бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Характеристика типов темперамента и уровня личностной тревожности бесплатно рефераты

                                      1-7 баллов - значительная интраверсия (ЗИ)

                                      8-11 баллов - умеренная интраверсия (УИ)

шкала нейротизма       0-10 баллов - высокая эмоциональная устойчивость

                                               (ВЭУ)

                                      11-12 баллов - средняя эмоциональная устойчивость

                                               (СЭУ)

        15-18 баллов - высокая эмоциональная неустойчивость (ВЭН)

19-24 баллов - очень высокая эмоциональная неустойчивость (ОВЭН)

ЭКСТРАВЕРТЫ – люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные  люди, «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях. Как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с  работой, требующей быстрого принятия решения. Вместе с тем, экстраверты имеют предрасположенность к несчастным случаям.

ИНТРОВЕРТЫ – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Обычно бывают более чувствительны к внешним раздражителям, вернее распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают наилучшие результаты по тестам интеллекта, лучше других учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

Холерик - эмоционально неустойчивый экстраверт, сангвиник - эмоционально устойчивый экстраверт, флегматик - эмоционально устойчивый интроверт, меланхолик - эмоционально неустойчивый интроверт.

Тест определения уровня личностной тревожности по Спилбергеру включал 20 вопросов, на которые испытуемым предлагалось ответить  и в бланке для ответов к опроснику поставить цифру, соответствующую выбранному варианту. Перед тестированием испытуемые получали инструкцию выбрать один из четырех предложенных вариантов ответов в зависимости от того, как они себя чувствуете обычно.

Уровень личностной тревожности оценивался по следующим параметрам:

Прямые вопросы - 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20

Обратные вопросы - 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19

ЛТ = сумма прямых - сумма обратных + 35

Критерии оценки уровня ЛТ         20-30 - низкий уровень

                                                31-45 - средний уровень

          46-80 - высокий уровень

Оценка общего уровня здоровья проводилась по методике Кураева Г.А. Анкета, заполняемая обследуемыми, была построена по нозологическому и функционально-системному принципу и включала в себя вопросы, позволяющие выделить двенадцать синдромов:

1.     Астенический                       7. ЛОР

          2. Невротический                      8. ЖКТ

          3. Истероподобный                  9. Сердечно-сосудистый

          4. Психастенический                 10. Анемический

          5. Патохарактерологический    11. Аллергический

          6. Цереброастенический           12. Вегето-сосудистой дистонии


Первые шесть блоков вопросов позволяют выявить нарушения поведения человека пограничного уровня, определить следующие синдромы.

Астенический синдром – поведение, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощаемостью, ослаблением или утратой способности к длительному физическому или умственному напряжения, раздражительностью, частой сменой настроения, слезливостью, капризностью, вегетативные расстройства. По преобладанию явлений потери самообладания, несдержанности, раздражительности или, наоборот, быстрой истощаемости, раздражительной слабости выделяют гиперастенический или гипоастенический синдром.

Невротический синдром - поведение, характеризующееся субъективными переживаниями (чувство тревоги, собственной неполноценности, страх высоты, замкнутых пространств, навязчивые мысли, воспоминания и т.д.), соматовегетативные расстройства (нарушенный сон, плохой аппетит, рвота, диарея, учащенной сердцебиение и т.д.).

Истероподобный синдром для поведения человека характерны: беспредельный эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.

Психастенический синдром - для поведения человека характерны: нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и легкость формирования навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений.

Патохарактерологический синдром  - особенности поведения связанные с «плохим характером», реакциями протеста, асоциальным поведением, обусловленными психотравматической ситуацией в детском возрасте и (или) неправильным воспитанием.

Цереброастенический синдром – поведение, с представленными симптомами мозгового (церебрального) происхождения (головокружения, психосенсорные расстройства и т.д.), связывают с отставанием в развития центральной нервной системы.

Еще пять блоков вопросов относится к симптомокомплексам, отражающим состояние таких функциональных систем, как «ухо-горло-нос» (ЛОР), желудочно-кишечная (ЖКТ), сердечно-сосудистая, кроветворения (анемический синдром), иммунная (аллергический).

Последний блок – вегето-сосудистая дистония характерен комплекс симптомов, отражающих состояние вегетативной нервной системы. Этот синдром объединяет признаки нарушения регуляции сосудистого русла организма (водного баланса, терморегуляции, потоотделения и т.д.), и, как правило, формируется под воздействием травматических психических факторов.

Каждый блок вопросов включает десять наиболее характерных симптомов, которые испытуемые оценивали по частоте встречаемости (редко – 1 балл, часто – 2 балла, постоянно – 3 балла) и по силе выраженности (слабо – 1 балл, умеренно – 2 балла, сильно – 3 балла).

При анализе результатов количественной оценки частоты проявлений и силы выраженности симптомов в каждом из блоков выводился интегральный коэффициент (сумма баллов по частоте и силе), который является основным показателем неблагополучия в том или ином блоке симптомокомплексов, а следовательно, и уровня здоровья.

Исходя из результатов вычисления интегрального показателя, определяют уровень здоровья по каждому синдрому.

Сумма баллов                      Уровень здоровья

От 0 до 12                           Высокий

От 13 до 24                         Выше среднего

От 25 до 36                         Средний

От 37 до 48                         Ниже среднего

От 49 до 60                         Низкий




2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


2.3.1. ХАРАКТЕРИТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


На основании статистического анализа результатов опросника СНС были получены показатели проявлений свойств нервной системы испытуемых: чувствительность, эмоциональная реактивность, подвижность нервных процессов, сила процессов торможения, энергичность, выносливость к длительным и интенсивным нагрузкам (таблица 3)






Таблица 3

Проявление свойств нервной системы у студентов младших курсов

 

курс

Свойство

пол

ШЧ

ШЭР

ШПНП

ШСПТ

ШЭН

ШВДН

ШВИН

 

 

1

М

n=7

27.43±

1.23

23.43±

1.48

27.14±

1.63

27.71±

1.92

26.71±

1.77

26.43±

1.39

26.71±

1.79

Ж

n=35

29.03±

0.45

23.8±

0.59

26.71±

0.55

27.14±

0.57

26.06±

0.55

25.31±

0.58

25.91±

0.50

О

n=42

28.76±

0.43

23.74±

0.54

26.79±

0.53

27.24±

0.56

26.17±

0.54

25.5±

0.53

26.05±

0.51

 

 

2

М

n=6

29.33±

0.71

19.17±

1.35

28.5±

1.69

31±1

28±

1.44

28.17±

1.96

27.67±

0.92

Ж

n=14

28.79±

0.54

23.07±

1.35

26.5±

1.69

25.86±

0.67

27.36±

0.93

25.43±

1.004

27.21±

0.92

О

n=20

28.95±

0.43

21.9±

1.03

27.1±

0.75

27.4±

0.77

27.55±

0.76

26.25±

0.93

27.35±00.75

 

 

3

М

n=9

28.78±

1.01

20.33±

1.68

28.67±

1.73

27±

1.21

27.56±

1.57

27.67±

0.62

27.44±

0.84

Ж

n=20

29.4±

0.55

23.65±

1.06

25.45±

0.75

26.7±

0.85

25.7±

0.82

23.35±

0.82

26.05±

0.81

О

n=29

29.21±

0.48

22.62±

0.92

26.45±

0.78

26.79±

0.69

26.28±

0.75

24.69±

0.70

26.48±

0.62

 

 

1-3

М

n=22

28.5±

0.59

21±

0.95

28.14±

0.96

28.32±

0.87

27.41±

0.90

27.41±

0.71

27.27±

0.73

Ж

n=69

29.09±

0.29

23.61±

0.49

26.3±

0.39

26.75±

0.40

26.22±

0.41

24.77±

0.44

26.22±

0.39

О

n=91

28.95±

0.27

22.98±

0.45

26.75±

0.38

27.13±

0.37

26.51±

0.38

25.41±

0.39

26.47±

0.35

В соответствии с оценочными критериями В.К. Сафонова для испытуемых в целом характерны средние значения проявлений указанных свойств нервной системы за исключением эмоциональной реактивности (ШЭР = 22.98 ± 0.45), которая ниже среднего.

На основании сравнительного анализа проявлений свойств НС выявлены следующие достоверные отличия по половому признаку:

1.   Эмоциональная реактивность у девушек трех курсов достоверно выше (t=2.447, p<0.05);

2.   Сила процессов торможения выше у юношей по сравнению с девушками (t=4.275, p<0.01) – для 2 курса;

Страницы: 1, 2, 3, 4