бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Доктор Фрейд и его учение бесплатно рефераты

2.2.5 Генитальная фаза

Предвестьем последнего периода инфантильной сексуальности служит концентрация сексуального интереса и возбуждения на гениталиях. Оральные и анальные интересы и составляющие инстинкты - например, разглядывание (скопофилия), демонстрация и обнюхивание - теперь включаются в контекст генитальной мастурбации, которая приобретает доминирующее значение.

Фрейд отмечал, что после генитального интереса и любопытства в анальной фазе, сфера внимания в данной фазе "смещается к гениталиям, к их действию, и приобретает доминирующее значение, которое к зрелости уже не имеет такой актуальности". Поэтому он первоначально назвал это инфантильной генитальной организацией.

Для понимания инфантильной генитальной фазы Фрейд ограничился мужчинами и назвал ее фаллической фазой.

Он пишет: "К сожалению, мы только можем рассказать, как такое положение вещей воздействует на детей мужского пола; соответствующие процессы у маленьких девочек неизвестны нам". Полагая, что в течение этого периода интересы и девочек и мальчиков направлены на фаллос, он стал использовать термин фаллическая фаза по отношению к инфантильной генитальной организации обоих полов.

Она характеризует высшую ступень детской сексуальности: если до сих пор она была аутоэротичной, то теперь становится предметной, т.е. дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Фаллической стадии соответствует зарождение таких личностных черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

Мотивационно-аффективную либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд предложил называть эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек.

Инфантильная генитальная фаза частично совпадает с двумя фазами объектных отношений: доэдиповой или нарциссической, и эдиповой.

На доэдиповой фазе доминирующей задачей является половая идентификация; интерес ребенка сфокусирован на консолидации сексуально дифференцированного, нарциссически оцененного образа тела и установления идентификации половой роли.

Во второй фазе доминируют сексуальные превратности, сопровождающие цели, связанные с объектом Эдипова комплекса.

Фрейд наблюдал, что по мере прогресса влечения, дети этого возраста вскоре начинают демонстрировать развитие Эдипова комплекса. Так, они формируют сильную привязанность к своим родителям и, питая сильные сексуальные чувства, соревнуются с каждым из них по очереди за любовь другого. Дети начинают задавать вопросы об анатомических различиях, откуда появляются дети, а также конструировать теории для объяснения своих наблюдений. По предположению Фрейда, эти теории связаны в детском сознании с сексуальными фантазиями и имеют отношение к появлению невротических болезней. Он признавал, что детские сознательные и бессознательные пугающие фантазии, связанные с сексуальным возбуждением, стимулируют конфликтное отношение к родителям и сопровождаются интенсивными чувствами любви и ненависти. Ясные примеры этих желаний, фантазий и конфликтов продемонстрированы в аналитической работе с детьми. В аналитической работе с взрослыми, хотя и менее ясно чем с детьми, видны производные формы и обобщения этих конфликтов, а также защиты, применяемые против них.

Традиционно Эдипов комплекс обсуждается в контексте психосексуального развития. Однако для ребенка он заключается не только созревание влечения, но также и в прогрессе объектных отношений и обретении половой идентификации. Кроме того, внутренние компромиссы, на которые идет ребенок, чтобы справиться с конфликтами, вызванными Эдиповым комплексом (обычно это формирование какого-либо инфантильного невроза), включают в себя продвижение в развитии Эго и Суперэго. Идентификации, сделанные в период переживания Эдипова конфликта заключают в себе и развитие чувства себя.

Рэнджел описывает Эдипов комплекс как кульминацию детской инстинктивной жизни, ядро неврозов, "организующий зонтик будущей жизни". Фрейд ссылается на него как на место соединения, из которого выходят все поздние виды развития. То, что Эдипов комплекс обсуждается во всех областях развития, служит подтверждением нашей точки зрения, что развитие не происходит изолированно в пределах какой-то одной системы. Сбалансированный подход к процессу развития принимает в расчет все системы.

Поскольку ребенок имеет сексуальные чувства к каждому из родителей, то Эдипов комплекс традиционно обсуждался в рамках позитивной, инвертированной и негативной формы (названной так по аналогии с фотографической печатью, и не содержащей в себе отрицательной оценки). При положительном Эдиповом комплексе ребенок концентрирует свои желания на родителе противоположного пола, а родителя своего пола воспринимает как пугающего соперника. Затем ребенок начинает бояться потери любви и наказания от идеализированного родителя своего пола из-за фантазий, надежд и желаний, содержащихся по отношению к другому родителю.

На протяжении инфантильной генитальной фазы из-за детских идеализации и идентификаций с родителем своего пола, а также установления половой идентичности бывают совершенно очевидны либидные желания по отношению к этому же родителю. В случае негативного или инвертированного Эдипова комплекса либидные желания направлены на родителя того же пола. Родитель противоположного пола видится как соперник. Обычно ребенок разрешает этот негативный Эдипов конфликт путем принятия родителя того же пола как объекта Эго-идеала и путем осуществления идентификации с этим идеалом как частью формирования Суперэго.

Детские эдипиальные желания порождают громадный конфликт из-за сильнейшего соревнования любви и ненависти, зависти и враждебности, которые только усиливаются при идентификации с каждым из родителей и желанием любви каждого из них. Следовательно, ребенок вынужден либо найти какой-то компромисс, либо отказаться от причиняющих боль конфликтных желаний и чувств. Следующие два-три года посвящены разработке, контролю, частичному разрешению и оставлению Эдипова комплекса.

Застревание на этой стадии, трудности преодоления эдипова комплекса создают основу для формирования робкой, застенчивой, пассивной личности.

Степень тревоги, осознаваемой юношей, связана с отношением силы влечения и возможностями Эго и Суперэго. Изменения в настроении, в поведении и временные симптомы отражают значительные конфликты между различными психическими структурами, равно как и попытку заключить компромисс. Как часто случается, главная трудность может возникнуть, если биологические, когнитивные и социальные изменения происходят до того, как Эго и Суперэго созреют для управления.

Например, раннее развитие у девочек вторичных половых признаков - рост груди и ранние первые менструации - лишает ее полной латентной консолидации, превышая соответствующие возможности. В более раннем возрасте ребенок мог бы положиться на родителей, чтобы обеспечить функционирование вспомогательного Эго для контроля влияния на сексуальные импульсы. Но с усилением влечения и с физиологическим и анатомическим развитием генитальных возможностей, эмоциональная близость к родителям вызывает инцестуозные конфликты и снова разжигает неразрешенную борьбу Эдипова комплекса. Родители уже не могут играть ту же роль, что и раньше; теперь они не могут выполнять роль вспомогательного Эго для юноши.

Молодой человек должен найти новые объекты для удовлетворения сексуальных потребностей и потребности зависеть от объекта. Для этого требуется длительный период приспособления, в течение которого юноша не только отделяется от своих родителей и объектов любви и зависимости, но также отстраняется от их индивидуализированных и держащихся на власти представлений; он прекращает считать их авторитетными фигурами.

В заключение, достаточно отметить, что в рамках психосексуального развития главный сдвиг все же состоит в том, что генитальная зона становится доминирующей.

Принципиальная задача отрочества, по Фрейду, состоит в том, чтобы прийти к соглашению с сексуальностью, в том числе с сексуально зрелым телом, и достигнуть нового равновесия между влечениями, Эго, Суперэго и прошлыми и нынешними объектами.

3. Обсуждение

Итак, больше ста лет назад Зигмунд Фрейд усомнился в том, что люди сознательно управляют своими поступками и своей жизнью. Он заявил, что "Я" человека далеко не всемогуще. И что думают об этом современные исследователи? Как показывают новейшие исследования, бессознательное - наш эффективный помощник. Мгновенные "озарения", всплывающие из глубин бессознательного, помогают футболисту забить нестандартный гол, а политику принять важное решение. Почти всегда эти импульсы ускользают от контроля сознания. Как мы должны относиться к тому, что нашими действиями руководит нечто неподвластное воле человека?

Ни одно, даже самое мимолетное впечатление не проходит для нас бесследно. Оно оставляет в психике отпечаток, который до поры до времени оседает в глубинах бессознательного. Эти скрытые, незаметные воздействия могут серьезно изменять наше поведение.

«Часто мы сами не знаем, почему расстроены, беспричинно агрессивны или наоборот счастливы. А это сработали мелочи, на которые мы почти не обратили внимания и сразу же их забыли, - сцена из просмотренного накануне фильма, дружеская улыбка прохожего или то, что по дороге на работу вас подрезал наглый "кадиллак" из соседнего ряда» - Ханя Лучак.( Журнал "ГЕО” №4-5/2005)

Труды Фрейда стали мощным толчком для развития психологии, понимания многосложной, тонкой структурной взаимосвязи сознательного и бессознательного в жизни человека.

В рамках заявленной темы реферата можно кратко упомянуть лишь некоторые из проведенных исследований и их авторов:

Вальтер Перриг - Согласование поведения с бессознательными раздражителями, получившее название прайминг -"подсказка", "эффект предшествования".

Сущность этого явления проясняется в ходе простых экспериментов. Психолог Вальтер Перриг предлагал испытуемым восстановить пропущенные в слове буквы. До этого перед ними на экране на подпороговое, то есть, заведомо недостаточное для осознания время, появлялось слово "нить". Необходимо подчеркнуть: у участников эксперимента не было ни малейшей возможности прочитать и осмыслить мелькнувшее слово. После этого им предлагали, как в кроссворде, подставить две недостающие буквы в "н**ь". Кто-то из испытуемых писал "ночь" или "ноль". Но подавляющее большинство - "нить".

Прайминг может быть эмоционально окрашенным. Перриг и его коллеги пытались обнаружить, как внешние стимулы на бессознательном уровне воздействуют на наши чувства.

Результаты эксперимента Вальтера Перрига подтвердили, что предъявленное первым подпороговое слово задает эмоциональную установку для последующего восприятия. И преодолеть эти установки нашему сознанию очень трудно. Нечто подобное возникает и в случае, когда людям показывают их любимые лакомства в малоаппетитном виде - например, шоколадку в форме собачьего кала. Отвращение так велико, что испытуемые не могут даже дотронуться до шоколадки, хотя прекрасно понимают, что их отталкивает только форма.

Джеймс Вайкари - эффект «25го кадра», "промывание мозгов"

"Никаких сомнений нет: усвоенные бессознательно установки влияют на наше поведение", - утверждает известный немецкий нейрофизиолог Герхард Рот. Но - только до определенных пределов. Возможности "эффекта 25 кадра" ограничены: недостаточно просто "приказать" нашему бессознательному - нужны еще и дополнительные внешние условия, которые заставят последовать этому приказу. Кроме того, на кого-то это неосознаваемое внушение действует больше, а на кого-то меньше, у каждого из нас индивидуальный порог чувствительности. Поэтому попытки исследователей повторить первоначальные эксперименты Джеймса Вайкари с 25 кадром часто терпят неудачу.

Однако картина резко меняется, когда подпороговые стимулы воздействуют на наше бессознательное не в лаборатории, а в реальной жизни. Особенно, если они влияют длительное время и усиливаются социальной средой.

С точки зрения нейрофизиологии быстрое и радикальное изменение поведения индивида вообще невозможно. Для этого он должен пережить серьезное эмоциональное потрясение - сродни тому, которое некогда превратило закоренелого язычника Савла в апостола Павла, одного из самых верных последователей Христа. Но есть и другой способ воздействия - полностью отдать человека во власть бессознательного можно длительным повторяющимся внушением, "промыванием мозгов". Такие стратегии манипуляции общественным сознанием разработаны уже давно и используются сегодня психологами, пропагандистами и политтехнологами.

Бессознательное не только накапливает знания, служит: информационным фильтром, включает автоматические навыки и руководит нашим поведением Бессознательное - это еще и своеобразный переводчик. Быстрота и точность анализа при этом одинаково важны - ведь часто ситуация требует от нас молниеносной реакции. Но иногда эти установки входят в конфликт, и тогда за высокую скорость интерпретации приходится платить достоверностью информации. Этого переводчика можно ввести в заблуждение! "Предвзятые суждения формируются не только в лабораториях. В жизни людей может обманывать даже цвет кожи собеседника", - утверждает американский психолог Джон Барг. Идя на поводу у подсознания, поддаваясь, по выражению Джона Барга, "невыносимому автоматизму бытия", человек превращается в "социального робота".

Звучит пугающе, но не будем забывать о том хорошем, что делает для нас бессознательное: как умный и расторопный слуга, оно работает на своего хозяина - быстро и без усилий "распознает" людей, объекты и события, основываясь на прошлом опыте, упорядочивает впечатления и согласует с ними наши дальнейшие поступки.

И все же - неужели мы всего лишь рабы своего бессознательного? А как же наша воля, цели, которые мы перед собой вполне осознанно ставим?

Оказывается, и здесь все не так просто. "Раньше считалось, что люди всегда сознательно преследуют те или иные цели. Теперь приходится пересматривать эту точку зрения", - говорит социопсихолог Петер Гольвицер. Вместе с Джоном Баргом он занимается исследованием мотивации человеческой деятельности. Вывод Гольвицера: эту сторону нашей жизни нельзя сводить к работе отвлеченного, холодного рассудка. Цели, которые мы ставим перед собой, тоже имеют отношение к сфере бессознательного.

Опираясь на результаты исследований, Гольвицер и Барг создали "теорию автоматизации", которую поддерживают сегодня многие психологи. Суть ее сводится к следующему: однажды сознательно выбрав себе цель, в дальнейшем мы стремимся к ней уже бессознательно. По сути, с целями в этом случае происходит то же, что и с навыками, которые по мере тренировки и совершенствования становятся автоматизмами - будь то вождение автомобиля, игра в теннис или владение иностранным языком.

Такая автоматизация весьма удобна: движение к цели обходится без участия нашего "Я", а значит, почти не требует физических и эмоциональных затрат. Как говорится, солдат спит - служба идет.

Но это не означает, что наше поведение определяется, как у собаки Павлова, рефлекторными реакциями на внешние стимулы. Если речь идет об актуальных в данный момент для нас интересах, сознание выходит на первый план. Затем оно снова отступает, продолжая функционировать в "фоновом режиме". "Наши эксперименты показали, - говорит Гольвицер, - бессознательное - это не злобное и глупое чудовище, а наш умный помощник".

Еще в 1911 году английский математик и философ Альфред Норт Уайтхед писал: "Цивилизация идет вперед по пути увеличения числа операций, которые мы можем выполнять, не думая". Сегодня никто уже не спорит, что способы обработки информации, накопленный жизненный опыт, цели и мотивы поведения - все это почти целиком находится на территории бессознательного.

Согласно современным представлениям, бессознательное - это сложный комплекс генетических предрасположенностей, врожденных и приобретенных автоматизмов, а также собственно фрейдовского бессознательного "Оно" - результата действия механизмов вытеснения. Эта глубинная сфера психики определяет очень многое в нашей жизни, включая предрасположенность к болезням (или к здоровью), к переживанию состояний счастья или страдания.

Чрезвычайно важное значение для формирования сферы бессознательного имеет раннее детство и даже то, что происходило с человеком в утробе матери. О роли, которую младенческий опыт играет в становлении личности, одним из первых заговорил Зигмунд Фрейд. "В этом смысле Фрейд был почти пророком, - говорит Герхард Рот. - Сегодня эти его идеи подтверждены экспериментально".

Многочисленные исследования в области нейрофизиологии позволяют сегодня говорить об анатомическом субстрате «подсознательного» - древних слоях, - стволе головного мозга, который заведует рефлексами и гормонами, а также о лимбической системе, управляющей аффектами и эмоциями - где и господствует бессознательное. Возникшая позже в ходе эволюции кора головного мозга, управляет, помимо прочего, сознательным мышлением. Можно сказать, что здесь базируется наше сознание.

А ведь отпечатки ранних бессознательных впечатлений - ключ к нашей психике, именно они в первую очередь формируют специфические черты личности, делают нас такими, какие мы есть. "Переживания младенчества влияют на развитие мозга так же сильно, как нейрохирургическая операция", - комментирует результаты новейших исследований немецкий ученый Вольф Зингер. До двадцатилетнего возраста наш мозг остается пластичным и податливым. Только после окончательного достижения человеком половой зрелости (Фрейд называл это "завершением пубертатного периода") формирование нашего мозга можно считать законченным.

Бессознательные механизмы, которые ложатся в основу характера, Герхард Рот называет "эмоциональным обусловливанием". Всю жизнь человек обращается к хранилищу личных переживаний и сверяется с его содержимым. В этом смысле мозг "помнит" нашу раннюю бессознательную историю, а младенческий и даже предродовой опыт влияют на наше поведение.

Как происходит процесс обработки новой информации, какова его схема? Информация обо всем, что мы делаем - берем чашку с горячим кофе, обнимаем ребенка или чистим зубы, - по "эмоциональной петле" (главному проводящему пути лим-бической системы) отправляется в бессознательное. И там на основе памяти о прошлом опыте принимается решение: хорошо для нас текущее событие или плохо, доставит оно нам удовольствие или страдание, каковы будут последствия, должны мы отреагировать на него действием или этого делать не стоит.

Бессознательная память о нашем прошлом опыте, как выражается американский исследователь Джозеф ле Ду, "берет в заложники рациональную часть мозга". Любая мысль, прежде чем облечься в слова, прежде чем оформиться в сознании, проходит обработку в лимбической системе. Там она эмоционально окрашивается и только затем согласуется с разумом. Бессознательное - это не дремлющий цензор, который может дать добро или наложить запрет на наши действия.

Но и эта хорошо налаженная система не гарантирована от сбоев. Каждый из нас сталкивался с необъяснимыми ошибками собственного "внутреннего голоса". Интуиция порой подсказывает неверное решение, потому что человека неудержимо тянет к эмоционально знакомым образцам поведения. Бессознательное, как и реклама, делает ставку на повторение.

Одну из главных причин таких ошибок выяснил в свое время Зигмунд Фрейд, описывая механизм вытеснения. Пытаясь защититься от наиболее негативных, пугающих, неприятных переживаний, психика прячет этот опыт в самых глубоких пластах бессознательного. Извлечь его оттуда сознанию уже не под силу: опыт оказывается как бы несуществующим, поэтому он и не отзывается на запрос интуиции. (Точнее, отзывается, но таким образом, который сознание не может корректно обработать.) Воскресить - и обратить на пользу нашего "Я" - вытесненные воспоминания можно только путем специального психотерапевтического воздействия.

Современным нейробиологам тоже есть что сказать по этому поводу. В начале 2004 года американец Майкл Андерсон опубликовал сенсационные результаты исследования, в ходе которого он с помощью томографов зарегистрировал работу мозга, связанную с вытеснением. При этом был обнаружен специфический феномен: активность мозговых клеток в областях коры больших полушарий, связанной с сознанием, повышалась, а в гиппокампе - организаторе памяти - снижалась. Теперь исследователи считают, что две эти области мозга связаны нейронной сетью, которая и позволяет вытеснять воспоминания.

В данном случае экспериментаторы работали с сознательным, волевым вытеснением воспоминаний. Фрейд иногда называл это подавлением, в отличие от собственно вытеснения - бессознательной обороны от нежелательных мыслей. "Эксперименты Майкла Андерсона - это прорыв в исследовании защитных механизмов психики", - считает немецкий нейропсихолог Ганс Маркович.

Исследования работы мозга, которые начались в XX веке, помогли нам многое познать в сфере психики. Но каждый шаг на этом пути грозит перевернуть традиционные представления человека о себе самом. Современные исследователи нередко склоняются к мнению, что сознание является не чем иным, как спектаклем, а руководит им невидимый режиссер - наше бессознательное

Можем ли мы воздействовать на бессознательное? Да. В посттравматический период активность мозга меняется. Она ослабевает в зоне эмоций, там, где "засела паника", и усиливается во фронтальной коре левого полушария - области, которая больше связана с мыслями и речью. По ходу терапии в состоянии мозга происходят новые изменения. Решающим фактором эффективности лечения является контакт психотерапевта и пациента, основанный на взаимном уважении и доверии, способности терапевта к сопереживанию - эмпатии. "Задача состоит в том, чтобы совместными усилиями сделать бессознательные силы сознательными", - говорит Марианна Лейцингер-Болебер, директор франкфуртского Института Зигмунда Фрейда. Только в этом случае может быть приобретен новый опыт, а в мозгу проложены новые связи в обход прежних, "больных". Пациенты учатся оставлять в покое старое и начинать новое, преодолевать свои детские травмы.

Такие идеи наверняка пришлись бы по душе доктору Фрейду. Еще в 1895 году, сочиняя "Набросок научной психологии", он мечтал о создании учения о психике, в основе которого лежал бы прочный неврологический фундамент. То, что Фрейд называл бессознательным, его наследники сегодня часто именуют "самоорганизующейся биологической системой". Принято считать, что Коперник и Дарвин лишили человека статуса центра мироздания и веры в свое божественное происхождение. Фрейд нанес новый удар по человеческой гордыне - он показал, что наше "Я" отнюдь не является безусловным хозяином в собственном доме...

Новейшие исследования мозга, полагает философ Петер Слотердайк, могут привести человечество к очередной радикальной ломке представлений. Экспедиции в глубь планеты Человек совсем небезопасны: они способны изменить наши представления о том, кто мы такие.

Насколько свободен человек в своих поступках и мыслях? Что такое бессознательное - вытесненный опыт, который ограничивает и сковывает нас, или бесконечная кладовая нестандартных решений? Сумеем ли мы когда-нибудь проникнуть в глубины самой большой загадки на Земле - собственной психики? Сегодня мы находимся в самом начале долгого пути самопознания

Выводы

Многие понятия фрэйдовского анализа подвергались экспериментальной проверке еще в 30-40 годы, правда, с сомнительным результатом. В последние годы был проведен ряд более надежных исследований. Научная достоверность полученных Фрэйдом выводов проверялась на основе анализа около 2000 случаев из психиатрии, психологии, антропологии и ряда других дисциплин. Итоги таковы: часть базовых понятий психоанализа - такие как ИД, ЭГО, Супер-ЭГО, стремление к смерти, либидо и тревога, - выдержала испытания средствами науки. Другая же часть понятий была признана научно несостоятельными.

Однако, несмотря на всю критику в свой адрес, недостаток научной строгости и некоторую методологическую слабость, фрэйдовский психоанализ продолжает оставаться влиятельной силой в современной психологии.

Я приведу ряд положений, которые, как показывает анализ публикаций, выдержали научную проверку:

1)некоторые характеристики орального и анального типа личности;

2)некоторые причинные факторы гомосексуальности;

3)некоторые аспекты эдипова комплекса у мальчиков (чувства соперничества по отношению к отцу, сексуальные фантазии по поводу матери и страх кастрации). / Хотя, по-моему, абсурдно звучит утверждения о том, что двухмесячный ребенок ведет осознанную и целенаправленную борьбу за сексуальное обладание матерью./

Укажу также на ряд положений, которые не получили поддержки со стороны научных методов проверки:

1) что в сновидениях в символической форме удовлетворяются ранее подавленные намерения и желания;

2)что под влиянием эдипова комплекса мальчики и сравнивают себя с отцом, и усваивают его нормы супер-эго под влиянием страха;

3)что женщины имеют заниженную по сравнению с мужчинами оценку собственного тела, что у них менее развиты стандарты супер-эго.

Однако, несмотря на всю критику в свой адрес, недостаток научной строгости и некоторую методологическую слабость, фрэйдовский психоанализ продолжает оставаться влиятельной силой в современной психологии.

Список использованных источников

1.Фрейд З. "Я и Оно"

2. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.

3. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М., 1992.

4. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. - М., 1997

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. - СПб, 1997.

6. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. - Самара, 1996.

7. Д.Шульц и С.-Э. Шульц "История современной психологии"

8. С. Шишов "Обратная сторона нашего Я"

9. Б. Р. Нанейшвили и Г.Б. Нанейшвили "Предисловие к собранию сочинений З.Фрэйда"

10. Ханя Лучак. Журнал «ГЕО» №4-5 /2005

11. Материалы интернет-сайтов:

http://revolution.allbest.ru/psychology/00053263_0.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Фрейд:

http://fantasy.elterrus.com/f16/thread-t685.html

http://liv.piramidin.com/belas/Freid/etot_chelovek.htm

http://akamitch.ru/2008/12/20/ид-эго-суперэго

http://yaestet.ru/tag/frejd/

Страницы: 1, 2, 3