бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте бесплатно рефераты

Метод семантического дифференциала, позволяет исследовать представления подростков об алкоголе и выявить основные факторы, определяющие отношение исследуемой группы, поместив объект в систему его признаков. Нами была разработана система шкал, состоящая из пар противоположных по смыслу слов, описывающих отношение к алкоголю. Затем респондентам предъявили объект и шкалы для их оценки. Объект должен быть оценен по всем шкалам. Предполагается, что подростков способен оценить изучаемый объект, соотнося интенсивность внутреннего переживания по поводу объекта с заданной оценочной шкалой. Деления шкалы фиксируют различные степени данного качества объекта. Шкалы, коррелирующие между собой, группируются в независимые факторы, образующие семантическое пространство. Методом статистической обработки данных эмпирического исследования, с помощью критерия Х - квадрат проводится оценка однородности двух и более независимых выборок и таким образом проверяется гипотеза об отсутствии различий между двумя и более эмпирическими распределениями. Расчет критерия Х - квадрат для сравнения эмпирических распределений с теоретическими осуществляется по формуле:

Критерий Пирсона или критерий Х - наиболее часто употребляемый критерий для проверки гипотезы о законе распределения. Точный закон распределения неизвестен, то есть является гипотезой, которая требует статистической проверки.

Для проверки гипотезы произведём выборку, состоящую из n независимых наблюдений над случайной величиной X. По выборке можно построить эмпирическое распределение F * (x) исследуемой случайной величины. Сравнение эмпирического F * (x) и теоретического распределений производится с помощью специально подобранной случайной величины - критерия согласия. Одним из таких критериев и является критерий Пирсона.

Таким образом, при проведении исследовательской работы мы определились с выбором его методологии, ориентируясь при этом на актуальность темы исследования, целей и задач. С учетом выбранных нами методов проведем исследование гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте.

2.2 Исследование гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте

Базой нашего исследования является средняя школа № 26 г. Благовещенска, участники исследования учащиеся в возрасте 13-15 лет. В целях конфиденциальности, анкетирование проводилось анонимно, результаты обрабатывались методом математической статистики. Результаты представлены усредненные с указанием пола.

После проведения диагностической беседы - опроса "Определение предрасположенности подростка к употреблению алкоголя", выясняя поочередно наличие или отсутствие каждого отдельного психологического фактора, предрасположенности, и затем, суммируя полученные результаты, мы получили количественную характеристику исследуемого явления и, таким образом, определили группу риска изучаемых подростков. В группу риска у девочек вошло 32 (76,2%) подростков, у мальчиков 31 (81,5%), остальные подростки девочки - 10 (23,8%) и мальчики - 7 (18,5%) не предрасположены к употреблению алкоголя. На рисунке 1 показаны группы риска изучаемых подростков.

Рисунок 1. Группы риска изучаемых подростков

Как видим из рисунка 1, у мальчиков, почти на 15% больше предрасположенность к употреблению алкоголя, чем у девочек. Таким образом, гендерная особенность употребления алкоголя заключается в том, что девочки более предрасположены к употреблению алкоголя.

Для определения уровня информированности об алкоголе мы провели анкетирование "Определение уровня знаний о вреде алкоголя". В некоторых вопросах были предложены свой варианты ответов [Приложение Б]. На основании анкетирования определили количество подростков, нуждающихся в повышении уровня знаний о вреде алкоголя.

При анализе результатов анкетирования было выявлено, что подростки знакомы с алкоголем не понаслышке. Большинство опрошенных знакомо с действием алкоголя - 76 человек (95%) подростков. Большинство из них не ограничивает себя легким алкоголем - 64 чел. (80%) пробовали и крепкие напитки, включая самогон - 34 (89,4%) мальчиков и 30 (71,4%) девочек. Пиво предпочитают всего лишь 32 чел. (84,2%), причем среди девочек таких не оказалось, зато они предпочитают шампанское - 28 (66,6%). Крепкие спиртные напитки предпочитают 12 (28,5%) девочек, и 18 (47,3%) мальчиков.

Чаще начало употребления приходится на 10-13 лет, у нескольких подростков это событие пришлось на 6-7 лет. Предложили выпить первый раз родители мальчикам в 12 случаях (31,5%), девочкам в 22 случаях (52,3%). Сверстники и взрослые предложили выпить 28 (73,6%) мальчикам и 18 (42,8%) девочкам. Таким образом, первое знакомство с алкоголем у подростков происходит в основном в кругу знакомых и близких людей.

У 56 человек (70%) опрошенных есть регулярно выпивающие друзья, таковых оказалось больше среди девочек - 32 (76,1%) и 24 (63,1%) среди мальчиков. Здесь также гендерная особенность проявляется в том, что девочки общаются с употребляющими алкоголь больше, чем мальчики.

Алкоголь употребляется в основном по праздникам - 48 (60%), очень большая часть - 22 (27,5%) выпивают 2-3 раза в месяц, а 7 (8,7%) подростков - по выходным и в пятницу, 2 (2,5%) - еще более часто - 4 раза в неделю (причем это все - девочки). Отсюда можно сделать вывод, что девочки выпивают чаще, чем мальчики.

На вопрос о полезных свойствах алкоголя респонденты 16 (20%) ответили, что у алкоголя есть полезные свойства, сомневаются еще 8 (10%), отмечают вред 32 (40%), а 24 (30%) об этом не знают. Не признают полезные свойства алкоголя большей частью девочки - 28 (66,6%) и 16 (20%) среди мальчиков. Среди полезных свойств перечислялись: расширение сосудов, снятие напряжения, поднятие тонуса, некая польза для почек. Среди вредных свойств - потеря самоконтроля в опьянении, воздействие печень. Таким образом, девочки в большей степени информированы о вреде алкоголя, чем мальчики

Выпивают почти во всех семьях опрошенных 78 (97,5%), выпивают по праздникам 56 (70%), ежедневно 24 (30%), таких семей оказалось больше у девочек 23 (54,7%). Присоединяются к выпивке с родителями 9 (11,2%), но большинство выпивает с друзьями 71 (88,7%). Таким образом, девочки в большей степени информированы о вреде алкоголя, чем мальчики.

Отношение к употреблению алкоголя в семье различное. Отрицательное отношение указали 45 (56,2%) подростков, безразличное - 27 (33,7%), поддерживают - 8 (10%). Отрицательное отношение к употреблению алкоголя в семье проявляется больше среди мальчиков - 28 (73,7%) и меньше у девочек - 22 (52,4%).

Не смотря на то, что алкоголь вреден в будущем намерены выпивать 12 (15%), а 28 (35%) - не определились с дальнейшим употребление алкоголя. не хотят - таких больше среди девочек - 20 (25%). Половина подростков не определились с дальнейшим употреблением алкоголя - 40 (50%).

Большинство последний раз выпивали, отмечая Новый год - 4 (1,25%) подростка, 24 (5%) подростка - за месяц до опроса, 8 человек (10%) - накануне, 6 человек (7,5%) - в ближайшие выходные, а один - с утра, в день анкетирования. И это оказалась девочка.

По ответам на вопрос когда, и в каких количествах подростки предпочитают распивать спиртные напитки, можно построить модели употребления алкоголя. Для 38 (90,4%) девочек характерно употребление небольшого количества вина по праздникам, а также умеренное употребление различных алкогольных напитков в будние дни, и в выходные, праздничные дни. Для 29 (76,3%) мальчиков характерна множественность моделей употребления, в виде употребления различных спиртных напитков, в различных дозах, как в будние, так и выходные, и праздничные дни, в том числе - и употребление алкоголя в зависимости от эмоционального состояния и ситуации.

На вопрос о запрете алкоголя ровно половина участников ответила, что не хотела бы запрета на алкоголь, а 22 (27,5%) поддержали бы эту инициативу. Остальным - 18 (22,5%) подросткам все равно.

Таким образом, первое знакомство подростков с алкоголем происходит в основном в кругу близких, друзей и знакомых. Причина употребления алкоголя это праздники и выходные дни, когда подростки предоставлены сами себе. О вреде алкоголя подростки хорошо информированы, но относятся к этому пренебрежительно.

На основании интерпретации результатов анкетирования определились следующие уровни знаний об алкоголе, см. таблица 4.

Таблица 4. Уровни знаний подростков об алкоголе

Уровень

Девочки

%

Мальчики

%

0 - вообще не знают

2

4,8

2

5,3

I - низкий, немного знают

8

19,0

5

13,2

II - средний, знают более или менее

21

50,0

24

63,2

III - высокий, хорошо осведомлены

11

26,2

7

18,5

Таким образом, из таблицы видно, что не все подростки обладают высоким уровнем знаний о вреде алкоголя.

В результате анкетирования выяснилось, что употребление алкоголя среди подростков имеет широкое распространение. Отмечается и высокая доступность спиртного, что в сочетании с отмеченным желанием откликнуться на предложение попробовать выпить, выпивка вместе с родителями создает высокую степень риска. Употребление спиртных напитков у большей части опрошенных, как у мальчиков, так и девочек, не связано с праздничными ритуалами и создает основу для формирования признаков зависимости. Имеется явное расхождение между отрицательным отношением к алкоголизации взрослых в своих семьях и собственным употреблением спиртного. Девочки более отрицательно относятся к выпивке в семьях, чем мальчики, хотя мальчики больше осведомлены о вреде алкоголя. Вместе с тем многие девочки и мальчики нуждаются в более обширных знаниях о вреде алкоголя. В результате анкетирования гендерных особенностей не выявлено, за исключением отношения к алкоголизации в семье.

При определении уровня вовлеченности подростков в процесс алкоголизации мы воспользовались скрининг-анкетой [Приложение Б]. На основании интерпретации результатов анкетирования определились следующие уровни вовлечения подростков в процесс употребления алкоголя [Рисунок 2].

Рисунок 2. Уровни употребления алкоголя подростками.

Как видно из рисунка 2, девочки в большей степени расположены к злоупотреблению алкоголем, чем мальчики.

0-2 уровни - 11 (26,1%) девочек и 14 (36,9%) мальчиков. Их характеризует:

активная позиция, направленная на созидание себя как физически развитой, эмоционально устойчивой личности, уверенной в себе, умеющей свободно и естественно проявлять чувства и эмоции соответственно возрасту;

адекватное восприятие себя, ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности;

стремление овладевать разными здоровьесберегающими технологиями, оздоровительными процедурами, приобретать соответствующие навыки и умения.

отрицание алкоголя, как вред здоровью.

3 уровень - 22 (52,5%) девочек и 18 (47,3%) мальчиков. Их характеризует:

заинтересованность в получении знаний о вреде алкоголя, физическом совершенстве, методах поддержания и развития здоровья и здорового образа жизни;

склонность посещать спортивные секции, делать специальные упражнения, одеваться по сезону, поддерживать эмоционально ровное настроение;

потребность в поддержке со стороны взрослых (родителей), регулярном контроле.

4-7 уровни - 9 (21,4%) девочек и 6 (15,8%) мальчиков. Это подростки, воспринимающие алкоголь как средство удовлетворения своих потребностей. Их характеризует:

ориентация на безразлично-потребительское отношение к собственному здоровью, нечувствительность к изменениям в собственном организме и страданиям других людей;

потребность в приобретении новых знаний о вреде алкоголя отсутствует, в лучшем случае они готовы воспринимать информацию от других людей, не проявляя активности в ее поиске;

интерес к проблемам укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни не проявляется.

Представление подростков об алкоголе представлено в таблице 5.

Таблица 5. Отношение подростков к алкоголю

ответ

нет ответов

ответ

1. ВЕСЕЛЬЕ - ГРУСТЬ

мальчики

девочки

24

17

41

6

10

22

8

9

17

38

42

80

2. СИЛА - СЛАБОСТЬ

мальчики

девочки

19

3

22

5

18

23

14

21

35

38

42

80

3. НАСЛАЖДЕНИЕ - ОТВРАЩЕНИЕ

мальчики

девочки

13

12

25

14

13

27

11

17

28

38

42

80

4. БОДРОСТЬ - ВЯЛОСТЬ

мальчики

девочки

21

17

38

8

4

12

9

21

30

38

42

80

5. АКТИВНОСТЬ - ПАССИВНОСТЬ

мальчики

девочки

12

5

17

11

24

35

15

13

28

38

42

80

6. БЕЗОПАСНОСТЬ - ОПАСНОСТЬ

мальчики

девочки

8

12

20

13

16

29

17

14

31

38

42

80

7. РАССЛАБЛЕНИЕ - НАПРЯЖЕНИЕ

мальчики

девочки

15

19

34

19

20

39

4

3

7

38

42

80

8. ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ

мальчики

девочки

0

0

0

31

23

54

7

19

26

38

42

80

Методом математического статистического решения определим критерий Х - критерий Пирсона между двумя эмпирическими распределениями, а именно семантических пространств на базе шкалирования понятий различных понятийных классов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5