бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников бесплатно рефераты

Используется наблюдение за отношением детей к живым существам в уголке природы. Созданные условия могут заключаться в том, что некоторые животные нуждаются в помощи, для чего приготовлены необходимые средства. Рядом с уголком природы размещаются различные красивые и яркие игрушки. Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности – либо с живыми объектами, либо игрушками. Для проведения диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться тем, чем они хотят.

Если выбирает помощь животному – 20 баллов

Если выбирает игру – 5 баллов

Уровни экологической направленности детей дошкольного возраста:

Первый уровень (0 – 60 баллов)

Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, могут присоединяться к неправильному отношению других. Дошкольники не проявляют желание общаться с животными. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознают почему. Живым считают неживые объекты, не относят к живому растения.

Второй уровень (60 – 80 баллов)

Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют к ним непосредственное отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются преимущественно со знакомыми животными, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. К живому относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого. Характерно несовпадение суждений ребёнка и его реального поведения в природе.

Третий уровень (80 – 100 баллов)

Для детей характерна выраженная положительность к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь животному, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно выполняют его. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы объектов. Мотивом бережного отношения к животным выступает понимание ценности жизни.[4,9]


VI.           Примерный план коррекционной работы


Я считаю целесообразным проведение ежедневных занятий. Здесь представлен примерный план коррекционной работ с детьми рассчитанный на 1 месяц, который можно взять за основу построения занятий с детьми опираясь на полученные результат диагностики проведенной ранее


День

Название занятия

Содержание, средства

Понедельник.

Вводное занятие. "формирование общих представлений о животном мире"

Рассказ беседа педагога с использованием изображений, макетов. Цель: сформировать знания о том какие бывают животные (в общих чертах), о том где и как живут, что нужно для их существования.

Вторник

Экскурсия – прогулка "знакомство с животным миром"

Рассказ беседа педагога с использование натуральных объектов. Цель: закрепление полученных теоретических знаний.

Среда

Творческая работа –рисуем животных

Дети должны нарисовать животных которых видели на прогулке, в естественной среде. Цель: закрепить теоретические знания практически

Четверг

Просмотр мультфильмов

"Баранкин будь человеком", "Серая шейка", "котенок по имени Гав" - обсуждение просмотренного

Пятница

Литературный день

Владимир Золотов "Лшесная азбука", обсуждение прочитанного

Понедельник

"познакомимся по ближе"

Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения).

Втор

Литературный урок

Сентон – томсон "королевская аналостанка"

Среда

Творческое занятие

Рисуем дом для "королевская аналостанка"

Четверг

Просмотр мультфильма

"Бемби" - развитее чувств сострадания.

Пятница

Занятие игра

"лягушка", "лиса и куры",подвижно имитационные игры

Понедельник

"где и как живут наши друзья животные"

Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.

Вторник

Определение характерных особенностей представителей мира животных

проводится индивидуально с каждым ребенком

.См. приложение 3

Среда

"кто какого цвета?"

Роль окраски в жизни животных

См приложение 4

Четверг

Творческое занятие - лепка

Лепим животных

Пятница

Просмотр мультфильма

"Дамбо"

Понедельник

Беседа

Приносимая польза

Вторник

Цикл наблюдения за хомяком

См приложение 5

Среда

Цикл наблюдения за хомяком

См приложение 5 - продолжение

Четверг

Загадки на эколого-биологическую тематику

Развитие логического мышления, и углубление теоретических знаний в игровой форме.

Пятница

Анализ конкретной ситуации "помощь птенце"

Детем описваеться конкретная ситуаия


После проведения ряда этих заданий, нужно провести повторную диагностику, то бы оценить результат проведенной работы

 

Список литературы


1.                 Буре Р.С. - Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2003. – с. 62

2.                 #"_Toc229793735">Приложение 1

Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности, следовательно учит ребят, что поступки направленные на природу имеют определенные последствия, поэтому отношение к ней должно быть гуманным.

Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".

Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас", в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное - гуманное и ответственное отношение к живой природе.

Программа "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними), "когда я живу" (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру. В свою очередь эстетические чувства рождают необходимость в гуманном отношении к природе, так как нельзя разрушать то чем любуешся.

Программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик " нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, гуманистическое начало в отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы "Природа" и "Человек". Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

Программа Н. А. Рюкбейль "Чувство природы", предназначенна для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней, беречь ее. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности. Особенность программы - в ее организации на каждом занятии, которое длится два академических часа, дети "погружаются" вместе педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей - рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.). На каждом занятии (два раза в неделю) педагог достигает "эмоционального неравнодушия" каждого ребенка - именно гуманные чувства должны стать основой дальнейшего экологического образования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их замечательной приспособленности к среде обитания. В последний год обучения дети получают очень широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни первобытных и современных людей детям показывают красоту мира, учат любить его.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Программа "Наш дом-природа" состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.). Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором, написаны экологические сказки, придуманы "письма животным", создан экологический проект "Мое дерево". Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку - он рассматривает в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6