бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) бесплатно рефераты

Примечание: р = 0.01 по критерию U.

В ходе исследования проводилось сравнение особенностей взаимодействия в паре ребенок-взрослый в семье и доме ребенка. Характеристика особенностей взаимодействия матери и ребенка, воспитателя и воспитанников Дома ребенка приведена в табл.3.

Анализ таблицы показывает, что такие особенности взаимодействия, как синхронизация, диалог, контакт взглядов существенно чаще отмечаются во взаимодействии матери с ребенком, чем в паре воспитатель-ребенок, в качестве характеристики более тонкой взаимной подстройки партнеров. При этом наибольшая разница в показателях выявлена при сопоставлении синхронизации (более чем в 10 раз). При сопоставлении показателей взаимодействия в семье и доме ребенка в различные режимные моменты наиболее яркие отличия обнаруживаются в ситуации кормления. В семье мать и младенец почти в 18 раз чаще вступают в диалог во время кормления по сравнению с взаимодействием младенца и воспитателя. Взаимодействие последних характеризуется также отсутствием синхронизации действий и незначительным количеством контакта взглядов.

На втором месте - ситуация укладывания спать и свободное бодрствование (разница более чем в 4 раза в пользу семьи). Отметим, что если диалогические формы взаимодействия и контакт взглядов наблюдаются у воспитанников Дома ребенка и воспитателей во всех режимных моментах, то синхронизации - лишь при переодевании и свободном бодрствовании. При этом разница в количестве синхронизации у детей из семьи и Дома ребенка при взаимодействии со взрослым во время переодевания составляет 2.2 раза, а во время свободного бодрствования она гораздо выше и достигает 11.6 раз в пользу взаимодействия в паре младенец-мать.

В табл. 4 представлены показатели активности ребенка и взрослого во время проведения различных режимных моментов: общее количество инициативных действий каждого из партнеров по взаимодействию, общее количество ответов на инициативу, а также инициатив, оставшихся без ответа.

Анализ таблицы показывает, что показатели общей активности матерей и детей из семьи практически совпадают (336 у матерей и 332 балла у детей). В то же время воспитанники Дома ребенка проявляют несколько большую активность по сравнению с воспитателями (дети - 152, воспитатели - 126 баллов). Анализируя качество активности, можно отметить, что в семье при взаимодействии матери с ребенком показатели инициативности матери меньше соответствующих показателей ребенка на 20%, в то время как инициативность воспитателя в Доме ребенка выше, чем у младенцев, примерно на 17%.

Примечателен тот факт, что среди домашних детей примерно 8% инициатив остаются без ответа матери, в Доме ребенка этот показатель составляет более 40%. Таким образом, в детском доме инициативных действий ребенка, адресованных близкому взрослому и оставшихся без ответа, в пять раз больше, чем в семье. Анализируя инициативные действия взрослого, оставшиеся без ответа со стороны ребенка, можно отметить, что в семье их общее количество по всем режимным моментам равно 13%, а в Доме ребенка -30% от числа инициатив.

Сравнение активности взрослого и ребенка в различные режимные моменты показывает, что дети обеих выборок наиболее активны во время свободного бодрствования (соответственно, 123 и 56 баллов).

На втором месте у домашних детей - ситуация кормления (80 баллов), а у воспитанников Дома ребенка - укладывание спать (26 баллов). Интересно, что во время кормления у детей из Дома ребенка отмечается наименьшая (наряду с подъемом) активность (18 баллов), а у домашних детей минимальная активность - во время укладывания спать (35 баллов), т.е. в последнем случае картина, обратная Дому ребенка. Общие показатели активности матери наиболее высокие в тех же ситуациях, что и у ребенка (свободное бодрствование и кормление), и соответствуют его активности. Активность матери выше активности младенца при укладывании спать, и ниже, чем у ребенка, - при подъеме и переодевании. Так же, как и в семье, активность детей и воспитателей в Доме ребенка достигает наиболее высоких значений во время свободного бодрствования и находится примерно на одном уровне (общая активность воспитателя - 52, а ребенка - 56 баллов). Активность воспитателя выше активности ребенка при подъеме после сна, при переодевании, и существенно ниже, чем у ребенка, - при кормлении и укладывании спать.

Таблица 4.Особенности активности ребенка и взрослого при взаимодействии в различные режимные моменты в семье и доме ребенка (суммарные показатели в условных единицах)


Ситуация

Активность матери

Активность ребенка

Активность воспитателя

Активность ребенка

 

Инициатива

Ответ

Инициатива без ответа

Общая активность

Инициатива

Ответ

Инициатива без ответа

Общая активность

Инициатива

Ответ

Инициатива без ответа

Общая активность

Инициатива

Ответ

Инициатива без ответа

Общая активность

Подъем Переодевание

27 18

10 17

0 0

37 35

16 22

27 18

6 5

49  45

16 20

3 2

5 6

24  28

5 6

11 14

2  4

18 24

Кормление

20

59

5

84

62

15

3

80

2

8

0

10

12

2

4

18

Свободное бодрствование

65

55

9

129

61

56

6

123

32

9

11

52

27

11

18

56

Укладывание спать

17

22

6

45

23

11

1

35

6

5

1

12

13

5

8

26

Общее количество

147

169

20

336

184

127

21

332

76

27

23

126

63

53

36

152

Примечание- р= 0.01 по критерию U.

Анализируя инициативность детей и взрослых в различные режимные моменты, можно сказать, что домашние дети наиболее инициативны во время кормления (62 балла) и свободного бодрствования (61 балл), и менее всего - во время подъема после сна (16 баллов). Воспитанники Дома ребенка проявляют больше всего инициативных действий во время бодрствования (27 баллов), минимальные показатели при переодевании (6 баллов) и подъеме после сна (5 баллов).

Матери и воспитатели, так же, как и дети, наиболее инициативны во время свободного бодрствования детей (соответственно, 65 и 32 балла). На втором месте находится ситуация подъема после сна у матерей (27 баллов), а у воспитателей - ситуация переодевания (20 баллов). Минимум инициативных действий матери проявляют, укладывая ребенка спать (17 баллов), а воспитатели -при кормлении (2 балла).

Результаты исследования сформированности и типа привязанности ребенка к близкому взрослому (матери, воспитателю) с применением модифицированной методики оценки привязанности М. Эйнсворт выявили существенные различия между воспитанниками Дома ребенка и детьми из семьи.

Начнем анализ с группы детей из семьи. По типу привязанности они делятся на надежно и ненадежно привязанных. В группу детей с надежной привязанностью вошли 7 детей. Дети этой группы в ситуации, когда мать выходила из комнаты и они оставались наедине с незнакомым взрослым, искали ее, оглядывались, ползли по направлению к двери, но не плакали и не пугались. Вскоре дети переключали внимание на взрослого или игрушки. Когда мать вновь входила в комнату, дети обращали на нее внимание, улыбались, вокализировали, протягивали руки. В ситуации с незнакомым взрослым и привлекательной игрушкой дети самостоятельно исследовали ее. При предъявлении пугающей игрушки младенцы проявляли беспокойство, искали поддержки у матери (оглядывались, ловили взгляд, подползали поближе), а затем начинали рассматривать и изучать ее.

В группе детей с надежной привязанностью (1) можно выделить две подгруппы. В первую подгруппу (1, а) вошли 2-е детей, поведение которых имело свои особенности. У этих детей наблюдался тесный физический контакт с матерью: они часто залезали на колени, трогали лицо, хлопали мать по рукам, щекам и т.п. Во всех ситуациях мать была для ребенка привлекательнее незнакомого взрослого, новой игрушки. Пугающую игрушку дети активно отталкивали рукой, отворачивались, забирались на колени к матери и только через некоторое время проявляли к игрушке интерес, внимательно рассматривая ее.

Во вторую подгруппу (1,6) входили 5 детей. У них также наблюдался выраженный эмоциональный контакт с матерью, но он осуществлялся преимущественно с помощью взглядов, жестов, улыбок. В ситуации, когда мать выходила из комнаты, дети много внимания уделяли незнакомому взрослому: улыбались, кокетничали, приносили и клали ему на колени игрушки, инициируя общение. Когда мать появлялась вновь, ребенок спокойно ей улыбался, но не приближался и не стремился к физическому контакту. В ситуации с привлекательной игрушкой дети несколько минут самостоятельно ею занимались, а затем переключали внимание на незнакомого взрослого. Пугающая игрушка вызывала у детей беспокойство, они оглядывались на мать, придвигались к ней поближе (но не прикасались и не старались залезть на руки), замерев, рассматривали, затем начинали изучать игрушку.

Таблица 5. Показатели психических проявлений детей и взаимодействия ребенка с матерью в различные режимные моменты по группам в зависимости от типа привязанности (в усл. ед.)


Ситуация

Действие

Эмоции

Взгляд

Речь

Взаимодействие

Синхронизация

Действие

Эмоции

Взгляд

Речь

Взаимодействие

Синхронизация

Действие

Эмоции

Взгляд

Речь

Взаимодействие

Синхронизация

Действие

Эмоции

Взгляд

Речь

Взаимодействие

Синхронизация

Подъем

1

1.5

0.5

0.5

1.5

0

0.8

1.4

1.8

0.6

2.8

1.2

1.7

1.2

1.8

0.3

2.8

0.2

1.5

0.2

1.7

0.7

2.5

0.2

Переодевание

1.5

0

0

2

1.5

1

1

0.2

1.6

1.8

2.6

0.2

1.7

1

1.8

1.2

2.5

0.5

0.5

0.7

2.5

1.2

1.7

0.2

Кормление

9.5

7

8

8

17.5

4.5

5.4

1.4

4.8

1

6.2

1.8

2.4

1

2.3

0.9

3.8

0.2

5.5

3.2

4.7

0.5

2.8

0.2

Свободное бодрствование

10

8

7

8

12

5.5

8

8.4

9

5.6

12.6

4.4

6.2

5

5.6

4

10.3

3

3.2

4

5

3.2

4.2

2.5

Укладывание спать

1.5

1.5

1

1.5

3.5

0.5

1.6

0.4

2

1

2.6

0

1.3

-0.3

1.9

1.1

3

0.3

1.5

0.5

1.5

1

2.5

0.7

В среднем

4.5

3.6

3.3

4

7.2*

2.3*

3.4

2.4

3.9

1.9

5.4*

1.5*

2.7

1.6

2.9

1.5

4.4*

0.8*

2.4

1.7

3

1.3

2.7*

0.7

Группы

№1,а

№1,6

№2

№3

Страницы: 1, 2, 3