Кинематический и силовой расчет механизма
Кинематический и силовой расчет механизма
МГТУ «МАМИ»
Кафедра: «Теория механизмов и машин»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЕТ МЕХАНИЗМА
Содержание
Исходные данные
1 Структурный анализ механизма
2 Кинематический анализ механизма
2.1 Построение планов механизма
2.2 Построение планов скоростей механизма
2.3 Построение планов ускорений механизма
3 Кинетостатический анализ механизма
3.1 Определение исходных данных для кинетостатического анализа
3.2 Определение реакций кинематических пар в структурной группе (звенья 2-3)
3.3 Силовой расчет ведущего звена
4 Кинематическое исследование зубчатого механизма
Список использованной литературы
Исходные данные
Схема 4
Выполнить: структурный, кинематический и кинетостатический анализ для положения кривошипа при ц = 2250.
1 Структурный анализ механизма
Представим механизм в виде совокупности начального механизма и структурных групп.
Начальным механизмом называют механизм, состоящий из двух звеньев: 1, 0 (одно из них неподвижное -- стойка), которые образуют одноподвижную пару (вращательную или поступательную). Структурная группа, или группа Ассура -- кинематическая цепь, которая состоит из подвижных звеньев, соединенных между собой низшими одноподвижными кинематическими парами, и имеет число подвижностей группы (на плоскости), равное нулю.
Последовательность анализа:
· Выделяем звенья, образующие начальный механизм
· Определяем состав и вид групп Ассура, анализируя оставшиеся звенья, начиная со звеньев, наиболее удаленных от начального механизма.
Результаты структурного анализа представлены в табл. 1,2
Таблица 1
Определение степени подвижности механизма -W
|
|
|
Обозначения
КП
|
Звенья КП
|
Относ. движ.
|
Подвижность
в КП
|
|
|
O1
|
4-1
|
вращ
|
1
|
|
|
A
|
1-2
|
вращ
|
1
|
|
|
B
|
2-3
|
вращ
|
1
|
|
|
O2
|
3-4
|
вращ
|
1
|
|
Вид абсолютного движения звеньев механизма (наименование звеньев)
|
Плоское (шатуны)
|
2
|
|
|
|
|
Вращательное (кривошипы, коромысла)
|
1
|
3
|
|
|
|
Поступательное (ползуны)
|
|
|
|
|
Траектории центров подвижных шарниров
|
Прямая
|
|
|
|
|
|
|
Окружность
|
A
|
B
|
|
|
|
|
Сложная кривая
|
|
|
|
|
|
Число звеньев механизма
|
Общее (включая стойку)
|
k=4
|
|
|
совершающих движение
|
n=3
|
|
Число кинематических пар механизма
|
вращательных
|
p5в=4
|
Всего 4
пятого класса p5=4
|
|
|
поступательных
|
p5п=0
|
|
|
Число подвижностей механизма
|
W=3•n-2•p5=3•3-2•4=9-8=1
|
|
|
Вывод - число подвижностей механизма W=1. Это означает, что механизм имеет только одно начальное звено - кривошип 1. Также это означает, что механизм имеет только одну степень свободы в движении относительно стойки и достаточно задать только одну обобщенную координату движения (например, угол поворота кривошипа относительно исходного положения), чтобы определить положение всех звеньев механизма относительно стойки в данный момент времени.
Таблица 2
Разбиение на структурные группы и определение их класса и порядка
|
|
Схема первичного механизма
Число звеньев в группе
2
Число подвижных звеньев в группе
n=1
Число КП 5-ого класса в группе
p5=1
Класс
I
Порядок
1
Подвижность механизма
W=3•n-2•p5=3•1-2•1=1
|
Схема структурной группы
Число звеньев в группе
2
Число подвижных звеньев в группе
n=2
Число КП 5-ого класса в группе
p5=3
Класс
II
Порядок
2
Подвижность группы
W=3•n-2•p5=3•2-2•3=0
|
|
|
Заданный механизм состоит из ведущего звена 1 со стойкой 4 и двухповодковой группы (звенья 2 - 3). Звено 1 вращается, совершая полный оборот, и называется кривошипом. Звено 3 совершает вращательное движение с неполным оборотом и называется коромыслом. Звено 2 совершает сложное движение и образует кинематические пары с кривошипом 1 и коромыслом 3. Такое звено называется шатуном. Все кинематические пары вращательные V класса.
Таким образом, заданный механизм является плоским с одной степенью свободы и называется кривошипно-коромысловым.
Схему такого механизма можно использовать для резки пруткового материала.
2 Кинематический анализ механизма
Основными задачами кинематического исследования механизмов являются:
· определение положений звеньев
· определение скоростей и ускорений точек;
· определение угловых скоростей и ускорений звеньев.
Ведущее звено - кривошип и считаем его угловую скорость , рад/с постоянной. Исследования проводим графоаналитическими методами. Так, положения звеньев определяем методом засечек при построении плана механизма, скорости и ускорения различных точек механизма находим с помощью построения планов скоростей и ускорений.
2.1 Построение планов механизма
Кинематическую схему строим методом засечек.
Выбираем масштаб построения с таким расчетом, чтобы планы положений механизма заняли примерно 1/5…1/4 часть площади формата А1 или полную площадь формата А4.
Выбираем точку О1. Проводим окружность радиуса . Длину отрезка, изображающего звено О1А выбираем произвольно из соображения размещения схемы механизма на листе выбранного формата.
O1A = 230 мм - заданная длина кривошипа.
= 46 мм - длина кривошипа на чертеже.
Вычисляем масштаб построения ;
= 0,23 / 46 = 0,005 м/мм
В соответствии с выбранным масштабом определяем длины всех линейных величин.
Вычисляем длину отрезка АВ: = 0,575 / 0,005 = 115 мм.
Вычисляем длину отрезка О2В: = 0,92 / 0,005 = 184 мм.
Вычисляем длину отрезка АD: = 0,16 / 0,005 = 32 мм.
Строим план механизма в заданном положении (ц = 2250.) Заданное положение механизма, вычерчиваем основными линиями. (Остальные положения механизма вычерчиваем тонкими сплошными линиями). Вычерчиваем начальное звено О1А в заданном положении. Из точки A делаем засечку радиусом . Из точки О2 делаем засечку радиусом . Находим место пересечения засечек - получаем положение точки B. Находим положение точки D.
Разбиваем окружность на восемь равных частей. Строим 8 положений механизма, чтобы представить себе как он работает и какую траекторию описывает точка D. Последовательно помещаем шарнир А в равноотстоящие положения 2, 3…7, 8 в направлении вращения кривошипа, методом засечек определяем соответствующие положения точек B и D кривошипа.
Для получения траектории точки D необходимо последовательно соединить плавной кривой все восемь положений точки D с помощью лекал. Находим крайние положения механизма (M1N1ТВ1 и M2N2ТВ2).
2.2 Построение планов скоростей механизма
Кривошип (1) вращается в направлении, указанном стрелкой с постоянной угловой скоростью .
Угловая скорость вращения кривошипа
= = 25,1 рад/с
На чертеже выбираем точку - полюс плана скоростей. Обозначим ее . Скорость точки О1 равна нулю, т.е. отрезок на плане скоростей будет равен нулю - точка совпадет с точкой .
Вектор скорости точки А направлен перпендикулярно звену 1 в сторону направления вращения.
= 25,1 • 0,23 = 5,8 м/с
Вектор скорости точки S1 направлен перпендикулярно звену 1 в сторону направления вращения.
= 25,1 • 0,115 = 2,9 м/с
Из полюса (точки ) построим вектор , соответствующий вектору скорости
Вектор начинается в точке , направлен перпендикулярно кривошипу.
Конец вектора обозначим точкой .
После того, как длина вектора на чертеже определена, вычисляем масштаб построения планов скоростей:
.
Вектор на плане, соответствующий скорости центра тяжести первого звена - совпадет по направлению с вектором , его длина будет зависеть от масштаба построения:
== 29 мм
Переходим к анализу линейных скоростей точек структурной группы (звенья 2, 3).
Звено 2 совершает плоскопараллельное движение, звено 3 вращательное.
Для нахождения скорости точки B составляем векторное уравнение:
Точка B движется по окружности с центром в О2.
Векторное уравнение можно решить, если в нем не более двух неизвестных.
Вектор, входящий в уравнение
|
|
|
|
|
Направление вектора
|
- перпендикулярна О2В
|
|
|
|
Модуль вектора (его численное значение) м/с
|
?
|
вычислено
|
?
|
|
|
Решаем векторное уравнение графически.
В правой части уравнения складываются два вектора :
1. Надо построить вектор соответствующий - но он на плане уже есть, (отрезок) - приходим в точку . Из точки надо построить вектор, соответствующий , но для этого вектора задано только направление. Проводим из точки прямую .
2. Переходим к левой части уравнения - в ней указан только вектор . Т.е. выходя из полюса надо построить вектор, соответствующий . Но для него известно только направление - из точки проводим прямую перпендикулярную О2В.
Точка пересечения прямых - точка . Расставляем стрелки, определяющие направление векторов. Направление в правой части уравнения задано вектором . Направление вектора в левой части уравнения - из полюса. Вектор на плане скоростей соответствует скорости .
Замеряем длины получившихся векторов ab, и, учитывая масштаб, вычисляем скорости:
= 0,1 · 37,4 = 3,74 м/с;
= 0,1 · 51,6 = 5,16 м/с.
;
Угловая скорость шатуна
Для определения направления мысленно переносим вектор (вектор на плане скоростей) в точку В плана механизма и смотрим как будет вращаться звено 2 относительно точки А под действием этого вектора.
Определяем скорость точки D.
== 11 мм
Вектор, соответствующий направлен .
Проведя построения на плане скоростей, находим вектор, соответствующий .
= 0,1 · 48,7 = 4,87 м/с.
Аналогично находим скорость точки S2.
АS2 = 39,8 • 0,005 = 0,199 м
== 13 мм
Вектор, соответствующий направлен .
Проведя построения на плане скоростей, находим вектор, соответствующий .
= 0,1 · 49,6 = 4,96 м/с.
Коромысло 3 вращается относительно точки О2. Угловая скорость коромысла
Для определения направления мысленно переносим вектор ( вектор на плане скоростей) в точку В плана механизма и смотрим, как будет вращаться звено 3 под действием этого вектора.
Вектор скорости точки S3 направлен перпендикулярно звену 3 в сторону направления вращения.
= 5,6 • 0,46 = 2,6 м/с
== 26 мм
2.3 Построение планов ускорений механизма
Кривошип вращается в направлении, указанном стрелкой с постоянной угловой скоростью .
В общем случае ускорение точки вращающегося тела складывается из векторов ускорения нормального и ускорения тангенциального.
Вектор нормального ускорения точки направлен из точки к центру вращения и зависит от угловой скорости звена и расстояния точки от центра вращения. Вектор тангенциального ускорения точки направлен по касательной к траектории её движения (т.е.перпендикулярен ускорению нормальному) и зависит от углового ускорения вращения и расстояния точки от центра вращения.
Угловая скорость кривошипа постоянна, угловое ускорение равно нулю , тангенциальная составляющая ускорения точки А равна нулю .
Ускорение точки А равно нормальному ускорению и направлено вдоль звена 1 к центру вращения
= 25,12 • 0,23 = 145 м/с2
Ускорение точки равно нормальному ускорению этой точки и направлено вдоль звена 1 к центру вращения
= 25,12 • 0,115 = 72,5 м/с2
На чертеже выбираем точку - полюс. Обозначим ее . Ускорение точки О1 равно нулю, т.е. отрезок на плане скоростей будет равен нулю - точка О1 совпадет с точкой .
Откладываем из полюса параллельно звену О1А вектор , соответствующий ускорению .
Вычисляем масштаб построения
Построим на плане вектор . Его длина на чертеже:
. Направление совпадает с .
Шатун (звено 2) совершает плоско-параллельное движение (ускорение точек такого звена складывается из ускорения полюса и ускорений, возникающих при повороте звена относительно полюса)
Если рассматривать точку В как принадлежащую звену 2, то можно записать:
Коромысло (звено 3) совершает вращательное движение относительно точки О2.
Если рассматривать точку В как принадлежащую звену 3,то:
- вектор нормальной составляющей ускорения в движении точки В относительно А, направленный по ВА от точки В к точке А:
= 6,52 • 0,575 = 24,3 м/с2
- вектор тангенциальной составляющей ускорения в движении точки В относительно точки А, направление которого перпендикулярно к нормальной составляющей ускорения, т.е. перпендикулярно к АВ.
Страницы: 1, 2
|