бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Детские страхи бесплатно рефераты

Детские страхи

42

31

Министерство образования Российской Федерации

Уральский Государственный Педагогический Университет

Институт специального образования

«Детские страхи»

курсовая работа

Исполнитель: Гречкина О.М.302 гр.

Руководитель: Алиева Н.Ф., доцент

Екатеринбург

2000

Введение

Страх стар, как мир. И чрезмерные, необоснованные страхи тоже. Дамокл, который известен нам своему легендарному мечу, якобы подвешенному над его головой, страдал от боязни высоты. Гай Октавий, наследник Юлия Цезаря, ставший императором под именем Цезаря Августа, основатель Римской империи, отказывался оставаться один в темноте. Эразму Роттердамскому, тому, который написал «Похвалу глупости», становилось плохо от запаха рыбы или рыбных блюд, едва эти запахи достигали его чувствительных ноздрей. Тихо Браге, знаменитый датский астроном, большой ловелас, который, потеряв в одной из дуэлей нос, заказал себе протез из золота с серебром, Тихо Браге боялся не только лисиц, но и зайцев. Лорд- канцлер Френсис Бэкон, философ и ученый века умирал от страха во время лунных затмений. Пьер Бейль, французский философ века, страдал от конвульсий, когда слышал шум воды. Фаворити, знаменитый итальянский поэт века, страдал от весьма неудобного для поэта расстройства: он не выносил запаха роз. Знаменитый хирург Амбруаз Паре, который оперировал прямо на поле боя, терял сознание, если ему во время еды подавали блюдо из угря

Многие известные люди страдали от страхов перед кошками: Генрих III (французский король), Наполеон 1 и др.

И, наконец, невозможно устоять перед искушением, рассказать о страхах человека, который столько сделал для их исследования- Зигмунда Фрейда. Доктор Фрейд страдал боязнью переездов по железной дороге. Или, точнее, он впадал в сильнейшую тревогу при мысли, что он может опоздать на поезд, или еще того хуже, на пересадку. Из-за этого он всегда выезжал за два часа до отхода поезда. Тем не менее, несмотря на эту мудрую предусмотрительность, ему приходилось то и дело садиться в свой поезд буквально «на лету», поскольку по каким-то таинственным подсознательным причинам у него в последнее мгновение всегда находилась какая-нибудь проблема, требовавшая немедленного решения, которая каждый раз едва не заставляла его опоздать! И, тем не менее, в значительной мере именно самоанализ этого поведения помог доктору Фрейду заняться изучением механизма страхов и опубликовать в 1895 году работу «Наваждение и страхи».

Причины возникновения страхов у детей:

отсутствие уверенности в прочности брака;

переживания из-за отношений с супругом;

переживания из-за отношений со своими родителями или родителями мужа;

переживания в связи со здоровьем и положением близких;

переживания в связи с работой или учебой;

сильные испуги;

повышенная чувствительность к стрессу;

страх перед родами;

ребенок является нежеланным;

нежелание рождения того или иного пола;

внутренняя неудовлетворенность матери при беременности;

токсикозы первой и второй половины беременности;

угроза выкидыша;

плохое обслуживание акушерско-гинекологическим составом;

затяжные роды.

Любые переживания женщины во время беременности скажутся на родившемся ребенке, т.к. любое состояние, которое испытывает она, закладывается в сознание ребенка. Например, женщина не желает рождения ребенка, либо желает рождение другого пола. В организм заложена программа -избавиться от ребенка- поэтому и происходят преждевременные роды.

Страх это не всегда плохо, как нам это может показаться, давайте рассмотрим подробнее какое влияние имеет страх: отрицательное или положительное?

страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к. всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия (+);

страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями ВНД (+);

невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижая еще жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм;

страх подрывает неуверенность в себе, решительность в действиях, поступках;

взрослый, который в свое время не избавился от страхов, скорее всего, передаст свои волнения ребенку;

страх уродует мышление, которое становится хаотичным, вялым, заторможенным. Мышление теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями;

из-за нарастающей эмоциональной напряженности и боязни показаться смешным, сделать не то, не так, как ожидается, уменьшается познавательная активность, любознательность, любопытство;

все новое воспринимается с известной долей настороженности и недоверия, а все поведение приобретает пассивный излишне осторожный характер;

в некоторых случаях люди так устают от страхов, что отказываются от любых проявлений инициативы и внешне производят впечатление равнодушных и безразличных людей.

Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей

Перинатальный опыт рассматривается как отражение в подсознательных психических структурах (преимущественно правого полушария) эмоционального состояния. Известно, что к трем месяцам жизни плод может испытывать истинный страх в виде оборонительных реакций, весьма выраженных к концу внутриутробного периода развития.

В нашем определении страх- это аффективно заостренное проявление инстинкта самосохранения. В том, что последний достаточно развит к концу антенатального периода жизни, говорят исследования. По данным А.И. Захарова антенатальная угроза для жизни (стеснение, сдавливание, боль, недостаток кислорода - то, что означает удушье и смерть) способна вызвать ответные реакции беспокойства, доходящие до градации безотчетного страха. Более того, ужас как апогей страха способен заразиться именно в ситуации первичной угрозы для жизни, когда включаются в максимальной мере инстинктивные и гормональные опосредованные механизмы рефлекторной защиты и выживания. В ситуации тяжелых родов, в том числе длительного безводного периода и не раскрытия шейки матки возникает реальная угроза для жизни ребенка. Тогда испытываемый страх может надолго оставить свой след в психике.

Имеет значение для последующего возникновения страхов и степень тяжести родов. Мы не берем поражения ЦНС, нет здесь, как бы мы выразились, и «потери сознания», более просто, отключения. Наоборот, плод может отчетливо реагировать беспокойством на непреодолимые пока препятствия для его появления на свет.

При этом у детей, перенесших травмирующий родовой опыт, отмечается более раннее появление страхов.

Рассмотрим психологическую структуру некоторых страхов.

Страх темноты подразумевает безраздельный страх перед любой опасностью, появляющейся из нечто. Обычно страх темноты свидетельствует о беззащитности перед лицом воображаемой опасности в виде чудовищ.

Во всех случаях страх темноты - развитие у детей воображения и фантазии. В интересующем нас вопросе влияния родового опыта на появление данного страха, можно представить, что темнота как раз и есть отражение внутриутробного существования ребенка. Тогда темнота означает предшествующий рождению мрак, где ребенок испытал при беременности и родах действие неожиданных и неприятных сил, способных лишить его жизни.

Страх одиночества - символ беззащитности и зависимости, прежде всего от матери, вне которой ребенок не может чувствовать себя защищенным, в состоянии безопасности.

При благоприятном протекании беременности и эмоциональном контакте матери с ребенком после рождения страх одиночества не выражен, но только в тех случаях, когда мать не обладает тревожно-мнительными чертами характера, а сам ребенок не испытал шоковых переживаний.

Страх замкнутого пространства выступает как реакция на стеснение, критическое ограничение жизненного пространства, угрожающее жизни человека. В максимальном значении это страх удушья. Близко к этому - страх потери сознания. Несомненно, и аналогия с замкнутым пространством матки, сужающимся до критического предела при преждевременном отхождении вод, без результативности схваток и, главное, отсутствие достаточного раскрытия шейки матки.

Таким образом, страхи темноты, одиночества и замкнутого пространства могут быть отражены в эмоциональной памяти травмируюшего перинатального опыта в определенных жизненных ситуациях, именно эти страхи представляют «перинатальную триаду».

Страх, тревога и боязнь

Психологи различают два вида страхов и тревог - реальные и мнимые. Устойчивые мнимые страхи и тревоги считаются симптомом душевного расстройства. Обычно мнимые страхи и тревоги выражаются в виде определенной фобии, т.е. смертельного ужаса, внушаемого определенными вещами.

За многие столетия своего существования европейские медики наблюдали и классифицировали множество подобных заболеваний: например, - астрофобия, боязнь молний, или аквафобия - страх перед водой. Отдельный рассказ о фобиях, которые преследуют больных маниакально-депрессивным психозом, шизофренией и паранойей. К числу «новомодных» маниакальных страхов относится страх перед -лучами, с помощью которых злые силы «зомбируют» ничего не подозревавших граждан. В городе Санкт-Петербурге, образовано даже общество «пострадавших» от этих адских лучей. Большинство членов этого общества побывало на излечении в психиатрической больнице.

Но может ли человек полностью «обойтись» без страха? Что должно удерживать человека от явно безрассудного риска? Честно говоря, тот, кто утверждает, что никогда в жизни ничего не боялся, не заслуживает доверия. Любой сорвиголова, который кичится своим отчаянным мужеством, испытывает страх. Другое дело, что преодоление страха может приносить совершенно определенное удовлетворение. Но навязчивый поиск острых ощущений страха - это явная патология, указывающая на неуравновешенную личность, которая пытается обрести внутренний покой на грани своих возможностей. Один из аспектов так называемого «афганского синдрома»- это привыкание к постоянной опасности. Военнослужащие, выполнявшие «интернациональный долг», привыкали к опасности и постоянному риску - как к наркотику. Возвращение в обыденную, повседневную жизнь стало для многих причиной стрессов и депрессий. Некоторые из них пытались привнести чувство предельной бдительности и напряженной осторожности, требовавшихся от них на войне, в мирную жизнь.

Страх настолько же важен для сознания, как боль для тела, - это сигнал, предупреждающий об опасности. В нервной системе человека существует нечто вроде фильтра, который дозирует и регулирует сигналы, поступающие в сознание. Существование этих «фильтров» доказывается тем, что некоторые йоги после упорных тренировок могли по своему желанию заглушить любые сигналы, а значит победить любое чувство - голод, боль, страх, желание. Вопрос о том, с какой целью они это делали, мы оставим в стороне. Факт остается фактом: любое чувство можно и необходимо регулировать по мере жизненной необходимости. К числу факторов, которые нужно правильно распознавать для успешной и полноценной жизни, необходимо, кроме страха и тревоги, добавить депрессию и стресс.

Легко перепутать тревогу и депрессию, которые, как две сестры, частенько сопровождают друг друга. Навязчивые состояния тревожности и необоснованная болезнь запросто могут ввергнуть нас в депрессивное состояние беспомощности. Депрессия - это крайняя стадия «самообороны», когда человек попадает в кольцо, в плен негативных эмоций, будучи не в состоянии изменить что-либо. Депрессия - угнетающее, «сжимающее» состояние, серьезно снижающее трудоспособность. Депрессия склоняет человека к бессмысленному философствованию: «я ощущаю абсурд своей ситуации, но не хочу и не могу ничего изменить». Таков «лозунг» депрессивного состояния.

Есть еще одно модное словечко - «стресс». По замыслу своего первооткрывателя Ганса Селье, стресс - это «неспецифическая реакция организма на любое требование»

Возрастная динамика страхов

Есть страхи, которые характерны для отдельных этапов развития ребенка.

Период беременности и родов.

Беспокойство при уходе матери и появлении незнакомых лиц. В это время беспокойство, испытываемое женщиной во время беременности и родов, является первым «опытом» беспокойства у ребенка. При эмоциональном стрессе у матери во время беременности отмечена большая вероятность преждевременных родов, а также различных нарушений родовой деятельности, если роды и протекали в срок. В последнем случае чаще встречаются слабость родовой деятельности, признаки гипоксии и асфиксии у ребенка, когда возникает необходимость в проведении ряда специальных родовспомогательных мероприятий.

Итак, профилактика эмоциональных расстройств детей должна начинаться еще до рождения. Важно, чтоб молодые супруги знали, что период беременности - не самое лучшее время для сомнений в целесообразности рождения ребенка, сдачи экзаменов, выяснения отношений и принятия на себя повышенных обязательств. При наступлении беременности женщину необходимо оберегать, быть к ней более внимательными, чуткими, поскольку она в этот период времени более ранима и беспокойна. После рождения ребенка эмоциональное состояние матери должно быть в поле зрения педиатра, ведь от состояния матери в немалой степени зависят самочувствие ребенка и его сопротивляемость к болезням в дальнейшем.

Первый год жизни

Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает тогда, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, т.е., во всем том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца. Если же физиологические потребности полностью не удовлетворяются, возможно длительное сохранение вызванного ими беспокойства, например, в момент засыпания, принятия пищи.

Психологические потребности как источники беспокойства проявляют себя не сразу. Первым проявлением эмоционального контакта является ответная улыбка малыша между 1-м и 2-м месяцами, говорящая не только о потребности в положительных человеческих эмоциях, но и выделении из окружающих людей матери, а вскоре и других взрослых. В возрасте 2 мес. появляется беспокойство при отсутствии матери и нахождения в новой обстановке.

В 7-8 мес. уменьшается беспокойство в новой обстановке, но возрастает у ребенка формируется способность отличать ее от других. Это говорит о формировании эмоционального образа матери. Привязанность характеризуется тремя главными признаками среди других общающихся с ребенком людей, что выражается радостью при встрече, потребностью в эмоциональном контакте и беспокойством при его прекращении.

Беспокойство в отсутствие матери в 7 мес. означает прекращение эмоционального контакта - это первый травмирующий опыт потери связи с окружающим миром в лице матери, опыт, который в дальнейшем подкреплении является предпосылкой развития страхов одиночества и тревожности в целом, но затем она постепенно уменьшается и исчезает к 3-4 годам.

В 8 мес. у ребенка повышается чувствительность к голосу матери. Настроенный на голос матери, ребенок 8 мес. чутко улавливает фальшь и наигранность в голосе другого человека.

Тревога, связанная с отделением от матери, и страх , который люди испытывают в пустых или запруженных толпой местах , очень похожи между собой. Согласно многим психиатрическим теориям именно этот период жизни ребенка является решающим моментом для определения, станет ли этот человек в будущем страдать от боязни «открытых мест» или будет избавлен от такой участи. Мы видим, что беспокойство в отсутствии матери и в присутствии незнакомых обусловлено психологической природой становления привязанности и формированием образа матери как единого неразрывно связанного с ребенком целого. Возраст 7-9 мес. - это период повышенной чувствительности к возникновению соответственно тревоги и страха.

Начиная с 14 мес. жизни, наблюдается уменьшение беспокойства при отсутствии матери и практически уменьшается страх посторонних людей.

От 1 года до 3 лет

В этом возрасте интенсивно развиваются интеллект и мышление, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. До двух лет интересы сосредоточены на близких ему людях, на семье, и пока не испытывает особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейной среды эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, что уменьшает вероятность появления беспокойства и способствует нормальному формированию «я».

Страницы: 1, 2, 3