бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе. Потребности юношества в психологической поддержке бесплатно рефераты

3. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего однослож-ные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).

В. Развитие познавательной активности, самостоятельности

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с инте-ресом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при вы-полнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересу-ющих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

Г. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

1. Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скры-тый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и уста-новления закономерных связей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого.

3. Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обу-чающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятель-ный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.

Д. Произвольность деятельности

1. Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодоле-вает трудности в работе, доводит дело до конца.

2. Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адек-ватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятель-ности часто отвлекается, трудности преодолевает только при пси-хологической поддержке.

3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, сти-мулирующая, организующая помощь малоэффективна.

Е. Контроль деятельности

1. Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с постав-ленной целью.

2. Результаты усилий ребенка частично соответствуют постав-ленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это непол-ное соответствие.

3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видит этого несоответствия.

Ж. Темп деятельности

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

ОБЩАЯ СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выше среднего, средний: большинство показателей оцени-вается 1-м уровнем.

Ниже среднего: большинство показателей оценивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей оценивается 3-м уровнем.

Очень низкий: интеллектуальные умения оцениваются 4-м уровнем при оценке большинства показателей 3-м.

4. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

1. Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, по-влиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длитель-ные заболевания). .

2. Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ре-бенок начал ходить, говорить).

3. Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность - сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).

Группа здоровья_______________________________________

Заключение___________________________________________

Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком.

Возможен другой подход при обследовании будущих первокласс-ников. В основе его принцип достаточного минимума: оценива-ются только те психические свойства (качества) ребенка, без зна-ния которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту, а следовательно, и наиболее благоприятный для него тип класса. Такими показателями считаются:

способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности);

способность к саморегуляции учебной деятельности (осозна-ние цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);

способность удерживать в памяти небольшие порции инфор-мации, указания учителя, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);

способность осуществлять элементарные умозаключения, рас-суждать;

словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).

В этом случае степень готовности ребенка 6-7 лет к обучению определяется при помощи комплекса, состоящего из одного слож-ного и трех простых тестов. К простым относятся тест фонемати-ческого слуха, тест копирования бессмысленных слогов и тест сло-варя. Сложным является тест кратковременной памяти и умозак-лючений. Испытание проводится в течение 15-20 мин.

ТЕСТ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Проверяющий предлагает ребенку: «Давай с тобой задумаем сло-во, например «окно». Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру «табуретка». Как только услы-шишь это другое слово, сделай вот так (показывает). Этим ты как бы укажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказал по ошибке. Если же буду называть только то слово, которое мы выбрали, тогда в конце ты скажешь: «Все пра-вильно». Понятно?»

После удовлетворительного ответа можно приступить непосред-ствено к испытанию. Оно включает четыре задания. Первое за-дание ознакомительно-тренировочное (его результаты не учиты-ваются при выставлении оценки за выполнение данного теста). Остальные три задания - зачетные.

Первое задание - контрольная фонема Р

Рама, рама, рама, рама, рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама. Рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, лампа, рампа. Коробок, колобок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок. Окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик, окрик.

Второе задание - контрольная фонема С

Сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, cон. Коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса. Рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, расцвет, рас-свет, рассвет, рассвет, рассвет.

Третье задание - контрольная фонема Ч

Челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка. Чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, щадить, чадить. Чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, щикать, чикать, чикать.

Почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, пошесть, почесть.

Четвертое задание - контрольная фонема Г

Гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора, гора.

Голос, голос, голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос. Граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб, граб. Пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги.

Если в том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (1 слово за 10 с) ребенок не смог выявить «лишнее» слово или допустил ошибку, то через 1-2 следующих задания нужно снова вернуться к этому ряду, повторив его в более медленном темпе (1 слово за 1,5 с).

Шкала оценок

Система выставления оценок в данном тексте имеет сущест-венную особенность: с одной стороны, высшая оценка (3 балла) выставляется только при безупречном выполнении всех трех за-четных заданий, с другой - не имеет значения, в каком количест-ве зачетных заданий ученик допустил ту или иную ошибку - водном или в трех. При наличии ошибок оценка за выполнение теста выставляется по тому заданию, которое выполнено наихуд-шим образом (т. е. ошибки, допущенные в нескольких заданиях, не суммируются). Используется четырех балльная шкала оценок:

0 баллов - если хотя бы в одном, задании дошкольник не смог правильно заметить «лишнее» слово, несмотря на повторное за-медленное предъявление данного ряда слов.

1 балл - заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе.

2 балла - заметил «лишнее» слово при обычном темпе предъ-явления, но не хлопнул вовремя ладонью по столу - «лишнее» слово назвал лишь после прослушивания всего ряда.

3 балла - во всех заданиях с первого предъявления вовремя хлопнул ладонью по столу и правильно назвал «лишнее» слово.

Шкала эта применяется как к шестилеткам, так и к семилет-кам. Ведь сам по себе возраст мало влияет на развитие данной способности. Ее уровень определяется по следующим единым кри-териям:

Количество полученных

Уровень развития

баллов

фонематического слуха

0

Низкий

1

Средний

2-3

Высокий

ТЕСТ КОПИРОВАНИЯ БЕССМЫСЛЕННЫХ СЛОГОВ

Это могут быть бессмысленные слоги, написанные каллигра-фическим почерком. Один набор слогов из приведенных пяти предъявляется ребенку на специальной карточке. «Посмотри, говорит проверяющий, - тут что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй это перерисовать. Хорошенько присмотрись, как тут написано, и сделай также вот на этом листочке». При этом время выполнения задания не ограничивается.

Бывает, несмелый ребенок заявляет, что он не может выпол-нить задание, потому что не умеет писать. В таком случае можно предложить ему перерисовать вначале домик, затем простой гео-метрический узор (квадратики, кружки, ромбики) и только за-

тем, после неоднократного поощрения выполненных действий, -буквенные слоги. Оценивается, конечно, только это последнее задание.

Шкала оценок

1 балл - каракули.

2 балла - есть сходство с образцом, но распознается не более трех букв.

3 балла - прочитывается, по крайней мере, 4 буквы.

4 балла - можно прочитать все буквы.

5 баллов - каждая буква написана четко, вся фраза имеет наклон не более чем на 30 градусов.

Количество полученных

Уровень развития

Баллов

саморегуляции

1

,

Низкий

2-3

Средний

4-5

Высокий

ТЕСТ СЛОВАРЯ

Как и другие тесты проверочного комплекса, данный тест по-строен по принципу выборки: берется определенная (стандарт-ная) совокупность слов и определяется, какие из них ребенку известны. На основании полученных ответов судят о словарном развитии ребенка вообще. В распоряжении проверяющих пять стандартных взаимозаменяемых наборов. Поэтому в процессе об-следования будущих первоклассников проверяющие могут и долж-ны чередовать эти комплексы: одному ребенку дается один на-бор, другому - другой и т. п.

Наборы слов

1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соеди-нять, кусать, острый.

2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разде-лять, бить, тупой.

З. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связы-вать, щипать, колючий.

4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.

5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

Приступая к проверке словарного запаса ребенка, учитель го-ворит: «Представь себе, что ты встретился (встретилась) с ино-странцем - человеком из другой страны, который плохо понима-ет русский язык. И вот он попросил тебя объяснить, что означает слово «велосипед». Как ты ответишь?» .

Поскольку свои ответы ребенок дает в словесной форме, мож-но судить о его словаре - как пассивном (знает значение лишь отдельных слов), так и активном (употребляет те или иные слова активной речи). Если ребенок не может дать словесного ответа, то проверяющий предлагает ему нарисовать предмет или показать значение этого слова с помощью жестов или движений.

Следует подчеркнуть, что тест не предполагает проверку уме-ния владеть понятием, обозначенным определенным словом. Случается, что ребенок этим понятием владеет, но, не будучи знаком, с соответствующим словом литературного языка, упот-ребляет вместо него какое-нибудь другое, чаще всего диалект-ное слово.

Нельзя в подобной ситуации предлагать детям слова-сино-нимы, которые, по мнению проверяющего, они знают, посколь-ку тест направлен не на проверку овладения тем или иным понятием, а на знание слов, причем именно таких, которые принадлежат литературному языку.

Оценкой по данному тесту служит сумма баллов, выставленных за каждое из десяти слов набора.

Шкала оценок

0 баллов - отсутствует понимание слова. Ребенок заявляет, что не знает значения слова, или неправильно объясняет его содержа-ние, например: «Мех - его кладут в подушку и спят на нем».

1 балл - понимает значение слова, но свое понимание может выразить лишь с помощью рисования, практических действий или жестов.

1,5 балла - ребенок словесно описывает предмет, например: «Велосипед - на нем катаются, у него бывает два колеса, а бывает и больше - два больших и одно маленькое». Или: «Это - чтобы на нем кататься». «Зонтик - чтобы прятаться от дождя».

2 балла - ребенок дает определение, которое приближается к научному (т.е. в нем содержится указание на род и отдельные ви-довые признаки). Например: «Письмо - это бумага, на которой можно написать о себе и послать в конверте по почте».

Таким образом, максимально возможная оценка по данному тесту составляет 2 х 10 = 20 баллов.

Поскольку с возрастом словарь ребенка быстро обогащается, ответы шестилеток и семилеток логично оценивать по-разному. В связи с этим для определения уровней развития данной способ-ности рекомендуется пользоваться следующей таблицей:

Уровень словарного развития

Возрастные

(сумма набранных баллов)

группы

низкий

средний

высокий

шестилетки

6,5

7-12

12,5

Семилетки

11,5

12-15

15,5

ТЕСТ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ

Как видно из названия, данный тест носит комбинированный характер. Выражается это в использовании одного и того же учеб-ного материала для оценивания двух хотя и взаимосвязанных, но качественно разных способностей - кратковременной памяти и логического мышления. Последняя способность представлена од-ним из видов умозаключений.

Тестирование начинается обращением проверяющего к ребенку:

- Ты любишь слушать разные рассказы? (Ребенок обычно от-вечает утвердительно.)

Страницы: 1, 2, 3, 4