Характеристика типов темперамента и уровня личностной тревожности
Подвижность – быстрота
перестройки реакций с одного сигнального значения раздражителя на
противоположный. В работах павловской школы при определении подвижности
выделялись две стороны этого свойства: скорость возникновения, протекания и
прекращения нервного процесса - одна сторона; скорость перехода от возбуждения
к торможению и обратно - другая сторона. Кроме того, некоторые исследователи
выделяют еще и третью сторону этого свойства - скорость образования
положительных и тормозных условных связей.
Теплов считал, что способность быстро реагировать на
изменения в окружающей среде, которой определяется подвижность, имеет сложную
природу и поэтому в разных исследованиях выступают различные проявления этого
свойства. Все они выходят непосредственно из трех сторон подвижности,
выделенных ранее, и все они непременно характеризуются скоростью: "можно
сказать, что под подвижностью в широком значении этого термина разумеют все
характеристики работы нервной системы, зависящие от фактора времени, все те
формы этой работы, к которым применима характеристика скорости" (Теплов,
1955, с.10).
Динамичность – скорость
образования условного рефлекса. Она определяется скоростью реагирования на
внешний раздражитель, который в процессе образования условного рефлекса
становится сигналом благоприятной (положительной – вызывающей возбуждение) или
неблагоприятной (отрицательной – требующей избегания и торможения) ситуации.
Динамичность – это один из основных факторов быстроты процесса обучения и связан
с успешностью и быстротой формирования адекватных реакций. Именно действием
этого фактора определяется скорость первичного приспособления организма к
влиянию возникших условий еще задолго до того, как появится необходимость
длительного поддержания реакций на уровне нормы (сила нервной системы) или перемены
образа действий на противоположный (подвижность нервных процессов) /4,5/.
Советские психологи (Б. М.
Теплов и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И. П. Павлова
заключается в выяснении основной роли свойств нервной системы как первичных и
самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. На
современном этапе развития науки сделать окончательные научные выводы,
относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных
темпераментов, еще не представляется возможным. Исследования советских ученых
показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических
измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число
основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И. П.
Павловым. Однако для практического (в том числе психолого-педагогического)
изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их
психологическая характеристика могут служить достаточно хорошей основой.
ХОЛЕРИК – характеризуется
высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью,
стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Он склонен
к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным
срывам, иногда бывает агрессивен. Недостаточная эмоциональная и двигательная
уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего
воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных
обстоятельствах.
САНГВИНИК – характеризуется высокой психической
активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений,
разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Они стремятся к частой смене
впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны.
Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются.
Сравнительно легко и быстро переживает неудачу. При неблагоприятных условиях и
отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие
сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.
ФЛЕГМАТИК – этот тип темперамента характеризуется
низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью
мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно
приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное
настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. В случае
неудачных воспитательных влияний у него может развиться вялость, бедность
эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.
МЕЛАНХОЛИК – характеризуется низким уровнем
психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи,
быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к
происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью,
глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем
преобладают отрицательные эмоции. При недостатке соответствующих воспитательных
воздействий у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость,
замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода
испытаний /6,7/.
Приведенные данные
показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип
темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и
отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных,
или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается,
следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать
один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической
работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту
положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех
недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.
Поскольку формирование
особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от
развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания
темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение
своим поведением и будет означать формирование положительных качеств
темперамента.
Вместе с тем воспитателю
следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера.
Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности
(мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность
личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет
отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно
связан с содержательной стороной личности.
Включаясь в развитие
характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те
же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в
зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем
воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может
образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут
развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной
системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен
всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например,
отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит
о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатком. Непосредственно
темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее
вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны
одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие
/7,8/.
Бесспорно, что при любом
темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако
конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента.
Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном
подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему
развитию умственных и физических способностей.
Глава
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цели и задачи
С
целью освоения методик психофизиологических исследований решались следующие
задачи:
1) определение типов
темперамента и их выраженности у испытуемых;
2) изучение нейродинамических
особенностей нервной системы испытуемых;
3) определение уровня личностной
тревожности;
4) оценка общего уровня здоровья
студентов 1 – 3 курсов.
2.2. Объект и методы исследования
В соответствии с задачами исследования было проведено
тестирование студентов 1-3 курсов биолого-почвенного факультета ВГУ (69
девушек и 22 юноши)
Были использованы следующие методики:
1.
оценки
свойств нервной системы по Сафонову В.К. (опросник СНС);
2.
определения
типов темперамента по Айзенку Г.;
3.
определения
личностной тревожности по Спилбергеру;
4.
оценки
общего уровня здоровья по Кураеву Г.А. (ООУЗ).
Для оценки свойств нервной системы испытуемым предлагалось
ответить на 56 вопросов анкеты. Каждый вопрос имел 5 вариантов ответа,
обозначенных буквами: а, б, в, г, д. На бланке для ответов испытуемые напротив
каждого вопроса ставили одну из букв, в соответствии их ощущению или
поведению. Затем, подсчитываются баллы, закодированные в следующей шкале:
первый ответ – 5 баллов, второй – 4 балла, третий – 3, четвертый – 2, пятый –
1. Вопросы 23, 33, 41 оцениваются в обратном порядке.
Оценка свойств
нервной системы по опроснику СНС осуществляется по семи шкалам, каждой из
которых соответствовал определенный номер вопроса и ответа.
1.
Шкала
чувствительности (ШЧ)– 1,8,15,23,32,37,46,50.
2.
Шкала
эмоциональной реактивности (ШЭР) – 2,9,22,25,33, 38, 45, 53.
3.
Шкала
подвижности нервных процессов (ШПНП) – 5, 14, 19, 26, 35, 40, 49, 54.
4.
Шкала
силы процесса торможения (ШСПТ) – 4, 12, 17, 27, 34, 41, 48, 55.
5.
Шкала
энергичности (ШЭН) – 7,10,21,24,31,39,43,52.
6.
Шкала
выносливости к длительным нагрузкам (ШВДН) – 3, 11, 16, 20, 30, 36, 44, 51.
7.
Шкала
выносливости к интенсивным нагрузкам (ШВИН) – 6, 13, 18, 29, 46, 47, 56, 28.
Для оценки свойств нервной системы проводился анализ по
каждой из шкал.
При проведении
оценке и подсчету результатов в данном случае было целесообразно использовать
шкалу, содержащую 3 интервала. После определения суммы балов по шкалам, все
испытуемые были разбиты на 3 группы. Затем была построена 3-х бальная шкала
(табл. 1), т.к. такой прием шкалирования удобен для выделения крайних групп испытуемых,
у которых в наибольшей степени наблюдается проявление оцениваемого свойства
нервной системы.
Таблица
1
Трехбальная оценка
выраженности свойств нервной системы
|