бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края бесплатно рефераты

На основе обобщенных данных, полученных при диагностике детей и педагогов, проектируются программы воспитания и обучения; технологии, используемые в работе, носящие личностно-ориентированный характер. Т.к. образовательная система ДОУ представляет возможность детям развивать и реализовывать свои духовные потребности и способности не только на занятиях, но и в коллективных и массовых делах, совместных играх.

Глава II. Особенности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

§2.1 История родного края как важнейшее средство формирования духовной культуры личности

В современных условиях и детям, и даже педагогам жизненно необходимы нравственные опоры, стержни, вокруг которых можно было бы организовать педагогический процесс.

В условиях отсутствия в современных дошкольных образовательных учреждениях идеологической направленности учебно-воспитательной работы, резко возрастает роль историко-краеведческих материалов, развивающая роль организации историко-краеведческой деятельности. Мы полагаем, что духовное развитие детей без познания ими истории, природы, хозяйства, культуры родного края, воспитания к нему чувства привязанности и любви будет неполноценным. Многолетние знания об истории края, где человек родился, живет, учится и трудится, где веками жили его деды и прадеды, усвоение сведений о природно-географических, экологических, экономических, культурологических его особенностях способствуют осознанию дошкольника себя как личности, как достойного гражданина в жизни государства.

Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение как наука еще не получило достаточного отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Историческое краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования духовно-нравственных качеств [48]. Историческое краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его прошлой и современной жизни, раскрывает связи родного города с Родиной. Кроме того, историко-краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.

Историческое краеведение - одна из отраслей исторического образования и отличается двумя существенными признаками: локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры и деятельностным характером обучения и воспитания дошкольников [35]. В ходе ознакомления с историей родного края дошкольники знакомятся с историческими памятниками, что способствует более углубленному изучению истории родного края, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность дошкольников, формируют систему теоретических представлений и понятий, тем самым влияют на формирование научного исторического мышления, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Для выявления семантического объема понятия «Историческое краеведение» принципиальное значение имеет определение «край», установление границ этого понятия.

Суммируя определения понятия «край», данные в различных энциклопедических справочниках, можно в качестве обобщающего определения констатировать следующее:

1) Страна, область, земля, местность. Первоначально территория, расположенная на границах владений государства, окраина. Впоследствии - значительная по пространству область - географическая (Мещерский край, Охотско-Камчатский, Дальневосточный и др.). В узком смысле слова краем называется любая местность, даже незначительная по размерам, тяготеющая к какому-либо географическому объекту (городу, реке, селу...) [34].

2) В России XVIII - начала XX веков краем назывались также огромные территории, состоящие из нескольких губерний или областей под общим управлением (Туруханский край или еще шире - Сибирский край).
3) В бывшем СССР с 1924 года крупная административная единица в составе РСФСР, причем географические границы краев в 1920-1940-е годы многократно произвольно менялись по распоряжению из Москвы.
Из исторически сложившихся и зафиксированных в словарях, поэтической практике признаков понятия «край» главным и, как представляется, определяющим является принадлежность к какому-то определенному объекту, к части какой-то местности - географическому объекту. Поскольку в понятия «местность», «часть страны», «географический объект» можно включить различные территории от родного села и его окрестностей до всего Дальнего Востока и Сибири или территории, прилегающей к таким географическим объектам, как Северный Ледовитый или Тихий океан, то и границы территории «края», выбранного для исследования, могут быть от небольших до гигантских [45].

Говоря об историческом краеведении, нужно отметить богатой опыт использования историко-краеведеческих материалов в советской начальной школе, особенно в 50-е гг., который с некоторыми доработками можно использовать и в ДОУ. В работах А.Ф.Родина показан опыт изучения истории родного города и родного села. Образовательное и воспитательное значение систематического применения краеведческого материала в преподавании истории СССР показано Н.П.Кузиным [28]. В процессе изучения этого вопроса он показал, что использование краеведческого материала не только повышает интерес учащихся к истории своей Родины, но и способствует воспитанию глубоких патриотических чувств. Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал может включаться в учебный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в урок, вызывает в сознании учащихся связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интереса к педагогическому процессу в ДОУ и повышению качества знаний.

По вопросам исторического краеведение краеведения опубликован и ряд научных трудов. Были опубликованы и исследования об особенностях историко-краеведческой работы в национальных школах Татарстана. В журналах «Просвещение и жизнь» и «Татарстан» публиковались методические статьи: «Методы историко-краеведческой работы в школе» и «Изучение края в школе» Н.Надиева, «Историческое краеведение в рамках Татарстана» П.Краснова [39].

Однако и с краеведением, как и в дошкольных учебных заведениях, существовал ряд серьезных проблем. Курс краеведения в школе состоял из сведений по географии, природе, этнографии, экономике региона. Собственно историческое краеведение занимало незначительное, второстепенное место. Именно недостаток, как методической литературы, так и учебников, наглядных пособий делает невозможным проведение в ДОУ занятий по историческому краеведению. Однако этими наглядными пособиями могут выступать старые вещи, собранные педагогами.

Поэтому перед ДОУ необходимо поставить следующие задачи: «Изучить практические нужды дошкольного учебного заведения, собрать конкретный материал в помощь воспитателю, собирать пособия, для чего создать школьно- историко-краеведческий музей или кабинет, краеведческие кружки.

В республике уже началась работа по созданию в дошкольных учебных заведениях историко-краеведческих музеев и кружков. В июне 2004г. в Казани состоялось заседание «Круглого стала» с обсуждением ряда докладов установочного характера («Историческое краеведение в ДОУ», а также докладов из опыта работы («Историческое краеведение в Тетюшском ДОУ).

В настоящее время под руководством Министерства науки и образования РТ ежегодно издается около 10 учебников по истории для татарских школ. Но в этом перечне отсутствуют учебники по истории РТ.

Поэтому целесообразным является изучение историко-краеведческого материала по истории преимущественно в следующих видах учебно-воспитательной работы: создание историко-краеведческого музея и использование его в педагогическом процессе, экскурсионные занятия по истории, тематические дни в ДОУ, которые помогают эмоциональному восприятию содержания исторических событий и фактов.

Особо важное место в системе историко-краеведческой работы в ДОУ могут занимать экскурсии, походы и экспедиции.

Экспедиции условно делятся на учебные и внепрограммные. Учебные экскурсии исходят из требований программы, они предусматривают конкретизацию, локализацию теоретического и общеисторического материала. Экскурсии такого типа ограничены временем и материалом. Внепрограммные экскурсия предполагают преимущественно воспитательные задачи.

Следующей проблемой внедрения в педагогический процесс исторического краеведения является то, что воспитатели в ДОУ сами слабо знакомы с историей местного края. Подобное отношение представляется нам не просто проявлением равнодушия педагогов к изучению истории родного края, но следствием всей современной политики, отодвинувшей историю, а в особенности краеведение, на задворки педагогического процесса.

Поэтому необходимо поднимать вопрос о необходимости преподавания национальной истории на совещаниях работников образования, конференциях, всевозможных круглых столах и т.п.

§2.2 Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

Говоря о методах духовного развития дошкольников нужно понимать, что работа с детьми такого возраста должна строиться не на учебной, а на игровой основе. Общеизвестным считается что дети 5-7 лет не знают и не испытывают многих духовных свойств и качеств а поэтому и не имеют ряда основополагающих личностных качеств которые присущи духовно развитий личности. Это в первую очередь такие личностные качества как эмпатия, альтруизм и др. Уместно привести пример из книги В.А. Сухомлинского «Разговор с молодым директором школы». «В жаркий день мы возвращаемся из лесу. Чем ближе школа, тем больше хочется пить. Вот уже дети видят колодец, там всегда стоит ведро холодной ключевой воды. К колодцу подошла пожилая женщина, сняла платок, сейчас она будет пить воду. Видно, что женщина идет издалека, она вздохнула с облегчением, остановившись в этом тенистом уголке. Учитель видит в ее глазах усталость и радость: человек знает, что сейчас он сядет на скамейку и отдохнет под цветущей липой. Руки уже потянулись к ведру, но вдруг женщина вздрогнула и отступила в сторону, ошеломленная криком и топотом неудержимой детской оравы. Не отступи она в сторону от колодца, ее оттолкнули бы. Женщина смотрит на детей с изумлением и качает головой. А они не то, что не думают -- они не видят человека. Учителю становится жутко. С какого же предмета начинать с вами учение, дети? Что важнее всего преподать вашему разуму и сердцу? Где вы росли, почему вы такие?» [42].

Поэтому педагогам и воспитателям ДОУ необходимо значительное внимание уделять развитию именно этих качеств, используя при этом всевозможные методы. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

При этом нужно отметить, что под методами духовного развития мы понимаем ряд воспитательных методов способствующих становлению различных духовных качеств личности. При раскрытии структуры методов духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края мы исходим из положения, что метод - это «система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности». Следовательно, метод духовного развития дошкольников это некая абстракция, теоретический конструкт, выработанный для упорядочивания феноменов духовного развития. В таком понимании метода духовного развития как некоторой системы уже заложено представление о его компоненте - приеме. В отличие от метода, прием представляет собой использование единичного средства духовного развития на основе отдельного регулятивного принципа развивающей деятельности. Прием применительно к данному исследованию - это непосредственно наблюдаемая реальность духовного развития, которую обнаруживает и фиксирует исследователь, которую он затем обобщает и в совокупности с другими приемами формирует метод духовного развития. Следовательно, соотношение приемов и методов духовного развития - это соотношение не только целого и части, но также общего и единичного. Учитывая это метод духовного развития дошкольников можно определить как систему приемов духовного развития, т.е. двумерную систему параметрами которой являются средства духовного развития и регулятивные принципы их использования.

Говоря о средствах духовного развития дошкольников, отметим, что это понятие чаще всего употребляется в сопоставлении с целью духовного развития. Средством является то, с помощью чего достигается цель. Однако такое расширенное понимание средств духовного развития становится препятствием для анализа структуры духовной сферы личности. Выделение ведущего средства духовного развития как показывают многочисленные психологические исследования сопряжено как с возрастным фактором так и с условиями в которых осуществляется духовное развитие. В рамках ДОУ таким ведущим средством духовного развития является деятельность воспитанников, благодаря которой вырабатывается духовный опыт и формируется духовная культура. При этом нужно отметить, что проблема оптимального использования средств духовного развития наиболее сложна и мало разработана в педагогической психологии.

Еще сложнее обстоит дело с перечнем регулятивных принципов использования средств духовного развития дошкольников. В ясном виде этот вопрос в теории духовного развития еще не поставлен, однако косвенно он рассматривался во многих работах. На основе своих рассуждений мы можем выделить следующие регулятивные принципы:

- средство духовного развития может использоваться педагогом лично;

- педагог может использовать средство для организации и управления жизнедеятельностью групп воспитанников;

- средства духовного развития могут использоваться самими школьниками в структуре воздействия друг на друга.

Эти виды регулятивных принципов использования средств духовного развития из-за стохастического характера не исключают друг друга, т.е. в конкретном методе могут выступать в некоторых сочетаниях.

Задачу классификации методов духовного развития дошкольников мы формулируем следующим образом: имеется конечный перечень методов и список их признаков; каждый метод должен быть оценен относительно каждого признака. Необходимо найти группы методов, внутри которых методы «похожи» друг на друга в большей степени, чем на те методы, относящиеся к другим группам. Для решения этой задачи необходимо составить перечень методов духовного развития дошкольников и осуществить классификацию как выявление общего. Важно из данного перечня убрать формулировки, фактически обозначающие группы методов (организационные, словесные и др.), т.к. выделение таких групп и является целью анализа. С учетом этого требования не вызывает сомнение определение таких методов духовного развития дошкольников как упражнение педагогическое требование, поощрение и осуждение, мнение группы, создание ситуации выбора поведения, соревнование, поручение. Многие авторы рекомендуют включить в этот список и метод самоуправления, однако мы подчеркиваем, что организация самоуправления в этом возрасте должна полностью возлагаться на педагога. Важным методом духовного развития дошкольников является разъяснение мировоззренческих, нравственных, эстетических идей высказанных в разные времена мыслителями «малой родины» Республики Татарстан. Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка - это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.

Но главнейшим средством духовного развития дошкольников, безусловно, является пример.

Таким образом, в перечень включены 10 методов духовного развития дошкольников. Многим покажется что перечисленные методы носят сугубо воспитательных характер, но так сущности оно и есть. Ведь мы не ставим перед собой формирование у дошкольников прочных и обширных знаний по истории родного края, что представляется невозможным. Ознакомление с историей родного края выступает как бы фоном, на котором разворачивается процесс духовного развития дошкольников. Разумеется, с некоторой точки зрения этот перечень может оказаться неполным или избыточным, однако недостаточная разработанность данного вопроса в психологической науке не позволяет конкретизировать их точнее. Обобщив эти методы по сходным признакам, мы выделили три их группы. Это: методы сообщения и выявления сущности духовных идей, условий их реализации (метод разъяснения); методы интернализации духовных идей на уровне поведения (педагогическое требование, осуждение и поощрение); группа методов интернализации духовных идей на уровне мотивов, т.е. относящихся к высшему уровню реализации процесса духовного развития (пример, упражнения, ситуация свободы выбора, поручение, соревнование, самоуправление) (См. таб.1). Разумеется, в данной классификации имеется ряд моментов, слабых с теоретической точки зрения. Однако дальнейшее развитие теоретической основы методов духовного развития дошкольников может осуществляться только на основе усовершенствования ее эмпирической основы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6