Гендерные особенности проявления тревожности у подростков
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у девочек самооценочная и магическая тревожность выше (92%), чем у мальчиков (40%). Школьная тревожность в исследуемой группе одинакова как у мальчиков, так и у девочек (по 40%), но у мальчиков межличностная тревожность выше (28%), чем у девочек (16%). Исследование показало, что тревожность выше у девочек, чем у мальчиков.
Методика 3. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
Методика разработана Спилбергером Ч.Д. и направлена на дифференцированное измерение тревожности как личностного свойства (уровня личностной тревожности) и как состояния (уровня ситуативной тревожности) (см. Приложение 3).
Таблица 4. Результаты методики «Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)» диагностирующей тревожность как личностное свойство и как состояние на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п
|
Фамилия, имя ребенка
|
Ситуативная тревожность
|
Личностная тревожность
|
|
1
|
Андрюшенко Д.
|
56
|
62
|
|
2
|
Валеева К.
|
32
|
47
|
|
3
|
Вечеркин Я
|
40
|
43
|
|
4
|
Гулинян Р.
|
58
|
32
|
|
5
|
Гусева А.
|
52
|
59
|
|
6
|
Дмитриенко Д
|
42
|
48
|
|
7
|
Жданов Н.
|
24
|
32
|
|
8
|
Журкина А.
|
20
|
31
|
|
9
|
Ильясов С
|
31
|
29
|
|
10
|
Кадыров Д.
|
47
|
31
|
|
11
|
Конарев И.
|
54
|
41
|
|
12
|
Короткова К.
|
59
|
62
|
|
13
|
Милян А.
|
63
|
65
|
|
14
|
Насыров Д.
|
43
|
31
|
|
15
|
Нуриев А.
|
18
|
22
|
|
16
|
Оглоблина Д.
|
33
|
45
|
|
17
|
Орлов Д.
|
49
|
44
|
|
18
|
Петров А.
|
40
|
35
|
|
19
|
Плеханова И.
|
12
|
26
|
|
20
|
Рубцова А.
|
53
|
59
|
|
21
|
Сарычева Д.
|
51
|
57
|
|
22
|
Сорокин М.
|
32
|
43
|
|
23
|
Трофимов Д.
|
51
|
44
|
|
24
|
Хабирова Л.
|
65
|
68
|
|
25
|
Чуприна Д.
|
41
|
47
|
|
|
Всего мальчиков
|
в - 5, у - 5, н - 2
|
в - 0, у - 10, н - 2
|
|
|
Всего девочек
|
в - 7, у - 4, н - 2
|
в - 11, у - 1, н - 1
|
|
|
В процентах
|
в - 20/28
|
в - 0/44
|
|
|
Анализируя полученные результаты мы приходим к выводу, что у девочек личностная и ситуативная тревожность выше, чем у мальчиков.
Методика 4. Опросник EPQ
Опросник разработан Г.Ю. Айзенком и направлен на диагностику особенностей личности (Приложение 4).
Таблица 5. Результаты методики «Опросник EPQ» диагностирующей особенности личности на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п
|
Фамилия, имя ребенка
|
Экстраверсия-интроверсия
|
Нейротизм
|
Психотизм
|
Тип личности
|
|
1
|
Андрюшенко Д.
|
и
|
|
+
|
мх
|
|
2
|
Валеева К.
|
э
|
|
|
сф
|
|
3
|
Вечеркин Я
|
и
|
+
|
|
м
|
|
4
|
Гулинян Р.
|
э
|
+
|
|
х
|
|
5
|
Гусева А.
|
и
|
|
|
ф
|
|
6
|
Дмитриенко Д
|
и
|
+
|
|
фм
|
|
7
|
Жданов Н.
|
э
|
|
|
хс
|
|
8
|
Журкина А.
|
э
|
+
|
|
х
|
|
9
|
Ильясов С
|
и
|
|
|
ф
|
|
10
|
Кадыров Д.
|
и
|
+
|
|
м
|
|
11
|
Конарев И.
|
и
|
|
+
|
мх
|
|
№ п/п
|
Фамилия, имя ребенка
|
Экстраверсия-интроверсия
|
Нейротизм
|
Психотизм
|
Тип личности
|
|
12
|
Короткова К.
|
э
|
|
|
хс
|
|
13
|
Милян А.
|
и
|
|
|
фм
|
|
14
|
Насыров Д.
|
э
|
|
+
|
х
|
|
15
|
Нуриев А.
|
э
|
|
|
с
|
|
16
|
Оглоблина Д.
|
и
|
|
|
фм
|
|
17
|
Орлов Д.
|
и
|
|
|
м
|
|
18
|
Петров А.
|
э
|
+
|
|
х
|
|
19
|
Плеханова И.
|
э
|
+
|
|
х
|
|
20
|
Рубцова А.
|
э
|
|
+
|
мх
|
|
21
|
Сарычева Д.
|
и
|
|
|
м
|
|
22
|
Сорокин М.
|
э
|
|
+
|
х
|
|
23
|
Трофимов Д.
|
э
|
|
|
сф
|
|
24
|
Хабирова Л.
|
э
|
|
|
с
|
|
25
|
Чуприна Д.
|
и
|
|
|
м
|
|
|
Всего мальчиков
|
и - 5, э - 7
|
4
|
3
|
|
|
|
Всего девочек
|
и - 7, э - 6
|
3
|
2
|
|
|
|
В процентах
|
и - 20/28, э - 28/24
|
16/12
|
12/8
|
|
|
|
На основании данных, полученных в ходе исследования можно сделать вывод о том, что экстравертированному типу относится большинство мальчиков, а к интровертированному типу личности относится большинство девочек. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Из результатов исследования также видно, что среди мальчиков преобладает нейротичный и психотичный тип личности.
Исходя из этого, на основании результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае - на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.
Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин.
- 2.2 Практические рекомендации по коррекции тревожности у детей подросткового возраста
- Разработанные нами практические рекомендации по коррекции тревожности мальчиков и девочек подросткового возраста и создание на их основе специального психологического метода коррекции тревожности, отвечающего современным психометрическим критериям, что является особо важным для практики современного психолога. В качестве коррекционных занятий с подростками можно использовать программу «Семь сказок радуги»
- Цель данного цикла - на бессознательно-символическом уровне проработать с подростками темы Любви, одиночества, поиска Смысла, истинных мотиваций, понятий Душевного покоя, Детства и Взрослости, Жизни и Смерти, Сна и Яви. На многие вопросы, затрагиваемые в сказках, подростки бессознательно ищут ответы. Однако есть темы, на которые почему-то с ними мало разговаривают. Но именно разговор о ценностях, идущий в ненавязчивой сказочной форме, позволяет откорректировать деструктивные аспекты поведения, снизить уровень тревожности и агрессивности, проработать внутриличностные конфликты, наладить взаимоотношения с близкими людьми. Данный цикл рассчитан на 7 встреч-занятий по 1,5 часа (и более). Организация работы - обычная. Участники группы рассаживаются в круг; после процедуры знакомства ведущий говорит о том, что на определенном этапе развития души человека возникают важные вопросы, ответить на которые обычными словами трудно. Чтобы говорить о том, что нас волнует в глубине души, люди придумали сказки, притчи и легенды. С сегодняшней встречи мы будем знакомиться с одним из циклов, который родила душа неутомимая, душа, задающая вопросы. Мы попробуем найти ответы или просто поговорим о том, что нам кажется важным.
- Схема размышления над сказками и их обсуждения
Акцент
|
Направление размышления
|
Вопросы
|
Комментарий
|
|
Основная тема
|
Важно понять основные идеи сказки, то есть что с ее помощью нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.
|
- О чем эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?
|
- Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы
|
|
Линия героев сказки. Мотивы поступков
|
Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки
|
- Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?
|
- Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом
|
|
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и к самому себе
|
Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки
|
- Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?
|
Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем, - важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей
|
|
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей
|
Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим
|
Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, а в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?
|
Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни
|
|
Актуализированные чувства
|
Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему
|
Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие - грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так?
|
- Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас
|
|
Образы и символы в сказках
|
Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки над сказками и их обсуждения
|
- Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?
|
Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|