бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимозаменяемость, допуски и посадки бесплатно рефераты

Взаимозаменяемость, допуски и посадки

29

Курсовая работа

по дисциплине: «Взаимозаменяемость»

на тему

Взаимозаменяемость, допуски и посадки

Содержание

Введение

1. Задание 1 - Расчет и выбор посадок для гладких цилиндрических соединений

2. Задание 2 - Расчет количества групп деталей для селективной сборки соединения требуемой точности

3. Задание 3 - Расчет и выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения

4. Задание 4 - Выбор допусков и посадок шпоночных соединений

5. Задание 5 - Допуски и посадки шлицевых соединений

6. Задание 6 - Расчет допусков размеров, входящих в заданную размерную цепь

Список использованных источников

Приложения

Введение

Цель курсовой работы - приобретение практических навыков пользования стандартами, а также выбора допусков и посадок в конкретных условиях.

Курсовая работа состоит из следующих основных разделов:

1. Расчет и выбор посадок для гладких цилиндрических соединений;

2. Расчет количества групп деталей для селективной сборки соединения требуемой точности;

3. Расчет и выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения;

4. Выбор допусков и посадок шпоночных соединений;

5. Допуски и посадки шлицевых соединений;

6. Расчет допусков размеров, входящих в заданную размерную цепь.

Задание 1. Расчет и выбор посадок для гладких цилиндрических соединений

Исходные данные

1. Номинальный размер - 120 мм

2. Значения расчетных зазоров или натягов

мкм; мкм

3. Система полей допусков - система вала cН

Выполнение работы

1. Определить среднее значение числа единиц допуска.

, (1.1)

=346-236=110 мкм

2. Предварительно по таблице А2 приложения А установили квалитет 8, по которому изготавливаются детали соединения.

3. Определить значения предельных технологических натягов.

Шероховатость деталей соединения по формуле

, (1.2)

(1.3)

4. Выбрать поля допусков деталей соединения по таблицам П4-П10/4.

, квалитет 8,

, квалитет 8.

Выбираем основные отклонения отверстия по таблице П8/1 и формулам (1.4), (1.5)

(1.4)

еi=310 мкм

es=ei+Td (1.5)

es=310+54=364мкм

Записываем выбранную посадку

Проверяем соблюдения условия выбора

(1.6)

Условие соблюдается - посадка выбрана верно.

5. Уточняем шероховатость поверхности вала и отверстия по формуле (1.2):

мкм,

мкм.

Выбираем стандартные значения и по таблице (приложение Б):

мкм,

мкм.

По таблице (приложение Б) назначаем завершающий технологический процесс, обеспечивающий требуемую точность и шероховатость:

- для отверстия - растачивание на токарных станках тонкое (алмазное)

- для вала - наружное точение тонкое (алмазное)

6. Выбираем средства измерения.

Для отверстия:

.00, IT = 54 мкм -

Нутромер индикаторный с точностью отсчета 0,01 мм, на нормируемом участке шкалы в 0,1 мм, .

Для вала

, IT =54 мкм - Микрокатр типа ИГП с ценой деления 0,005 (±0,15 мм), .

7. Строим схему полей допусков соединения

Рисунок 1.1 - Схема допусков соединения

8. Чертим эскизы соединения и его деталей

а) б)

в)

Рисунок 1.2 - Эскизы соединения и его деталей: а - вал, б - отверстие,

в- полное соединение

Задание 2. Расчет количества групп деталей для селективной сборки соединения требуемой точности

Исходные данные

1. Соединение технологическое, заданное номинальным размером и полями допусков деталей по возможностям изготовления - .

2. Точность соединения (эксплуатационного), заданная групповым допуском посадки (зазора), требуемое по условиям функционирования соединения - мкм.

Выполнение работы

1. Определить значения допусков, предельных отклонений и предельных размеров вала и отверстия.

По таблице П4/4 определяем верхнее и нижнее предельное отклонения для отверстия.

ES = +87 мкм; EI=0 мкм.

По таблице П8/4 определяем верхнее и нижнее предельное отклонения для вала.

es = -36 мкм; ei=-123 мкм.

Наибольший предельный размер для отверстия:

(2.1)

Наименьший предельный размер для отверстия:

(2.2)

Наибольший предельный размер для вала:

(2.3)

Наименьший предельный размер для вала:

(2.4)

Допуски для отверстия:

TD=ES - EI =100 - 0 = 100 мкм (2.5)

Допуски для вала:

Td=es - ei = (-36) - (-123) = 87 мкм (2.6)

2. Определить значения предельных зазоров в заданном соединении (технологическом).

=ES - ei =87 - (-123) = 210 мкм (2.7)

=EI - es =0 - (-36) = 36 мкм(2.8)

3. Определить число групп вала и отверстия для обеспечения заданной точности соединения.

, (2.9)

где - допуск посадки по возможностям изготовления;

- групповой допуск посадки по требованиям эксплуатации.

; .

Находим количество групп вала и отверстия

, (2.10)

Принимаем .

Групповые допуски деталей для селективной сборки

; ,

т.е. допуски всех размерных групп вала или отверстия будут равны между собой.

(2.11)

4. Выполнить схему полей допусков заданного соединения 100H9/F9, детали которого следует рассматривать на семь размерных групп (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Схема полей допусков соединения 100H9/f9, детали которого рассортированы на семь размерные группы

5. Составить карту сортировщика, указав в ней предельные размеры валов и отверстий в каждой размерной группе (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Карта сортировщика для сортировки на семиразмерные группы деталей соединения

Номер размерной группы

Размеры деталей, мм

отверстие

вал

1

от

100

99,877

до

100,0145

99,8915

2

свыше

100,0145

99,8915

до

100,029

99,906

3

свыше

100,029

99,906

до

100,0435

99,9205

4

свыше

100,0435

99,9205

до

100,058

99,935

5

свыше

100,058

99,935

до

100,0725

99,9495

6

свыше

100,0725

99,945

до

100,087

99,964

Задание 3. Расчет и выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения

Исходные данные

1. Номер подшипника качения - 317

2. Значение радиальной нагрузки на опоре подшипника - 18 кН.

3. Чертеж узла, в котором используют подшипник качения - рисунок 15 (приложение Г).

Выполнение работы

1. Выбираем конструктивные размеры заданного подшипника качения серии 317.

По ГОСТ 8338-75 определяем D=180 мм; d=85 мм; Bк=41 мм; r=4 мм.

2. Обосновать характер нагрузки подшипника.

Выбираем характер нагрузки подшипника - перегрузка до 150%, умеренные толчки вибрации.

3. Установить вид нагружения каждого кольца подшипника.

Для внутреннего кольца устанавливают циркуляционное нагружение, а для наружного кольца - местное.

4. Рассчитать и выбрать посадки подшипника на вал и в корпус.

При циркуляционном нагружении колец подшипников посадки на валы и в корпусы выбирают по значению интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности.

Интенсивность радиальной нагрузки определяют по формуле (3.1)

(3.1)

где R- радиальная нагрузка, кН;

В-ширина подшипника, м;

kn- динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки, kn=1-1,8;

F- коэффициент, учитывающий степень ослабления натяга при полом вале и тонкостенном корпусе, при сплошном вале F=1;

FA- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения радиальной нагрузки между рядами роликов и шариков, для радиальных и радиальноупорных подшипников с одним наружным или внутренним кольцом FA=1.

кН/м

При кН/м и d = 85 мм поле допуска вала js6. Условное обозначение соединения «внутренние кольца подшипника - вал» - для циркулярного нагруженного кольца (таблица П.19/4).

При местном виде нагружения поле допуска корпуса для D=180 мм - H7. Условное обозначение соединения «корпус - наружное кольцо подшипника - (таблица П20/4)

5. Для соединений «корпус-подшипник» и «подшипник-вал» построить схемы полей допусков (рисунок 3.1).

Верхнее предельное отклонения для внутреннего кольца ES = 0 мм

Нижнее предельное отклонения для внутреннего кольца EI = -0,02 мм

Верхнее предельное отклонения для вала es = 0,011 мм

Нижнее предельное отклонения для вала ei = 0,011 мм (таблица П5/4)

Верхнее предельное отклонения для корпуса ES = 0,040 мм

Нижнее предельное отклонения для корпуса EI=0 мм

Верхнее предельное отклонения для наружного кольца es = 0 мм

Нижнее предельное отклонения для наружного кольца ei = -0,025 мм (таблица П4/4)

а)

б)

Рисунок 3.1 - Схемы полей допусков соединений: а- поле допуска для посадки , б - поле допуска для посадки

Задание 4. Выбор допусков и посадок шпоночных соединений

Исходные данные

1. Диаметр вала d=30 мм

2. Вид соединения - нормальное

3. Конструкция шпонки - сегментная

Выполнение работы

1. Определить основные размеры шпоночного соединения.

По ГОСТ 24071-80 для d=30 мм: b=8 мм; высота h=11 мм; =8,0 мм; =3,3 мм; D=28 мм.

2. Выбрать поля допусков деталей шпоночного соединения по ширине шпонки b=8 мм зависит от нормального вида соединения.

При нормальном виде соединения на ширину шпонки выбираем поле допуска - h9; на ширину паза вала - N9; на ширину паза вала - Js9.

3. Назначить поля допуска на другие размеры деталей шпоночного соединения определены в ГОСТ 24071, по которым назначают следующие поля допусков:

- высота шпонки - по h11;

- длина шпонки - по h14;

- длина паза вала - по H15;

- глубина паза вала и втулки - H12;

- диаметр сегментной шпонки.- h12.

Поля допусков шпоночного соединения по номинальному размеру «вал-втулка» устанавливают при точном центрировании втулки на валу - .

4. Вычертить схему расположений полей допусков размеров шпоночного соединения (рисунок 4.1).

Рисунок 4.1- Схема расположения полей допусков шпоночного соединения.

5. Заполнить таблицу 5.1 “Размерные характеристики деталей шпоночного соединения”

Таблица 5.1 - Размерные характеристики деталей шпоночного соединения

Наименование размера

Номинальный размер, мм

Поле допуска

Допуск размера Т, мм

Предельные отклонения, мм

Предельные размеры, мм

верхнее

ES(eS)

Нижнее

EI(ei)

max

min

Ширина паза вала

Ширина паза втулки

Ширина шпонки

Глубина паза вала

Высота шпонки

Глубина паза втулки

Диаметр втулки

Диаметр вала

Диаметр сегментных шпонок

8

8

8

8

11

3,3

30

30

28

N9

Js9

h9

H12

h11

H12

H6

m6

h12

0,036

0,036

0,036

0,3

0,110

0,200

0,013

0,013

0,210

0

+0,018

0

+0,3

0

+0,2

+0,013

+0,021

0

-0,036

-0,018

-0,036

0

-0,110

0

0

0,008

-0,210

8,00

8,018

8

8,3

11

3,5

30,013

30,013

28,210

7,964

7,988

7,964

8

10,890

3,3

30

29,992

21,790

Страницы: 1, 2, 3