бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) бесплатно рефераты

* р = 0 05 по критерию U для статистически значимых показателей.

Общая численность детей с ненадежной привязанностью составила 13. В ней также выделились две группы (2, 3). В первую группу входили 9 детей, которых можно определить как аффективных и ненадежно привязанных (2). Такие дети в присутствии матери не обращали на нее особого внимания и в основном занимались игрушками. На незнакомого взрослого они смотрели настороженно, с тревогой. В ситуации, когда мать выходила и оставляла ребенка и незнакомого взрослого одних, дети замирали, разглядывали взрослого, робко приближались, а затем быстро отползали, пугались и плакали. Когда мать возвращалась в комнату, ребенок прижимался к ней и долго не успокаивался. При предъявлении интересной игрушки дети начинали играть с нею, не обращая внимания на незнакомого взрослого. Пугающая игрушка вызывала у детей сильное беспокойство, испуг. Ребенок оглядывался на мать, подползал к ней, старался забраться на колени, хныкал.

Во вторую группу ненадежно привязанных детей вошли 4 ребенка, которых можно назвать индифферентными (3). Такие дети не проявляли выраженного интереса к матери, не обращали внимания ни на ее присутствие, ни на отсутствие. Когда ребенок оставался наедине с незнакомым взрослым, он продолжал спокойно заниматься игрушками, иногда переводя взгляд на взрослого, но не проявляя к нему особого интереса. Новая игрушка привлекала внимание ребенка, он рассматривал ее, активно обследовал. При виде пугающей игрушки дети замирали, а затем отворачивались, но не искали поддержки у матери.

У воспитанников дома ребенка в экспериментальных ситуациях наблюдалось иное поведение, хотя их так же, как и детей из семьи, можно разделить на: условно надежно привязанных и ненадежно привязанных к близкому взрослому (воспитателю). В первую группу (1) входили 4 младенца. По сравнению с надежно привязанными детьми из семьи в ситуациях с незнакомым взрослым и пугающей игрушкой их реакции более противоречивы, хотя они и демонстрировали определенную привязанность к воспитателю. Так, дети этой группы сосредотачивали внимание на воспитателе, практически не обращали внимания и не проявляли интереса к незнакомому взрослому. Однако, оставшись наедине с последним, настораживались, пугались и плакали, а успокаивались только тогда, когда воспитатель возвращался и брал их на руки. После этого младенец затихал, прижимался к взрослому, его активность становилась минимальной. На предъявление красивой игрушки дети почти не реагировали, лишь несколько секунд рассматривали ее, а затем отворачивались, не пытаясь взять в руки. При предъявлении пугающей игрушки дети искали глазами воспитателя, хныкали и старались доползти до него, больше на игрушку не смотрели.

Таблица 6. Показатели психических проявлений воспитанников дома ребенка и взаимодействия с воспитателем в различные режимные моменты по группам, в зависимости от типа привязанности


Ситуация

Действие

Эмоции

Взгляд

Речь

Взаимодействие

Синхронизация

Действие

Эмоции

Взгляд

Речь

Взаимодействие

Синхронизация

Действие

Эмоции

Взгляд

Речь

Взаимодействие

Синхронизация

Подъем

1.2

2

2

0.5

2.5

0.2

0.6

0.7

1.2

 

1.3

0.2

0.6

-0.6

l

 

0.6

 

Переодевание

1.2

2.2

2.7

 

2

 

1

0.7

1.3

0.1

1.5

 

0.6

0.6

1.2

 

1

 

Кормление

1.5

-0.2

2.2

 

1.7

 

0.9

0.4

1.5

 

0.7

 

0.6

 

0.6

 

0.2

 

Свободное бодрствование

3.2

4.5

4.5

1.5

4.7

1.7

1.4

2.6

3.6

0.1

2.7

0.9

1.2

2

2.8

 

1.6

 

Укладывание спать

0.7

1.7

3.2

0.5

1.5

 

0.3

0.4

1

0.1

0.6

 

0.4

-0.4

1

 

0.2

 

В среднем

1.5

2

2.9

0.5

2.5*

0.4*

0.8

0.9

1.7

0.06

1.3*

0.2*

0.7

0.3

1.3

 

0.7

 

Группы

№1

№3, а

№3,6

* р = 0.05 по критерию U для статистически значимых показателей.

Ненадежно привязанные воспитанники дома ребенка характеризовались индифферентным отношением к близкому взрослому (3). У таких детей не сформировались аффективные связи, привязанность к воспитателю. Однако по выраженности психических проявлений и эмоциональной насыщенности контактов с близким взрослым этих детей можно разделить на две подгруппы. 11 детей составили первую подгруппу (3, а). Они не обращали внимания на воспитателя, пока он, неоднократно улыбаясь, близко не наклонялся к ним. Когда ребенок оставался наедине с незнакомым взрослым, он не проявлял к нему интереса и занимался игрушками. Дети никак не реагировали на возвращение воспитателя, мало интересовались привлекательной игрушкой. Когда им показывали пугающую игрушку, они начинали плакать, отодвигались, отползали от нее, но не пытались обратиться за поддержкой к близкому взрослому.

Во вторую подгруппу вошли 5 младенцев (3, б). Такие дети не проявляли интереса к близкому взрослому и не реагировали на уход, возвращение воспитателя, его инициативные действия и улыбки. При виде привлекательной игрушки ребенок несколько секунд ее рассматривал, а затем отворачивался. Также безразлично он относился к незнакомому взрослому и пугающей игрушке.

Для определения зависимости между особенностями взаимодействия и характером привязанности ребенка к взрослому сопоставим особенности взаимодействия с типом привязанности. Начнем анализ с выборки детей и их матерей из семьи. На табл. 5 представлены показатели различных психических проявлений детей и особенности взаимодействия с матерью по группам в зависимости от типа привязанности. Группы 1, а и 1, б - подгруппы младенцев с надежной привязанностью к матери. Группа 2 - аффективные, ненадежно привязанные дети. Группа 3 - индифферентные, ненадежно привязанные.

Анализ таблицы показывает, что надежно привязанные дети обеих подгрупп превосходят по средним показателям группы детей с ненадежной привязанностью. При этом самые высокие показатели отмечаются у детей первой подгруппы (кроме показателей взгляда) (1, а). Дети второй подгруппы (1,6) находятся на втором месте, а по показателям взгляда превосходят первую подгруппу.

Аффективные, ненадежно привязанные дети (2-я группа) имеют более высокие показатели психических проявлений и взаимодействия по сравнению с индифферентными, ненадежно привязанными детьми (3-я группа).

Наиболее значимыми являются различия между группами по таким показателям взаимодействия, как диалог и синхронизации: от 7.2 балла (диалог) и 2.3 балла (синхронизации) у детей первой подгруппы с надежной привязанностью до, соответственно, 2.7 и 0.7 баллов у индифферентных, ненадежно привязанных младенцев.

Сопоставление различных режимных моментов выявляет ситуацию кормления, в которой при взаимодействий с матерью дети первой подгруппы проявляют максимум своих возможностей, так же, как максимально выражены показатели диалога и синхронизации действий. Дети второй подгруппы достигают максимальных показателей во время свободного бодрствования, аналогично младенцам 2-ей и 3-ой (кроме показателей действий) группы.

Сравнение ненадежно привязанных детей 2-ей и 3-ой групп демонстрирует наибольший разброс показателей по таким режимным моментам, как: переодевание, кормление, свободное бодрствование, укладывание спать, при преимущественно более высоких показателях у детей с аффективной ненадежной привязанностью.

В таблице 6 представлены показатели различных психических проявлений детей, воспитывающихся в Доме ребенка, и особенности их взаимодействия с воспитателем по группам в зависимости от типа привязанности.

Анализ таблицы показывает, что в среднем самые высокие показатели отмечаются у условно надежно привязанных детей (1 группа). В двух подгруппах индифферентных, ненадежно привязанных детей (За, 36) средние показатели несколько выше у первой подгруппы.

Более всего выделенные группы младенцев различаются по показателям речи (соответственно, 0.5,0.06 и 0 баллов), а также диалога (соответственно, 2.5, 1.3 и 0.7 баллов).

Сравнение различных режимных моментов позволяет выделить у детей всех трех групп ситуацию свободного бодрствования, где показатели выражены максимально, и ситуацию кормления, где они минимальны.

Следует специально отметить, что у детей группы 3, б практически отсутствуют речевые проявления и синхронизации при взаимодействии с воспитателем во время проведения режимных моментов, а остальные показатели выражены очень слабо.

Характеристика активности матери и ребенка в зависимости от типа привязанности графически изображена на рис. 1. На графике представлены инициативные и ответные действия матери и ребенка по группам. Анализ рисунка показывает, что взаимодействие надежно привязанных детей первой подгруппы с матерями характеризуется высоким уровнем инициативности ребенка, вызывающим адекватное ответное поведение матери, а также относительно низким уровнем инициативности матери при адекватном ответном поведении младенца. Обращает внимание высокий уровень инициатив ребенка, намного превосходящий уровень инициативности матери, а также большой разрыв между этими показателями. Кроме того, из графика видно, что дети первой подгруппы отвечают на все инициативы матери, а у ребенка некоторое количество инициатив остается без ответа матери.

Вторая подгруппа надежно привязанных детей отличается более низким по сравнению с первой уровнем инициативы ребенка и ответного поведения матери. Уровень инициативного и ответного поведения матери практически один и тот же. Разрыв между Инициативными действиями ребенка и ответом матери больше, чем между инициативой матери и ответными действиями младенца. Отметим, что у надежно привязанных детей второй подгруппы при взаимодействии с матерью инициативное и ответное поведение партнеров более гармонично, чем у детей первой подгруппы.

Во второй группе детей (с аффективной ненадежной привязанностью) инициативные действия ребенка превалируют над ответными, а в поведении матери, наоборот, уровень ответного поведения выше уровня инициативного. При этом больше инициатив ребенка остается без ответа матери по сравнению с ответным поведением младенца. Количество инициатив ребенка, оставшихся без ответа матери, у ненадежно привязанных детей этой группы выше, чем у надежно привязанных младенцев 1-ой и 2-ой подгрупп (а, б).

У ненадежно привязанных индифферентных детей (3-я группа) ответные действия преобладают над инициативными. При этом уровень инициативных действий матери существенно выше уровня ее ответного поведения. Интересно, что практически все инициативные проявления ребенка сопровождаются ответными действиями матери, в то время как между инициативой матери и ответом ребенка существует больно разрыв.

Лишь у детей этой группы при взаимодействии в паре ребенок-мать инициативность матери преобладает над инициативностью ребенка.

Сравнительная активность воспитателей и воспитанников Дома ребенка в зависимости от типа привязанности ребенка к взрослому представлена на рис. 2. На графике показано: дети с условно надежной привязанностью отличаются высоким уровнем инициативных действий, преобладающих над ответным поведением ребенка, инициативным и ответным поведением воспитателя. Отметим, что разрыв между инициативой ребенка и ответом близкого взрослого достаточно велик и превосходит разрыв между инициативными действиями взрослого и ответным поведением младенца. Это означает, что воспитанники Дома ребенка с условно надежной привязанностью к воспитателю значительно чаще отвечают на инициативу близкого взрослого, чем этот близкий взрослый на инициативу младенца.

Инициативность детей из Дома ребенка с ненадежной привязанностью (группы За, 36) существенно ниже, чем у условно надежно привязанных детей. Близкий взрослый значительно чаще проявляет инициативу, чем отвечает на инициативу ребенка. Обращает внимание неслаженность взаимной активности партнеров при взаимодействии: большие разрывы между уровнем инициативных и ответных действий у каждого из них. При этом наиболее ярко выраженное рассогласование наблюдается у детей второй подгруппы с индифферентной ненадежной привязанностью (36). У таких детей отмечается самый низкий уровень ответов на инициативу воспитателя.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования еще раз подтвердили, что условия воспитания и особенности взаимодействия ребенка с близким взрослым оказывают решающее влияние на его психическое развитие. Психические проявления (показатели взгляда, эмоций, вокализаций, действий) воспитанников Дома ребенка при взаимодействии с близким взрослым (воспитателем) значительно беднее, чем аналогичные проявления у детей из семьи при взаимодействии с матерью.

Наибольшие различия между двумя исследованными выборками отмечаются в таких особенностях взаимодействия, как: контакт взглядов, диалог, синхронизация действий, проявление инициативы и ответ на инициативу взрослого, характеризующих тонкую "подстройку" друг к другу партнеров по взаимодействию.

Экспериментальные данные подтвердили исходную гипотезу работы - зависимость типа аффективной привязанности ребенка к взрослому от характера их взаимодействия. Надежная привязанность формируется у детей из семьи при высоком уровне психической активности младенца в общении с матерью в режимные моменты, из которых наиболее важными являются кормление и свободное бодрствование. Умение матери поддерживать инициативу ребенка, устанавливать с ним контакт взглядов, синхронизировать действия и проводить взаимодействия типа диалога, особенно во время кормления, свободного бодрствования, - способствует формированию надежной привязанности. Важными факторами являются также эмоциональный и физический контакт младенца с матерью.

Ненадежная привязанность к матери развивается у ребенка в условиях менее насыщенного общения в режимные моменты, недостаточно тонкой "подстройкой" матери к младенцу при взаимодействии (невысокий уровень контакта взглядов, синхронизации, диалога). Ведущим фактором формирования аффективной ненадежной привязанности выступает большое количество инициатив ребенка, оставшихся без ответа матери.

Индифферентная ненадежная привязанность складывается у ребенка при несогласованных, негармоничных взаимодействиях (особенно во время кормления), когда на фоне неумения матери поддерживать инициативу ребенка превалирует ее собственная инициатива, на которую младенец адекватно не отвечает.

У воспитанников Дома ребенка можно выявить лишь условно надежную привязанность к близкому взрослому. Такие дети по сравнению с надежно привязанными домашними детьми в поведении более противоречивы, их психические проявления имеют менее выраженную форму.

От ненадежно привязанных воспитанников Дома ребенка условно надежно привязанные отличаются большей инициативностью, которая, однако, не достигает показателей у домашних детей. Близкий взрослый в общении с детьми в режимные моменты уделяет особое внимание свободному бодрствованию, стараясь подстроиться к ребенку, хотя и в меньшей степени, чем в паре мать-ребенок. Наибольшая несогласованность, практически отсутствие общения, обедненное взаимодействие характерно в Доме ребенка для ситуаций кормления.

Индифферентные, ненадежно привязанные воспитанники Дома ребенка проявляют незначительную активность в контактах с воспитателем, не умеют отвечать на инициативу, их общение и взаимодействие со взрослым обеднено и не развито. Воспитатели по отношению к таким детям не реализуют адекватного инициативного и ответного поведения, практически отсутствует "подстройка" под активность ребенка, воспитатель не отвечает на инициативу младенца и не получает ответа на свою.

В заключение отметим также, что дети с надежной привязанностью к матери открыты и доверчивы по отношению к другим людям и предметному миру. Они не испытывают страха перед незнакомым взрослым, проявляют к нему интерес, стараются вовлечь в общение и игру, готовы обследовать даже пугающую игрушку, доброжелательны и активны. Надежная привязанность к взрослому во втором полугодии первого года жизни создает условия для успешного дальнейшего психического развития ребенка.

Список литературы

1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 3-12.

2. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Этолопическое изучение детей с явлениями эмоционально депривации. Тезисы семинара "Социокогнитивно развитие ребенка". М., 1995. С. 6-7.

3. Мозг и поведение младенца. М.: ИПИ РАН, 1993.

4. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной и А.Г. Рузской. М. Педагогика, 1990.

5. Развитие личности ребенка / Под ред. Р.Х. Нассе на, Дж. Конжера и др. М.: Прогресс, 1987.

6. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // Amer. Psychologist. 1991. V. 46. P. 331-341.

7. Bowlby J. Attachament and loss: Loss, sadness and depression. V. 3. L.: Hogarth, 1980.

8. Gassidy J. The ability to negotiate the environment: An aspect of infant competence as related to quality of attachment//Child Devel. 1986. V. 57. P. 331-337.

9. Klaus M., KennelJ. An infant bonding: 2-d ed. St. Lois, 1982.

10. Main M., Cassiday J. Categories of responses in reunion with the parent at age 6: Predictable infant attachment classifications and stable over 1-month\'s period//Devel. Psychol. 1988. V. 24. P. 415-426.

11. Pipp S., Eastrerbrooks MA., Harnon RJ. The relations between attachment and knowledge of self and mother in one to three-year old infants // Child Devel. 1992. V. 63. P. 738-750.

12. SchefferH.R. The cheld\'s entry into the social world. Orlando, FL: Acad. Press, 1984.

13. SrouffLA., EgelandB., KreutzerN. The fate of early ex-prience following developmetal changes: Longitudinal approaches to individual adaptation in chilhood // Child Devel. 1990. V. 61. P. 1363-1373.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru>



Страницы: 1, 2, 3