Возрастная характеристика подростка средней школы и её особенности
Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья
для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают
искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего
пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие
отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает
колоссальное значение.
Абрамова Г.С. Возрастная
психология: учебник для студентов Вузов. - М., 2001.
Психологические особенности
подросткового возраста получили название "подросткового комплекса".
Проявления подросткового
возраста:
чувствительность к оценке
посторонних своей внешности
крайняя самонадеянность и
безаппеляционные суждения в отношении окружающих
внимательность порой уживается с
поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием
быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с
авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с
обожествлением случайных кумиров
Суть "подросткового
комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным
психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие
реакции на воздействия окружающей среды
Причина психологических
трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по
различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной
неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии).
Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из
окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости
приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Для подростков характерна
полярность психики:
Целеустремленность,
настойчивость и импульсивность,
Неустойчивость может смениться
апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
Повышенная самоуверенность,
безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в
себе;
Потребность в общении сменяется
желанием уединиться;
Развязность в поведении порой
сочетается с застенчивостью;
Романтические настроения нередко
граничат с цинизмом, расчетливостью;
Нежность, ласковость бывают на
фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого
возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и
информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний,
но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Стенли Холл назвал подростковый
период периодом "Бури и натиска". "Так как в этот период в
личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня
девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о
добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо
десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что "в жизни надо
испытать все". А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не
произошло: она просто изменила мнение."
Как правило, подростки
направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их
увлекает. Однако интересы неустойчивы.
Одно из новообразований
подросткового возраста - чувство взрослости.
Когда говорят, что ребёнок
взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых
людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у
подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители
вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку
относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не
разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят,
поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже
и "наградить" (опять таки, по своему разумению - карманные деньги,
поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко - и
физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не
может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные
со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают
взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение
сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже
имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.
Хотя претензии на взрослость
бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания - не лучшими, в
принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее
копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые
встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно
потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные
варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного
развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную
деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или
искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в
решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается.
Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития
морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за
благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная
инфантильность.
Внешний вид подростка - еще один
источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно
свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки
глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка
начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она
видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся
расхождений.
Внешний вид подростка часто
становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей
не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А
подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не
отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки - такой же,
как у всех в его компании, - как трагедию.
У подростка появляется своя
позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.
Желание, чтобы все (учителя,
родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его
не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И
отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.
Стремление к самостоятельности
выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка
можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я
сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих
чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению,
подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между
родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды,
оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке
определенного типа.
Ведущей деятельностью в этом
возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими
сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Очень важным для подростка
является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности
к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение
подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе
существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.
Более всего особенности
личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой
подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы
доверять "на все 100", как самому себе, который будет предан и верен,
несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг
удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом
психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального
статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту,
как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный
характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские
отношения носят своеобразный характер: с одной стороны - потребность в
единственно-преданном друге, с другой - частая смена друзей.
У подростков существуют и так
называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для
подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не
выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи
рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной
мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной
секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом
в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его
поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет
прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться
утвердиться.
Подростковый возраст - это пик
активности, прежде всего физической время бурной перестройки организма, который
диктует специфические "парадоксы подростковой психики":
Подросток хочет вырваться из-под
опеки взрослых, получить свободу, при этом, не зная, что с ней делать: хочет
выразить себя, но не знает как.
Подросток стремится иметь свое
лицо, "выделиться из толпы" - при полной слитности со своим
окружением, "быть как все" - в компании, в классе, во дворе и т.д.
Интересно все сразу и ничего.
Хочется всего, сразу и если
позже - "то вообще тогда зачем".
При всей своей самоуверенности
подросток очень неуверен в себе.
Психологические задачи, которые
решает подросток:
осознать и принимать физические
изменения в своем теле;
развивать способность
рассуждать, принимать решения и учиться на своих ошибках;
учиться заботиться о себе и
обеспечивать свою безопасность;
осознать свою личную
ответственность за свою жизнь и отказываться от потребности винить других в
своих ошибках;
развивать зрелые отношения с
людьми своего и противоположного пола;
исследовать ценности,
отличающиеся от ценностей взрослых и родной культуры;
развивать свою сексуальную
зрелость;
обретать финансовую
независимость;
отделяться от своих родителей и
покидать дом.
"Очень важно
верить в способности ребенка. Из позитивного окружения, которое вы создаете, он
возьмет то, что ему необходимо. Для него ваша вера в его силы - достойная
уважения предпосылка. Взрослый должен помогать, но не тянуть или толкать."
В современных требованиях к
школе четко прослеживается важность формирования у учащихся рациональной
организации учебного труда, общих учебных умений и навыков, развитие умственных
способностей, которые в совокупности обеспечивают надежную базу для последующей
учебно-познавательной деятельности, а затем и непрерывного образования.
Особое внимание педагогов
привлекают слабоуспевающие дети. Их главный недостаток, по мнению большинства
исследователей (С.П. Баранов, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, В.А. Сластенин и др.), - несформированность
учебной деятельности, неразвитость умственных способностей, умений и навыков
учения. Проблема способностей является одной из важнейших в педагогике. Ей
посвящено много исследований, в которых способности, в основном понимаются как
индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит процесс
усвоения знаний, умений и навыков, но которые нельзя приравнять к самим этим
знаниям, умениям и навыкам. Способности - закрепленные и обобщенные особенности
психических процессов человека. Анализ различных подходов позволяет сделать
вывод, что способности - это индивидуально-психологические особенности
личности, проявляющиеся в успешном овладении деятельностью и в творческом ее
выполнении.
Основа развития способностей - задатки
- это природные особенности человека, врожденные и унаследованные. Развитие
задатков, а, следовательно, и способностей происходит в деятельности. Развитие
конкретных способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых
специальных интересов, т.е. заинтересованности содержанием области знаний или
деятельности. Интересы переходят в склонность к занятиям, в потребность в
соответствующей деятельности.
И.С. Кон, Н.С. Лейтес выделяют
несколько видов способностей. Общие способности - особенность психических
свойств, которые помогают осуществить познавательную деятельность. Специальные
способности - это специфическое проявление каких-либо компонентов общих
способностей в одном виде деятельности: языковые, математические,
организаторские, педагогические, коммуникативные, художественные способности.
Выделяется несколько уровней
развития к сформированности умственных способностей и общих учебных умений и
навыков у подростков 14-16 лет. Характеристика способностей учащегося
основывается на анализе преобладающих оценок, отношения к учебному труду,
прилежания.
У детей, относящихся к высокому
уровню, развиты и сформированы общие способности (внимание, память, мышление) и
специальные (математические, организаторские и т.д.). Дети этого уровня, как
правило, хорошо учатся, саморазвиваются, самосовершенствуются, проявляют
большой интерес к изучаемому материалу. Им, однако, может быть присуща
самодостаточность, тормозящая их развитие.
Детей со средним уровнем развития
способностей можно разделить на две группы:
1. Общие способности развиты
лучше специальных (единичные способности).
2. Специальные преобладают над
общими (групповые способности).
Здесь преобладают дети со
средней успеваемостью. Учащиеся привыкли работать согласно с инструктажем, т.е.
по готовому образцу, только иногда могут прибегнуть к самостоятельной и даже
творческой работе, вызванной ситуативным интересом.
У учеников с низким уровнем
развития способностей плохо сформированы и общие и специальные способности (разрозненные
элементы). Дети пассивно вовлекаются в учебную деятельность, требуется
специальная помощь со стороны учителей.
Смена деятельности, развитие общения перестраивают
и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь
исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику. К
моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам,
в частности:
1) по отношению к учению - от
ответственного до равнодушного, безразличного;
2) по общему развитию - от
высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;
3) по объему и прочности знаний
(хотя бы в пределах школьной программы);
4) по способам усвоения
материала - от умения самостоятельно работать, добывать знание до полного их
отсутствия и заучивания материала дословно на память;
5) по умению преодолевать
трудности в учебной работе - от упорства до иждивенчества в форме хронического
списывания;
6) по широте и глубине
познавательных интересов,
Выраженность дефектов учебной
деятельности может быть разной, но после V класса они могут привести к
последствиям необратимого характера - неспособности самостоятельно усваивать
новый материал, особенно усложняющийся, формировать индивидуальный стиль
умственной деятельности. Обнаружено, что смена типа преподавания (вместо одного
учителя появляется 5-6) трудно дается всему классу, но особенно детям с
дефектами учебной деятельности.
Появляется дифференцированное
отношение к учителям, и одновременно развиваются средства познания другого
человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. Одна
группа критериев касается качества
преподавания, другая - особенностей
отношений учителя к подросткам. Младшие подростки больше ориентируются на
вторую группу, старшие ценят учителей знающих и строгих, но справедливых,
доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять
материал, в темпе организовывать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать
ее максимально продуктивной для всех и каждого. В VII-VIII классах дети очень
ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать
дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на
уроке не тратится зря, и не любят тех, кто отрицательно относится к
самостоятельным суждениям учащихся.
Младшие подростки оценивают
учебные предметы по отношению к
учителю и успеху в его усвоении (по оценкам). С возрастом их все
больше привлекает содержание, которое требует самостоятельности, эрудиции. Появляется
деление предметов на "интересные" и "неинтересные", "нужные"
и "ненужные", что определяется качеством преподавания и формированием
профессиональных намерений. Формирование и поддержание интереса к предмету - дело
учителя, его мастерства, профессионализма, заинтересованности в передаче знаний.
В подростковом возрасте
расширяется и содержание
понятия "учение". В него вносится элемент
самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение
индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной
программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно
необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.
Страницы: 1, 2, 3
|