бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Детские страхи бесплатно рефераты

Страх не является чем-то монолитным и неразделимым: можно сказать, что он держится на трех китах, первый из которых - это реакция нашего тела.

Это беспокойство, сотрясающее наши внутренние органы это тревога, которая прячется где-то внизу живота. Это соматическое изменения, которые сигнализируют о гормональном сдвиге в организме. Это бледность (а в некоторых случаях - покраснение) кожи, расширение зрачков, потоотделение и так далее.

Второй кит, на котором держится страх, - это рассудок, воображение. Это страх, который боится наш ум. Столкнувшись с чем-то, мы классифицируем как опасность, мы воображаем себе последствия этой опасности (хотя, может быть, еще ничего не произошло). Мы поддаемся собственному внушению.

И, наконец, третий кит- это наши действия. Это наша поведенческая реакция: мы пытаемся бросить все и избежать встречи с опасным, мы пытаемся улизнуть, смыться, исчезнуть тихо-тихо. Или наоборот, мы сдерживаем себя и величественно противопоставляем все свое мужество всем напастям. Правда, нередко мужество приходится проявлять в совершенно обычных ситуациях, например, тем, кто страдает болезнью замкнутого пространства, предстоит поистине нелегкое испытание в том, чтобы прокатиться в лифте, пережить остановку поезда в тоннеле. Людям, страдающим подобными фобиями, приходится проявлять ежедневный героизм, незамечаемый часто даже их близкими и родными.

Семья

Какие отношения возникают и существуют у человека, который страдает от какого-либо страха, с его семьей, с его близкими, с окружающими?

До сих пор мы говорили о людях (детях) с проблемами, связанными с чувством тревоги или страха, так, словно они независимы и самостоятельны.

Это не так: они не самостоятельны и не независимы. Большинство таких людей страдает от трудностей в общении. Например, если человек боится покраснеть перед кем- либо, то он постарается ограничить свои контакты с людьми, он будет избегать общения с людьми, с которыми он чаще всего краснеет, - а значит, он замкнется, постарается незаметно (возможно, даже для самого себя) разорвать отношения с друзьями и знакомыми, не заведет новых знакомств.

Таких примеров можно приводить очень много, но и многие другие проблемы, связанные с тревогами и страхами, приводят человека к стремлению найти в ком- либо помощь, защиту, поддержку, уют.

Непонимание окружающих.

В самом деле, заставить других людей лелеять человека с определенными страхами не так уж и легко: достаточно трудно заставить других принимать чужие страхи всерьез. Прежде всего , потому что многие из страхов кажутся смешными: боязнь покраснеть на людях не представляется достаточно большой проблемой, чтобы оправдать систематический отказ от любых выступлений.

Для своего окружения такие люди представляются просто-напросто ленивыми и слабыми людьми, которые жалеют и холят свое расстройство.

Как семья поддерживает тревогу.

Хотя окружающие часто проявляют скептическое и ироническое отношение к человеку, страдающему от неконтролируемого страха или тревоги, такой человек не может просто перестать бояться. Факт остается фактом: человек, не выносящий открытых мест, не в состоянии ездить один по городу или заходить в магазин, и ему станет плохо, если ему все- таки придется это сделать.

Поэтому родственники, соседи или друзья сделают это за него. Если же ему действительно нужно выйти из своей домашней крепости, например, на работу или к зубному врачу, то он обязательно найдет кого-нибудь себе в сопровождение.

Человек, страдающий от неконтролируемого состояния тревоги в той или иной ситуации, силой обстоятельств становится тонким политиком. Он умеет внушать жалость, казаться милым и любезным, быть веселым собеседником, чтобы заставить принимать свое общество.

Все средства хороши для того, чтобы убедить окружающих, что ему необходимо помочь. Разумеется, с течением времени он расплачивается за это, и он начинает страдать от своей зависимости, от необходимости быть милым и нравиться всем окружающим. Но в жизни защищается каждый как может.

Окружающие делают все за него и не отдают себе отсчет в том, что, поступая, таким образом, они помогают человеку в его пресловутой тактике бегства, которая и составляет ядро его проблемы со страхом и тревогой. Чем больше человек избегает обстоятельств, которые внушают ему страх, тем больше он будет бояться этих обстоятельств.

Любезность и предупредительность человека, страдающего от своего неконтролируемого страха, служат ему плохую службу: именно помогая такому человеку, окружающие еще более снижают его сопротивляемость к страхам.

Таким образом, вся жизнь семьи втягивается в водоворот вокруг проблемы тревоги и страха, которые оказываются в центре всеобщих забот.

Когда человек все-таки решается взять инициативу в свои руки, он сталкивается с парадоксальным сопротивлением. Это, прежде всего его собственная привычка, но и еще привычка его близких, которые могут тоже находить какую-либо выгоду в сложившемся положении дел.

И нередко после начала работы по преодолению своих страхов, особенно в тот момент, когда человеку удается добиться существенного прогресса, все эти добрейшие люди объединяются, чтобы сохранить существующее положение вещей. Как гласит народная мудрость: знаешь, что теряешь, не знаешь, что найдешь.

Как семья способствует появлению тревоги.

Можно пойти и далее: не рождаются ли те неконтролируемые чувства страха и тревоги, которые причиняют нам проблемы, в самой семье? Семья- это не просто группа отдельных личностей, которые живут рядом друг с другом. Это атмосфера, в которой закладывается основа воспитания и характера.

Каждая семья обучает, сознательно или неосознанно: что такое жизнь, как все происходит и развивается, как следует жить, что необходимо делать, как нужно реагировать на событие, как строить отношения с людьми и, наконец, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Что происходит, если родители благодаря силе примера или словесным внушениям, учат своих детей тому, что мир полон непреодолимых препятствий, что нужно всегда быть настороже, что никому нельзя доверять, что в любой момент может произойти что угодно и ничего нельзя будет поделать, и что в такой момент, в таких обстоятельствах лучшее, что можно сделать, это взять ноги в руки и бежать?

Конечно, даже если ребенок сознательно запомнил урок своей семьи, это еще не означает автоматически, что он стал жертвой непреодолимой тревоги или проблем со страхом. Но он получил прекрасную «подготовку» к этому.

Именно в этом смысле можно говорить о семьях с проблемами страхов, о браках с этими проблемами, даже о культуре, содержащей в своем основании представление о мире, полном ужасов, которым нечего противопоставить.

В таких семьях постоянно царит напряженная атмосфера стрессовых и тревожных состояний и ребенку внушается мысль, что наилучшая стратегия выживания при столкновении с трудностями - это отказаться от желаемого, избежать столкновения или вообще отрицать существование проблемы.

Подобные семьи были хорошо изучены в связи с исследованием школьных страхов. Дети, у которых были обнаружены страхи перед посещением школы, были очень часто из семей с обычным тревожным климатом, родители чересчур оберегали их, преувеличенно заботились об их здоровье, о невзгодах, которые могли им встретиться на улицах, о трудностях и неприятностях, которые могли причинить им учителя и одноклассники.

К этим же выводам привел опрос людей, обратившихся к психологам с проблемами страхов в общении, страдающих от тревожных состояний в открытых местах: у всех были слишком заботливые родители.

Может быть, некоторые страхи - инстинктивные, врожденные и неизлечимые?

Возможно ли, что некоторые из наших страхов передались нам от родителей, которые сами приобрели их от своих родителей, и так далее до Адама и Евы?

А если уж мы заговорили об Адаме и Еве, как обстоит дело с таким банальным страхом, который разделяют 70 % из нас: с боязнью змей? Это ли не врожденный, генетический страх? Не инстинкт ли внушает нам ужас при виде всего, что имеет удлиненную форму, что, ползает зигзагом по земле и издает шипение?

Более того, мы разделяем эту реакцию со всеми приматами, и, кроме того - это представляется решающим доводом - кажется , что мы пугаемся внезапно, спонтанно, естественно , с первого же раза, даже если мы никогда не видели ни одной змеи. Учитывая все это, откуда же берется наш страх, если он не пришел к нам в генах от наших родителей?

Страх перед некоторыми животными, страх темноты, боязнь высоты, боязнь чужих и, в том числе, иностранцев - не те ли это изъяны, против которых невозможно бороться, с которыми ничего нельзя поделать, поскольку они составляют часть нашего генетического наследства?

Или наоборот, человек родился свободным от всяких страхов? А его родители, общество развратили его, неумелым воспитанием внушили ему глупые страхи? Это последнее предположение оставляет больше надежды: если нас чему-то научили, то мы можем разучиться. То есть, преодоление страхов все-таки возможно.

Мы видим, что эта хитроумная тварь, которая соблазнила Еву, которая обвиняется легендой в том, что наши прародители были изгнаны из райского сада, теперь втянула нас в новую идеологическую проблему: справа от нас «консерваторы», которые считают, что все нам дано с рождения, слева - «прогрессисты», верящие, что человек способен к совершенствованию.

Не возражая ни тем, ни другим, отметим следующие факты.

Все дети, какой бы национальности они ни были, из какого бы круга они ни были, какое бы воспитание они не получили, проходят через одни и те же страхи в одном и том возрасте.

Так, у младенцев вызывают страх, прежде всего любые резкие, новые, сильные проявления окружающей среды.

Затем этот вид страхов исчезает и сменяется боязнью чужих людей и боязнью быть отделенным от матери.

Им на смену приходят страхи перед воображаемыми существами, страх перед естественными явлениями: боязнь ночи, боязнь диких зверей.

Затем все это постепенно исчезает, чтобы уступить место ( в школьном возрасте) страхам общения, страхам, связанным с отношениями с другими, себе подобными существами: взрослыми и детьми - страх перед учителем, боязнь получить плохие отметки, тревога по поводу отношений с товарищами по играм и по школе.

Неужели этот неизменный календарь страхов записан у нас в генах, передан нам генетическим путем от родителей? Наши «левые прогрессисты» возразят: это означает, что мы проходим последовательные стадии развития, взросления, учимся бояться такой-то вещи в таком-то возрасте.

Но это может происходить и без настоящего обучения. Опыты с обезьянами дали результаты, которые будут интересны для разрешения нашего спора. Новорожденных обезьян забирали от матери и растили с самого рождения таким образом, что им никогда не доводилось общаться с другими обезьянами и даже видеть свои собственные отражения в зеркале или в воде.

Когда этим обезьянам показывали заснятые на пленку угрожающие жесты их собратьев, то они не проявляли ни малейших признаков беспокойства примерно до возраста двух с половиной месяцев.

Это кажется совершенно логичным: с какой стати им бояться других обезьян, если им никогда не приходилось испытать на себе угрозу или агрессию с их стороны!

Тем не менее, все решительно меняется с этого знаменательного возраста двух с половиной месяцев: против всякой логики, эти обезьянки начинают испытывать страх, когда перед ними на экране появляется изображение угрожающей обезьяны.

Как это объяснить? Этнологи, проводившие этот эксперимент, увидели в этом доказательство, что есть врожденный механизм, который при отсутствии какого бы то ни было реального опыта позволяет маленькой обезьяне распознать эти агрессивные проявления, даже если она никогда не сталкивалась ни с одним себе подобным и не испытывала на себе значение этих проявлений.

Врожденный мир изобилует примерами врожденного поведения: например, индюшке не требуется никакого опыта встречи с ястребом, чтобы испугаться при виде чучела этой птицы.

Есть и вполне сопоставимые факты, касающиеся людей: например, если положить младенца на стеклянную поверхность над пустым пространством, то он проявит признаки врожденного страха перед ударом, хотя он еще никогда не падал.

Но может быть все несколько сложнее?

Возможно, некоторые страхи не являются ни врожденными, ни приобретенными: они подготовлены.

В самом деле, поразительно, насколько распространены некоторые страхи, даже если люди, их испытывающие, никогда не видели, например, змей или летучих мышей. И напротив, хотя некоторые предметы или обстоятельства действительно могут представлять опасность, болезненные страхи перед ними встречаются очень редко: например неконтролируемый страх перед автомобилями развивается крайне редко даже у тех людей, которые попадали в автомобильные аварии.

Как объяснить этот парадокс? Ученые считают, что мы генетически предрасположены к некоторым страхам, которые с доисторических времен служили нам свою службу в естественном отборе в ходе эволюции.

Итак, в наших генах закодирована некая предрасположенность к возникновению ни на чем не основанного страха по отношению к ряду предметов в большей степени, чем к остальным вещам и обстоятельствам.

Эта предрасположенность помогала нам в ходе эволюции быть более приспособленными к жизни, чем другие. Но значит ли это, что, как и врожденными страхами, мы ничего не можем поделать с этими «подготовленными» страхами? - Вовсе нет. Поскольку от страха перед змеями психолог может избавить вас за несколько сеансов поведенческой терапии.

Заключение

Что же нужно извлечь из всего сказанного? Прежде всего, что беспокойство, тревога и страх - наш общий удел. Вполне естественно в опасной ситуации проявлять страх. Это нормально, что мы приходим в панику, когда наше воображение заносит на повороте мысли, и оно порождает нам чудовищные сценарии.

В конце концов, разве не для того мы созданы, чтобы испытывать самого разного рода эмоции и чувства? Мы не можем постоянно жить в радости и счастье. Иногда мы грустим, иногда приходим в ярость, чувствуем гнев, иногда же мы боимся.

Впрочем, не все так уж плохо в чувстве страха, отнюдь: оно, это чувство, является необходимым стимулом, который подталкивает нас к борьбе, заставляет нас действовать, не дает нам пойти ко дну, вяло скучая. Каждая стрессовая ситуация, которую мы преодолеваем, позволяет нам двигаться вперед, представляет собой наш личный прогресс, делает нас более сильными, более умелыми, учит нас овладевать следующей «высотой», преодолевать следующую трудность.

Но, как и везде, не нужно ничего сверх меры: слишком много страха может нас парализовать, обратит нас в беспорядочное бессмысленное бегство. Когда же речь идет о последнем случае, когда наша реакция чересчур сильна, когда она далеко не соотносится с тем событием, которое ее вызывает, когда мы принимаемся беспокоиться или бояться таких ситуаций, таких предметов, людей или мыслей, которые с объективной точки зрения не дают никакого повода к ощущению подобного беспокойства, подобного опасения - что же делать тогда?

Мы увидели, что систематическое бегство приводит к усилению того напряжения, тревоги или страха, которые нас беспокоят: чем больше мы убегаем, тем больше мы боимся. Тогда мы мало-помалу превращаемся в нечто, подобное трусливому зайцу, который готов улепетывать от малейшего шума.

Правы ли те, кто говорит, что надо всегда бороться, чего бы это ни стоило? Другими словами, не отсутствие ли воли у людей, страдающих всеми описанными выше тревогами и страхами, лежит в основе всех их проблем? И не заслуживают ли они, в качестве главного метода лечения хорошего пинка под зад, а если этого не достаточно, то и дополнительного крепкого удара в спину, чтобы толкнуть их в перед , в бой? (Ведь именно эти самые люди внушают страхи, тревоги другим людям, родным, своим детям, которые ни за что страдают!)

Безусловно, это не так!

Историческая справка

Греческий классик- врач Гиппократ в своей книге «Об эпидемиях» описал клинический случай неконтролируемых страхов.

Затем мы сразу перескакиваем в век нашей эры, к Роберту Бартону, который в 1621 году в «Анатомии меланхолии» описал случай одного человека, который не выходил из дома, потому что боялся умереть или плохо почувствовать, а также другой случай, когда человек не мог проходить по мосту, подойти к водоему или подняться на холм, потому что боялся броситься в воду или вниз с высокого места.

Многие врачи, философы и писатели упоминали странные страхи, например, Монтень писал: «Я видел людей, которые убегали от запаха яблок в таком ужасе, какого они никогда не проявляли перед войсками, другие впадали в полное оцепенение от ужаса при виде мыши, третьим становилось плохо от вида сливок и сметаны, четвертым, когда в их присутствии взбивали перину».

Французский хирург Камю описывал впечатляющий случай английского короля Якова 1, которого приводил в ужас вид обнаженной шпаги. Однако в ночь на 9 марта 1566 года, за пятнадцать недель до его рождения, его мать Мария Стюарт видела, как ее фаворит Давид Риццио был заколот кинжалами до смерти на ее глазах. Является ли этот случай одним из странных поразительных примеров внутриутробной телепатии между матерью и зародышем? Придется разочароваться: испытав эту тяжелую психическую травму, его мать привила своему сыну священный страх перед холодным оружием!

Но первая книга, в которой были упомянуты панические неконтролируемые чувства страха и тревоги, - Библия: «Когда встанут люди с пением петуха и когда ослабеют голоса птиц, тогда высоты будут им страшны, и на дороге ужас, тогда зацветет миндаль (символ старости), отяжелеет кузнечик (потеряет гибкость позвоночник) и лишится своего возбуждающего действия кипарис, потому что человек движется к своему Вечному дому» Экклезиаст 12, 4, 5. Не являются ли эти строки поэтическим описанием того чувства исчезновения, смертельной тоски и тревоги, которое переживает человек, страдающий боязнью открытых пространств?

Список литературы

1. Захаров А.И. «Как помочь нашим детям избавиться от страха». С.-Петербург, Изд. «Гиппократ» 1995

2. Мышанова Н. «Страхи здоровых людей». Санкт-Петербург, Изд. комплект 1997г

Страницы: 1, 2, 3