервной систе-мы)

Неправильное воспи-тание в семье или иг-норирование взрослы-ми индивидуальных особенностей детей

Работа с семьей, оп-ределение оптималь-ного режима нагрузки ученика

Школьный невроз, или «фобия школы», - не-

умение разрешить про-тиворечие между се-мейными и школьными «мы»

Ребенок не может выйти за границы се-мейной общности -семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бес-сознательно исполь-зуют их для решения своих проблем)

Необходимо подклю-чение школьного пси-холога - семейная те-рапия или групповые занятия для детей в сочетании с группо-выми занятиями для их родителей

Страницы: 1, 2, 3, 4