бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте бесплатно рефераты

Результаты обработанных данных методом математической статистики представлены в таблице 6.

Таблица 6

Различия в восприятии СП девочками и мальчиками

Семантические пространства

Х

Выявленные различия

1

Веселье - Грусть

5,613

Нет

2

Сила - Слабость

20,234

Есть

3

Наслаждение - Отвращение

1,414

Нет

4

Бодрость - Вялость

6,370

Есть, но незначительное

5

Активность - Пассивность

4,605

Нет

6

Безопасность - Опасность

1, 203

Нет

7

Расслабление - Напряжение

0,440

Нет

8

Жизнь - Смерть

6,539

Есть

На основании нашего анализа СД были выявлены следующие гендерные различия:

девочки в алкоголе видят слабость, мальчики же наоборот - силу;

бодрость в связи с употреблением алкоголя представляют мальчики, девочки же - вялость, но здесь различия незначительные;

с алкоголем девочки связывают смерть, мальчики жизнь.

Таким образом, в ходе исследования выявлено, что девочки в целом относятся к алкоголю отрицательнее, чем мальчики. Однако, девочки в большей степени предрасположены к употреблению алкоголя, чем мальчики.

Основные положения гипотезы были проверены в ходе диагностического исследования. В ходе исследования теория, о том, что употребление алкоголя зависит от гендерных особенностей, нашла частичное свое подтверждение. Употребление алкоголя зависит не только от гендерных особенностей подростков, но и от личностных качеств мальчиков или девочек.

Заключение

Традиционно употребление алкоголя подростками изучалось без учета пола. Поэтому новые возможности для исследования особенностей употребления алкоголя подростками открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует "бесполый взгляд" на психические явления, и в то же время нет поляризации "мужского" и "женского".

В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Поэтому нами была определена актуальность темы и цель исследования. Также были поставлены задачи для достижения поставленной цели. Определены объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза.

Изучение истории возникновения алкоголя и проблем, связанных с употреблением алкоголя в наше время можно сделать вывод, что алкоголь насильно прививался населению, это связано с развитием капитализма, который нес с собой подневольный тяжелейший труд, нищенскую заработную плату, постоянную угрозу безработицы, неуверенность в будущем. Борьбу с алкоголизмом начали вести почти с момента его появления, но пока безуспешно. На современном этапе проблема употребления алкоголя стоит очень остро, особенно в подростковом возрасте.

При изучении теоретических источников по проблеме исследования были выявлены причины употребления алкоголя, в основном это - неудовлетворенность собой, своей внешностью, отношениями с окружающими и родными, депрессия, переутомление, как физическое, так и психологического характера, чувство одиночества, робость, горе и прочее.

Теоретический анализ гендерных особенностей употребления алкоголя подростками позволяет охарактеризовать "употребление алкоголя" как личную и общественную проблему

Для подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач в работе нами было проведено эмпирическое исследование по изучению гендерных особенностей употребления алкоголя подростками.

Исследование гендерных особенностей показало, что существование гендерных особенностей употребления алкоголя подростками частично нашли свое подтверждение. Однако, употребление алкоголя подростками так же зависит непосредственно от самого подростка, среды его воспитания и обитания. Отмеченные гендерные различия в исследовании отражают социально-психологический характер употребления алкоголя. В целом, это большая социальная приемлемость употребления алкоголя в подростковом возрасте.

Проведенное исследование показало, что проблема алкоголизации в подростковой среде существует. Данная исследовательская работа может применяться при разработке методических рекомендаций для школьных психологов, для социальных педагогов, для руководителей общеобразовательных учреждений, для разработки мероприятий, направленных на снижение уровня употребления алкоголя подростками.

Библиографический список

1. Анисимов, Л.Н. Профилактика алкоголизма и наркомании среди молодежи. / Л.Н. Анисимов. - М.: 1988. с.29-34

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. - Л. 1969. -339 с.

3. Арутюнян, М.Ю. "Кто я" Проблема самоопределения юношей и

4. девушек-подростков /М.Ю. Арутюнян. - М.: 1992. с. 19-23

5. Бреслав, Г.М. Половые различия и современное школьное образование / Вопросы психологии. 1990. № 3.64-69с.

6. Волович, А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы / А.С. Волович. - М. 1990. с.58-63

7. Воронина, О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе. Общественные науки и современность. 2000. - №4.9-20с.

8. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - с.114 - 123.

9. Галагузова, М.А. Социальная педагогика. Курс лекций / М.А. Галагузова. - М.: 2000. с. 209 -234

10. Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека / В.П. Багрунов. - М.: 2002 с.51 - 56

11. Еникеева, Д.Д., Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков / Д.К. Еникеева. - М.: 1999. с.69-75

12. Заиграев, Г.Г. Борьба с алкоголизмом. Проблемы, пути, решения / Г.Г. Заиграев. - М.: 1986. с.45-56

13. Завьялов, В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости / В.Ю. Завьялов. - Новосибирск. 1988. - 185 с.

14. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. - 2-изд., исп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с.

15. Касмынина, Т.В. Влияние алкоголя на организм подростка /Т.В. Касмынина. -1989. с.91-95

16. Клецина, И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. - СПб. 1998. с 56-58

17. Клецина, И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы / И.С. Клецина. - СПб. 1998. с.188-202

18. Колесов, Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании / Д.В. Колесов. - М.: 1987. с.50-54

19. Москаленко, В.Д. Национальный научный центр наркологии МЗ РФ Москва. Россия. Международный Медицинский Журнал № 1- 2003. -11 с.

20. Рязанцев, В.А. Как предупредить алкоголизм /В.А. Рязанцев. - М.: 1984. с.35 - 37

21. Шарыгина, И.Л. Трудности взросления и алкоголь /Народное образование. №9. - М.: 1999. с.12-15

22. Шпаков, А.О. Иллюзия рая / А.О. Шпаков. - СПб. 1999. - 22 с.

23. Щуркова, Н.Е. Взгляд со стороны: путь от алкоголизма. / Классный руководитель. №1-М., 2000. -18 с.

24. Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя /В.Н. Ягодинский. - М.: 1986. с.68 - 70

25. Гузиков, Б.М. Алкоголизм у женщин /Б.М. Гузиков, А.А. Мейроян. - Л.: 1988. с.12-15

26. Васильков, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Васильков, Т.А. Василькова. - М.: 1999. с.187-217

27. Борисов, Е.В. Алкоголь и дети. / Е.В. Борисов, Л.П. Василевская. - М.: 1981. -123 с.

28. Бородкин, Ю.С., Греков Т.И. Алкоголизм: причины, следствие, профилактика /Ю.С. Бородкин, Т.И. Греков. - СП 6.1987. с.112 -115

29. Березин, С.В. Психология ранней алкоголизации /С.В. Березин, К.С. Лисецкий. - Москва-Самара.: 2000. -68 с.

30. Васильева, О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с.420-429.

31. Копыт, Н.Я. Алкоголь и подростки / Н.Я. Копыт, Е.С. Скворцова. - М.: 1984. с.78-82

32. Краснова, М.Н., Кащенко Г.И. Осторожно: алкоголь! /М.Н. Краснова, Г.И. Кащенко. - М.: 1984. с.45-51

33. Матвеев, В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников / В.Ф. Матвеев, А.Л. Гройсман. - Москва: 1987. с.56-71

34. Муратова, И.Д. Антиалкогольное воспитание в школе / И.Д. Муратова, П.И. Сидоров. - 2002. с.121-130

35. Петровский, А.В. Психология. Словарь 2-е изд. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: 1990. - 494 с.

Приложение

Приложение А

Диагностическая беседа - опрос "Определение предрасположенности подростка к употреблению алкоголя.

Предложенная диагностическая процедура позволяет правильно составлять подростковые группы в целях стрессопрофилактики и стрессореабилитации, а также определять направления в индивидуальной воспитательной работе и психокоррекционной работе.

Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.

Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет ли низкую самооценку.

Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице.

Тревожен ли, напряжен ли в общении, в школе или училище.

Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствия, причем как можно быстрее и любым путем.

Зависит ли избыточно от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, некритичен, готов ли подражать образу жизни приятелей.

Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями, в том числе связанными с мозговой патологией.

Свойственна ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия.

Отягощена ли наследственность - заболевания отца или матери алкоголизмом.

За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4, начислите по пять баллов. За ответ "да" на любой из вопросов 6, 8 - по десять баллов, а на вопросы 5, 7, 9 - по пятнадцать баллов. За отрицательные ответы - 0 баллов.

Сумма менее 15 баллов означает, что несовершеннолетний в "группу риска" не входит.

От 15 до 30 баллов - средняя вероятность вхождения в "группу риска", требующая повышенного внимания к поведению подростка.

При результате свыше 30 следует незамедлительно посоветоваться с педагогом, психологом, врачом, работником подразделения милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Приложение Б

Анкетирование "Определение уровня знаний о вреде алкоголя"

№№

Наименование вопроса

Да

Нет

Свой вариант

1

Знакомы ли Вы с действием Алкоголя?

2

Во сколько лет пробовали алкоголь? Как это произошло?

а) 10-12

б) 13-15

3

Какие спиртные напитки Вы предпочитаете?

а) пиво

б) крепкие

в) легкие

4

Имеются ли среди Вас выпивающие товарищи?

5

Когда в основном Вы употребляете алкоголь?

а) праздники

б) по выходным

в) свой вариант

6

Как часто употребляете алкоголь?

а) свой вариант

7

Находите ли Вы полезные свойства в алкоголе?

8

Выпивают ли в Вашей семье, когда?

9

Как Вы относитесь к алкоголю в семье?

а) положительно

б) отрицательно

в) безразлично

10

Выпиваете ли Вы вместе с родителями?

11

Намерены ли Вы выпивать в будущем?

12

Как Вы относитесь к запрету алкоголя?

а) положительно

б) отрицательно

13

Когда Вы выпивали в последний раз?

а) неделя

б) месяц

в) более месяца

Обработка результатов. Значение для девушек и юношей одинаковые.

Вопрос №№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Ответ

нет

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

да

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Интерпретация:

Низкий уровень знаний - необходимо антиалкогольное

просвещение.

8-10 Средний уровень рекомендуется антиалкогольное просвещение.

20-26 Высокий уровень антиалкогольное просвещение не обязательно.

Приложение В

Скрининг-анкета на определение уровня вовлеченности подростков в процесс алкоголизации.

Скрининг-анкета, позволяющая определить уровень алкоголизации состоит из 15 вопросов, на которые следует отвечать "да" или "нет". Ответы с помощью ключа переводятся в баллы и суммируются.

Всего насчитывается семь уровней алкоголизации:

№№ п/п

Наименование уровня

1

Нулевой

2

Начальный

3

Эпизодическое

употребление алкоголя

4

Высокого риска

5

Выраженная

психическая зависимость от алкоголя

6

Физическая зависимость

7

Алкогольный

распад личности

Вопросы.

Пробовали вы алкогольные напитки?

Первое в жизни употребление алкоголя вызвало у вас приятные воспоминания?

Алкоголь для вас - средство занять свободное время?

Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц?

Разговоры о выпивке вызывают у вас желание выпить?

Приходила ли вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребление алкоголя?

Появлялось ли у вас чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя?

Считают ли некоторые ваши знакомые, что вы много пьёте?

Считают ли ваши родные и близкие, что вы много пьёте?

Можно ли весело провести день рождения, совершенно не выпивая?

Бывает ли вам трудно воздержаться от приёма алкоголя?

Были ли у вас неприятности в учёбе из-за употребления спиртного?

Задерживались ли вы сотрудниками милиции в состоянии опьянения?

Забывали ли вы часть минувшего вечера после выпивки?

Случалось ли вам выпивать утром натощак, что бы улучшить своё настроение?

Значение ответов для юношей.

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ, баллы

Нет

0

0

0

0

0

0

0

0

0

5

0

0

0

0

0

да

3

2

3

6

7

1

6

3

5

0

6

2

10

1

7

Значение для девушек

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ, баллы

Нет

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8

0

0

0

0

0

да

5

5

5

7

1

2

8

5

8

0

5

5

10

7

5

Интерпретация.

Для юношей:

0-1уровень - 0-10 баллов,

2 уровень-10-23 балла,

3-4 уровни -23-61 баллов.

Для девушек:

0-1 уровень-0-8 баллов,

2 уровень -8-20 баллов,

3-4 уровни-20-58 баллов

Приложение Г

Метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд)

Шкалирование понятий СП

ВЕСЕЛЬЕ

ГРУСТЬ

СИЛА

СЛАБОСТЬ

НАСТРОЕНИЕ

ОТВРАЩЕНИЕ

БОДРОСТЬ

ВЯЛОСТЬ

АКТИВНОСТЬ

ПАССИВНОСТЬ

БЕЗОПАСНОСТЬ

ОПАСНОСТЬ

РАССЛАБЛЕНИЕ

НАПРЯЖЕНИЕ

ЖИЗНЬ

СМЕРТЬ

Размещение каждого значения СП определяется числами, которые являются среднеарифметическим. Размещение значения может быть интерпретировано графически по нескольким фактором.

Так же интерпретировать результаты можно алгебраически. Вычисление расстояний между значениями производится по формуле:

=, где

- кратчайшее расстояние между значениями А и В и СП, или показатель дистанции;

- алгебраическая разность между координатами значение А и В по одной и той же оси

Суммирование производится по всем факторам:

= + …. +…. .

Можно рассчитать сдвиг значений при объединении слов в словосочетании и произвести теоретическое вычисление словосочетания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5