Возрастной подход в деятельности школьного социального педагога
Внутренние факторы развития, с
точки зрения Л.И. Божович, представляют собой систему, которую она обозначает
понятием "внутренняя позиция ребенка". Внутренняя позиция
характеризуется отношением ребенка к тому объективному положению, которое он
реально занимает в жизни, и к тому положению, которое он хочет занимать. Она
складывается на основе опыта ребенка, его возможностей, потребностей и
стремлений и обусловливает структуру отношения ребенка к действительности, к
окружающим и к самому себе. С точки зрения Л.И. Божович, через внутреннюю
позицию преломляются идутцие от окружающей среды воздействия.
Важно иметь в виду, что
воздействия, которые среда оказывает на ребенка, а также требования, идущие от
среды, только тогда становятся факторами его развития, когда эти требования
входят в структуру его собственных потребностей. Ребенок стремится выполнить
требование среды, "если его выполнение не только обеспечивает
соответствующее объективное положение ребенка среди окружающих, но и дает
возможность занять то положение, к которому он сам стремится, то есть
удовлетворяет его внутреннюю позицию" [6; c.94].
Изменения, происходящие в
ребенке к концу возрастного периода, обозначаются как психологические
новообразования и могут быть зафиксированы как изменения в развитии психических
процессов, личности и самосознания.
Последователи Л.С. Выготского, А.Н.
Леонтьев и Д.Б. Эльконин, добавили в характеристику возраста представление о
ведущей деятельности ребенка, внутри которой осуществляется развитие детской психики.
В каждом возрасте выделяется
своя ведущая деятельность:
во младенчестве - непосредственное
эмоциональное общение;
в раннем возрасте - предметная
деятельность;
в дошкольном возрасте - игра;
в младшем школьном возрасте - учение;
в подростковом возрасте - общение;
в юношеском возрасте - профессиональное
учение.
А.Н. Леонтьев выделяет три
признака ведущей деятельности:
внутри ведущей деятельности
возникают и дифференцируютсядругие, новые виды деятельности;
в процессе ведущей деятельности
формируются или перестраиваются отдельные психические процессы;
от ведущей деятельности зависят
основные личностные новообразования ребенка [9].
Д.Б. Эльконин добавляет еще два
признака ведущей деятельности, в которых дано отношение ведущей деятельности к
внешнему миру (миру людей и предметному):
в ведущей деятельности наиболее
полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка со
взрослым;
ведущая деятельность связывает
ребенка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период
являются источником его психического развития.
Таким образом, ведущая
деятельность обусловливает главнейшие изменения в развитии психических
процессов и личностных особенностей ребенка на конкретной возрастной стадии.
Л.С. Выготский считает, что с 7
лет ребенок в состоянии регулировать свое поведение с помощью речи, а
психические процессы с этого времени начинают управляться с помощью интеллекта,
то есть становятся опосредствованными или произвольными. Именно к 7 годам он
относит кризис, основным проявлением которого является симптом потери
непосредственности (Л.С. Выготский, 1984а). Теперь ребенок думает, прежде чем
что-то сделать, как бы оценивая, что принесет ему этот поступок.
В работах Ж. Пиаже показано, что
до 8 лет дети не владеют интеллектуальными операциями, с помощью которых
осуществляется учебная познавательная деятельность. И с такой глобальной
характеристикой детской психики, как эгоцентризм, ребенок расстается не ранее
7-8 лет. А как справедливо замечает Л.Ф. Обухова, "никакое обучение
невозможно до тех пор, пока мысль учителя не станет предметом рассуждения
ребенка" [7; c.78].
Исследования 3.В. Мануйленко (1948)
показывают, что, только, начиная с 6-7 лет, дети могут довольно длительное
время сохранять требуемую позу и не отвлекаться. А исследования Н.И. Красногорского
(1946) объясняют эти данные с точки зрения физиологии, показывая, что тормозной
контроль коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями
приобретает все большую силу начиная с 7 лет.
Таким образом, возрастной подход
предполагает учет закономерностей психического развития ребенка, которыми
нельзя пренебрегать ради тех или иных социальных интересов общества. Отсюда
следует, что границы возраста не могут произвольно меняться в результате того,
что ребенка включают в новую (например, присущую следующему возрасту) социальную
ситуацию. Так, шестилетние ребята, начиная учиться в школе, все равно остаются
детьми дошкольного возраста с присущими им особенностями и закономерностями
психического развития. Поэтому, исходя из приведенных выше рассуждений, в
предлагаемой концепции психологической готовности к школе считается, что
последняя возникает не ранее 7 лет, то есть на границе дошкольного и младшего
школьного возраста по периодизации отечественных психологов.
Содержание работы социального
педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее
педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная
деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию,
образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту
жительства обучающихся.
Однако сам выбор мероприятий не
произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются
в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время
в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает
изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и
социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и
потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в
поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет
и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место
занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.
Совершенно очевидно, что
диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как
социологические, так и психологические методики. Также большой интерес
представляют разные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты
учащихся и прочее, что всегда имеется в наличии в любом образовательном
учреждении. Используются также специфические методы социальной работы, такие
как метод социальной биографии семьи, личности, а также социальная история
микрорайона, диагностика социальной среды.
В ситуации, когда "все всё
знают" и поэтому скептически относятся к исследованиям социального
педагога, оказывается необходимым заручиться поддержкой коллег-учителей,
психологов, муниципальных работников, сотрудников правоохранительных органов,
наконец, родителей и самих учащихся. Для этого любое исследование начинается с
предварительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно
результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа
или распоряжения руководителя учреждения, инструктажей и информационных
сообщений, разъяснения участникам их прав и назначении исследования. Здесь
уместно напомнить, что разъяснения и информирование о результатах могут быть
полными и неполными, но всегда должны быть правдивыми.
В процессе исследования
социальный педагог может получить совершенно конфиденциальную информацию, поэтому
его действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.
Социальный педагог выполняет
большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их
семья. Но в целом он выполняет следующие функции:
1. Образовательно-воспитательная,
т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и
деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов,
учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.
2. Диагностическая, т.е. постановка
“социального диагноза", для чего проводится изучение личностных
особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального
окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.
3. Организаторская, т.е. организация
общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в
решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития
реализации планов и программ.
4. Прогностическая и экспертная,
т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса
социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных
институтов по социальной работе.
5. Организационно-коммуникативная,
т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую
работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия
между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.
6. Охранно-защитная, т.е. использование
имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие
применению мер государственного принуждения и реализации юридической
ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные
противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
7. Посредническая, т.е. осуществление
связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим
окружением ребенка.
Сюда можно дополнить еще одну
функцию - самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять
свой интеллектуальный багаж. Этот факт касается и социального педагога.
При работе с клиентами в
обязанности школьного социального педагога входит:
обеспечение педагогической
направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
изучение
медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы,
потребности;
организация
социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества
детей и взрослых;
содействие детям и взрослым в
решении личных и социальных проблем; предотвращение правонарушений; реабилитация
клиентов;
представление и защита интересов
детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и
структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.
Наряду с обязанностями школьный
социальный педагог имеет следующие права:
представлять и защищать интересы
клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
вести государственную и частную
социальную практику по сертификату или диплому;
собирать информацию, связанную с
нуждами клиентов; проводить социальные опросы, диагностические обследования;
делать официальные запросы в
общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении
личных и социальных проблем клиентов;
информировать государственные
органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
вносить предложения в
организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры о поощрении
родителей за социальные инициативы и активность;
вести активную работу по
пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации;
возглавлять общественные,
инициативные движения, направленные на решение конкретных социальных проблем по
месту жительства, учебы или работы;
способствовать правовому
регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными
государственно-общественными структурами.
А правовая работа социального
педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог
выступает в суде в его защиту.
Кроме того, что социальный
педагог по правовым аспектам консультируется с юристом, перед ним встает целый
ряд жизненных вопросов, на которые он должен отвечать.
Социальный педагог должен быть
посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии
над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против
детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку,
за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу
замуж до совершеннолетия.
Социальный педагог должен знать
об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве
ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права
приемных детей, особенности семей с приемными детьми.
Он должен помнить, что приемные
дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной
возбудимости, чаще всего вступают в конфликты с приемными родителями.
Социальный педагог сталкивается
с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой
прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими,
вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними.
В таких случаях ребенок
определяется в детский дом, на опеку или попечительство.
Социальный педагог должен знать
об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему
следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита
и т.д.
Развитие ребенка, совершаясь во времени, имеет свои
внутренние закономерности, определенную периодичность в смене форм отражения. Один
этап подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и
включающий в снятом виде прошлый. Каждый возрастной период связан с количеством
прожитых лет, со степенью созревания различных органов и их функций, а также с
накоплением социального и познавательного опыта, с типичными для каждого
возраста видами деятельности. Для каждого возраста характерны свои особенности
в протекании сенсорных, интеллектуальных и эмоциональных процессов. Однако
уровень развития не есть только результат прожитых лет. Решающее влияние на
развитие в любом возрасте, особенно в детском, оказывает система воспитательных
воздействий. Отсюда правомерно сделать вывод, что воспитательный процесс по
содержанию, формам и методам должен быть динамичным, строиться с учетом этапов
возрастного развития.
Возрастной подход к воспитанию прежде всего предусматривает
изучение уровня воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей.
Этот уровень зависит от многих факторов, однако наибольшее значение среди них
имеет система общественных связей и отношений, характерных для каждого возраста.
Изучая развитие личности школьника в его связях и взаимоотношениях с обществом
и коллективом, воспитатель использует в своей работе данные о формировании
потребностей и интересов учащихся разных возрастов, их установок, стремлений и
идеалов.
Эффективность воспитательной работы снижается, если
предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных
возможностей учащихся или непосильны для них. Имеются случаи, когда педагоги
обращаются с подростками как с младшими школьниками, игнорируя свойственные
этому возрасту рост самосознания, стремление к самостоятельности, - словом, те
сдвиги и изменения, которые произошли в развитии личности ученика.
На каждом возрастном этапе развития образуются как общие
свойства, присущие определенной социальной общности, так и специфические,
индивидуальные особенности, отличающие одного индивида от другого. Причем с
возрастом и развитием человека все большее значение приобретают
индивидуально-типологические различия. Дети одного и того же возраста
отличаются по типологическим особенностям высшей нервной деятельности, физическому
и духовному развитию, способностям, интересам, характере логическим чертам и т.д.
Цели и содержание воспитания не могут следовать за
индивидуальными особенностями детей. К этим особенностям приспосабливаются
формы и методы педагогической работы, с тем чтобы реализовать общую для всех
цель коммунистического воспитания, обеспечить торможение тех черт характера,
которые не отвечают или противоречат требованиям общества, его прогресса, и,
наоборот, развитие и образование тех, которые представляют определенную
социальную ценность. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложного
внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех
условий, в которых происходило формирование их личности. Знание социальной
ситуации развития позволяет использовать внутренние ресурсы личности в
интересах дальнейшего подъема всех ее сущностных сил - ее потребностей,
интересов, мотивации поведения и деятельности.
Индивидуальная воспитательная работа часто проводится не с
теми, кто выпадает из коллектива и противостоит ему. Но именно такую практику
справедливо критиковал А.С. Макаренко: "Мы ожидаем, пока ученик совершит
тот или иной проступок, и тогда начинаем его "воспитывать".
Ученик, не совершающий проступков, нас не занимает, куда он
идет, какой характер развивается в кажущемся его внешнем порядке, - мы не знаем
и узнавать не умеем". При таком подходе создается педагогическая иллюзия: раз
ученик ничего не совершает, значит, с ним ничего особенного и не происходит. Так
внутренние тенденции поведения учащихся оказываются за пределами внимания
педагога. Воспитатель должен видеть всех учащихся, каждого ученика с его
индивидуально своеобразным путем развития. Только в этом случае можно
рассчитывать на успех воспитательной работы.
Воспитание представляет собой некоторую систему, которая
состоит из множества соотнесенных и взаимосвязанных компонентов. Система
характеризуется общностью цели, задач, содержания, форм и методов воспитания,
преемственностью и непрерывностью педагогических воздействий.
Страницы: 1, 2, 3
|