бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края бесплатно рефераты

2. Создание детьми образа. Изображение, рассказ по теме историко-краеведческого характера, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, но помогает направить его воображение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда изображение историко-краеведческого характера создается по замыслу детей, когда дается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки, аппликации.

3. Анализ результатов тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми образа историко-краеведческого характера осуществлялся при максимальной их активности, что позволило детям полнее осмыслить результат своей деятельности. По окончании занятия все созданные детьми изображения историко-краеведческого характера выставлялись на специальном стенде. Это давало возможность каждому увидеть работы всех детей группы, понять разнообразие решений, увидеть свою работу среди других. Дети сами могут выбрать те изображения, которые им больше всего понравились, обосновать свой выбор.

Особо следует остановиться на таком важнейшем средстве духовного развития дошкольников историко-краеведческого характера, каким является природа. Будучи средой обитания человека, природа заключает в себе огромные возможности разностороннего воздействия на человека, на формирование его личности. И чем раньше будет осуществляться целенаправленное общение ребенка с родной природой, тем более глубокий след оставит она в душе ребенка, определяя его гуманистическую направленность и духовное развитие.

Восприятие природы, изменчивость ее объектов в зависимости от освещения, от времени года, от степени зрелости и др. способствуют развитию воображения детей, образного эстетического восприятия, формированию образных представлений. Рассказывая о природе родного края, воспитатель может подобрать яркие, поэтические строчки из произведений поэтов и писателей.

Взаимосвязь изобразительной деятельности историко-краеведческого характера и ознакомление детей с природой родного края обогащает и знания детей о природе, и их изобразительное творчество. И в процессе познания природы, и в процессе ее изображения у детей развиваются психические процессы, такие, как восприятие, мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, эмоционально-положительное отношение детей и к природе, и к изобразительной деятельности. Развиваются также внимание (по образному выражению «ворота в мир познания») и память. Все это говорит о необходимости использования художественной деятельности в ходе духовного развития дошкольников в процессе изучения истории родного края.

§3.3 Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края

Воспитание детей историей родного края стало основой педагогического эксперимента по созданию нового типа дошкольного образовательного учреждения «Детский сад - открытая система формирования у детей основ духовности, нравственности и патриотизма».

Цель экспериментальной программы являлось: превратить образовательное учреждение в институт культуры, создать условия для развития духовных качеств личности детей и взрослых.

Вся экспериментальная работа была разделена на три этапа.

На первом этапе осуществлен анализ состояния проблемы в педагогической, философской, психологической литературе по теме исследования, проведено наблюдение за развитием детей.

На втором этапе планировалось выявить и систематизировать содержание и направление организации учебно-воспитательного процесса при реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края, установить уровень развития детей, обобщить результаты эксперимента; разработать методические рекомендации для внедрения его в практику воспитания и обучения. Было установлено, что воспитательная система ДОУ, способствующая созданию социокультурного воспитательного пространства должна рассматриваться, как система влияний и условий развития духовной личности дошкольника, а также как система возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении. Целью эксперимента явилось исследование духовности, дошкольников в аспекте представлений в развитии духовно-нравственной субъектности как целостного (системного) качества в деятельности саморазвития.

Для исследования духовно-нравственных личностных особенностей была модифицирована «Ориентировочная анкета-тест для выявления внутренних компонентов активной социальной позиции личности дошкольника» (см. прил.1). На первом этапе определялись индивидуальные показатели, характеризующие деятельностные и личностные уровни духовно-нравственного развития дошкольников, особенности структурной организации этих показателей.

На втором этапе определялась динамика всех изученных показателей, и выявлялись уровни их структурной организации.

Духовно-деятельностный уровень личности дошкольника характеризовали показатели: ценности, убеждения, мотивы и смыслы, коррекция своих и чужих духовно-нравственных действий, формирование и насыщенность деятельности нравственными эмоциями и чувствами.

Духовно-личностный уровень характеризовали показатели: духовная сила, духовная красота как совокупность духовных ценностей; духовная активность; скромность; добродушие; оптимизм; степень выраженности Добра; степень выраженности Зла.

Регистрации позиций активной (пассивной) личности дошкольников осуществлялась экспертной оценкой воспитателей характеризующей общий уровень духовно-нравственного развития. Оба вышеназванных уровня отражают качественные критерии экспериментальной работы.

В процессе опытно-экспериментальной работы были доказаны и подтверждены выявленные условия эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края

Результативность опытно-экспериментальной работы проверялась по следующим критериям:

- сформированность у дошкольников внешних и внутренних компонентов активной личности;

- готовность дошкольника к саморазвитию внутренних компонентов активной личности и самореализации себя как социально-активной личности;

- социально-психологическая удовлетворенность дошкольников процессом саморазвития своей активной позиции.

На третьем этапе планировалось выявить динамику процесса развития дошкольников, осуществить теоретическую интерпретацию выводов и результатов исследования; уточнить экспериментальные выводы; осуществить литературное оформление результатов, полученных в ходе исследования.

В практике работы с детьми нами использовались основы музейной педагогики. Мы знакомили детей с экспонатами краеведческого музея г.Болгар, картинной галереи, где живет искусство прошлого и настоящего, где творится живая культура. Составляющими интегрированной методики работы с детьми являлись также - организация выставок мастеров кисти и самих детей в музее и в детском саду, участие в фестивалях народного творчества, «Играй, гармонь», комплексные занятия, экскурсии, походы на природу, вернисажи, живое общение детей с музейными работниками, художниками, поэтами, писателями, музыкантами, организация музейной среды в групповых комнатах.

На занятиях, в кружках, в свободной деятельности детей учили мастерству работы с природным материалом, глиной, деревом, давали навыки рисования, поэтического, музыкального и театрального творчества. Мы прекрасно понимаем, что не все дети станут художниками, поэтами, музыкантами. Главное, к чему мы стремились, - развить художественный вкус, эстетическое восприятие, чувство красоты, желание и стремление к познанию искусства, истории. Знакомство с наследием наших предков, краеведческим материалом помогало приобщать детей к социальной действительности, повышало личностную значимость того, что происходит вокруг.

Старались сформировать у детей представление о том, что, живя в одном из сел Татарстана, вдалеке от больших культурных центров, мы можем развиваться благодаря образованию, духовному общению, взаимодействию друг с другом, взаимовыручке, культурному обогащению настолько, насколько мы сами этого захотим сделать в нашем городе, районе для себя и для других. И мы, татарстанцы, любим свой край, понимаем его и это чувство стараемся передать детям. На территории детского сада и вокруг него рвутся в небесную высь стройные сосны, березы соперничают с белизной первозданного снега. Дети каждый день впитывают эту первозданную, ни с чем несравнимую, красоту. Даем возможность детям вдохнуть в себя эту красоту и самым действенным способом являются народные гуляния, этнические праздники: «Троица», «Сабантуй», «Рождество», «Масленица», театральные представления, которые устраиваем прямо в березовой роще в разное время года.

В эксперименте принимало участие 15 дошкольников. В целом, результаты формирующего эксперимента свидетельствуют (на основе критериального показателя хи-квадрат 16,4 выше табличного на уровне значимости 99,9%) об эффективности реализации предложенных условий.

В ходе вторичного сбора информации среди студентов второго курса было 28,57%, проявивших активную социальную позицию, а после эксперимента их стало 46,7%, т.е. произошло увеличение на 18,13%. По всем другим позициям после эксперимента произошло уменьшение. В целом, на уровне значимости 99% произошли существенные изменения в сторону формирования у дошкольников активной социальной позиции и уменьшения количества детей с неустойчивой и негативной социальной позицией. На третьем этапе сбора информации произошло увеличение количества дошкольников проявляющих активную социальную позицию с 32,8% до 69,5%, что соответствует повышению на 36,7%. По всем остальным показателям произошли изменения в сторону уменьшения всех показателей. Четвертый этап сбора информации также показал увеличение количества дошкольников первой позиции и уменьшение всех остальных типов. В количественном соотношении это выглядело, как: увеличение количества дошкольников первой позиции с 45,5% до 70,7%, т.е. произошло повышение на 25,5% среди количества дошкольников первой позиции и уменьшение с 9,1% до 4% четвертой позиции, т.е. уменьшение произошло на 5,1% (см. таб. 3).

Таблица 3

Результаты опытно-экспериментальной работы

Этапы сбора информации

I позиция

II позиция

III позиция

IV позиция

До %

После

До %

После

До %

После

До %

После

1

20

25,6%

35

44,8%

36

46,2%

30

38,46%

12

15,4%

6

7,7%

10

12,8%

7

9%

2

52

28,57%

85

46,7%

51

28,02%

25

13,7%

45

24,7%

48

26,3%

34

18,7%

24

13,3%

3

71

32,8%

150

69,5%

40

18,5%

30

13,9%

80

37,1%

30

13,9%

25

11,6%

6

2,7%

4

110

45,5%

140

70,7%

40

20,2%

30

15,2%

30

15,2%

20

10,1%

18

9,1%

8

4,0%

Вывод

+19,9%

Увелич.

+25,9%

Уменьше.

-26%

Уменьш.

-23,2%

Уменьш.

+0,2%

Уменьш

-5,4%

Уменьш

-3,7%

Уменьш

-5%

Уменьш

Из таблицы наглядно видно, что у дошкольников с первого по четвертый этап сбора информации происходили изменения в сторону увеличения количества детей со сформированной социальной активной позицией и, соответственно, уменьшение количества дошкольников, проявляющих другие позиции.

Например, 25,6 % дошкольников до эксперимента проявляли активную социальную позицию, а после - 44,8 %. Таким образом, произошло увеличение на 19,2 % количества дошкольников, проявляющих этот тип позиции. Активная социальная позиция дошкольников проявляется в таких социальных характеристиках, как позитивное отношение к воспитателю, к товарищам, наличие активной жизненной субъектной позиции. Пассивную социальную позитивную позицию до эксперимента проявили 46,2% дошкольников, а после - 38,46%. Таким образом, налицо уменьшение количества дошкольников на 7,74%, что свидетельствует об эффективности реализованных условий. Второй тип, названный как пассивная социальная позитивная позиция, характеризуется следующими качествами личности дошкольников: в целом, проявление позитивного отношения к воспитателю и товарищам, но отсутствием желания проявлять субъектную позицию; эпизодическая активность в проявлении субъектной активной позиции, т.е. проявление ее только в социально-значимой для него среде; дошкольник лишь изредка обнаруживает в культуре общения и поведения устойчивую социально-активную позитивную позицию.

Третий тип был назван как неустойчивая социальная позиция. К данному типу до эксперимента относились 15,4% дошкольников, после эксперимента - 7,7%, т.е. на 7,7% произошло уменьшение количества дошкольников, отнесенных к этой позиции. Дошкольники, проявляющие неустойчивую социальную позицию, характеризуются следующими качествами: в целом, проявляют положительное отношение к воспитателю и товарищам, но оно неустойчиво и меняется в зависимости от социального окружения; дошкольник не проявляет положительной социально ориентированной активности.

Четвертый тип характеризуется как негативная дисоциальная, асоциальная позиция. К этому типу до эксперимента было отнесено 12,8% дошкольников, а после - 9%, т.е. произошло уменьшение их количества на 3,8%. Дошкольники этого типа характеризуются: неумением проявлять социально-позитивную позицию, так как проявляют социально-негативную позицию по отношению к окружающим и к воспитателю; отстаиванием негативной социальной позиции среди ровесников, использует метод «нажима» и манипулирования; частым проявлением социально-неодобряемых норм поведения в социуме.

Результаты опытно-экспериментальной работы с дошкольниками свидетельствуют о том, что произошли существенные изменения в плане повышения количества дошкольников, отнесенных к первому типу социальной позиции (активная социальная позиция), и уменьшение по всем остальным позициям.

В целом, наблюдалась тенденция эффективного влияния реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края на становление и формирование активной личности.

Заключение

Развитие духовности дошкольников является одной из основных задач современной образовательной системы. Любое государство заинтересовано в том, чтобы большинство граждан, воспитанных в духе нравственности, патриотизма, безграничной преданности к своему Отечеству обеспечивали поступательное социальное, экономическое, оборонное и культурное развитие и отстаивали общенародные ценности. Поэтому в условиях социально-экономической нестабильности в Российской Федерации в дошкольных образовательных учреждениях следует поставить во главу угла духовное развитие дошкольников в ходе изучения истории родного края.

В современных условиях ДОУ должны стать могучим воспитательным средством. Анализ учебных программ и содержания отдельных занятий показал, что педагогический процесс в ДОУ содержит значительный потенциал для духовного развития молодого поколения. Большую роль при этом играет учебно-воспитательная работа историко-краеведческого характера. Это в первую очередь занятия по истории, ведь именно история хранит важные события из истории человеческого общества, знакомят с героическим прошлым нашей Родины. Получаемая учащимися на уроке информация, соотносится с нравственными понятиями и поведением. Включение национально-регионального компонента образования способствует воспитанию малого патриотизма - любви к тому месту, где живет учащийся. В ходе теоретического и экспериментального исследования сделаны обобщающие выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу:

В исследовании дана авторская трактовка определения духовного развития дошкольников и впервые рассмотрены особенности духовного развития подрастающего поколения в ходе изучения истории родного края в современных условиях, определяемые сегодняшним состоянием общества. Духовность - это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Поэтому, организуя деятельность воспитанников, педагоги ДОУ стремятся создать условия, в которых у дошкольников формируются высшие социальные потребности, вырабатываются правильные представления о поведении человека, о смысле жизни, идеал, счастье, т.е. формируется духовность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6