бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Гендерные особенности проявления тревожности у подростков бесплатно рефераты

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Ниже мы исследуем уровень тревожности мальчиков и девочек подросткового возраста 13-14 лет.

Методика 1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Методика разработана Филипсом и направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста. (см. Приложение 1).

Рассмотрим полученные нами в ходе исследования результаты (см таблицу 2).

Таблица 2. Результаты методики «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса» диагностирующей уровень и характер тревожности связанной со школой на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация потребностей в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не - соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

1

Андрюшенко Д.

+

+

+

+

+

+

2

Валеева К.

+

+

+

+

3

Вечеркин Я

+

4

Гулинян Р.

+

+

+

+

+

5

Гусева А.

+

+

6

Дмитриенко Д

+

7

Жданов Н.

+

+

8

Журкина А.

+

9

Ильясов С

+

+

10

Кадыров Д.

+

+

+

+

+

11

Конарев И.

+

+

+

+

12

Короткова К.

+

+

+

+

+

13

Милян А.

+

+

+

+

+

14

Насыров Д.

+

+

15

Нуриев А.

+

16

Оглоблина Д.

+

+

+

+

17

Орлов Д.

+

+

+

+

18

Петров А.

+

+

19

Плеханова И.

+

20

Рубцова А.

+

+

+

+

+

21

Сарычева Д.

+

+

+

+

22

Сорокин М.

+

+

23

Трофимов Д.

+

+

24

Хабирова Л.

+

+

+

25

Чуприна Д.

+

+

+

Всего мальчиков

10

4

0

5

3

3

4

3

Всего девочек

10

2

3

2

6

7

6

8

В процентах

40/40

16/8

0/12

20/8

12/24

12/28

16/24

12/32

Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами тревожности:

I Общая тревожность в школе - 10 мальчиков (40%) и 10 девочек (40%)

II Переживание социального стресса - 4 мальчика (16%) и 2 девочки (8%)

III Фрустрация потребностей в достижении успеха - 0 мальчиков и 3 девочки (12%)

IV Страх самовыражения - 5 мальчиков (20%) и 2 девочки (8%)

V Страх ситуации проверки знаний - 3 мальчика (12%) и 6 девочек (24%)

VI Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - 3 мальчика (12%) и 7 девочек (28%)

VII Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - 4 мальчика (16%) и 6 девочек (24%)

VIII Проблемы и страхи в отношениях с учителями - 3 мальчика (12%) и 8 девочек (32%)

Анализ табличных и графических данных показал, что в данной группе испытуемых девочки испытывают большую тревожность, чем мальчики. При обработке результатов по всем факторам получилось у девочек 176% случаев тревожности, а у мальчиков - 128%.

Методика 2. «Шкала личностной тревожности»

Методика разработана А.М. Прихожан и предназначена для определения тревожности по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни (см. Приложение 2).

Таблица 3. Результаты методики «Шкала личностной тревожности» диагностирующей тревожность в обыденной ситуации на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Школьная тревожность

Самооценочная тревожность

Межличностная тревожность

Магическая тревожность

1

Андрюшенко Д.

+

в

+

+

2

Валеева К.

+

н

+

3

Вечеркин Я

н

+

4

Гулинян Р.

+

в

+

5

Гусева А.

+

в

+

+

6

Дмитриенко Д

н

+

7

Жданов Н.

+

а

+

8

Журкина А.

а

9

Ильясов С

+

а

10

Кадыров Д.

+

в

+

11

Конарев И.

+

в

+

12

Короткова К.

+

а

+

13

Милян А.

+

в

+

+

14

Насыров Д.

+

в

15

Нуриев А.

а

16

Оглоблина Д.

+

в

+

17

Орлов Д.

+

в

+

+

18

Петров А.

+

н

+

19

Плеханова И.

а

20

Рубцова А.

+

в

+

21

Сарычева Д.

+

в

+

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Школьная тревожность

Самооценочная тревожность

Межличностная тревожность

Магическая тревожность

22

Сорокин М.

+

н

23

Трофимов Д.

+

н

+

+

24

Хабирова Л.

+

а

+

25

Чуприна Д.

+

а

+

+

Всего мальчиков

10

в - 4, а - 3

7

3

Всего девочек

10

в - 7, а - 5

4

11

В процентах

40/40

28/48

28/16

12/44

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5