|
Меню
|
|
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (на материале обучения детей ручном...
Глубокое
переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического
суждения, т.е. с художественно-эстетической оценкой явлений искусства и жизни.
Е.О. Гусев художественно-эстетическую оценку определяет, как оценку,
"основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании
сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства,
аргументации" [Е.О. Гусев, 1978, 43]. Сравним с определением Д.Б.
Лихачева. "Эстетическое суждение - доказательная, обоснованная оценка
явлений общественной жизни, искусства, природы" [Д.Б. Лихачев, 1996, 35].
Таким образом,
одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые
позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей,
критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и
своего собственного психического состояния.
Третья задача
художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого
воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит
в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности
личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца
эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но
и преобразовывать его "по законам красоты". Суть этой задачи
заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им
любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании
прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного
творчества.
Рассмотренные
нами задачи частично отражают сущность художественно-эстетического воспитания,
однако мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо
педагогических подходов существуют и психологические.
Их суть состоит в
том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка
формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи
подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность
эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры
человека.
Большинство
исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия,
эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев
выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое
суждение [Д.Б.Лихачев, 1996, 42]. О таких категориях как эстетическая оценка,
суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом
эстетического сознания является эстетическое восприятие.
Восприятие -
начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его
полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания,
формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев
эстетическое восприятие характеризует, как: "способность человека
вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества,
пробуждающие эстетические чувства" [Д.Б. Лихачев, 1996, 45]. Только так
возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это
требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки
композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других
особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть
начало художественно-эстетического отношения к миру.
Эстетические
явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны
порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б.
Лихачева, является основой художественно-эстетического чувства. Оно
представляет собой "социально-обусловленное субъективное эмоциональное
переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению
или предмету" [Д.Б. Лихачев, 1996, 53]. В зависимости от содержания,
яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного
наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех.
Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке
формируется эстетическая потребность, которая представляет собой
"устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими
глубокие переживания" [Д.Б. Лихачев, 1996, 48].
Еще
одна категория художественно-эстетического воспитания - сложное
социально-психологическое образование - эстетический вкус. Ю.Б. Борев
определяет его, как "относительно устойчивое свойство личности, в котором
закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической
оценки предметов или явлений" [Ю.Б. Борев, 1988, 92]. Д.Б. Неменский
определяет эстетический вкус, как "невосприимчивость к художественным
суррогатам" и "жажду общения с подлинным искусством". Но нам
более импонирует определение, данное Е.О. Гусевым. "Эстетический вкус -
это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа
чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства
явлений природы, общественной жизни и искусства" [Е.О. Гусев, 1978, 37].
Эстетический
вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления
личности. В дошкольном же возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни
в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в
дошкольном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте
служит основой будущего вкуса человека. Ребенок имеет возможность
систематически знакомиться с явлениями искусства. Воспитателю не доставляет трудности
акцентировать внимание ребенка на эстетических качествах явлений жизни и
искусства. Таким образом, постепенно у ребенка развивается комплекс
представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.
Вся
система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие
ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном,
нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач:
овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития
способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических
психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием,
чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического
воспитания.
Общий
вывод этого параграфа можно представить схемой 1:
|
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
|
|
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
КОМПОНЕНТ
|
|
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ
|
|
ТВОРЧЕСКО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-развитый художественно-эстетический вкус;
-осознание эстетических свойств произведений
искусства;
-эмоционально-эстетическая оценка произведений
искусства;
|
|
|
-способность к осмыслению чувства
прекрасного;
-формирование эстетического сужения;
-интерес в приобретении художественных
знаний
|
|
|
|
-потребность в создании продуктов ручного
творчества;
-владение техниками ручного творчества;
-эстетическое освоение продуктов ручного
творчества;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
|
|
Схема 1. Критерии художественно-эстетического воспитания
1.2.Особенности
художественно-эстетического воспитания в
дошкольном
возрасте
Формирование
личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему -
сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие
чувств.
Чувство – особая
форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их
соответствием или несоответствием к потребностям человека. «Ничто ни слова, ни
мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши
отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной
мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», -
говорил К.Д. Ушинский [К.Д. Ушинский, 1974, 117].
Формирование
эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это
период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и
школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого
песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами,
красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти
естественные потребности детей.
Дошкольный
возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения
ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно
в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается
познавательный интерес детей и любознательность.
Психологи
выделяют 3 основных направления психического развития детей дошкольного
возраста:
1.
Формирование
личности.
¾
ребенок
начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает
объективно себя оценивать;
¾
усложняется
эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие
чувства;
2.Расширение
сферы деятельности ребенка.
¾
ребенок
осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;
¾
формируются
определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость,
организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);
3.Интенсивное познавательное
развитие.
¾
происходит
усвоение сенсорной культуры языка;
¾
совершается
восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;
¾
развиваются
виды и свойства памяти, внимания, воображения;
¾
происходит
становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций
сознания; [Д.Б. Эльконин, 1958, 39]
Чтобы
взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на
эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т.
Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является
едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и
формирования художественно-эстетического отношения к жизни". Автор
подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное
формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства
личности [Б.Т. Лихачев, 1998, 42]. Сущностные художественно-эстетические
качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более
или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем
школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из
главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.
На
этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения:
¾
овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить
цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства
цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);
¾
обогащение содержания творческой деятельности;
¾
овладение «языком» творчества;
В
этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности
ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов
творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое
видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми
отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое
мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к
тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков
предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
В
возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности,
воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных
композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов – к
живописи или графике, пластике или дизайну.
На
протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от
простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до
стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет,
выделяя наиболее заметные особенности.
Усвоение
детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие,
поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности
дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах
предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов
обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых
образов.
Сенсорная
культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания.
Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает
возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие.
Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие
предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои
впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи
изображения, создания художественного образа. Овладение
изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной
творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к
процессам образного воспроизведения форм.
Следующая
особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте
связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов
школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как
части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. Это отмечают все
педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения,
идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей,
взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут
претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса
формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их
возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего
детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном,
об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной,
изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в
своей работе Е.М. Торшилова [Е.М. Торшилова, 2001, 26].
К
концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные
эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове,
любуется игрушкой, поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо
выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок
повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком,
взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их
качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так
далее.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|