Здоровый образ жизни как фактор развития ключевых компетенций будущих специалистов
■ Рациональная
организация общего режима для учащихся. Организация учебного процесса контролируется
ежегодно работниками Сан ПИ г. Канаш. В начале нового учебного года согласуется
с начальником Сан ПИ расписание теоретического и производственного обучения, распорядок
дня.
2. Валеологическое
направление
учебно-воспитательного процесса
Валеологическое образование и воспитание (от лат. vale - будь здоров) - воспитание у учащихся потребности в
здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни
и выработки соответствующего поведения. В основе Валеологического образования и
воспитания лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого
через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам
психосаморигуляции, передачу и освоение гигиенических, физиологических,
экологических и мед. заданий.
Конечная цель валеологического воспитания - сформировать личность, которая
обладает развиваемыми качествами: стремлением к заботе о своем здоровье,
раскрытием оздоровительных возможностей человека, развитием саморегуляции
организма, валеологической активностью, то есть деятельностью, направленной на
оздоровление организма, умением вести здоровый образ жизни.
Учебно-воспитательная валеологическая работа. Валеологическое воспитание в образовательном
учреждении осуществляется через следующие виды деятельности:
ü
учебные предметы
«Основы медицинских знаний», «Основы безопасности жизнедеятельности»;
ü
валеологизация основных
предметов;
ü
спортивные
секции;
ü
беседы с
сотрудниками лечебных учреждений «Последствия ранней беременности», «СПИД не
спит», «Наркотики как социальное зло»;
ü
встречи с
выдающимися спортсменами города;
ü
месячники и акции
«Молодежь за здоровый образ жизни», «Ты мне сигарету, я тебе конфету»;
ü
классные часы на
темы «Республиканская целевая программа «Молодежь Чувашской Республики:
2006-2010», «Ставка на азарт», «Береги честь смолоду»;
ü
кинолектории
«Скажи сигаретам нет», «Бег от алкомира»;
ü
раздача
пропагандистских буклетов «Как бросить курить», «Ранняя беременность»;
ü
волонтерское
движение сбора подписей в поддержку гражданской инициативы «Россия без табака»;
ü
выставки книг,
журналов, газетных материалов в библиотеке по темам «От здоровья физического,
нравственного - к здоровью нации», «Береги здоровье», «Спорт - это мир»;
ü
выпуск стенгазет,
посвященных здоровому образу жизни и профилактике вредных привычек;
ü
Дни здоровья;
ü
научно-исследовательская
работа среди обучающихся (доклад «Обеспечение жителей г. Канаш питьевой водой
без бактерий и вирусов и в достаточном количестве» республиканский конкурс
«Чувашия -3000» «Высокие технологии будущего», исследовательская работа
«Состояние санкционированной свалки в г. Канаш» XII Межрегиональная
конференция-фестиваль научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой
Волги»).
Диагностическая
работа, включает в себя комплекс мероприятий
по выявлению, уровня здоровья детей, основывается на психологических,
клиникофизиологических, гигиенических и других методах исследования. Профилактический
осмотр учащихся осуществлен врачом-педиатром и врачами – специалистами
городской детской поликлиники г. Канаш. Учащиеся с отклонениями в здоровье,
выявленные с помощью скринг-тестов, после уточнения диагноза, взяты на
диспансерный учёт для дальнейшего лечения.
После заключения диагноза врачами-специалистами медработник проводит комплектование
специальных учебных групп, которые подразделяются на три подгруппы:
1 подгруппа
¾
с хроническими
заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
¾
с заболеваниями
органов дыхания;
¾
с нарушением
функций эндокринной системы;
¾
с наличием
значительной близорукости;
2 подгруппа
¾
с заболеванием
пищеварительного тракта;
¾
нарушением обмена
веществ;
¾
с
гинекологическими заболеваниями;
3 подгруппа
¾
с двигательным и
статическими расстройствами;
¾
с заболеванием
суставов ревматического и неревматического происхождения;
¾
с травматическими
последствиями.
Коррекционная работа предоставляет собой меры по устранению или снижению
имеющихся отклонений от нормы, предполагает преимущественное использование индивидуальных
форм взаимодействия с учеником. Педагог-психолог проводит работу по выявлению
учащихся, относящихся к «группе риска» и требующих психологической помощи
(анонимное анкетирование, тестирование), составляет базу данных, имеющих аффективные
и невротические проявления; практикуется психологические и
личностно-ориентированные беседы, тренинговые занятия с такими учащимися. При
проведении коррекционной работы учитываются индивидуальные особенности, степень
восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и пр.
Консультативная работа проводится по нескольким направлениям одновременно -
с учащимися, учителями, родителями. Она представляет собой многоплановую повседневную
текущую работу, направленную на оказание содействия и помощи по валеологическим
вопросам в конкретных случаях и ситуациях.
В рамках санитарно-гигиенического образования для инженерно-педагогических
работников проводились семинары и занятия:
1.
Здоровьесбережение,
как необходимое условие формирования образовательной среды учащихся.
2.
Психофизиологические
особенности подросткового возраста.
3.
Формирование ЗОЖ
во время проведения внеклассных мероприятий.
4.
Мастер-класс
«Формирование ЗОЖ на уроках русского языка и литературы; экономики;
производственного обучения по профессии «Сварщик».
5.
Мастер-класс
«Проведение физкультминуток на уроках производственного и теоретического
обучения»
Для родителей организован родительский всеоучеб на темы «Психофизиологические
особенности подросткового возраста», «Поведение родителей и отношение
подростков к ним», «О половом воспитании».
В конкретных случаях и ситуациях педагогам, родителям, учащимся оказывалась
консультативную помощь.
Заключение
Таким образом, учитывая комплексность и поликомпонентность столь сложной
проблемы, как сохранение здоровья будущих специалистов, для ее решения
оптимизирована деятельность всего образовательного учреждения с привлечением к этой
работе инженерно-педагогических работников, специалистов физической культуры,
психологов Центра психолого - педагогической реабилитации и коррекции города, специалистов
здравоохранения и гигиены, безопасности жизнедеятельности.
Все, что относится к образовательному учреждению (характер обучения и
воспитания, уровень педагогической культуры, содержание образовательных
программ, условия проведения учебного процесса и т.д.), имеет непосредственное
отношение к проблеме здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные
технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей
образовательной системы.
Смысл здоровьесберегающей технологии заключается в формировании у
учащихся потребности в здоровом образе жизни, осознании ответственности за свое
здоровье.
Здоровьесберегающему обучению и воспитанию способствуют:
ü
систематическая
актуализация внимания учащихся на их здоровье и здоровом образе жизни;
ü
создание
комфортной образовательной среды для всех учащихся;
ü
оптимизация
учебной нагрузки учащихся, особенно при постановке домашних заданий, чередование
их учебного труда и отдыха;
ü
усиление
диагностических функций для выявления: во-первых, резервных возможностей
здоровьесберегающего обучения и воспитания; во- вторых, для усиления рефлексии
педагога и учащегося с целью развития их способностей к самопознанию,
самосовершенствованию.
В училище применяются такие педагогические технологии, как метод
проектов, модульное обучение, коллективный способ обучения, и являются
здоровьесберегающими, так как дают педагогам возможность обучать творчески, а
учащимся работать увлеченно с экономией времени.
Любая применяемая в учреждении профессионального образования
педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
В училище существуют все необходимые элементы структуры управления, организации
и проведения воспитательной работы по профилактике негативных явлений и пропаганде
здорового образа жизни: заместитель директора по воспитательной работе и социальным
вопросам, Совет профилактики, психологическая служба, Совет ученического
самоуправления.
Данная работа строится с учетом основных положений республиканских и федеральных
документов, основывается на Концепции модернизации российского образования на
период до 2010 г., информации к заседанию Коллегии Минобрнауки России 14.09.05.
«О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления
психоактивными веществами в образовательной среде», справки к заседанию
Коллегии 24.06.03. «О деятельности Минобразования России, органов управления
образованием субъектов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» и др., Республиканской целевой программы
«Молодежь Чувашской Республики: 2006-2010 г.г.», Устава АУ Чувашской Республики
НПО «ПУ№2» Минобразования Чувашии, Программы формирования здоровьесберегающего
образовательного пространства «Здоровая нация» на 2005-2010 г., приказов
директора училища.
В образовательном
учреждении имеются планы воспитательной работы с «трудновоспитуемыми» учащимися; совместный план
работы училища и ППДН при Канашской ОВД по профилактике безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних и состоящими на учёте; по
противодействию незаконного употребления и распространения курительных смесей;
по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному
обороту; по профилактике безнадзорности и правонарушений с несовершеннолетними
учащимися; план работы с условно осужденными и «трудными» учащимися; с ОДН
г.Канаш с несовершеннолетними учащимися и «группы риска». Также имеется методическая и научная
литература по проблеме употребления наркотических веществ, алкоголя и
табакокурению, используется специальная фото, видео, печатная продукция
профилактического характера.
Училище осуществляет необходимые контакты с правоохранительными органами
и медицинскими учреждениями. В плане работы училища имеется отдельный раздел,
направленный на профилактику наркомании, табакокурения и формирование здорового
образа жизни.
Ежегодно проводится медицинское обследование учащихся всех курсов.
В 2-х учебных корпусах оформлен «Уголок здоровья». Ведется журнал учёта
работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганде здорового
образа жизни.
Осуществляются контакты с Отделом образования и молодёжной политики
города, совместно организована волонтёрская группа по профилактике
табакокурения в рамках акции «Чувашия против курения».
Традиционно в начале учебного года проходит месячник «Молодежь за
здоровый образ жизни» с привлечением специалистов. Также учащиеся выступают на
республиканских и
региональных конкурсах, конференциях с научно-исследовательскими работами:
республиканский конкурс «Чувашия -3000» «Высокие технологии будущего»; республиканский
конкурс «Лучший учащийся»; Межрегиональная конференция-фестиваль научного
творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги».
Силами психологической службы училища проводится психодиагностическая работа с использованием методов
анкетирования и опроса.
Вопросы профилактики наркомании и других негативных явлений в молодежной
среде тесно связаны с организацией досуга, широкой внеучебной работой. В
училище действуют 7 спортивных секций и более 20 кружков, клубов, секций по
интересам, проводятся культурно-массовые и зрелищные мероприятия, как в
масштабе училища, так и в группах. При общежитиях действуют тренажёрный зал, спортивная
площадка.
В течение всего учебного года проводятся спартакиады, соревнования по
игровым видам спорта, легкоатлетические соревнования, охватывающие практически
весь контингент обучаемых.
В целях создания условий, гарантирующих охрану здоровья учащихся,
работников и посетителей в училище, защиты их от вредного воздействия табачного
дыма в соответствии с ФЗ от 10.07.2001 №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» на
территории и в помещениях запрещено курение (приказ №203 от 14.09.10).
Побудить учащихся к повышению уровня культуры здоровья и ведению
здорового образа жизни - трудная задача, однако образование в области культуры
здоровья в молодом возрасте поможет в принятии наиболее правильных и полезных
для здоровья решений в выборе образа жизни, ориентированных на его сохранение и
укрепление.
Список литературы
1.
Афанаскина М.С.,
Афанаскина О.В., Рябов В.М. Культура здоровья студентов как одна из компетенций
будущего специалиста // Методист. 2009. №3. С. 46-49.
2.
Балашова В.А.,
Степаненко В.П., Бекетова Л.М. Основные направления программы «Оздоровительная
модель общеобразовательного учрежде-ния» // Завуч. 2000. № 4. С. 65.
3.
Вестник
образования. 1996. № 7.
4.
Вестник
Чувашского Республиканского института образования. Выпуск II. Чебоксары: Издательство ЧРИО. 2002.
С. 56.
5.
Горячев В.
Здоровье - категория педагогическая // Народное образование. 1999. №9. С. 219.
6.
Евстифеева О.,
Куличенко Н. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. 2001. № 2.
С. 167.
7.
Здоровьесберегающее
обучение и воспитание/ под научной редакцией Андреева В.И./ Казань: Центр
инновационных технологий. 2000. С. 267.
8.
Зеер Э.Ф.,
Павлова A.M., Сыианюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный
подход. М.: МПСИ, 2005. С. 49.
9.
Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты
качества профессионального образования // Образование и наука. 2002. № 2.
10.
Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в
личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука.
2000. № 3.
11.
Кузнир Л.М.
Здоровьесберегающие технологии в системе развивающего образования // Методист. 2005.
№ 4. С. 42.
12.
Медицинская
энциклопедия [Электронный ресурс] / 2 электрон, опт. диска (CO-КОМ): зв.цв. М.: Золотой Фонд
российских энциклопедий, 2003.
13.
Подласый И.
Перегружены ли школьники? // Народное образование. 2003. №9. С. 103.
14.
Прутченков А. «Я
жизнь» (методические разработки социально-психологического практикума) // Воспитание
школьников. 2001. № 9. С. 44.
15.
Рыбачук Н.А.
Педагогическая технология здоровьесбережения студен-тов // Педагогика. 2003. №
4. С.70.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|