Депрессивность и стрессоустойчивость подростков с двигательными тиками, способы их определения и коррекции
Эмоциональный стресс - это реакция организма не необычные ситуации, требующие проявления волевых, интеллектуальных и эмоциональных качеств личности. Его вызывает стрессоры, как физические, так и экстремальные, производственные или психосоциальные. Ими могут быть утрата близкого, проблемы в учебе, необходимость нести ответственность или приятные события: праздник, встреча с близким человеком, переезд. У людей с депрессивностью длительные и частые эмоциональные стрессы могут вызывать депрессию. Снижение стойкости к стрессам - стрессоустойчивости приводит к ранимости. Двигательные тики также могут возникать у детей вследствие негативного стресса - дистресса. Могут они сопровождаться и различными невротическими расстройствами депрессивными состояниями.
Исходя из этого, была сформирована гипотеза исследования о том, что подростки с двигательными тиками в возрасте от 11 до 12 лет обладают депрессивностью и низкой стрессоустойчивостью. Для подтверждения или опровержения этого предположения было проведено практическое исследование. Группа подростков в возрасте от 11 до 18 лет в количество 30 человек, из которых 15 девушек и 15 парней, была диагностирована по методикам определения депрессивности Бека и Жмурова и определения стрессоустойчивости Холмса-Раге, а также по 16-факторному личностному опроснику Кеттела. После обработки данных исследования, мы пришли к выводу, что более, чем у половины подростков присутствует депрессивная акцентуация характера. В то время как низкая стрессоустойчивость характерна для 7-13% тестируемых подростков. В большинстве своем это мальчики. Пик депрессии и ранимости приходится на период 12-14 лет, а к совершеннолетию эти показатели немного стабилизируются. Поэтому гипотезы была подтверждена лишь частично.
Также частичному подтверждению гипотезы способствовало сравнение с аналогичной группой здоровых детей, состоящей из 15 девочек и 15 мальчиков, что никогда не страдали от тиков. У них не было выявлено депрессий, а дистимная акцентуация характера встречалась намного реже, что подтвердило статистическое сравнение групп по методу Стьюдента. Однако зависимость стрессоустойчивости от наличия или отсутствия тикозных гиперкинезов не всегда достоверна.
И на основании интерпретированных итогов исследования оставлены рекомендации по корректировке депрессивности и повышении стрессоустойчивости подростков с двигательными тиками. Они включают создание благоприятной обстановки в семье и месте обучения детей, поддержание их Я-образа, развитие уверенности в себе и своих силах, коррекционные психотерапевтические занятия, коммуникативные тренинги и просто соблюдение правильного режима жизни, соответствующего подростковому возрасту.
Таким образом, цель данной работы можно считать достигнутой.
Список источников литературы
1. Решетников М.М. Психодинамика и психотерапия депрессий. - СПб.: Издательство Восточно-Европейского Института психоанализа, 2003. - 328 с.
2. Курпатов А.В. Депрессия. От реакции до болезни. - СПб.: Нева, 2006. - 187 с.
3. Снежневский А.В. Клиническая психиатрия. - М.: Медицина, 2004. - 272 с.
4. Корнетов Н.А., Психогенные депрессии (клиника, патогенез); Издательство Томского университета, Томск, 1993г. - 345 с.
5. Лоуэн А. Депрессия и тело. - М.: Эксмо, 2002. - 384 с.
6. Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.
7. Психология подростка. Под ред. А.А. Реана. - М.: Прайм-Еврознак, 2008. - 512 с.
8. Лукацкий М.А., Остренокова М.Е. Психология. Учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 584 с.
9. Волков Б.С. Акцентуация характера школьников и учителей. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 96 с.
10. Психология индивидуальных различий. Хресоматия. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с.
11. Личко А. Определение и типы психопатий и акцентуаций характера//Общая психология. Тексты. Т.2. Книга 1. - М.: Генезис, 2002. - с. 268-298.
12. Гарбузов В. Нервные и трудные дети. - СПб.: Астрель-СПБ, 2007. - 352 с.
13. Жилина Е.В. Проявление типов акцентуаций характера у юношей и девушек//Журнал научных публикаций аспирантов и докторов № 3 от 21.03.2008. 35-45 с.
14. У. Вейтен, М. Ллойд. Стресс и его эффекты// Общая психология. Тексты. Т.2. Книга 1. - М.: Генезис, 2002. - с. 501-542.
15. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - М.: Медицина, 1976. - 224 с.
16. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
17. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. - М.: Медицина, 1976. - 192 с.
18. Дж. Нардоне. Страх, паника, фобия. Краткосрочная терапия. - М.: Психотерапия, 2008. - 352 с.
19. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. - М.: Медицинское информационное агентство, 2007. - 784 с.
20. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - М.: Речь, 2005. - 400 с.
21. Бондаренко Е.С., Зыков В.П., Малышев Ю.И. Тики у детей.// Учебное пособие. М., 1996.- С. 15.
22. Чутко Л.С. Тики у детей. Основные направления лечения//практика педиатра №9 от 12.09.2007. - 56-58 с.
23. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр.соч., т. 4, М., 1984. - 370 с.
24. Lekman J F, Peterson B.S., Pauls D.L., Cohen D.J. Tic disorders. Psychiatr Clin North Am. 1997.- v. 20. -n.4. - p. 839-61.
25. Шанько Г.Г. Тики: неврология детского возраста. (под редакцией Ш.Ш.Шанько, Е.С. Бондаренко) - Минск., 1990. - С. 464-488.
26. Кроль М.Б., Федорова Е.А. Основные нервно-патологические синдромы. М., Медицина, 1966. - С.511.
27. Лисс. Дж. А. Тики. - М.Медицина, 1989. - 336 С.
28. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты. Под обш. ред. А.А. Реана. - М.: АСТ, 2007. - 128 с.
29. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика, Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2004. - 672 с.
30. Подольский А., Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
31. Шувалова С.А. Тесты. Проверка на психологическую устойчивость. - М.: Феникс, 2008. - 544 с.
32. Кеттел - структура личности. Комплект методик. - Челябинск: Психрон. - 560 с.
33. Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 240 с.
34. Большов Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. - М.: Наука, 1983. - 416 с.
35. Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1976. - 496 с.
36. Мафсон Л., Моро Д и др. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. - М.: Эксмо, 2003. - 320 с.
37. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
38. Вавилова В.П., Перевощикова Н.К., Современные технологии в программе реабилитации и адаптации детей дошкольного образовательного учреждения, Департамент образования Администрации Кемеровской области, Кемерово, 2001г. - 470 с.
39. Доморацкий В.А. Краткосрочные методы психотерапии. - М.: Психотерапия, 2008. - 304 с.
40. Юдина И.Г. Когда не знаешь как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу. - М.: АРКТИ, 2007. - 64 с.
Приложение 1
Текст опросника Бека
В опроснике перед Вами содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем, определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Выберите подходящее вам утверждение и поставьте значок в окошке напротив него (крестик или галочку - на Ваше усмотрение). Не торопитесь, старайтесь ответить максимально правдиво. Информация о Вас разглашаться не будет, и предназначена для использования в сугубо научных целях. Итак, приступайте!
1) А. Мне не грустно.
Б. Мне грустно или тоскливо.
В. Мне все время тоскливо или грустно, и я ничего не могу с собой поделать.
Г. Мне так грустно или печально, что я не могу этого вынести.
2) А. У меня не потерян интерес к другим людям.
Б. Я меньше, чем бывало, интересуюсь другими людьми.
В. У меня потерян почти весь интерес к другим людям, и почти нет никаких чувств к ним.
Г. У меня потерян всякий интерес к другим людям, и они меня совершенно не заботят.
3) А. Я смотрю в будущее без особого разочарования.
Б. Я испытываю разочарование в будущем.
В. Я чувствую, что мне нечего ждать впереди.
Г. Я чувствую, что будущее безнадежно и поворота к лучшему быть не может.
4) А. Я принимаю решения примерно также легко, как всегда.
Б. Я пытаюсь отсрочить принятие решений.
В. Принятие решений представляет для меня огромную трудность.
Г. Я больше совсем не могу принимать решения.
5) А. Я не чувствую себя неудачником.
Б. Я чувствую, что неудачи случались у меня чаще, чем у других сверстников.
В. Когда оглядываюсь на свою жизнь, я вижу лишь неудачи.
Г. Я чувствую, что являюсь плохим сыном, братом, сестрой или другом.
6) А. Я не чувствую, что выгляжу сколько-нибудь хуже, чем обычно. Б. Меня беспокоит то, что выгляжу непривлекательно.
В. Я чувствую, что в моем внешнем виде происходят постоянные изменения, делающие меня непривлекательными.
Г. Я чувствую, что выгляжу гадко или отталкивающе.
7) А. Я не испытываю никакой особенной неудовлетворенности.
Б. Ничто не радует меня так, как раньше.
В. Ничто больше не дает мне удовлетворения.
Г. Меня не удовлетворяет все.
8) А. Я могу заниматься и учиться примерно также хорошо, как и раньше.
Б. Мне нужно делать дополнительные усилия, чтобы что-то сделать.
В. Я не могу выполнять никакую работу.
9) А. Я не чувствую никакой особенной вины.
Б. Большую часть времени я чувствую себя скверным и ничтожным.
В. У меня довольно сильное чувство вины.
Г. Я чувствую себя очень скверным и никчемным.
10) А. Я устаю ничуть не больше, чем обычно.
Б. Я устаю быстрее, чем раньше.
В. Я устаю от любого занятия.
Г. Я устал чем бы то ни было заниматься.
11) А. Я не испытываю разочарования в себе.
Б. Я разочарован в себе.
В. У меня отвращение к себе.
Г. Я ненавижу себя.
12) А. Мой аппетит не хуже, чем обычно.
Б. Мой аппетит не так хорош, как бывало.
В. Мой аппетит теперь гораздо хуже.
Г. У меня совсем нет аппетита.
13) А. У меня нет никаких мыслей о самоповреждении.
Б. Я чувствую, что мне было бы лучше умереть.
В. У меня есть определенные планы совершения самоубийства.
Г. Я покончу с собой при первой возможности.
Спасибо за ответы!
Приложение 2
Опросник Бека № 16 , заполненный Андреем Авдеевым
1. В. Мне все время тоскливо или грустно, и я ничего не могу с собой поделать. - 3 балла.
2. В. У меня потерян почти весь интерес к другим людям, и почти нет никаких чувств к ним. - 3 балла.
3. Г. Я чувствую, что будущее безнадежно и поворота к лучшему быть не может. - 4 балла.
4. В. Принятие решений представляет для меня огромную трудность. - 3 балла.
5. В. Когда оглядываюсь на свою жизнь, я вижу лишь неудачи. - 3 балла.
6. Б. Меня беспокоит то, что выгляжу непривлекательно. - 2 балла.
7. Г. Меня не удовлетворяет все. - 4 балла.
8. Б. Мне нужно делать дополнительные усилия, чтобы что-то сделать. - 3 балла.
9. В. У меня довольно сильное чувство вины. - 3 балла
10. Г. Я устал чем бы то ни было заниматься. - 4 балла.
11. Б. Я разочарован в себе. - 2 балла.
12. В. Мой аппетит теперь гораздо хуже. - 3 балла.
13. Б. Я чувствую, что мне было бы лучше умереть. - 2 балла.
Итого: 39.
Приложение 3
Тест опросника В.А. Жмурова
В опроснике перед Вами содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем, определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Выберите подходящее вам утверждение и поставьте значок в окошке напротив него (крестик или галочку - на Ваше усмотрение). Не торопитесь, старайтесь ответить максимально правдиво. Информация о Вас разглашаться не будет, и предназначена для использования в сугубо научных целях. Итак, приступайте!
1. а Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно.
b Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
c Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
d Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно.
2. a Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.
b У меня иногда бывает такое настроение.
c У меня часто бывает такое настроение.
d Такое настроение бывает у меня постоянно.
3. a Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.
b У меня иногда бывает такое чувство.
c У меня часто бывает такое чувство.
d Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.
4. a У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.
b У меня иногда бывает такое чувство.
c У меня часто бывает такое чувство.
d Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.
5. a У меня не бывает чувства, будто я повзрослел (лела).
b У меня иногда бывает такое чувство.
c У меня часто бывает такое чувство.
d Я постоянно чувствую, будто я повзрослел (лела).
6. a У меня не бывает состояний, когда на душе тяжело.
b У меня иногда бывает такое состояние.
c У меня часто бывает такое состояние.
d Я постоянно нахожусь в таком состоянии.
7. a Я спокоен за свое будущее, как обычно.
b Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.
c Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.
d Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.
8. a В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.
b В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.
c В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно
1. d В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.
В дальнейшем утверждения опросника упускаются, в виду его объемности.
Приложение 4
Опросник Жмурова № 16 , заполненный Андреем Авдеевым
1. Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно. с - 2 балла
2. У меня часто бывает такое настроение. с - 2 балла
3. У меня часто бывает такое чувство. с - 2 балла
4. У меня иногда бывает такое чувство. b - 1 балл
5. У меня не бывает чувства, будто я повзрослел (лела). a - 0 баллов
6. У меня часто бывает такое состояние. с - 2 балла
7. Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно. с - 2 балла
8. В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно. b - 1 балл
9. Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно. - 3 балла.
10. Я боязлив(а) несколько более обычного. b - 1 балл
11. Хорошее радует меня значительно меньше прежнего. с - 2 балла
12. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна. a - 0 баллов
13. Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно. b - 1 балл
14. Я получаю удовольствия от приятного значительно меньше, чем раньше. с - 2 балла
15. Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а). с - 2 балла
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|