Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (на материале обучения детей ручном...
Поведение
взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша
программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя
как можно больше доброго и красивого.
Подрастая,
ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который берет на себя функцию
организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы
художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно
продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы,
пособия – должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.
Еще
одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства:
картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с
раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
Большое
значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста
имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить
детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к
Родине, к народному творчеству, уважение к труду.
Художественно-эстетическое
воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только
чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно
осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и
эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические
занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование,
лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы,
цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.
Формирование
первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во
многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое
воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые
дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.
Пример
воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы
детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.
Художественные
и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они
требуют специального обучения и воспитания.
Организуя
последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому
видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только
воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
Учитывая
потребности и окружение ребенка, соотношение сфер художественно-эстетического
воспитания можно представить следующим образом:
Схема 2. Соотношение сфер художественно-эстетического воспитания
Чувства,
в том числе и художественно-эстетические – специфическая форма отражения
окружающего. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где в повседневном
окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть
восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще
недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств и художественного
вкуса, ребенок должен научиться воспринимать разнообразные формы, гармонию
звуков, красок и испытывать при этом эстетические чувства.
Таким
образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего
развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при
участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление
долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют
семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо
постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее
развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного
вкуса.
1.3.
Пути
и средства художественно-эстетического воспитания
детей
дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое
воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы
творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на
художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность
в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих
способностей. На наш взгляд, наиболее приоритетными средствами формирования
художественно-эстетического воспитания являются:
·
ознакомление
детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;
·
доступные
возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие
свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;
·
активная
педагогическая деятельность;
Реализация
художественно-эстетического воспитания может осуществляться в ходе изучения
иностранного и родного языков, в ходе приобщения ребенка к национальной
культуре.
Так, например, в
содержание межкультурного воспитания детей дошкольного возраста входит
художественно-эстетическое воспитание, которое осуществляется в русской
культуре через:
¾
знакомство
с произведениями народного творчества («Хохлома», «Палех», Дымковская игрушка»
и др.);
¾
знакомство
с народным русским костюмом, посещение музея народного творчества;
¾
работа с
глиной, изготовление оригами, рисунков;
В удмуртской
культуре через:
¾
знакомство
с произведениями ручного и художественного труда, с поделками из природных
материалов;
¾
показ и
обсуждение с детьми фрагментов из книг;
¾
изготовление
поделок из бумаги, картона, ткани (национальные игрушки, куклы), изготовление
оригами, аппликации;
В татарской
культуре через:
¾
знакомство
с национальной кухней, бытом, одеждой;
¾
наглядное
представление национального колорита (национальные цвета, кружева, орнамент),
знакомство с живописью национальных татарских художников;
¾
изготовление
поделок из природных материалов (ракушки, гальки), аппликации, оригами [А.Н.
Утехина, Е.В. Тройникова, Л.И. Хасанова, 2007, 19-32];
Большими
потенциальными возможностями в формировании художественно-эстетического
воспитания располагает процесс обучения иностранному языку и интегрирующих с
ним дисциплин, таких как, например, обучение ручному творчеству в детской
воскресной школе «Лингва».
Задачами занятий
по ручному творчеству являются:
1.
Осознание
художественно-эстетического вкуса.
2.
Развитие
образного мышления.
3.
Развитие
умений определять цвет, гамму, устанавливать пропорции.
4.
Развитие
ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем.
5.
Развитие
умений творчески создавать продукты ручного творчества.
Изучение
и анализ теоретической литературы, опыта обучения детей ручному творчеству в
детской школе «Лингва» позволили сделать вывод о том, что основными сферами
деятельности художественно-эстетического воспитания являются:
§
знакомство с традиционными видами народного творчества («Хохлома»,
«Палех», «Дымковская игрушка» и др.);
§
знакомство с народными костюмами;
§
выставки детских работ;
§
национальные праздники;
§
уроки ручного творчества (работа с глиной, изготовление поделок из
природного материала, бумаги (оригами), ткани (куклы, игрушки), изготовление
коллажей);
Дидактическое
структурирование сфер знаний ребенка в программе обучения и развития «Лингва»
осуществляется в дидактических блоках:
для I ступени (5-6 лет) –
«Знакомство», «Осень», «Зима», «Зимние праздники и забавы», «Овощи, фрукты,
ягоды», «Мамин праздник», «Наши друзья – игрушки»;
для
II ступени (6-7 лет) – «Моя семья», «Домашние животные – мои друзья», «Дикие
животные зимой», «Зимние игры», «Мы идем в цирк», «Птицы», «Времена года»;
для
III ступени обучения (7-8 лет) – «Я – человек», «Мое лицо», «Моя одежда»,
«Зимние праздники», «Я и мой друг», «Я люблю играть», «Кем я хочу стать».
Выбранные
дидактические блоки затрагивают темы, которые дают детям первичные знания на
широкой основе – иностранный и родной язык, природоведение, ручное творчество и
уроки общения. Познание окружающего мира, вещей, себя, своего окружения тесно
взаимодействует с языковой стимуляцией. Именно эти положения взяты за основу
при создании интегративной программы [А.Н. Утехина, 2000, 205-206].
В качестве
структурного элемента в содержание программы обучения и развития «Лингва»
входит тематический цикл занятий «Творческая мастерская». Например, при прохождении
темы «Знакомство» на уроке немецкого языка в рамках урока ручного творчества
дети изготовляют игрушки «Улитки», «Змейки» и инсценируют знакомство с
игрушками; при прохождении темы «Осенний сад» дети знакомятся с техникой
оригами, изготовляют животных.
В
третий год обучения при прохождении темы «Времена года» дети готовят
коллективное панно «Букет», «Карусель». Во время подготовки к праздникам
готовятся подарки для родителей, например, «Волшебный сундучок», открытки,
рамки для фото.
На
уроках ручного творчества дети знакомятся с техникой аппликации (изготовляют
каркас для дома, в последующем крышу и сам дом), с бумажной пластикой как
способом декоративного преобразования природных форм, основанных на
эстетических и пластических свойствах бумаги и картона (рельефные декоративные
композиции, способы складывания (оригами), вырезывания), проводятся
коллективные творческие работы
Выводы по главе I
1.
Воспитание – это социокультурный феномен, который связан с
определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического
развития личности.
2.
Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон
многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание
прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать
продукты ручного творчества.
3.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания
личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической
культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные
эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям,
личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
4.
Приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательный
характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус,
приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.
5.
Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при
участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление
долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую
атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как
чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.
ГЛАВА II. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1.Эстетическая
сущность творческой деятельности
Дошкольный
возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего
является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех
детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него
развиваем у него воображение и способности.
В
отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного
психического процесса было предложено В.С.Выготским. Такое понимание
воображения имеет принципиальное значение для решения вопроса о развитии этого
психического процесса с возрастом, позволяя критически отнестись к позициям
некоторых авторов (Д.Дьюи, В.Штерн), рассматривающих воображение ребенка как
более богатое и оригинальное по сравнению с творчеством взрослого.
Л.С.Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в
дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое
дальнейшее развитие и воплощение в самых различных видах деятельности
(изобразительной, конструктивной, музыкальной и т.п.).
Что
же представляет собой творчество? Творчество-это сознательная,
целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание
действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не
существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и
духовной жизни общества [Е.А. Дубровская, 2002, 11].
Многие
психологи давали свои определения творчества, но все они сводились к тому, что
творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое,
оригинальное.
Психолог
Н.Варкки, характеризуя художественное творчество детей, писал, что одна из
важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по
художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка
не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо, чтобы какая-то
часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта
деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие, с которым связано
сознание его возможностей социальной ценности. Без этого развитие творчества
ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения [Н. Варкки,
2003].
Истоки
творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие
проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного
воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования
базиса личностной культуры.
А.В.Запорожец
утверждал, что «детское художественное творчество существует» [И.Д. Запорожец,
1985,53], и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять
особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие
детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной
деятельности, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них
восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое
играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать и о
том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода:
искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание
чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).
Интерес
к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития
личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.
Формирование
психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие,
воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях,
проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей
от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.
2.2.Дидактическая
организация содержания художественно-
эстетического
воспитания
В
настоящее время общество отчетливо осознает необходимость перехода всей системы
образования на гуманистическую парадигму. Гуманизация образования в нашу эпоху
перемен предполагает признание человека как личности, признание его права на
развитие и проявление его способностей. Гуманистическая концепция определяет
основное направление образования – качественно новый процесс обучения
(социальные формы всестороннего воспитания и развития) и просвещения
(приобщение к человеческой культуре).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|