Возрастная характеристика подростка средней школы и её особенности
Возрастная характеристика подростка средней школы и её особенности
Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена
Факультет Безопасности Жизнедеятельности
Кафедра педагогики
Курсовая работа
По Практической педагогике на тему:
"Возрастная характеристика подростка средней школы и её
особенности."
Выполнила: Студентка 2 курса, 21
"Б" группы,
Факультета Безопасности
Жизнедеятельности
Корж Валерия Геннадьевна.
Проверила: Лагун Светлана
Александровна,
доцент кафедры педагогики.
Санкт-Петербург 2010 г.
Оглавление
Введение
Глава 1
1.1
Возрастные особенности подросткового периода
1.2
Физиологическое развитие подростка
1.3 Кризис
подросткового возраста
1.4
Психологические особенности подросткового возраста
Вывод по 1
главе
Глава 2
2.1 Интересы
и способности подростков
2.2 Учебная
деятельность в подростковом возрасте.
2.3 Мышление
подростка
2.4 Общение
подростка
Вывод по 2
главе
Заключение
Использованная
литература
Приложение
"Удивительная страна
- эта страна Подростка! Она наполнена особенностями, чудесами, странностями. Границы
ее необыкновенно извилистые, нечеткие, расплывчатые. Нередко ее жители сами не
знают, когда и где переступили ее границы. Еще меньше замечают они, когда и как
уходят из этой хаотической страны, где очень многое иногда стоит вверх ногами..."
В настоящее время считается, что
подростковый период охватывает возраста от 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом
с обучением детей в средних классах школы. Психологические особенности
подросткового возраста рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в
трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.
На телесном уровне происходят
существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает
промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом
подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.
Каждый возрастной период
является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую
возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка
предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной
деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе
нередко отсутствует.
Главное внимание в воспитании
подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения
своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную
деятельность, самосознание и моральное сознание.
Именно в этот период формируются
нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя,
своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать
взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь,
на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются
личностные смыслы жизни.
Основными новообразованиями в
подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение
учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Новообразования не возникают
сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в
результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной
деятельности.
В психическом развитии ребенка
определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и
характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он
вступает на различных этапах своего развития.
Поэтому общение подростков со
сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного
развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать
который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их
жизни и деятельности.
Общение субъективно
воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, как
показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся
подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в
школе очень часто не получает своего удовлетворения.
Это ведет к формированию
повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с
неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии,
мешает ориентации в жизненных ситуациях и способности подростков средней школы,
на основе письменного опроса узнать как подросток расценивает себя и какие цели
перед собой он ставит в будущем, а так же видит ли он за собой какие либо
изменения.
Задачи: Рассмотреть основные
возрастные особенности подросткового возраста, его учебную деятельность,
физиологические изменения. Общение со взрослыми и сверстниками.
Предмет исследования: подросток
средней школы.
Актуальность: Основным видом
деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но
содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно
изменяется, как изменяется его отношения к сверстникам, взрослым и самому себе.
Дети в возрасте 10-12 лет в
основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение кo
взрослым. Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако
постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и
складывающиеся в нем отношения. В этот период детям свойственна повышенная
активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов,
увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим
собственным внутренним миром и оценкой самого себя.
В этот период подростку
становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его
начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни
и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира,
инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот
возраст как период “зенита любознательности”, по сравнению с младшими и
старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна,
разностороння, а также практически полностью не связана со школьной программой.
Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и
интересуется всем, что не входит в школьную программу.
На каждом этапе
онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и
свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новых
образований личности. Младший школьный возраст играет особую роль в личностном
становлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в
развитии индивида. Эти изменения во многом связаны с тем, что ведущей
деятельностью для детей становится учебная. С поступлением в школу для младшего
школьника усиливается значение окружающих его взрослых. Ребенок доверяет
старшим, эта вера, по сути, безгранична. Центральной фигурой для ученика
зачастую становится учитель. Учитель, как носитель знаний, определенных норм и
правил, в глазах ребенка является кумиром, своего рода ''культовым'' лицом. На
первых порах преподаватель чрезвычайно авторитетен для младших школьников. Они
безоговорочно подчиняются ему и во многом подражают (копирование проявляется в
попытках быть похожим на любимого учителя внешне, в заимствовании определенных
манер и т.д.). Дети в этом возрасте весьма чувствительны к оценкам взрослых. Оценка
собственной личности нередко бывает отражением мнений взрослых о ребенке.
Подростковый период - особый
период в развитии личности. Этот период характеризуется резко проходящими
качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во
взрослую жизнь.
Прохождение через этап полового
созревания нередко бывает очень болезненным. Подростки чрезвычайно критически
настроены по отношению к собственной внешности; их переживания связаны с
недостаточностью развития или с быстрыми его темпами.
Подростки очень импульсивны,
вспыльчивы, легко возбудимы, они подвержены колебаниям настроения и аффективным
вспышкам, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение.
Возрастная трансформация
зачастую происходит рывками, неравномерно, в нем выявляются различные
тенденции, проявляется стремление подростков к самоутверждению, самоопределению
и самореализации. Одни подростки развиваются быстрее, другие отстают от своих
ровесников. Индивидуальное развитие также может проходить неровно: интеллектуальное
формирование опережает личностное и наоборот.
Неоднозначные, неустойчивые
представления подростка о себе и окружающих приводят к акцентуациям характера (См.
приложение).1
Основным лейтмотивом
психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще
достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я - концепции, попытки понять
самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных
форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного,
теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка
чувство принадлежности к особой „подростковой" общности, ценности которой
являются основой для собственных нравственных оценок.
Подросток начинает
''дистанцироваться'' от взрослых. При этом ожидает от взрослых понимания своих
стремлений и желаний, поддержки, доверия. Для подростка важно признание
старшими его равноправия с ними. В противоположном случае возникают конфликтные
ситуации.
Для подростков ведущей
деятельностью становится общение со сверстниками. Желая занять в группе
ровесников достойное место, подросток делается более конформным к действиям и
ценностям членов группы.
Подростковый период - время
перехода на качественно новый уровень самосознания и Я - концепции. Подросток
активно ищет себя, сопоставляя себя со взрослыми и сверстниками. Он начинает
понимать собственную ценность, уникальность и неповторимость. Происходит изменение
формирования самооценки: с ориентации на оценки взрослых подросток переходит к
собственным критериям оценивания своих поступков, поведения, личности в целом. Психологи
считают, что именно в подростковом возрасте происходит подменное становление
самосознания и Я - концепции. В юношеском она закрепляется. Важным условием для
развития Я - концепции является взаимное сотрудничество всех участников
образовательного процесса и нахождения гибкого подхода в решении каждого
конкретного проблемного случая в жизни подростков.
Нервная система.
Состояние нервной системы у
подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех
ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем
организма к внешним условиям.
У части подростков возбуждение
нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную
информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при
построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным
особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе
жизненно важных органов и систем.
Половое созревание.
Наступление полового созревания
совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Созревание
репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к
семнадцати-восемнадцати годам.
Существует определенная связь
между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием
подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном
возрасте.
У мальчиков наиболее интенсивный
рост происходит в тринадцать-пятнадцать лет, у девочек - в одиннадцать-тринадцать.
Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После
тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста
девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их.
Иммунная система.
Согласно современным
представлениям, существует пять критических периодов развития иммунной системы,
пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в
двенадцать-тринадцать лет, у мальчиков - в четырнадцать-пятнадцать.
Гормональная перестройка, а
также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей
иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих
хронических заболеваний. Это необходимо учитывать при организации медицинского
наблюдения, при определении объема и спектра оздоровительных мероприятий,
проводимых в образовательных учреждениях.
Физическое развитие.
За двадцатилетний период
наблюдений (1970-90-е годы) с 82,8 до 79,8% среди юношей и с 86,3 до 82,8%
среди девушек уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и веса. Сократилось
количество подростков с избыточным весом (с 10,2 до 6,6% среди юношей и с 9,1
до 4,5% среди девушек). В то же время заметно выросло число юношей и девушек с
низким весом (соответственно с 7,0 до 13,6% и с 4,6 до 12,7%). В 90-е годы
стало больше подростков, имеющих низкий вес. Эти тенденции в равной степени
наблюдаются и среди юношей, и среди девушек.
Все это свидетельствует об
астенизации (ослаблении) подростков. Наряду с уменьшением параметров роста и
веса отмечается и снижение функциональных возможностей. Об этом говорят данные
динамометрии (показатели мышечной силы) правой кисти. За период школьного
обучения (с восьми до семнадцати лет) у мальчиков показатель динамометрии
сейчас увеличивается всего в 2,8 раза, у девочек - в 1,9 раза (в 60-е годы -
соответственно в 4,2 и 3,2 раза). Значит, у семнадцатилетних юношей абсолютные
значения динамометрии снизились на 10 кг, у девушек - на 7 кг.
По другому кризис подросткового
возраста называют "Переходный", "трудный", "критический"
Физиологические основы кризиса
подросткового возраста:
В подростковом возрасте в
кровь начинает поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов.
Благодаря их сложным и запутанным взаимоотношениям", возникает:
Резкое
увеличение роста и веса. В среднем, "скачок роста" происходит
у мальчиков с 13 до 15 лет, иногда продолжаясь до 17, а у девочек - на два года
раньше. Так же изменяются пропорции тела. Сначала до “взрослых" размеров
дорастают голова, кисти рук и ступни подростка, затем конечности - удлиняются
руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Все это приводит к некоторой
непропорциональности тела, подростковой угловатости.
Начало
полового созревания. Появляются волосы на лице и теле, у
мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у девочек начинается менструация
и формируется грудь, все это сопровождается появлением полового влечения.
Бурное
протекание и смена эмоций. Смех подростка легко переходит в
слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной
причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно
перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.
Психологические основы кризиса
подросткового возраста:
Существует два возможных пути
протекания кризиса подросткового возраста:
1. "Кризис независимости".
Основные проявления.
Негативизм Упрямство Грубость Бунтарство
Стремление во всем поступать по-своему Противостояние авторитетам и
иконоборчество Ревностное отношение к личному пространству
2. "Кризис зависимости".
Основные проявления:
Чрезмерное послушание Возврат к
детским интересам и формам поведения Зависимость от взрослых Несамостоятельность
Инфантильность в суждениях и поступках Подчинение мнению большинства Стремление
быть "как все"
Одной из первостепенных
психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение
самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование
более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как
бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь "кризиса независимости"
является наиболее продуктивным, т.к дает возможность развивающейся личности
подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый
возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности,
являются:
Появление интереса к своему внутреннему миру. До
11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он
познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию,
переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает
заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему
положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.
Бурное развитие критического мышления. Рассудочная,
т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой
вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда
берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания - максимализм,
который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка "навсегда"
ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с
"отсутствием смысла жизни", поскольку человеческие отношения и жизнь
вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки
формальной логики.
Страницы: 1, 2, 3
|