Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края
Таким образом, в основу разработки
содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены
следующие принципы:
1) Энциклопедичности.
2) Краеведческий (региональный).
Интеграции - установление соотношения
между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой
деятельности (Н.Ф. Виноградова).
Культурологический - приобщение детей
к истокам культуры.
Тематический - деление материала на
основные темы (циклы).
Наглядности - условно обозначенный
как «принцип айсберга».
Непрерывность и преемственность
педагогического процесса.
Дифференцированный подход к каждому
ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и
интересов.
Развивающий характер обучения,
основанный на детской активности.
Для осуществления данного проекта
использовались современные методы к ознакомлению детей с окружающей
действительностью:
методы ознакомления детей с
социальной действительностью С.А. Козлова;
методы, повышающие познавательную
активность;
методы, направленные на повышение
эмоциональной активности;
методы, способствующие установлению
связей между различными видами деятельности;
методы обучения и развития творчества
(Н.Н. Подьяков);
методы ТРИЗ (см. табл. 1)
Не менее важным условием данного
проекта является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей
семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно
относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с
родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям,
сохранению вертикальных семейных связей.
«В вашей семье и под вашим
руководством растёт будущий гражданин <...> Всё, что совершается в
стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь
А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с
их родителями.
Анализ литературы по данной теме,
позволил сделать вывод о том, что любовь к родному краю будет воспитываться
лишь при целенаправленном руководстве педагога, систематическом обучении на
занятиях и при тесном взаимодействии с родителями.
Таблица 1 - Методы ознакомления детей
с окружающей деятельностью
Методы
повышения познавательной активности (С.А. Козлова)
|
Методы
повышения эмоциональной активности (С.А. Козлова)
|
Методы
и приёмы установления связей между различными видами деятельности
(С.А.Козлова)
|
Методы
обучения и развития творчества (Н.Н. Поддьяков)
|
Методы
ТРИЗ
|
Элементарный
и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод моделирования и
конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач;
экс-периментирова-ние и опыты.
|
Игровые
воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры – драматизации; сюрпризные
моменты; элементы новизны; юмор и шутка.
|
Прием
предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности;
перспективное планирование; использование в одном виде деятельности приемов и
навыков, полученных в других видах деятельности; беседа; метод
опосредованного переключения детей на другую деятельность.
|
Эмоциональная
насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование
предметов и явлений живой и неживой природы (обследование);
прогнозирование
(умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее);
игровые
примеры;
юмор,
шутка; детское экс-перементи-ро-вание;
проблемные
ситуации и задачи; вопросы, задаваемые детьми; неясные знания, догадки,
предположения.
|
Метод
проб и ошибок (МП и О);
метод
протии-воречий; метод морфологического анализа (МА); метод фокальных
объектов; метод мозгового штурма; метод синекси-ки;
метод
контрольных вопросов; оператор РВС; системный оператор (СО); ресурсы;
моделирование
|
2. Этап Технологический
Система и последовательность работы
по воспитанию любви к Родине, к малой родине может быть предоставлена следующим
образом (рис. 1).
Рис. 1
Планирование данной работы наиболее
целесообразно по следующим темам:
I«Моя семья»1)Семья
2)Я и моё имя
3)Бабушки и дедушки
4)Родословие
5)Люди других национальностей
II«Мой любимый город»
1)Я люблю свой детский сад и район
где я живу
2)История города
3)Улицы родного города
4)Символика
5)Промышленность (О труде людей)
III«Кто прославил наш город»1)Защитники земли
Нелидовской2)Художники
3)Поэты
IV«Мир природы города и района»1)Животный мир2)Растительный
мир3)Полезные ископаемые4)Водные объекты
Тематический план работы по
ознакомлению детей с родным краем
Тема
|
Содержание
занятия по
ознакомлению
с окружающим
миром
|
Связь
с другими видами совместной деятельности педагогов и детей
|
«Моя
семья»
|
Занятие
№ 1,2
Я
и мое имя, моя семья. Цель: развивать самопознание и воспитывать у ребенка
уважение к себе; помочь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки;
вызвать желание рассказать о взаимоотно-шениях между детьми и взрослыми в
семье; вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
Ход: беседа с детьми «Для чего человеку имя?», игра «Полное , неполное имя»,
этюд «Назови ласково»
Занятие
№3
Бабушки
и дедушки Цель: предложить детям узнать и рассказать об истории своей семьи.
Формировать правильное отношение к семье, семейным традициям.
|
Сюжетно
– ролевая игра «Семья»
Рисование:
«Изготовление
именных карточек
на
шкафчики», «Моя семья».
Приглашение
на «сладкий стол» бабушек и дедушек. Темы: «Золотые руки», «Служба в армии».
Спортивное
развлечение «Папа, мама и я – спортивная семья». Выставка рисунков «Моя
семья».
|
Мой
любимый город
|
Занятие №1
История города
Цель:
познакомить детей с историей возникновения города, его
достопримечательностями; воспитывать интерес к истории родного города,
чувство любви и патриотизма
Занятие № 2
Улицы родного города Цель: познакомить детей с названиями
улиц города, с названием улицы, где живут; рассказать, в честь кого названы
улицы.
Занятие № 3
Знакомство с государственной символикой города
Цель: познакомить детей с государственными символами
города: флагом, гербом, мелодией гимна. Раскрыть значение государственных
символов. О труде людей
Занятие № 4
Цель: познакомить детей с трудом людей работающих на
транспорте (пассажирском и грузовом).
Занятие № 5
Цель: познакомить детей с профессией пожарника.
Занятие № 6
Откуда
к нам пришла мебель Цель: познакомить детей с производством мебели. С
предприятиями, занимающимися этой производством
|
Экскурсия
в городской краеведческий музей.
Экскурсия
к железнодорожному вокзалу.
Посещение
Детской городской библиотеки.
Рассматривание
фотографий с изображением самых знаменитых мест в городе.
Рисование:
«Что больше всего запомнилось с экскурсии»
Экскурсии
по улицам города:
Советская,
Лермонтова, Пушкина,
Карбышева
и др.
Сюжетно-
ролевая игра «Почта»
(название
адреса дома, детского
сада).
Экскурсия в музей школы
№4
им. Карбышева.
Экскурсия
на площадь «им. В.И.
Ленина»
Рисование:
«Герб города».
Аппликация:
«Флаг города».
Ручной
труд.
Изготовление
макета «Площадь
«им.
В.И. Ленина» в будущем».
Оформление
стенда «Труд людей разных профессий» (вместе с родителями).
Аппликация:
«Транспорт» (по выбору воспитателя). Акция «Береги воздух»
Экскурсия
в пожарную часть. Спортивное развлечение «Пожарные учения».
Коллективный
труд: ремонт мебели Акция: «Береги деревья
|
Знаменитые
люди города
|
Занятие
№ 1
Защитники
земли нелидовсской Цель: формирование у детей патриотических чувств, основанных
на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений.
Исторических фактов.
|
Экскурсии
к памятникам боевой славы.
Целевые
прогулки по улицам города носящим имена героев Вов.
Викторина
«Боевая слава нашего города».
Встречи
детей с участниками ВОВ, ветеранами труда (д/с)
|
Занятие
№ 2
«Художники
и поэты земли приднестровской»
Цель:
Расширить знания детей о родном крае. Воспитывать любовь, чувство привязанности
к нему. Учить видеть прекрасное вокруг себя, рассказывать об этом. Развивать
воображение и творчество.
|
Экскурсии
ежедневные в городской выставочный зал.
Приглашение
в детский сад поэтов и художников. «Вечер поэзии», «Вернисаж»
|
Мир
природы
|
Занятие
№ 1
Животный
мир
Цель:
подвести детей к пониманию, что в мире природе есть еще удивительный мир –
мир животных, ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних
(по взаимоотношению с человеком).
Занятие
№ 2
Растительный
мир Цель: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть еще один мир
(удивительное царство)- мир растений; ввести и обосновать классификацию
растений на дикие и культурные (по взаимоотношениями с человеком).
Занятие
№ 3
Земные
и подземные богатства родного края.
Цель:
ввести детей в мир камней; рассмотреть с ними коллекции минералов, дать
некоторые интересные сведения из истории камней (использование, ценность
красота).
|
Рисование
«Царь зверей наших лесов»
Лепка:
зайца, лесы, кабана, волка.
Составление
схем и таблиц.
Собирание
материала для гербариев (семена, цветы, растения).
Привлечь
детей к собиранию коллекции камней.
|
Циклограмма поэтапной работы с детьми по воспитанию любви к малой родине
1-я
неделя
|
2-я
неделя
|
3-я
неделя
|
4-я
неделя
|
1-я
пол. дня:
Рождение
проблемы
2-я
пол. дня:
Предложения
детей (составление плана)
|
1-я
пол. дня:
Беседы
с детьми о прошедших выходных (что узнали нового по теме)
2-я
пол. дня:
Сюжетно-ролевая
игра
|
1-я
пол. дня:
Беседы
о прошедших выходных ( что нового узнали по теме)
2-я
пол. дня:
Пополнение
коллекций
|
1-я
пол. дня:
Классификация
собранных к выставке материалов
2-пол.дня:
Подготовка
к выставке
|
1-я
пол. дня:
Экскурсия
по городу
2-я
пол. дня:
Подведение
итогов
(зарисовка
увиденного,
беседа)
|
1-я
пол. дня:
Рассматривание
альбомов,
экскурсия
в
музей
2-я
пол. дня:
Сюжетно-ролевая
игра
|
1-я
пол. дня:
Экскурсия
по городу
2-я
пол. дня:
Продуктивная
деятельность (Ручной труд)
|
1-я
пол. дня:
Экскурсия
2-я
пол. дня:
Подготовка
к выставке (развлечение)
|
1-я
пол. дня:
Экскурсия
по городу
2-я
пол. дня:
«Сладкий
вечер»: приглашение гостей
|
1-я
пол. дня:
Занятие
Экскурсия
2-я
пол. дня:
«Сладкий
вечер»
|
1-я
пол. дня:
Занятие
Экскурсия
2-я
пол. дня:
«Сладкий
вечер»
|
1-я
пол. дня:
Подготовка
к развлечению
2-я
пол. дня:
Развлечение
|
1-я
пол. дня:
Занятие,
экскурсия, наблюдения
2-я
пол. дня:
Поведение
итогов (рисование)
|
1-я
пол. дня:
Занятие,
наблюдения, экскурсии
2-я
пол. дня:
Подведение
итогов (лепка)
|
1-я
пол. дня:
Наблюдения,
рассматривание, целевые прогулки
2-я
пол. дня:
Подведение
итогов (ручной труд)
|
1-я
пол. дня:
Игры
2-я
пол. дня:
Подготовка
к выставке
|
1-я
пол. дня:
Игры
2-я
пол. дня:
Индивидуальная
работа с детьми, подведение итогов за неделю
|
1-я
пол, дня:
Игры
2-я
пол. дня:
Подведение
итогов за неделю, индивидуальная работа
|
1-я
пол. дня:
Игры
(настольно-печатные)
2-я
пол. дня:
Подведение
итогов за неделю, индивидуальная работа
|
1-я
пол. дня:
Открытие
выставки (акция)
2-я
пол. дня
Приглашение
родителей на выставку (принять участие в акции)
|
План работы семейного клуба «Взгляд»
Цель: - эмоционально поддерживать
уверенность родителей в собственных педагогических силах.
развивать активный интерес родителей
к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству. обогащать
опыт родителей методами семейного воспитания. Задача: вовлечение родителей в
орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно
– образовательном процессе необходимого для развития ребенка.
Участники: родители, педагоги.
Дата
|
Тематика
и форма проведения
|
Участие
детей
|
Ответственный
|
IX
|
Вечер
вопросов и ответов «Воспитание любви к малой Родине», привлечение родителей к
участию в проекте.
|
|
Воспитатель,
психолог.
|
X
|
Встреча
с родителями «Устный
журнал»
Тема:
Моя семья
а)Выступление
педагога: «Рольсемьи и семейных традиций ввоспитании ребенка дошкольного
возраста»;
б)Рекомендации
психолога
|
Выставка
рисунков «Моя семья».
|
Воспитатель,
психолог.
|
XI
|
Семинар
– практикум: «Природа родного края в жизни дошкольника»
а)К
здоровью без – лекарств;
б)Дегустация
витаминного чая
|
Выставка
поделок из природного материала: «Руками детей и их роди-телей».Дети в группе
рассказывают как и где собирался природный материал.
|
Медсестра,
воспитатели.
|
XII
|
Консультация:
«Как провести выходной день с семьей». Экскурсия (пешая) по городу.
Предлагается маршрут экскурсии (маршрут каждую неделю меняется).
|
Результаты
экскурсии: дети и родители готовят вместе (рисунки, фотографии, рассказы).
Дети делятся своими впечатлениями, знаниями в группе (заполняют «Окно»
«Хроника жизни в группе»).
|
Воспитатели
|
I
|
Консультация:
«Праздники в семье» (рекомендации по проведению Новогодних праздников
используя местные традиции).
|
Совместное
развлечение сотрудников, родителей и детей; «Праздничная елка».
|
Музыкальный
руководитель, воспитатели.
|
II
|
Круглый
стол «Мужское воспитание в семье»: а) Проблемы общения б)Библиотека для
родителей «Учимся общаться с ребенком»
|
Приглашение
на праздник пап и дедушек служивших в горячих точках.
|
Психолог,
воспитатель.
|
III
|
Диспут:
«Кем будет ваш ребенок, когда вырастет?» Консультация «Приобщение детей
дошкольного возраста к труду».
|
Встречи
с интересными людьми, разных профессий. Выставка рисунков: «Кем я хочу стать»
|
Воспитатели
|
IV
|
Консультация:
«Приобщение детей дошкольного возраста к искусству».
|
Посещение
вместе с детьми городских художественных выставок.
|
Воспитатель,
работник городского выставочного зала.
|
V
|
Наши
успехи, и итоги совместной работы за год. Пожелание на будущее.
|
Выставка
рисунков и макетов «Город будущего».
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|