Диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих школьников с нарушением интеллекта
5.Не застенчив, но никогда не просит о помощи.
6.Никогда добровольно не берется ни за какую работу.
7.Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых.
8.Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми.
9.Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.
10.Списывает домашнее задание.
11.Берет чужие книги без разрешения.
12.Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.
13.В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.
14.«Нечестный игрок» (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).
15.Не может смотреть прямо в глаза.
16.Скрытен и недоверчив.
8.вд-враждебность к детям.
1.Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.
2.Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат тесному кругу его общения.
3.Надоедает другим детям, пристает к ним.
4.Ссорится, обижает других детей.
5.Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.
6.Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
7.Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.
8.Пристает к более слабым детям.
9.Другие дети его не любят или даже не терпят.
10.Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.).
9.н-неугомонность.
1.Очень неряшлив.
2.Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них очень неприятно.
3.Легко примиряется с неудачами в ручном труде.
4.В играх совершенно не владеет собой.
5.Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги и др.
6.Неровный, безответственный в ручном труде.
7.Нестарателен в школьных занятиях.
8.Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.
9.В классе не может быть внимателен или длительно на чем-либо сосредоточиться.
10.Не знает что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться хотя бы на относительно длительный срок.
11.Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.
10.эн-эмоциональное напряжение.
1.Играет с игрушками, слишком детскими для его возраста.
2.Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.
3.Слишком инфантилен в речи.
4.Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.
5.Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.
6.Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.
7.Другие дети пристают к нему (он является «козлом отпущения»).
8.Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.
9.Часто опаздывает.
10.Уходит с отдельных уроков.
11.Неорганизован, разболтан, несобран.
12.Ведет себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.
11.нс-невротические симптомы.
1.Заикается, запинается. Трудно «вытянуть из него слово».
2.Говорит беспорядочно.
3.Часто моргает.
4.Бесцельно двигает руками. Разнообразные тики.
5.Грызет ногти.
6.Ходит, подпрыгивая.
7.Сосет палец.
НД
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
|
|
|
|
|
|
Д
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
9
|
10
|
|
8
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
|
|
|
|
У
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
|
|
|
ТВ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
9
|
11
|
13
|
15
|
|
8
|
10
|
12
|
14
|
16
|
|
|
|
|
|
|
ВВ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
|
|
ТД
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
1
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
|
|
|
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
7
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВД
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
|
|
|
Н
|
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЭН
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
9
|
10
|
|
6
|
7
|
8
|
11
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НС
|
2
|
3
|
4
|
|
1
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкция учителю: зачеркните цифру, кодирующую единицу поведения, в том случае, если она характерна, типична, по вашему мнению, для данного учащегося.
В карте выделен набор из 162 единиц поведения, которым учитель (опираясь на личные наблюдения) дает оценку. Единицы поведения сгруппированы в 11 симптомокомплексов. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа-двумя. Далее подсчитывается сумма баллов. Критической точкой отсчета, свидетельствующей о серьезном нарушении адаптации, является сумма 25 баллов и выше.
6.Эмоциональная цветопись.
Цель: определить преобладающий тип настроения. Детям раздавались рисунки.
двор урок
столовая
перемена
спальня
я один
я в классе
Детям дается игра-задание «какое у меня настроение». Предлагается обозначить настроение цветом: радостное-красным, спокойное-зеленым, скуку-белым, страх-черным. Схема кодировки настроения записывается на доске. Каждый лепесток означает определенную зону (в классе, на перемене, в столовой, на уроке, во дворе, в спальне, я один). Дается задание: в прорези ромашки вставить цветные полоски.
В ходе констатирующего эксперимента была проведена комплексная диагностика выбранных параметров при помощи указанных методов, которая позволила определить актуальное состояние и характер межличностных отношений.
Статусная структура группы-социально-психологический показатель, отражающий положение детей в системе межличностных отношений. Социально-психологический социометрический статус определяется числом выборов, полученных от сверстников, и свидетельствует о степени признания в группе.
Проведя исследование, мы построили следующую социоматрицу(табл. 1,2)
Таблица 1.
Экспериментальная группа
Кто
|
кого выбирают
|
количество выборов
|
|
выбирает
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
сделанных
|
взаимных
|
|
1.Надя
|
|
-
|
+
|
-
|
+
|
2
|
2
|
|
2.Сережа
|
-
|
|
+
|
+
|
+
|
3
|
1
|
|
3.Паша
|
+
|
-
|
|
+
|
-
|
2
|
2
|
|
4.Женя
|
-
|
-
|
+
|
|
+
|
2
|
2
|
|
5.Коля
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
4
|
3
|
|
количество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
полученных
|
2
|
1
|
4
|
3
|
3
|
|
|
|
выборов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.
Контрольная группа
кто
|
кого выбирают
|
количество выборов
|
|
выбирает
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
сделанных
|
взаимных
|
|
1.Саша К.
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
3
|
|
2.Дамир
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
6
|
|
3.Саша Б.
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
6
|
|
4.Алина
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
6
|
6
|
|
5.Женя
|
-
|
+
|
+
|
+
|
|
-
|
+
|
4
|
4
|
|
6.Вика
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
|
+
|
4
|
4
|
|
7.Лена
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
5
|
5
|
|
количество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
полученных
|
3
|
6
|
6
|
6
|
5
|
5
|
6
|
|
|
|
выборов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|