бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экспериментальная психология бесплатно рефераты

Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики по-ведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки); 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой -- зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т. д.).

12. психологическое измерение.

Измерением называется операция установле-ния взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов (как част-ный случай -- чисел). Символы (числа) приписываются вещам по определенным правилам.

Шкала наименований. Шкала наименований получается путем присвоения «имен» объек-там. При этом нужно разделить множество объектов на непересекающиеся подмно-жества. Иными словами, объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквива-лентность--неэквивалентность. В результате данной процедуры образуется сово-купность классов эквивалентности. Объекты, принадлежащие к одному классу, эк-вивалентны друг другу и отличны от объектов, относящихся к другим классам. Эк-вивалентным объектам присваиваются одинаковые имена. Исследователь, пользующийся шкалой наименований, может применять следу-ющие инвариантные статистики: относительные частоты, моду, корреляции случай-ных событий, критерий x2.

Шкала порядка. Порядковая шкала образуется, если на множестве реализовано одно бинарное отношение -- порядок (отношения «не больше» и «меньше»). Шкалы порядка широко используются в психологии познавательных процессов, экспериментальной психосемантике, социальной психологии: ранжирование, оце-нивание, в том числе педагогическое, дают порядковые шкалы.

Шкала интервалов. Шкала интервалов определяет вели-чину различий между объектами в проявлении свойства. С помощью шкалы интер-валов можно сравнивать два объекта. При этом выясняют, насколько более или менее выражено определенное свойство у одного объекта, чем у другого.

Шкала отношений. -- наиболее часто используемая в физике шка-ла. По крайней мере, идеалом измерительной процедуры является получение таких данных о выраженности свойств объектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.

Другие шкалы. 1. Дихотомическая классификация часто рассматривается как вариант шкалы наименований. Это верно, за исключением одного случая, когда мы измеряем свойство, имеющее всего лишь два уровня выраженности: «есть--нет», так называемое «точечное» свойство. 2. Шкала разностей, в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет естественную масштабную единицу измерения. Ей соответствует ад-дитивная группа действительных чисел. 3. Абсолютная шкала является развитием шкалы отношении и отличается от нее тем, что обладает естественной единицей измерения. В этом ее сходство со шка-лой разностей. Число решенных задач («сырой» балл), если задачи эквивалентны, -- одно из проявлений абсолютной шкалы.

13. эксперимент как активный метод психологического исследования.

Эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт с целью научных знаний, главной особенностью которого выступает целенаправленное вмешательство исследователя в изучаемый объект. Главное отличие психологического эксперимента от других психологических методов заключается в том, что он дает возможность внутр. Ps явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. Адекватность и однозначность объективизации экспериментально вызываемых Ps явлений достигается за счет целенаправленного жесткого контроля, условий их возникновения и протекания.

Рубинштейн: основная задача психологического эксперимента заключ. в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения сущ. особенности внутреннего Ps процесса; для этого нужно варьируя условиями среды найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражено бы его внутреннее Ps содержание, т.е. задача экспериментальное варьирование условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной единственной психологической интерпретации действия и поступка, исключая возможность всех остальных.

5. переменная и ее виды.

Переменная - любая реальность, наблюдающая изменения, которые могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале.

НП - экспериментальное воздействие/ экспериментальный фактор - управляемая, т.е. активно изменяемая исследователем переменная.

ЗП - представлена показателями деятельности испытуемого любыми формами оценки его субъективных суждений и отчетов.

Побочные переменные порождают систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, задачи, индивидуальные особенности испытуемых).

Дополнительная переменная существенна для изучаемой связи между причиной и следствием.

14. виды эксперимента.

По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования. Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных.

Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В.

В случае, если существует информация о качественной связи между двумя пере-менными, выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функ-циональной количественной связи между независимой и зависимой переменными.

Алгоритм исследования в целом выглядит так:

1. Выдвигается гипотеза о качественной причинной связи А и В.

2. Проводится поисковый эксперимент.

3. В случае неподтверждения гипотезы выдвигается другая качественная гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.

4. Проводится подтверждающий эксперимент.

5. Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между пере-менными.

В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия «критиче-ский эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование», или «естественный эксперимент».

20. понятие о валидности эксперимента и ее виды.

Валидность - свойство эксперимента, которое обеспечивает достоверность полученных результатов.

Выделяют: 1.внешнюю - соответствие конкретного исследования природной реальности и/или другим подобным исследованиям. Определяет возможность переноса и / или обоб-щения результатов на другие объекты и условия исследования. Зависит от репрезента-тивности выборки и соответствия контролируемых в исследовании дополнительных пе-ременных, их вариативности в других условиях. Частной формой внешней валидности является экологическая валидность, определяющая возможность распространить выво-ды конкретного исследования на реальные условия, а не на иные лабораторные условия; 2. Внутреннюю - соответствие конкретного исследования идеальному; оцени-вает изменение зависимой переменной, определяется влиянием независимой перемен-ной, а не другими причинами. Внутренняя валидность зависит от систематического изме-нения влияния независимой и других переменных от неэквивалентности и изменения сравниваемых групп в ходе эксперимента; 3. Критериальную - отражает соответствие диагноза и прогноза, полученного на основе данных тестирования, деятельностным и жизненным показателям; включает в себя текущую и прогностическую валидность; 4. Конструктную - характеризует точность реализации теоретической гипоте-зы в процедуре эксперимента. Является одним из проявлений внутренней валидности. Определяет область явлений, исследуемых в эксперименте. В психологической диагнос-тике конструктная валидность характеризует степень измеряемого свойства в результа-тах тестирования; 5. Операциональную - соответствие операций экспериментатора теоретиче-скому описанию переменных, контролируемых в исследовании. Варьируемые экспери-ментатором условия должны соответствовать независимой переменной. Операциональ-ная валидность является одним из проявлений внутренней валидности; 6. Содержательную (очевидную) - соответствие целей и процедуры исследова-ния обыденным представлениям испытуемого о природе изучаемого явления. Имеет мотивационное значение для испытуемых и является в некоторых исследованиях одной из составляющих внешней валидности; 7. Экологическую - вид внешней валидности, характеризует соответствие про-цедуры и условий лабораторного исследования «естественной» реальности и другие.

16. научная гипотеза

-- предположение, выдвигаемое как времен-ное на основе наличных наблюдений и уточняемое последующими экспе-риментами. Касается связей, закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, наиболее вероятных с пози-ций теории, коей придерживаются ученые-исследователи, ответ на постав-ленный вопрос-проблему. Может формулироваться на различных уров-нях обобщения, но формулировка должна быть конкретной, соотносясь с конкретными явлениями. Основное требование к гипотезе -- ее проверя-емость. Возможна постановка нескольких равновозможных гипотез од-новременно -- тогда они проверяются последовательно. Когда гипотеза сформулирована, переходят к ее проверке на опытном материале. Здесь тоже можно выделить несколько этапов. Так, нужно определить общую стратегию и тактику исследования -- те общие принципы, по коим оно будет строиться. Этот этап можно назвать организационным; здесь при-меняются соответственные методы организационные, и как основной -- метод сравнительный. Гипотеза, проверяемая экспериментально, форму-лируется как предполагаемая связь между переменными независимыми и переменными зависимыми. Для ее проверки нужно ввести переменную независимую и выяснить, что будет происходить с переменной зависи-мой.

17. принцип верификации и фальсификации

Верификация - при проверке научных понятий - доказательство или иная убедительная демонстрация того, что явления, включенные в объем и содержание данного понятий, действительно существуют и соответствуют определению понятия. Это же предполагает наличие методики опытной проверки явления, описываемого понятием. Проверка выполняется посредством соответственной психодиагностической процедуры.

Поппер принципом фальсификации назвал принцип потенциальной опровержимости научной теории. Т.е. любая теория есть временное со-оружение и может быть разрушена. Отсю-да -- критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя приду-мать соответствующую процедуру, не мо-жет быть научным.

В логике следствие истинного утверждения может быть только истинным, а сре-ди следствий ложного утверждения встречаются как истинные, так и ложные. Каж-дая теория -- всего лишь предположение и может быть опровергнута эксперимен-том. К. Поппер сформулировал правило: «Мы не знаем -- мы можем только предпо-лагать».

С позиций критического рационализма (так характеризовали свое мировоззре-ние Поппер и его последователи) эксперимент -- это метод опровержения правдо-подобных гипотез. Из логики критического рационализма исходят современная тео-рия статистической проверки гипотез и планирование эксперимента.

18. экспериментальная гипотеза. Виды ЭГ.

Гипотеза -- это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпири-ческие предположения, которые подлежат экспериментальной проверке.

Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

-- контргипотеза -- экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

-- третья конкурирующая экспериментальная гипотеза -- экспериментальная ги-потеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверя-ется только в лабораторном эксперименте;

-- точная экспериментальная гипотеза -- предположение об отношении между еди-ничной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;

-- экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине -- предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая при-нимает максимальное (или минимальное) значение. «Негативный» процесс, ос-нованный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противо-положное действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной становится сильнее «позитивного»; проверяется только в многоуровневом эксперименте;

-- экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношени-ях -- точное предположение о характере постепенного (количественного) изме-нения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением не-зависимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

-- экспериментальная гипотеза с одним отношением -- предположение об отноше-нии между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

комбинированная экспериментальная гипотеза -- предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) незави-симых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной -- с другой; про-веряется только в факторном эксперименте. Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипоте-зы формулируются как предполагаемое решение проблемы.

статистическая гипо-теза -- утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики.

Гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.

22. фактора, нарушающие валидность.

Кэмпбелл называет главные причины нарушения внешней валидности:

1. Эффект тестирования -- уменьшение или увеличение восприимчивости испы-туемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. Напри-мер, предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предвари-тельному тестированию не подвергается, то результаты для нее могут быть не-репрезентативными.

2. Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на экс-перимент. Следовательно, его данные нельзя переносить на лиц, не принимав-ших участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокуп-ность, кроме экспериментальной выборки.

3. Взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздей-ствия. Их следствия -- артефакты (в экспериментах с добровольцами или испы-туемыми, участвующими по принуждению).

4. Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памя-тью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффек-тов от последующих воздействий.

Большинство причин нарушения внешней валидности связано с особенностями психологического эксперимента, проводимого с участием человека, которые отли-чают психологическое исследование от эксперимента, осуществляемого специали-стами других естественных наук.

Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валид-ность эксперимента. Перечислим их. Первую группу можно назвать факторами выборки:

1. Селекция -- неэквивалентность групп по составу, которая вызывает системати-ческую ошибку в результатах.

2. Статистическая регрессия -- частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (иначе -- корреляция из-за не-однородности группы).

3. Экспериментальный отсев -- неравномерное выбывание испытуемых из сравни-ваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.

4. Естественное развитие -- изменение испытуемых, являющееся следствием те-чения времени, без связи с конкретными событиями изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накоп-ление опыта и др.).

Страницы: 1, 2, 3