Диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих школьников с нарушением интеллекта
В исследованных нами классах дети распределились следующим образом:
Таблица 3.
Статусная структура классов
|
экспериментальная
|
контрольная
|
|
|
группа
|
группа
|
|
предпочитаемые
|
3
|
6
|
|
принятые
|
2
|
1
|
|
взаимно
|
|
|
|
принятые
|
0
|
0
|
|
без взаимности
|
|
|
|
изолированные
|
0
|
0
|
|
отвергаемые
|
0
|
0
|
|
|
Из полученных данных можно сделать вывод, что в классе детей с нормальным интеллектом высокий социометрический статус у 6 детей, а у детей с нарушенным интеллектом только у 3. Подростки с нормальным интеллектом находятся в более благоприятной социально-психологической ситуации развития.
Мы построили следующую социограмму.
Экспериментальная группа:
2
Частота выборов-1.6 (в среднем по группе)
Контрольная группа:
2
Частота выборов-2.7 (в среднем по группе)
Соответствующим образом распределилась и социовалентность учащихся. Это важный показатель активности взаимоотношений, свидетельствующий о степени и характере включенности школьника в систему межличностных процессов в классе.
Проанализировав данные мы выявили, что в контрольной группе показатели лучше, чем в экспериментальной (гист.1).
Гистограмма 1
Наличие в контрольной группе высокостатусных детей и соответственно положительной социовалентности мы интерпретируем с точки зрения особенностей развития. Дети с нарушениями интеллекта имеют поведенческие расстройства, эмоционально расторможены, отсюда дети чаще идут на нарушение социальных норм ради привлечения внимания к себе и завоевания друзей; у них чаще проявляется негативизм в отношениях; снижена контактность и общительность; они менее сдержаны в поведении.
Взаимность контактов-важный социально-психологический, по которому учитель судит о наличии отношений взаимного расположения-нерасположения. Уровень положительной взаимности коллективных отношений отражает психологическую совместимость детей в классе, наличие развитых дружеских отношений.
Так, в исследованных нами классах взаимность распределилась следующим образом (гист.2).
Гистограмма 2
Разница во взаимности выборов свидетельствует о переходе отношений подростков с нормальным интеллектом от отношений просто приятельства, товарищества к более глубоким и стабильным отношениям дружбы.
С целью исследования вопроса о критериях выбора сверстников предлагалось выделить качества, которыми обладает друг отвечающего.
Был проведен анализ полученных данных слабослышащих подростков обеих групп (табл.4).
Таблица 4.
Критерии выбора одноклассниками друга.
критерии выбора
|
оценочные суждения
|
количество высказываний
|
|
|
|
экспер-я гр.
|
контр-я гр.
|
|
|
|
|
|
|
привлекательный
|
аккуратный
|
3
|
1
|
|
внешний вид
|
красивый
|
3
|
5
|
|
|
сильный
|
2
|
3
|
|
|
здоровый
|
3
|
4
|
|
|
чистый
|
1
|
4
|
|
|
%
|
48.0
|
48.5
|
|
ситуативная
|
хорошо играет(танцует)
|
3
|
3
|
|
деятельность
|
вместе ходим в кружок
|
0
|
3
|
|
|
на уроках сидим вместе
|
2
|
5
|
|
|
%
|
33.4
|
52.4
|
|
взаимная
|
он мне нравится
|
1
|
5
|
|
симпатия
|
часто бываем вместе
|
1
|
4
|
|
|
считает меня своим другом
|
4
|
2
|
|
|
он хороший
|
4
|
5
|
|
|
%
|
50.0
|
57.2
|
|
успешная
|
хорошо учится
|
3
|
7
|
|
учебная
|
сообразительный
|
1
|
0
|
|
деятельность
|
хорошо говорит словами
|
3
|
4
|
|
|
хорошо говорит жестами
|
4
|
7
|
|
|
%
|
55.0
|
64.3
|
|
нравственные
|
добрый, отзывчивый
|
2
|
6
|
|
качества
|
всегда готов помочь
|
1
|
2
|
|
|
честный
|
2
|
6
|
|
|
общительный
|
2
|
5
|
|
|
скромный
|
1
|
0
|
|
|
серьезный
|
2
|
6
|
|
|
вежливый
|
1
|
0
|
|
|
я ему доверяю
|
1
|
6
|
|
|
умеет хранить секреты
|
1
|
4
|
|
|
%
|
38.9
|
55.6
|
|
|
По результатам опроса мы вывели следующие результаты (табл. 5)
Таблица 5.
Распределение критериев выбора одноклассников по значимости.
экспериментальная группа
|
%
|
контрольная группа
|
|
успешная учебная деятельность
|
1 место
|
успешная учебная деятельность
|
|
взаимная симпатия
|
2 место
|
взаимная симпатия
|
|
привлекательный внешний вид
|
3 место
|
нравственные качества
|
|
ситуативная деятельность
|
4 место
|
ситуативная деятельность
|
|
нравственные качества
|
5 место
|
привлекательный внешний вид
|
|
|
Наибольший удельный вес в обеих группах занимают показатели, связанные с учебной деятельностью. Значимость этого критерия понятна: учеба является ведущим видом деятельности, а в условиях школы-интерната-центральным событием повседневной жизни подростка.
На втором месте и в той и в другой группе стоит взаимная симпатия. Совпадает так же и выбор по ситуативности действий-в обеих группах на 4 месте.
По остальным показателям наблюдаются различия. Так, дети экспериментальной группы выше ставят привлекательный внешний вид, тогда как дети контрольной группы больше ценят в человеке нравственные качества. Это связано с тем, что у детей с нарушением интеллекта происходит отставание в формировании нравственных ценностей в сознании.
Эмоционально-психологический климат (ЭПК)-важная составляющая взаимоотношений в группе. Это эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором опосредованно отражаются индивидуальные эмоциональные состояния членов группы.
Коллективный индекс ЭПК определялся как средний по группе, таким образом мы получили следующие результаты (табл.6).
Таблица 6.
Эмоциональный профиль класса.
|
экспериментальная
|
контрольная
|
|
|
|
группа
|
группа
|
|
|
всегда
|
2.0
|
2.8
|
всегда
|
|
весело
|
|
|
скучно
|
|
мы
|
2.4
|
2.7
|
мы
|
|
добрые
|
|
|
злые
|
|
никогда
|
2.2
|
2.1
|
часто
|
|
не ссоримся
|
|
|
ссоримся
|
|
мы
|
1.4
|
2.7
|
мы часто
|
|
вежливые
|
|
|
ругаемся
|
|
мы очень
|
2.2
|
3.1
|
у нас мало
|
|
дружные
|
|
|
друзей
|
|
в классе
|
2.8
|
2.2
|
в классе
|
|
спокойно
|
|
|
тревожно
|
|
|
Проанализировав данные, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе эмоционально-психологический климат хуже, подростки чаще ссорятся, у них высокая тревожность. Мы считаем, что это связано с психологическими особенностями детей с нарушениями интеллекта. Эти дети эмоционально весьма высокочувствительны, а следовательно, высоковосприимчивы к эмоциональной среде обитания. Вследствие невротизма дети дают сильные эмоциональные всплески даже на незначительные события и обстоятельства. Их эмоции не только насыщены, но и противоречивы и неустойчивы. Такие дети отличаются эмоциональной уязвимостью, ранимостью, что отражается в их оценках.
Уровень конфликтности группы выводится из удельного веса отрицательных выборов по отношению к общему количеству сделанных детьми выборов (и положительных, и отрицательных).
Так, в нашем случае он составляет (гист.3).
Гистограмма 3
Уровень конфликтности в экспериментальной группе (1) превышает уровень контрольной группы (2) в 3 раза. Это объясняется психологическими особенностями детей с нарушенным интеллектом. У них наблюдается максимализм позиции по отношению к другому, неустойчивость самооценки, возрастной невротизм, поведенческие расстройства, эмоциональная неустойчивость, отсюда повышенный фон агрессивности.
Изучая коммуникативные качества слабослышащих учащихся, использовалась проективная методика Р. Жиля. Ее цель состоит в выявлении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Результаты были количественно подсчитаны и по каждой характеристике выведен процентный показатель по обеим группам (табл.7).
Таблица 7.
Коммуникативные качества личности.
|
экспериментальная
|
контрольная
|
|
|
группа
|
группа
|
|
наличие дружеского
|
84.0
|
94.3
|
|
отношения
|
|
|
|
положительное отношение
|
32.5
|
49.2
|
|
к учителю
|
|
|
|
доминирование
|
43.5
|
49.2
|
|
лидерство
|
|
|
|
общительность в
|
71.7
|
82.2
|
|
группе детей
|
|
|
|
социальная адекватность
|
52.5
|
67.0
|
|
поведения
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|