Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края
Своевременность изучения данной темы
определяется также проявлением ряда негативных явлений в социальной жизни
приднестровского общества, такими, как рост национального и религиозного
экстремизма, признаки духовного кризиса, ослабление ценностных приоритетов для
национально-культурной идентичности нашего общества. Историческое обобщение
позитивных наработок и неудач в дошкольном образовании позволяет создать более
эффективную модель социокультурного образования для формирования этнической
толерантности, ценностных ориентаций и духовных оснований социализации детей.
Особое место в социокультурной
регионализации, отведенное в национальном проекте «Образование» подтверждает
программный тезис о том, что модель современной модернизированной
демократического дошкольного учреждения XXI века с приоритетами гражданского
образования и воспитания не может быть создан без учета региональных и
национальных особенностей.
Степень изученности проблемы
определяется тем, что в соответствии с проблемно-хронологическим принципом
необходимо выделить два основных периода в истории освещения
регионально-национальных образовательных процессов, каждый из которых
характеризуется существенными различиями в исторических оценках – советский
(1918-1991 гг.) и постсоветский (1991-2008 гг.), и
которые в свою очередь распадаются на соответствующие этапы. Критерием
указанных хронологических рамок являются не только те социально-политические,
идеологические и общекультурные условия, которые непосредственно влияли на
содержание научных работ, но и смена методологической парадигмы в мировом
гуманитарном знании. [51.154]
Значительное место в
теоретическо-методологическом осмыслении проблематики строительства советского
народного образования в 1920-е гг. занимали работы В.И. Ленина, А.В.
Луначарского, Н.К. Крупской и др. В них отражены: приоритетные государственные
направления в этнокультурной политике, подходы новой власти к правовой и
содержательной стороне образовательного процесса, направленного на
интернационализацию обучения и воспитания школьников, отделение образования от
церкви и др.
Во второй половине 1930-х – начале
1950-х гг. вышли крупные работы по истории советских дошкольных учреждений 1920-30-х
гг. При этом прослеживается пытка расширения фронта исследований, особенно в
регионах страны. Использование обширного фактологического материала позволило
авторам создать широкую картину развития советских дошкольных учреждений в ряде
республик и национальных округов. Эти работы в некоторой степени компенсировали
отсутствие обобщающих исторических трудов и, вопреки имеющимся установкам,
раскрывали своеобразие и накопленный опыт советской дошкольной практики в
районах и регионах.
Следует признать, что характерным для
советских историографов 30-х – 50-х гг. было стремление показать позитивную
роль Коммунистической партии, ее неустанную борьбу во имя блага народа. Дошкольное
учреждение в этом процессе занимало одно из главных мест. Воспитательскому корпусу
отводилось место как революционной силе, преданной идеалам ленинской партии и
рабочего класса. Вместе с тем, практически не затрагивалось исследование
регионоведческого материала.
В 70-е – 80-е гг., несмотря на
расширение источниковой базы, объективного осмысления партийных решений в
образовательной области не допускалось. Применительно к учительству,
анализировались лишь основные направления и формы повышения его
идейно-теоретического уровня. Широкое отражение находила тема взаимодействия
партии и интеллигенции, особенно преподавателей региональных педагогических
вузов страны.
В начале 90-х годов появляется ряд
исследований, в которых исследование локального исторического прошлого
рассматривается более основательно, объективнее, без идеологических доминант советской системы.
Этот историографический период характеризуется переоценкой роли партийного
диктата в управлении школьным образованием. Активно привлекается при этом
анализ идей западной гуманитарной науки. Необходимо выделить труды Ю.А.
Полякова, в которых автор прослеживает перестроечные изменения в массовом
историческом сознании и профессиональной историографии, ищет ответы на спорные
вопросы нашего прошлого, прогнозирует будущее.
Для отечественной историографии
начала XXI века характерен отход от политической ангажированности и
многообразие подходов к регионально-национальной истории. Среди работ этого
времени надо отметить монографию Е.Б. Заболотного и В.Д. Камынина, которая
посвящена состоянию современной исторической науки и новым мифам идеологизированного
сознания.
Особое место в историографии
исследуемой тематики занимают работы, посвящённые становлению регионально-национального
образования в дошкольных учреждениях СССР и РФ. Следует отметить, что до
середины 1950-х гг. специальных исследований, посвященных историческому
процессу становления национального образования на Юге России не было.
В период оформления застойных явлений
в общественном развитии (1980-е гг.) предметом глубокой проработки стали
вопросы не только культурного развития, но и подготовки учителей-специалистов
высшей квалификации. Вместе с тем, эти работы, выполненные в соответствии с
требованиями советской историографии, несли на себе отпечаток жестких
методологических оценок и не всегда учитывали соответствие состояния дошкольного
образования потребностям общества.
Перестроечный период являл собой
появление исследований, отражающих новые взгляды на важные аспекты истории
просвещения и образования, возросло внимание историков к образовательному
процессу и учительству (З.Г. Дайч, Г.Б. Корнетов, Э.Д. Днепров). Стали
публиковаться материалы обобщённых краеведческих изысканий, среди авторов
которых немало было учёных-энтузиастов – представителей других наук. Работы
отражали ценный материал по истории, культуре, природным условиям отдельных
регионов.
В постсоветский период история
становления дошкольного образования в отдельных регионах и автономных
национальных образованиях актуализируется в диссертационных работах М.Д.
Аухова, К.А. Ахмадовой, А.Н. Боева, А.В. Григорьевой, Ф.Г. Гаджиевой, М.Е.
Игнатова, Н.А. Козловой, Т.В. Ратушняк и др. Эти фундаментальные исследования в
основном посвящены общим проблемам становления и развития образования в
национальных регионах, охватывают, лишь отдельные исторические периоды и не
рассматривают дошкольный региональный компонент в контексте его становления и
развития. [11.41]
В постсоветский период
фундаментальным изучением особенностей этнографической истории занимаются
кафедры ведущих региональных ВУЗов по различным направлениям
научно-исследовательской работы.
Таким образом, если в советский
период появление первых разрозненных сведений о национально-региональном
образовании страдало
идеологической ангажированностью, усечённостью и не всегда было достоверным, то
в настоящее время социокультурный подход в изучении региональной истории
дошкольниками только начинает формировать исследовательскую базу,
посвященную сравнительному анализу динамики и своеобразию развития системы
национального образования в советский и постсоветский периоды истории. [11.57]
1.2.2 Сущность и роль регионального
компонента в ознакомлении дошкольников с историей родного края. Содержание его
составляющих
В проекте "Национальной доктрины
дошкольного образования" подчеркивается, что "система образования
призвана обеспечить воспитание патриотов государства, граждан правового
демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности,
обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную
терпимость".
О важности приобщения дошкольника к
культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает
уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать
и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории
народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов. [43.119]
Таким образом, значение
регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и
нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных
задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее
время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу.
Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны исторического воспитания детей
в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту
данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма
многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой
народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и
приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, изучение
регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края включает,
в условиях Приднестровской Молдавской Республики, выражается в следующем:
- воспитание у ребенка любви и
привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к
природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к национальным
традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о
правах человека;
- расширение представлений о городах
Республики;
- знакомство детей с символами
государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и
гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства
уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах
детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как
воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Историческое воспитание дошкольника -
сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных
чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения
к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с
восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает
отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
личности. [33.96]
У каждого народа свои сказки, и все
они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности:
добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки
русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы
кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением
народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание,
если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в
русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя
в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал
для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного
народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и
способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у
детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с
детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и
символами.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений,
получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома
(детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и
т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,
образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по
воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен
продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив
наиболее характерное для данной местности или данного края. [45.115]
Любой край, область, даже небольшая
деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.
Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников
представление о том, чем славен одной край.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной
город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками,
лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном
городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать
название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно
привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр,
почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это
создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми
знакомят старших дошкольников. расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности,
исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.
Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы,
прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у
каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого
необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где
каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них
слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение
приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
[45.120]
Продолжением данной работы является
знакомство детей с другими городами Республики, со столицей, с гимном, флагом и
гербом государства.
Однако следует подчеркнуть, что
предложенная система исторического воспитания может видоизменяться в
зависимости от конкретных условий.
Неверно полагать, что воспитывая
любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны
случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны,
а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше
увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их
дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
Организованная таким образом работа
будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также
воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему
городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица страны,
поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех
(учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит
героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных
национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и
общественные праздники и т.д. [13.76]
Безусловно, гуманное отношение к
людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием
родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно
это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения
возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском
саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей,
рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и
климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
К концу дошкольного периода ребенок
должен знать: нашу
страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи
и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами,
музыкантами, художниками и т.д.
Таким образом, решая задачи
исторического воспитания дошкольников, каждый педагог должен строить свою
работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая
следующие принципы:
- "позитивный центризм"
(отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность
педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому
ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и
интересов;
- рациональное сочетание разных видов
деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и
двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения,
основанный на детской активности. [13.94].
Планирование данной работы наиболее
целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой
детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры,
экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам -
праздники.
Тематическое планирование способствует
эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той
местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются
только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно,
и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным
событиям и праздникам.
Следует подчеркнуть, что для ребенка
дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое
внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует
развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме
того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но
и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой
город", "Столица нашей Родины - Тирасполь).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|