бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Организация и методы контроля качества ремонтируемых изделий на примере мотороремонтного завода с. Маймы бесплатно рефераты

В условиях рыночной экономики комплексные системы управления качеством не утратили своей актуальности и могут с успехом применяться при внедрении стандартов ИСО серии 9000, разработчики которых взяли на вооружение все ценное и полезное из отечественного опыта. Принципиальное отличие создаваемых на предприятиях систем качества заключается в их четкой направленности на удовлетворение конкретных запросов потребителей. Поэтому при разработке систем качества должны учитываться такие не предусмотренные ранее аспекты, как защита потребителей от опасной продукции, участие предприятий в конкурентной борьбе за рынки сбыта. И другие.

Зарубежный опыт управления качеством базируется на единых подходах и методах работы. Наиболее распространенные статистические методы контроля качества включены в международный стандарт ИСО 9004-4 и рекомендованы для широкого применения [17, с. 368]. На многих фирмах зарубежных стран большое внимание уделяется кружкам качества, позволяющим активизировать творческий потенциал трудящихся и успешно решать возникающие на производстве проблемы качества. В то же время каждая страна имеет характерные особенности в практическом применении общих принципов управления качеством.

Американский подход отличается жестким контролем качества изготовления продукции на основе математико-статистических методов, планирования производства по количественным и качественным показателям с системой административного контроля за исполнением планов, большой пропагандисткой работы на национальном уровне по поддержке своих товаропроизводителей и созданию им благоприятных условий на рынке.

Японский опыт характеризуется широким внедрением научных разработок в области технологии и управления, высокой степенью компьютеризации всех операций контроля, анализа и управления производством, максимальным использованием возможностей человека благодаря применяемым мерам по стимулированию творческой активности, воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала.

Страны Западной Европы в последние годы проводят единую политику в области качества, целью которой является достижение превосходства европейских товаров на мировом рынке. Отличительные особенности европейского подхода: создание законодательной базы для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества, гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации, развитие региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации испытательных лабораторий и регистрации специалистов по качеству. Реализация указанных мероприятий позволяет защитить единый общеевропейский рынок от недоброкачественной продукции и случайных, ненадежных производителей.

Опыт работы в КНР по управлению качеством показывает, что основой для достижения требуемого качества в условиях этой страны является стандартизация и надзор за соблюдением стандартов. Вместо с тем, в Китае успешно применяются и такие «рыночные» методы управления качеством, как сертификация продукции, внедрение систем качества, но для их реализации требуется международное признание действующих в стране правил и процедур, чего и добивается Китай в последние годы.

Обобщение прогрессивного мирового опыта позволило выработать принципы всеобщего управления качеством, которые наиболее полно реализованы в критериях и требованиях национальных премий по качеству. Поэтому деятельность фирм оценивают на соответствие указанным требованиям. Возможны два варианта такой оценки:

-прямое участие в конкурсе на премию, когда оценка деятельности фирмы производится независимыми, уполномоченными на это экспертами;

-проведение обследования предприятия собственными силами с целью самооценки ее соответствия критериям премии по качеству и разработки на этой основе мероприятий по совершенствованию деятельности фирмы.

Внедрение принципов всеобщего управления качеством на российских предприятиях осуществляется по нескольким направлениям. Прежде сего ведется разработка систем качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. Наличие систем качества становится важным фактором повышения конкурентоспособности отечественной продукции и необходимым условием для выхода на мировой рынок. Инструментом для этого становятся методы самооценки фирм на соответствие критериям национальных премий по качеству. Поэтому важным и перспективным направлением работ по качеству является широкое участие предприятий в конкурсах не только на премию Правительства Российской Федерации в области качества, но и в Европейском конкурсе, а также в региональных конкурсах, которые учреждены в ряде регионов России - к примеру, в Санкт-Петербурге. Критерии премий должны служить не только стимулом улучшен я качества, но и ориентиром в оценке возможностей и достижений предприятий в зависимости от степени удовлетворения ими требований общества и успешного бизнеса.

Для успешного освоения принципов всеобщего управления качеством в ОАО «ММРЗ» требуется не только проведение комплекса мероприятий внутри предприятия, но и создание благоприятных внешних условий: законодательной базы, координации усилий всех заинтересованных сторон, использования оправдавших себя методов и средств воздействия на качество. Интеграция всех участников процесса и реализация необходимых мер по многим направлениям деятельности возможны в рамках региональных систем управления качеством, создающихся в субъектах российской Федерации, а также в рамках единого механизма управления качеством в масштабах всей страны. Разработка системы качества на ОАО «ММРЗ» возобновит участие завода в конкурентной борьбе за рынки сбыта, вовлечет всех работников в принятие решения и достижение положительных результатов в работе. Дальнейшее развитие системы управления качеством в ОАО «ММРЗ» позволит перейти к созданию системы общего управления предприятием, целью которой является оптимизация соотношения между качеством, затратами и сроками выхода на рынок с конкурентоспособной продукцией.

3. Направления по совершенствованию организации контроля качества ремонтируемых изделий

в ОАО «Майминский мотороремонтный завод»

3.1. Совершенствование службы технического

контроля ОАО «ММРЗ»

Сложность проблемы качества требует комплексного подхода к организации службы качества предприятия, в которой целесообразно объединить не только подразделение, осуществляющее контроль качества, но и подразделения по организации всей работы в области обеспечения и анализа качества, а также стимулирования качества.

Контроль качества в ОАО «ММРЗ» осуществляют изготовители продукции и производственные мастера, работники отдела технического контроля, рабочие, переведенные на самоконтроль, представители заказчика на предприятии, если это оговорено в договоре на поставку.

Система технического контроля (объекты контроля, контрольные операции и их последовательность, техническое оснащение, режимы, методы, средства механизации и автоматизации контрольных операций) является неотъемлемой частью производственного процесса, разрабатывается одновременно с разработкой технологии производства службой главного технолога (главного металлурга, главного химика и т.д.). Отдел технического контроля предприятия возглавляется начальником отдела, который подчиняется непосредственно директору предприятия.

Одно из направлений совершенствования работы отдела технического контроля ОАО «ММРЗ» - его структурная перестройка. На рис. 11 представлен вариант структуры ОТК.

Рис. 11. Вариант структуры отдела технического контроля ОАО «ММРЗ»

Руководством ОАО «ММРЗ» четко не обозначены обязанности отдела технического контроля. Поэтому представим вариант определения обязанностей ОТК для ОАО «ММРЗ», который нужно утвердить приказом руководителя предприятия (таблица 6) [16, с. 61].

Таблица 6

Обязанности отдела технического контроля ОАО «ММРЗ»

№ п/п

Обязанности ОТК

1

2

1.

Обеспечение развития и совершенствования системы технического контроля как одного из важнейших элементов управления качеством продукции на предприятии, для чего он ведет систематическую работу по анализу эффективности системы технического контроля, устранению причин выпуска продукции низкого качества, исключению возможности поставки такой продукции потребителям, а также по повышению производительности труда работников ОТК

2.

Организация и осуществление внедрения прогрессивных методов контроля и оценки качества продукции

3.

Осуществление входного контроля поступивших на предприятие сырье, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и инструмента, предназначенного для основного производства, контроль соответствия их установленным требованиям при передаче со склада в производство и из цеха в цех, операционный контроль, приемочный контроль готовой продукции и другие контрольные операции.

4.

Назначение и проведение не предусмотренных утвержденным технологическим процессом выборочных проверок качества готовой продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, качества выполнения отдельных технологических операций и переходов, качества и состояния технологического оборудования и инструмента, условий производства, упаковки, хранения, загрузки и транспортировки продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента внутри предприятия.

5.

Осуществление выборочного контроля соблюдения технологической дисциплины - соответствия производственных операций требованиям утвержденных технологических карт и другой технологической документации.

6.

Оформление документов, удостоверяющих соответствие принятой готовой продукции установленными требованиями, а также содержание документов, содержащих техническое обоснование для предъявления претензий поставщикам сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента, забракованных при осуществлении входного контроля.

7.

Совместно с работниками других подразделений предприятия предъявление готовой продукции представителю заказчика в случаях, предусмотренных условиями поставки.

8.

Участие в испытаниях новых и модернизированных образцов продукции, а также в согласовании технической документации на эту продукцию с целью обеспечения условий для эффективного контроля ее качества

Продолжение таблицы 6

1

2

9.

Участие в организации сбора, проведении анализа и обобщении статистических и других данных об эксплуатационных и потребительских свойствах выпущенной продукции, включая данные гарантийных мастерских и ремонтных предприятий, в анализе причин возникновения дефектов, а также разработке мероприятий по устранению выявленных конструктивных и производственных недостатков продукции и предупреждению брака.

10.

Контроль выполнения работ по изолированию забракованной продукции и соответствующей ее маркировке

11.

Осуществление периодического выборочного контроля качества продукции, выпускаемой цехами, участниками, бригадами и отдельными работниками, переведенными на самоконтроль

12.

Участие в подготовке договоров на поставку предприятию предназначенных для основного производства сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и инструмента в части согласования условий приемки по качеству.

Контроль качества является наиболее важной функцией управления качеством продукции. В систему контроля качества на предприятиях входят подразделения испытаний на надежность, контроль материалов, стендовой отработки и проверки макетов, опытных образцов продукции. Неотъемлемой частью работы по контролю качества является контроль покупных изделий, входной контроль на всех участках и технологических переходах в производстве, операционный и окончательный контроль готовой продукции. К функции контроля непосредственно примыкает метрологическое обеспечение производства, которое позволяет осуществлять разработку, проверку и правильную эксплуатацию средств измерений, электронных, компьютерных устройств и контроль их состояния [16, с. 79].

Поэтому ОАО «ММРЗ» необходимо особо выделить функцию контроля качества в организации работы в области качества. Для улучшения работы в области управления качеством ОАО «ММРЗ» можно предложить схему организации работы в области качества, представленную на рис. 12.

Рис. 12. Место контроля качества в организации работы в области качества

3.2. Предложения по созданию системы

качества ОАО «ММРЗ»

При возрождении предприятия и при увеличении объемов выполняемых ремонтных работ ОАО «ММРЗ», для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо предусмотреть возможность разработки и внедрения системы качества в деятельности ОАО «ММРЗ». Для этого руководство и коллектив предприятия должны принять решение о создании системы качества под воздействием требований конкретных заказчиков или ситуации на рынках сбыта.

Система качества представляет собой совокупность структур, выполняющих функции управления качеством установленными методами. Поэтому разработка системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала, с учетом рекомендаций ИСО 9000, определить состав необходимых функций системы качества, а затем структуры, которые выполняют или будут выполнять эти функции. После этого разрабатываются новые, перерабатываются или используются имеющиеся нормативные документы для выполнения всех функций.

Внедрение системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы с целью проверки правильности распределения функций между подразделениями, возможностей их выполнения, а также достаточности и качества необходимой нормативной документации. По результатам проверок проводится доработка системы для того, чтобы подразделения, входящие в систему качества, могли четко выполнять свои функции. На практике при создании новых или доработке существующих систем качества приходится выполнять значительный объем работ, которые могут проводить служба качества и подразделения предприятия как самостоятельно, так и с привлечением сторонних специалистов. Сторонних специалистов целесообразно приглашать для консультаций и методической помощи, но не для разработки документов системы качества. Эти документы должны разрабатывать сотрудники предприятия, знающие особенности своего предприятии. Только тогда документы системы качества будут максимально адаптированы к условиям предприятия, будут понятны и смогут применяться на практике. Координацию работ должна осуществлять служба качества.

Рассмотрим поэтапно создание системы качества ОАО «ММРЗ» (рис. 13).

Рис. 13. Этапы создания системы качества ОАО «ММРЗ»

Создание системы качества начинается с проведения информационного совещания с руководством предприятия. Затем руководство принимает решение о создании системы качества и создает службу качества во главе с представителем высшего руководства. После этого служба качества разрабатывает план-график создания системы качества и проводит разработку и внедрение системы в производственную деятельность предприятия.

Разработка системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала, с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000, определить, что надо делать для управления качеством на данном конкретном предприятии, то есть определить состав необходимых функций системы качества. Затем определить структуры, которые выполняют или будут выполнять эти функции. После этого разработать новые, переработать или использовать имеющиеся нормативные документы для выполнения всех функций.

Структурная схема системы качества строится на основе структурной схемы предприятия и дает возможность показать состав и взаимосвязь всех структурных подразделений, выполняющих функции в системе качества. Отдельным блоком можно показать управляющее ядро системы качества - службу качества, в которую включается отдел технического контроля, метрологическая служба, служба стандартизации, а также отдел управления качеством, выполняющий функции организации, координации и методологического руководства работой по качеству.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6