бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Художественное творчество как средство самовыражения и развития ребенка бесплатно рефераты

·                   “цементация” - наведение мостов между соседними науками;

·                   “фундаментизация” - процесс связывания наук; распространения метода одних наук на другие;

·                   “стержнезация”- процесс проникновения частных наук более общими, когда соответствующая наука выступает как стержень, которые пронизывает собой частные науки.

При соблюдении следующих педагогических условий:

·                   Выход за рамки “одного искусства” (изобразительного), предполагающий многообразие интегрированных форм и методов работы с детьми.

·                   Экологический подход к процессу обучения – связь с историей и развитием культуры (мысль, наука, нравственные, духовные, общечеловеческие ценности).

·                   Обращение к региональному компоненту образования и выделение в нем местных традиций художественной культуры как продуктивного момента в формировании гражданской позиции.

·                   Перенос педагогического акцента с изучения на творческое проявление самих детей (детское творчество), развитие фантазии и воображения.

·                   Предметно-пространственная основа изобразительного искусства в реальной художественной среде.

·                   Опора на возраст, психическое и индивидуальное развитие каждого обучающегося.

Автор считает, что интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы), формирование у школьников понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом.

Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные уроки по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время.

Главное, что делает урок интегрируемым – это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, спланированные несколькими учителями, ведущими свой курсы. В отличие от “межпредметных связей” интеграция предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития несколькими педагогами, работающими с одним классом.

Опираясь на идеи, взгляды ученых, деятелей культуры и искусства (всего более 60 имен и фамилий приложение 1). Оценивая их с позиций художественной педагогики главным концептуальным положением исследования автора, явилось коренное переосмысление фундаментальной проблемы современной подготовки школьников к реальной жизни с позиций художественной педагогики.

На основе уровней интеграции и педагогических условий Савенковой Л.Г. раскрыты интегрированные направления и динамика предметно-пространственного освоения искусства на разных этапах обучения детей в образовательном учреждении.

Опираясь на интегрированные направления предметно-пространственного освоения искусства и дидактические принципы педагогики, разработана система внедрения интегрированного обучения школьников в структуру обычной общеобразовательной школы, ориентированной на самопознание, самовоспитание учащихся, их самосовершенствование и саморазвитие.

Со слов автора, практическая значимость предлагаемой интегрированной системы обучения состоит в том, что позволяет достичь в практике обычной общеобразовательной школы целостного художественного творческого развития школьников, на основе закономерного внедрения интегрированного подхода к преподаванию искусства в условиях пространства и визуальной среды. Интегрированный полихудожественный подход, направленный на развитие пространственного ощущения мира и искусства с позиций экологии культуры, истории и регионального фактора способствует активному процессу самопознания, самосовершенствования и самореализации каждого обучающегося ребенка.

Опираясь на выделенные направления и подходы, автором статьи разработана интегрированная полихудожественная программа “Изобразительное искусство и среда (природа-пространство-архитектура)” - (М.: Просвещение 1995), в которой выделены семь основных развивающих видов деятельности, отражены на разных возрастных ступенях по степени важности, это:

·                   зрительно-внешние наблюдения; развитие дифференцированного зрения;

·                   перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное творчество);

·                   собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение творческого продукта, социальный аспект изучаемого материала;

·                   природная среда, среда предметная и искусственная, музыкальная среда и т.п.;

·                   ребенок и искусство (умение составить создать свой художественный образ через собственное “я”);

·                   разнообразие форм занятий и материалов.

Научно-практические основы педагогического освоения изобразительного искусства в условиях пространства и среды опираются на следующие направления:

1. Пространство и среда выдвигают как основное условие взаимодействие учащихся с предметным миром, людьми, искусством.

2. Взаимосвязь: пространственно–средовая организация любого искусства (по П.Флоренскому). Пространство равно предмету Пространство и предмет – два полюса одной формы (по В. Фаворскому).

3. Главным в обучении и воспитании является развитие мироощущения ребенка, осознание разнообразия окружающего мира, его чувств, психических процессов, воображения и фантазии.

4. Связь обучения с природой, “экология культуры”, сохранение культуры (природной, социальной, художественной, исторической, региональной).

5. Взаимосвязь искусств существует независимо от нашего желания, а способность ребенка к освоению разных видов искусства дана ему с рождения, поэтому для интеграции важна художественная деятельность сама по себе.

В зависимости от возрастных особенностей цель интегрированных занятий предполагает следующую динамику:

·                   В дошкольном возрасте. Информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе к полихудожественного восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления.

·                   В младшем школьном возрасте развитие пространства воображения ребенка и его сенсорно-чувственной сферы через многообразные формы включения детей в процесс творчества. Интегрированные формы работы с детьми предполагают привлечение знаний из разных областей наук и индивидуальность опыта реальной жизни, которые выражаются в художественных формах деятельности.

·                   В среднем школьном возрасте – подведение ребенка к пониманию искусства как формы художественно-образного осмысления мира, развитие собственного творчества, как способа реализации в искусстве личностного представления о нем.

·                   В старших классах интеграция занятий определяется как развитие представлений об искусстве через проекцию “Национальных образов мира” (Г.Д. Гачев), через авторскую позицию в творческих исследовательских работах разного направления, через понимание искусства как “художественно организованной действительности” (А.В. Бакушинский) и философского осмысления жизни.

Таким образом, динамика освоения искусства, по словам автора, представлена как движение от освоения искусства, природы и жизни через игру, через внешнее духовное проявление ребенка в среде и в искусстве к усовершенствованию мыслей человека через искусство и стремлению к саморазвитию через творчество, в котором главным является не искусство, а личность ребенка.

Подводя итог, Савенкова Л.Г. отмечает: чем активнее развивается ребенок, чем продуктивнее работает его мышление в разнообразных плоскостях и направления творческого мышления, тем продуктивнее, разносторонне развивается человек, формируется его личностное Я.

Особое значение это имеет для развития эмоционально-чувственной сферы, данной ему с рождения (умение видеть, слышать, ощущать, двигаться, осязать, обонять, говорить, мыслить, воображать, представлять и т.д.)

Легче, быстрее и качественнее развить данные природой задатки и способности можно на занятиях искусством:

·                   зрение – на занятиях изобразительным искусством;

·                   слух – на музыкальных занятиях;

·                   общение на занятиях театральной деятельностью;

·                   умение говорить на уроках художественной литературы и поэзии;

·                   умение двигаться на уроках танца и “образной” хореографии.

То есть на тех предметах, которые в школе не оцениваются пока по достоинству. Выход из данной ситуации автор видит в пересмотре структуры и организации занятий, уроков по данным предметам. По мнению автора, наиболее эффективно это можно решить при создании и внедрении в практику школ интегрированных, полихудожественных гуманитарных технологий. Созданием которых в настоящее время она озабочена и, надеется, в ближайшее время нас с ними познакомит [17].

Литература


1.           Аллан Дж. Ландшафт детской души / Дж. Аллан. - СПб-Мн., 1997. - С.140.

2.           Ананьев Б. Г. Формирование одаренности //Склонности и способности. - Л., 1962. - С. 15-36.

3.           Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание /. - М.,1925. - С.30.

4.           Васнецов А. Художество / А.Васнецов. - М.,1908. - С. 10-11.

5.           Дранков Я.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта // Художественное творчество. - Л., 1983. - С. 123-139.

6.           Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.

7.           Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1959.

8.           Кершенштецнер Г. Развитие художественного творчества ребенка / - М., 1914.

9.           Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М., 1997.

10.       Лихачев Д.С. Прошлое – будущему: статьи и очерки.- Л.: Наука, 1985, с.574-580.

11.       Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.

12.       Мелик-Пашаев А.А. Опыт приобщения подростков к художественной культуре на уроках изобразительного искусства С.6-23.// Эстетическое воспитание школьников на уроках эстетического цикла: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. Г.В. Арзямова. - М.: Изд. АПН СССР, 1989.- 140с.

13.       Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. - М., 2000, - с. 158-159.

14.       Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1 кл. – М.: ВЛАДОС, 2004. - 224 с., 8с. ил. - (Б-ка учителя начальной школы).

15.       Психология рисунка и живописи: Сб. ст. - М., 1954.

16.       Read H. The Third Realm of Education.P. 59.

17.       САВЕНКОВА Л.Г. Член - корреспондент РАО, состоит в Отделении образования и культуры, доктор педагогических наук (2001), профессор (2003), заместитель директора по научной работе Учреждения РАО «Институт художественного образования».

18.       Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.

19.       Селивко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998 - с.225.

20.       Эстетическое воспитание школьной молодежи. / Под ред. Б.Т. Лихачева, Г. Зальмонта. - М., 1981.

21.       Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее. – М., 2005, 207 с.

22.       Флёрина Е.А. Детский рисунок / Е.А. Флерина. - М., 1924. - С. 37.

Приложение


Методологической основой данного педагогического направления, утверждает автор, являются исследования ученых в области интеграционных процессов в науке: Б.М. Кедрова, К.П. Красноярова, Ю.М. Лотмана, А.Д. Московченко, В.А. Мясникова, М.А. Терентия, Р.В. Турченко, Б.П. Юсова и др.

Помимо специальных исследований в этой области большое значение на выделение основополагающих позиций имели ученых в области - естествознания, философии, искусствоведения, истории: Аристотеля, Платона, А.И. Радищева; Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, А.Ф. Лосева, Н.Г. Чернышевского, Ф. Шиллера, ученых - новаторов началала 20 века, таких как С. Эйзенштейна, Б.Н. Арватова, А.А. Богданова, А.К. Гастева, которые достаточно подробно были исследованы и описаны К.В. Кулаевым. Для меня были важны работы современных ученых в области эстетического воспитания: А.И. Бурова, В.В. Медушевского, Е.М. Торшиловой, Ю.У. Фохта-Бабушкина.

В истории художественной педагогики наиболее ценные для меня были исследования, связанные с проблемой комплексного обучения и воспитания. Это труды К.Д.Ушинского, А.В. Бакушинского, Н.Я. Брюсовой, Дж. Дьюи, Г.В. Лабунской, А.П. Макаренко, М. Монтессори, А.О.Симонович, Е.А.Флериной, В.Н. и С.Т. Шацких, современников: Е.А. Бодиной, Г.Н. Волкова, Н.Д. Ветлугиной, Горюновой, Б.Т. Лихачева, Н.П. Сакулиной, В.С. и А.В. Щербаковых, Б.П. Юсова и др.

Неоценимую роль играли труды ученых-историков, этнографов, искусствоведов, таких как: В.И. Вернадский, К. Леви-Строс, Э.Б. Тайлор, Б.А. Рыбков, П.А. Флоренский; современников - Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева, А.В. Иконникова, А. Панченко, С.Х. Раппопорта, В.Ф. Сидорина, С.А. Хан-Магомедова, которые обосновали определяющий фактор пространства и среды, традиций, этноса и региона в формировании личности.

А также размышления деятелей культуры и искусства о взаимодействии искусств и пространственной природе искусства: писателей и поэтов - А.А. Ахматовой, А. Белого, М.А. Волошина, С.А. Есенина, М.А. Кузмина, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М. Цветаевой; художников и архитекторов - Н.Н. Волкова, В.П. Ермолаева, В. Кандинского, К.А. Малевича, А. Матиса, К.С. Петрова-Водкина, А.М. Родченко, Н.И. Смолиной, М. Чурлениса, А.В. Фаворского; композиторов и танцоров - А. Дункан, Д.Б. Кабалевского, С. Скрябина и др.

Теоретические положения ученых-психологов: Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Э.В. Ильенкова, В. Левина, Л.Д. Логвиненко, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, В.Г. Ражникова, В.В. Степановой, Г.И. Челпанова и др., показавших значение в развитии ребенка таких психических особенностей, как: эмоции, интуицию, воображение, настроение, внимание, образное мышление.


Страницы: 1, 2, 3