Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка)
Примечание:
р = 0.01 по критерию U.
В ходе
исследования проводилось сравнение особенностей взаимодействия в паре
ребенок-взрослый в семье и доме ребенка. Характеристика особенностей
взаимодействия матери и ребенка, воспитателя и воспитанников Дома ребенка
приведена в табл.3.
Анализ
таблицы показывает, что такие особенности взаимодействия, как синхронизация,
диалог, контакт взглядов существенно чаще отмечаются во взаимодействии матери с
ребенком, чем в паре воспитатель-ребенок, в качестве характеристики более
тонкой взаимной подстройки партнеров. При этом наибольшая разница в показателях
выявлена при сопоставлении синхронизации (более чем в 10 раз). При
сопоставлении показателей взаимодействия в семье и доме ребенка в различные
режимные моменты наиболее яркие отличия обнаруживаются в ситуации кормления. В
семье мать и младенец почти в 18 раз чаще вступают в диалог во время кормления
по сравнению с взаимодействием младенца и воспитателя. Взаимодействие последних
характеризуется также отсутствием синхронизации действий и незначительным
количеством контакта взглядов.
На втором
месте - ситуация укладывания спать и свободное бодрствование (разница более чем
в 4 раза в пользу семьи). Отметим, что если диалогические формы взаимодействия
и контакт взглядов наблюдаются у воспитанников Дома ребенка и воспитателей во
всех режимных моментах, то синхронизации - лишь при переодевании и свободном
бодрствовании. При этом разница в количестве синхронизации у детей из семьи и
Дома ребенка при взаимодействии со взрослым во время переодевания составляет
2.2 раза, а во время свободного бодрствования она гораздо выше и достигает 11.6
раз в пользу взаимодействия в паре младенец-мать.
В табл. 4
представлены показатели активности ребенка и взрослого во время проведения
различных режимных моментов: общее количество инициативных действий каждого из
партнеров по взаимодействию, общее количество ответов на инициативу, а также
инициатив, оставшихся без ответа.
Анализ
таблицы показывает, что показатели общей активности матерей и детей из семьи
практически совпадают (336 у матерей и 332 балла у детей). В то же время
воспитанники Дома ребенка проявляют несколько большую активность по сравнению с
воспитателями (дети - 152, воспитатели - 126 баллов). Анализируя качество
активности, можно отметить, что в семье при взаимодействии матери с ребенком
показатели инициативности матери меньше соответствующих показателей ребенка на
20%, в то время как инициативность воспитателя в Доме ребенка выше, чем у
младенцев, примерно на 17%.
Примечателен
тот факт, что среди домашних детей примерно 8% инициатив остаются без ответа
матери, в Доме ребенка этот показатель составляет более 40%. Таким образом, в
детском доме инициативных действий ребенка, адресованных близкому взрослому и
оставшихся без ответа, в пять раз больше, чем в семье. Анализируя инициативные
действия взрослого, оставшиеся без ответа со стороны ребенка, можно отметить,
что в семье их общее количество по всем режимным моментам равно 13%, а в Доме
ребенка -30% от числа инициатив.
Сравнение
активности взрослого и ребенка в различные режимные моменты показывает, что
дети обеих выборок наиболее активны во время свободного бодрствования
(соответственно, 123 и 56 баллов).
На втором
месте у домашних детей - ситуация кормления (80 баллов), а у воспитанников Дома
ребенка - укладывание спать (26 баллов). Интересно, что во время кормления у
детей из Дома ребенка отмечается наименьшая (наряду с подъемом) активность (18
баллов), а у домашних детей минимальная активность - во время укладывания спать
(35 баллов), т.е. в последнем случае картина, обратная Дому ребенка. Общие показатели
активности матери наиболее высокие в тех же ситуациях, что и у ребенка
(свободное бодрствование и кормление), и соответствуют его активности.
Активность матери выше активности младенца при укладывании спать, и ниже, чем у
ребенка, - при подъеме и переодевании. Так же, как и в семье, активность детей
и воспитателей в Доме ребенка достигает наиболее высоких значений во время
свободного бодрствования и находится примерно на одном уровне (общая активность
воспитателя - 52, а ребенка - 56 баллов). Активность воспитателя выше
активности ребенка при подъеме после сна, при переодевании, и существенно ниже,
чем у ребенка, - при кормлении и укладывании спать.
Таблица
4.Особенности активности ребенка и взрослого при взаимодействии в различные
режимные моменты в семье и доме ребенка (суммарные показатели в условных
единицах)
Ситуация
|
Активность
матери
|
Активность
ребенка
|
Активность
воспитателя
|
Активность
ребенка
|
|
Инициатива
|
Ответ
|
Инициатива
без ответа
|
Общая
активность
|
Инициатива
|
Ответ
|
Инициатива
без ответа
|
Общая
активность
|
Инициатива
|
Ответ
|
Инициатива
без ответа
|
Общая
активность
|
Инициатива
|
Ответ
|
Инициатива
без ответа
|
Общая
активность
|
Подъем
Переодевание
|
27
18
|
10
17
|
0
0
|
37
35
|
16
22
|
27
18
|
6
5
|
49
45
|
16
20
|
3
2
|
5
6
|
24
28
|
5
6
|
11
14
|
2
4
|
18
24
|
Кормление
|
20
|
59
|
5
|
84
|
62
|
15
|
3
|
80
|
2
|
8
|
0
|
10
|
12
|
2
|
4
|
18
|
Свободное
бодрствование
|
65
|
55
|
9
|
129
|
61
|
56
|
6
|
123
|
32
|
9
|
11
|
52
|
27
|
11
|
18
|
56
|
Укладывание
спать
|
17
|
22
|
6
|
45
|
23
|
11
|
1
|
35
|
6
|
5
|
1
|
12
|
13
|
5
|
8
|
26
|
Общее
количество
|
147
|
169
|
20
|
336
|
184
|
127
|
21
|
332
|
76
|
27
|
23
|
126
|
63
|
53
|
36
|
152
|
Примечание-
р= 0.01 по критерию U.
Анализируя
инициативность детей и взрослых в различные режимные моменты, можно сказать,
что домашние дети наиболее инициативны во время кормления (62 балла) и
свободного бодрствования (61 балл), и менее всего - во время подъема после сна
(16 баллов). Воспитанники Дома ребенка проявляют больше всего инициативных
действий во время бодрствования (27 баллов), минимальные показатели при
переодевании (6 баллов) и подъеме после сна (5 баллов).
Матери и
воспитатели, так же, как и дети, наиболее инициативны во время свободного
бодрствования детей (соответственно, 65 и 32 балла). На втором месте находится
ситуация подъема после сна у матерей (27 баллов), а у воспитателей - ситуация
переодевания (20 баллов). Минимум инициативных действий матери проявляют,
укладывая ребенка спать (17 баллов), а воспитатели -при кормлении (2 балла).
Результаты
исследования сформированности и типа привязанности ребенка к близкому взрослому
(матери, воспитателю) с применением модифицированной методики оценки
привязанности М. Эйнсворт выявили существенные различия между воспитанниками
Дома ребенка и детьми из семьи.
Начнем
анализ с группы детей из семьи. По типу привязанности они делятся на надежно и
ненадежно привязанных. В группу детей с надежной привязанностью вошли 7 детей. Дети
этой группы в ситуации, когда мать выходила из комнаты и они оставались наедине
с незнакомым взрослым, искали ее, оглядывались, ползли по направлению к двери,
но не плакали и не пугались. Вскоре дети переключали внимание на взрослого или
игрушки. Когда мать вновь входила в комнату, дети обращали на нее внимание,
улыбались, вокализировали, протягивали руки. В ситуации с незнакомым взрослым и
привлекательной игрушкой дети самостоятельно исследовали ее. При предъявлении
пугающей игрушки младенцы проявляли беспокойство, искали поддержки у матери
(оглядывались, ловили взгляд, подползали поближе), а затем начинали
рассматривать и изучать ее.
В группе
детей с надежной привязанностью (1) можно выделить две подгруппы. В первую
подгруппу (1, а) вошли 2-е детей, поведение которых имело свои особенности. У
этих детей наблюдался тесный физический контакт с матерью: они часто залезали
на колени, трогали лицо, хлопали мать по рукам, щекам и т.п. Во всех ситуациях
мать была для ребенка привлекательнее незнакомого взрослого, новой игрушки.
Пугающую игрушку дети активно отталкивали рукой, отворачивались, забирались на
колени к матери и только через некоторое время проявляли к игрушке интерес,
внимательно рассматривая ее.
Во вторую
подгруппу (1,6) входили 5 детей. У них также наблюдался выраженный
эмоциональный контакт с матерью, но он осуществлялся преимущественно с помощью
взглядов, жестов, улыбок. В ситуации, когда мать выходила из комнаты, дети
много внимания уделяли незнакомому взрослому: улыбались, кокетничали, приносили
и клали ему на колени игрушки, инициируя общение. Когда мать появлялась вновь,
ребенок спокойно ей улыбался, но не приближался и не стремился к физическому
контакту. В ситуации с привлекательной игрушкой дети несколько минут
самостоятельно ею занимались, а затем переключали внимание на незнакомого
взрослого. Пугающая игрушка вызывала у детей беспокойство, они оглядывались на
мать, придвигались к ней поближе (но не прикасались и не старались залезть на
руки), замерев, рассматривали, затем начинали изучать игрушку.
Таблица 5.
Показатели психических проявлений детей и взаимодействия ребенка с матерью в
различные режимные моменты по группам в зависимости от типа привязанности (в
усл. ед.)
Ситуация
|
Действие
|
Эмоции
|
Взгляд
|
Речь
|
Взаимодействие
|
Синхронизация
|
Действие
|
Эмоции
|
Взгляд
|
Речь
|
Взаимодействие
|
Синхронизация
|
Действие
|
Эмоции
|
Взгляд
|
Речь
|
Взаимодействие
|
Синхронизация
|
Действие
|
Эмоции
|
Взгляд
|
Речь
|
Взаимодействие
|
Синхронизация
|
Подъем
|
1
|
1.5
|
0.5
|
0.5
|
1.5
|
0
|
0.8
|
1.4
|
1.8
|
0.6
|
2.8
|
1.2
|
1.7
|
1.2
|
1.8
|
0.3
|
2.8
|
0.2
|
1.5
|
0.2
|
1.7
|
0.7
|
2.5
|
0.2
|
Переодевание
|
1.5
|
0
|
0
|
2
|
1.5
|
1
|
1
|
0.2
|
1.6
|
1.8
|
2.6
|
0.2
|
1.7
|
1
|
1.8
|
1.2
|
2.5
|
0.5
|
0.5
|
0.7
|
2.5
|
1.2
|
1.7
|
0.2
|
Кормление
|
9.5
|
7
|
8
|
8
|
17.5
|
4.5
|
5.4
|
1.4
|
4.8
|
1
|
6.2
|
1.8
|
2.4
|
1
|
2.3
|
0.9
|
3.8
|
0.2
|
5.5
|
3.2
|
4.7
|
0.5
|
2.8
|
0.2
|
Свободное
бодрствование
|
10
|
8
|
7
|
8
|
12
|
5.5
|
8
|
8.4
|
9
|
5.6
|
12.6
|
4.4
|
6.2
|
5
|
5.6
|
4
|
10.3
|
3
|
3.2
|
4
|
5
|
3.2
|
4.2
|
2.5
|
Укладывание
спать
|
1.5
|
1.5
|
1
|
1.5
|
3.5
|
0.5
|
1.6
|
0.4
|
2
|
1
|
2.6
|
0
|
1.3
|
-0.3
|
1.9
|
1.1
|
3
|
0.3
|
1.5
|
0.5
|
1.5
|
1
|
2.5
|
0.7
|
В
среднем
|
4.5
|
3.6
|
3.3
|
4
|
7.2*
|
2.3*
|
3.4
|
2.4
|
3.9
|
1.9
|
5.4*
|
1.5*
|
2.7
|
1.6
|
2.9
|
1.5
|
4.4*
|
0.8*
|
2.4
|
1.7
|
3
|
1.3
|
2.7*
|
0.7
|
Группы
|
№1,а
|
№1,6
|
№2
|
№3
|
Страницы: 1, 2, 3
|
|