бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности бесплатно рефераты

Примечание. В таблице указаны только статистические значимые показатели (Р<0,05)

Результаты, полученные при изучении характерологических особенностей, позволили построить усредненные профили по тесту Кеттела обеих групп и выявить наиболее значимые различия по некоторым факторам (см. рис. 1).

Значимая степень достоверности различий была выявлена по фактору Q2 (предпочтение собственных решений - зависимость от группы) 16-ти факторного опросника Кеттелла (прилож. 1, табл. 2).

Направленность характерологических особенностей по фактору А к положительному полюсу (А+) говорят о том, что для студентов первой и второй групп характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, открытость и готовность к сотрудничеству.

Испытуемые первой и второй групп показали направленность к отрицательному полюсу фактора В. Это свидетельствует о неумении сконцентрировать внимание на задаче, "отстраниться" от эмоциональных переживаний, мешающих решать интеллектуальные задачи.

Направленность характерологических особенностей по фактору С (сила "Я" - слабость "Я") к положительному полюсу (С+) предполагает, что студенты второй группы в большей степени способны управлять эмоциями и настроением, особенно умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение. Студентов, вошедших в первую группу отличают менее выраженные качества определяющие данный фактор.

Анализ результатов по фактору Е показал, что студенты со специализацией исследователи более стремятся к самостоятельности. Для них характерно более независимое поведение.

Высокие показатели по фактору F (жизнерадостный - серьезный), направленные к положительному полюсу характеризуют студентов первой группы как людей менее бодрых, активных, беспечных, легко воспринимающих жизнь, чем студенты второй группы.

Более высокие показатели по шкале G у студентов первой группы говорят о том, что они более совестливы и высокоморальны. Принятых правил они придерживаются не потому, что это выгодно, а потому, что не могут поступить иначе.

Студенты первой и второй групп обнаружили высокие показатели по шкале Н, что говорит о их смелости, эмоциональной активности, способности выдерживать большие нагрузки.

Студенты первой группы в целом обнаружили более высокие показатели по фактору I (мягкосердечность, нежность - суровость, жесткость), что говорит о том, что они более чувствительны, тянутся к другим. У них художественное мышление.

Направленность характерологических особенностей по фактору L (подозрительный - доверчивый) к положительному полюсу (L+) у студентов обеих групп свидетельствует о подозрительности, недоверии и настороженном отношении к другим. В коллективе они держатся обособленно, с завистью относятся к успехам других, считают, что их недооценивают, не признают их достижения. Однако, у студентов со специализацией педагог эти качества более выражены.

Более высокие показатели по шкале М говорят о том, что студенты со специализацией педагог люди с развитым воображением, более мечтательны и немного рассеянные, чем студенты второй группы.

Студенты первой и второй групп обнаружили направленность характерологических особенностей по шкале N к положительному полюсу (N+). Это говорит о том, что они - люди проницательные, склонные к поиску логики, в поступках, эмоциональных реакциях окружающих и собственных переживаниях.

Высокие показатели по фактору О (гипотимия - гипертимия), направленные к положительному полюсу, говорят о склонности студентов со специализацией педагог к самообвинениям. Они неизменно чем-то озабочены, тяготятся дурными предчувствиями, склонны к самоупрекам, недооценивают свои возможности, принижают свою компетентность, знания и способности. В общем они замкнуты и обособлены. У студентов со специализацией исследователи эти качества менее выражены.

Анализ результатов по фактору Q1 (радикализм - консерватизм) показал, что для студентов первой группы более характерны разнообразные интеллектуальные интересы, стремление к получению информации по различным областям знания, склонность к экспериментированию, чем для студентов второй группы (Q1+). Студенты второй группы в большей степени доверяют авторитетам.

Анализ результатов по фактору Q2 (р = 0,025) показал, что студенты со специализацией педагоги независимы, самостоятельны, по собственной инициативе не ищут контакта с окружающими, предпочитают делать все сами: сами принимают решения, сами добиваются их исполнения, сами несут ответственность. Они не нуждаются в "чувстве локтя", в одобрении и поддержке со стороны.

У второй группы более выражена склонность работать и принимать решения вместе с другими людьми. Поддержка и одобрение для них во многом решающий фактор (Q2-).

Более высокие показатели у студентов первой группы по шкале Q3 направленные к положительному полюсу (Q3+) говорят об их организованности, умении контролировать себя, упорно и пламенно следовать поставленной цели.

Анализ результатов по фактору Q4 (напряженный - невозмутимый) свидетельствуют о напряженности, озабоченности неудовлетворенности стремлений. Для студентов второй группы характерна в большей степени некоторая фрустрированность (Q4+). Они более напряжены, эмоционально неустойчивы, раздражительны и нетерпеливы.

Таким образом, для студентов 1 курса характерны следующие индивидуально-психологические особенности: открытость, легкость в общении, невнимательность, эмоциональная устойчивость, самоуверенность, склонность к лидерству, жизнерадостность, беспечность, аккуратность, смелость или даже дерзость, чувствительность, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, обидчивость, умение подчиняться правилам, напряженность, озабоченность планами.

Выпускники обнаружили следующие индивидуально-психологические особенности: открытость, менее выраженную способность к логическому мышлению, эмоциональная устойчивость, спокойствие, самоуверенность, склонность к лидерству, неуступчивость, жизнерадостность, беспечность, совестливость, аккуратность, смелость, тянущиеся к другим людям, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, тактичность, неуверенность в своих силах, настроенность на перемены, вольномыслие, зависимость от группы, несамостоятельность, держащие себя под контролем, умеющие подчинить себя правилам, напряженные.

Если обратиться к спискам выделенных в анкете студентами 1 курса привлекательных и нежелательных качеств личности психолога (прилож. 10, табл. 9), на основании сказанного можно заключить, что таким образом доброта (+), отзывчивость (+), обаяние (+), вырождается в имеющую защитный характер злость (-), нервозность (-) или в равнодушие (-), невнимание к клиенту (-), любовь к детям (+) и так далее.

Студенты 2 курса не видят отрицательных черт своей профессии. Среди положительных черт профессии психолога они указывают терпение, любопытство, знание своего дела, настойчивость, целеустремленность, интерес (прилож. 13, табл. 12).

В результате исследования ценностных ориентаций личности по тесту Рокича была составлена иерархия ценностей студентов первой и второй групп (прилож. 3 - 8, табл. 4 - 7, рис. 3 - 4).

Как видно из таблицы, иерархия предпочитаемых терминальных ценностей имеет одинаковую направленность у первой и второй групп. Абстрактные жизненные ценности (творчество, счастье других людей) носят пассивный характер (красота природы и искусства). По мнению Франкла (56): у человека, который особенно стремится к наслаждениям и развлечениям оказывается в конечном счете фрустрировано стремление к смыслу.

Следует отметить, что иерархия ценностей двух групп слабо структурирована, что говорит о недостаточной сформированности системы ценностей.

Показатели по тесту СЖО выявили, что студенты первой группы имеют низкую осмысленность жизни, чем студенты второй группы (рис. 2.).

Низкие баллы по первой шкале "Цели в жизни" характеризуют у студентов второй группы отсутствие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Показатели по шкале 2 говорят о том как воспринимают испытуемые процесс жизни. Низкие баллы по этой шкале у студентов второй группы - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем, при этом однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

Шкала 3 отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Низкие баллы характеризуют студентов первой группы как людей неудовлетворенных прожитой частью жизни.

Показатели по шкале 4 "Локус контроля - Я" у студентов первой группы более низкие, по сравнению с показателями студентов второй группы. Это говорит о неверии в собственные силы и неумении контролировать события собственной жизни.

По шкале "Локус контроля - жизнь или управляемость жизнью" у студентов первой группы показатели ниже показателей студентов второй группы. Это говорит о том, что для студентов первой группы более характерен фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Достоверных различий по тесту СЖО обнаружено не было.

Значимая степень достоверности различий была выявлена при анализе ответа на вопрос анкеты о профессии матери. Мы считаем, что выбор будущей профессии у студентов, входящих в первую группу может быть обусловлен, в том числе, и желанием родителей повысить статус своих детей.

Проведенный нами корреляционный анализ обнаружил тесную взаимосвязь между характерологическими особенностями личности, входящих в структуру ПВК психологов 1 и 2 курса - смысловыми компонентами их будущей деятельности.

Так фактор I теста Кеттлера коррелирует с первой субшкалой по тесту СЖО (осмысленность целей) r=0,60 (p<0,05).

Направленность по фактору I к положительному полюсу говорит о психологах как о людях с художественным мышлением, чувствительных, тянущихся к другим.

Была обнаружена корреляция фактора Q4 (напряженный - невозмутимый) со шкалой "Локус контроля - жизнь или управляемость жизнью" по тесту СЖО r=-0,49 (р<0,05).

Направленность фактора Q4 к положительному полюсу характеризует студентов первой и второй группы как напряженных, озабоченных планами. У студентов 2 курса эти качества выражены в большей степени, чем у студентов первого, и для них в большей степени убеждены в том, что свобода у них сильно ограничена. Они склонны строить планы на будущее.

Анализ связей показателя по шкале Q3 теста Кеттлера с терминальной ценностью 4 (интересная работа) показал, что для студентов первой и второй групп характерна обратная зависимость r=-0,64, р<0,05). Студенты 2 курса в большей степени склонны контролировать себя, подчиняться правилам, чем студенты 1 курса, и, следовательно, студенты 2 курса в большей степени ценят интересную работу.

Была обнаружена прямая зависимость между фактором Q4 (напряженный - невозмутимый) и терминальной ценностью 6 (любовь) r=0,63 (р<0,05).

Студенты 1 курса в меньшей степени напряжены и озабочены планами, чем студенты 2-го.

Прослеживается взаимосвязь между терминальной ценностью 14 (свобода) и фактором G по тесту Кеттлера r=0,49 (р<0,05).

Это говорит о том, что студенты 1 курса более моралистичны и аккуратны, чем студенты 2-го, при этом они неуверенны в себе. Поскольку зависимость между факторами прямая, то студенты 1-го года обучения меньше ценят самостоятельность, они более конформны.

Обнаружена корреляция шкалы G с интернальной ценностью 1 (аккуратность)

r=-0,49 (р<0,05).

Направленность по шкале G к положительному полюсу указывает на то, что студенты 1 курса более аккуратны, чем студенты 2-го, и содержат в порядке не только свои вещи, но и дела.

2.3. Выводы.

Оцениваемые в настоящем исследовании характерологические и ценностно - смысловые характеристики студентов 1 и 2 курсов обнаружили тесную взаимосвязь, что позволяет сделать некоторые выводы.

Анализ ценностных ориентаций студентов первой и второй групп обнаружил слабую структурированность системы ценностей. Среди предпочитаемых ценностей студенты 2 курса назвали творчество, что является смысловой предпосылкой к профессиональной деятельности.

Взаимосвязь отвергаемых и характерологических особенностей, определяющих профессионально значимые качества психолога позволяет сделать вывод о том, что ценностные ориентации не позволяют реализовать профессионально значимых качеств в процессе профессиональной деятельности.

Данный вывод подтверждается наличием взаимосвязи между индивидуально - психологическими и личностными характеристиками студентов 1-го и 2-го курса. Характерологические особенности лежащие в основе профессионально значимых качеств психологов (эмпатия, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение, рефлексия) менее выражены у студентов 1-го курса.

Исходя из вышесказанного следует, что у студентов 1 курса еще не сформировалось профессиональное видение мира, не интерпретировалась система ценностей для данных специальностей, что в итоге и определяет невыраженность у них профессионально значимых качеств и их неэффективную реализацию в процессе профессиональной деятельности. Это влечет за собою ряд трудностей и проблем с которыми приходится сталкиваться будущим психологам в начале своей профессиональной деятельности, и которые, по нашему мнению, можно разрешить в процессе обучения.

Таким образом, невыраженность ПВК у студентов указанных специальностей может быть обусловлена несформированностью ценностно - смысловых сферы личности будущих специалистов.

2.4. Заключение.

В настоящей дипломной работе рассматривалась проблема соотношения предметно -действенного и ценностно - смысловых аспектов будущих специалистов практических психологов.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил сделать нам следующие выводы:

Высокий уровень профессиональной направленности - это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения.

Значительную роль в формировании профессиональной направленности играют характерологические особенности личности и уровень развития ее способностей.

Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Среди профессионально важных качеств психологов в отечественной литературе выделяются следующие: эмпатия, эрудиция, психологическое мышление, интуиция, умение импровизировать, наблюдательность, оптимизм, находчивость, психологическое предвидение, рефлексия.

Для практических психологов профессионально важным считают следующие качества: любознательность, способность продолжительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, творческое мышление, богатая фантазия, наблюдательность, энтузиазм по отношению к своей работе и ее задачам, прилежание, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми.

Проведенный теоретический анализ психолого - педагогической литературы показал, период юности является наиболее важным для формирования профессиональной направленности.

В результате теоретического и эмпирического анализа было обнаружено, что осмысленность жизни у студентов 1 курса психологического факультета ниже чем показатели осмысленности жизни у студентов 2 курса СГУ.

2.5. Рекомендации.

Исходя из того, что у испытуемых обнаружена слабая осмысленность выбора специальности и ценностно - смыслового восприятия будущей профессии можно рекомендовать систему мероприятий, направленных на формирование профессионального видения мира в процессе обучения в ВУЗе. В качестве таких мероприятий могут выступать психологические консультации по вопросам профессиональной ориентации, личностного самоопределения, тренинги, направленные на развитие ПВК, а также тестирование и анкетирование студентов перед выбором специализации.

Литература.

Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.-243 с.

Алишев Н.В., Широков В.Д. Общие основы построения исследования /Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н.В. Алишева. М., 1987.- 167 с.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1980. Т. 1.-230с.

Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.,1973. - 280с.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.- 380с.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. - 339с.

Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности:

Основы педагогики творчества. - Казань, 1988. - 236с.

Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования локуса современного контроля// Психологический журнал, 1984. -Т.5. - №3. -с.36 - 42.

Божевич Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолог.

Исследование. -М.,1968. - 464с.

Божевич Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов у советских школьников.

Известия А.П.Н. РСФСР, 1957, вып. 36. - 45 - 53.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1986. -206 с.

Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной психологии// История советской психологии труда: Тексты (20-30е годы ХХ века)./Под ред. Зинченко В.П и др. -М.,1983. - 358с.

Годфруа Жо. Что такое психология.: Т.2 /Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.,1992. -376с.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи /АН УССР/, ин-т философии. - Киев, 1986. - 142с.

Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.

М., 1970. - 273 с.

Зелинченко А.И. , Шмелев А.Г.//Вестник МГУ, серия "Психология", 1987,№4 - с.14-17.

Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. -с. 46 - 48.

Кайданов Д.П., Суименко Е.И. Актуальные проблемы социологии труда. М., 19774. - 238с.

Кан - Калик К разработке теории общего профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.//Формирование личности в ВУЗе. Сб.науч. тр-Грозный,1980с.5-13.

Климов В.А. Введение в психологию труда. М., 1988 - 300 с.

Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996. - 400с.

Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1970 - 391с.

Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т.1. Л., 1957-1960.- 264с.

Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. Ред. А. Абодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1988 - 191 с.

Компьютерный психологический опросник 17ЛФ-4,. Руководство для пользователя// -М., МИП "Гуманитарные технологии", 1991.

Кон И.С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности (Учеб. Пособие для пед. Ин-тов). - М., 1976 -175 с.

Кондрацкий А.А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска//Вопросы психологии. - 1982, №3. - с. 133 - 136.

Кузнецова И.В. Психологический анализ принятии решении о выборе профессии//профессиональная ориентации школьников : (Сборник статей/ Ред. коллегия: В.Б. Успенский (отв. Ред.) и др.). - Ярославль, 1976. - 84с.

Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии. - 1984. - №1. -с. 20 - 27.

Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психол. Структура деятельности

учителя и формирование личности. Л., 1967 - 183с.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.,1985. - 32 с.

Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.., 1961. - 98 с.

Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984. - 215 с.

Леви В.Л. Искусство быть другим. - М., 1980.- 207 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций.(СЖО).М., 1992. - 173 с.

Маркова Психология труда учителя. - М., 1993. - 190 с.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. Пособ. Для пед. ин-тов. - М., 1985. - 319 с.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. -М., 1994. - 215 с.

Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи// Проблемы способностей. (материалы конференций, 22-24 июня 1960 г. Ленинград) Отв. Ред. Чл. Кор. АПН РСФСР проф. Мясищев. М., 1962 - 308 с.

Нолицу З.А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися// Психология учителя: Тез. докладов к 7 съезду психологов СССР. М., - 1989.

Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., -1987 с. 124-128.

Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., - 1973. - 87 с.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., - 1969. - 659 с.

Платонов К.К. Структуры и развитие личности /Отв. Ред. Глаточкин А.Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. - 254с.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г.С. Никифорова. - С. - Петербург, 1991. - 152 с.

Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога//Вопр. Психол.-1965. -№6 - 126-135 с.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособ. Л., 1990. 256 с.

Рескина С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. Дис. Л., 1986. - 36с.

Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. М., 1984. - 176 с.

Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. М., 1988. -136 с.

Рудкевич Л.А. Талант : психология и становление//Социальная психология личности/ Науч ред. А.А. Бодалев. Л., 1974. - 246 с.

Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. Дис. Канд. Псих. Наук. -Иркутск, 1996. - 25 с.

Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/М.Х. Титма. М., 1975. - 198 с.

Физиологические и психологические основы труда/ ред. В.И. Дорогайченко. -М., 1974. -231 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. -366с

Халяпина Л.Н. Социализация учителя. -Кузбассвузиздат, 1995.-128с.

Харькин В.Н. Педагогическая импровизация / Советская педагогика.-1989, №9.-с. 54-60.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. т.1: Пер. с нем. -М., 1986.-392с.

Цигарелли Ю.А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы / Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. научн. тр./ Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена; [ Редкол.: Е.П. Ильин (овт. ред.) и др.]. -Л., 1981 -163 с.

Человек как объект социологического исследования / Под ред. Л.И. Спиридонова, Я.И. Гилинского. -Л., 1977. -197 с.

Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. -М., 1981. -95 с.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. -М., 1994. -320 с.

Шадриков В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. -М., 1982. -185 с.

Шишкина Л.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи. / Л.И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. -Л., 1976. -62 с.

Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. -Л., 1968. -120 с.

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1994. -с. 169-175.

Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе./Вопр. психол. -1995. -№4. -с. 50-56.

Прилож. 1

Таблица 2.

Усредненные показатели по тесту Кеттела студентов 1 группы и 2 группы.

Факторы

Р

Группа 1

Группа 2

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

0.847

0.608

0.369

0.545

0.403

0.433

0.961

0.962

0.629

0.726

0.842

0.278

0.343

0.25

0.631

0.561

11.10

7.43

13.90

12.00

13.10

11.52

11.71

12.29

15.19

11.33

9.95

14.24

10.67

10.14

11.00

14.52

11.30

7.80

15.40

13.10

14.80

10.50

11.60

11.80

11.30

10.90

10.20

12.20

11.90

6.90

10.20

15.80

Страницы: 1, 2, 3