бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная и педагогическая психология бесплатно рефераты

2.                 2.       Соотношение процессов обучения и развития.

3.                 3.       Развитие как социализация.

Литература

1.     1.     Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика, 1991. – С. 81 – 93; 374 – 410. – Гл. 6, 8, 10, 11, 12, 13, 15.

2.     2.     Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.

3.     3.     Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 1984.


Семинар 2. Развитие ребенка до поступления в школу (2 часа).

1.   1.   Эпоха раннего детства. Основные итоги.

2.   2.   Психология игры. Развивающие игры.

3.   3.   Психологическая готовность к школьному обучению.

Литература

1.   1.   Минскин Е.М. От игры к занятиям. – М.: Просвещение, 1987.

2.   2.   Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1996.

3.   3.   Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1987. – 304 с.

4.   4.   Эйнон Д. Творческая игра. – М., 1995. – 192 с.

5.   5.   Готовность к школе /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1995. – 120 с.


Семинар 3. Психологическое проектирование учебного занятия (4 часа).

1.   1.   Последовательная операционализация психологических целей учебного занятия (см. алгоритм).

2.   2.   Конструирование параметров учебного занятия (см. лист проектирования и оценки урока).

3.   3.   Проектирование учебного занятия по одному из параметров (см., например, «обучение понятиям»).

Литература

1.   1.   Козлова И.Н. Психологические аспекты анализа урока. //Хрестоматия по курсу педагогической психологии. Часть 1.  – Вологда, 2002.

2.   2.   Козлова И.Н. Психологический анализ и проектирование урока в системе развивающего обучения, Вологда, 2002.

3.   3.   Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. – СПб., 2002.


Семинар 4. Психологический анализ школьной неуспеваемости (2 часа).

1.   1.   Типология неуспевающих.

2.   2.   Трудности обучения и склад ума.

3.   3.   Как помочь ребенку учиться.

Литература

1.   1.   Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей. – М., 1985. – С. 102 – 115.

2.   2.   Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М., 1982.

3.   3.   Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М., 1989. – С. 66 – 92, 182 – 191.

4.   4.   Психологические особенности слабоуспевающих школьников. – М.: Педагогика, 1984.

5.   5.   Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.: Просвещение, 1989. – Гл. 5, 6.


Семинар 5. Психология педагогической оценки (2 часа).

1.                 1.   Контроль и оценка. Оценка и отметка. Виды оценочных действий.

2.                 2.   Нельзя ли обойтись без оценок? Чем их заменить?

3.                 3.   Условия эффективности оценочной деятельности.

Литература

1.                 1.   Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984.

2.                 2.   Ананьев Б.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 2.

3.                 3.   Глассер У. Школы без неудачников. – М.: Прогресс, 1991.

4.                 4.   Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 2001.

5.                 5.   Полонский В.М. Оценка знаний школьников. – М.: Знание, 1981.

6.                 6.   Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – С. 189 – 222.

7.                 7.   Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.,1999.


Основная литература по курсу.


1.                 1.       Алферов А.Д. Психология развития школьников. – Ростов Н/Д., 2000.

2.                 2.       Асмолов А. Личность – психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. – М., 1983.

3.                 3.       Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. – М., 1984.

4.                 4.       Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.

5.                 5.       Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1997.

6.                 6.       Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М., 1996. – 208 с.

7.                 7.       Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995.

8.                 8.       Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М., Воронеж, 1999.

9.                 9.       Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.

10.             10.   Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – Ростов Н/Д., 1995. – 480 с.

11.   11.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997. – 176 с.

12.             12.   Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001. – 464 с.

13.             13.   Кэрол Флейк-Хобсон. Мир входящему (развитие ребенка и его отношений с окружающими). – М., 1992.

14.             14.   Леонтьев А.А. Принципы воспитания в Образовательной программе «Школа – 2100» // Начальная школа: плюс-минус. – 1999. – № 6.

15.             15.   Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998. – 272 с.

16.             16.   Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998. – 456 с.

17.             17.   Немов Р.С. Психология образования. – М., 1994. – 196 с.

18.             18.   Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001.

19.             19.   Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М., 2001. – 160 с.

20.             20.   Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

21.             21.   Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.

22.             22.   Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2001.

23.             23.   Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо М.В. – М., 2001.

24.             24.   Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. –М., 2001. – 288 с.

25.             25.   Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. //Пед. сочинения в 6 томах. Т. 5. – М., 1990.

26.             26.   Хрестоматия по курсу педагогической психологии. – Вологда, 2002.

27.             27.   Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998. – 639 с.


Дополнительная литература.

1.                 1.       Альперович В. Социальная геронтология. – Ростов Н/Д., 1997.

2.                 2.       Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.

3.                 3.       Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

4.                 4.       Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – Томск, 1992.

5.                 5.       Детская практическая психология /Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.,2001.

6.                 6.       Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – М., 1998.

7.                 7.       Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

8.                 8.       Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993.

9.                 9.       Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1980.

10.             10.   Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

11.             11.   Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993.

12.             12.   Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971. – 415 с.

13.             13.   Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 1977.

14.             14.   Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.

15.             15.   Миллер С. Психология развития: методы исследования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

16.             16.   Младший школьник /Под ред. Хрипковой А.Г. – М., 1981.

17.             17.   Мудрость воспитания /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.,1987.

18.             18.   Обозов Н.Н. Психология взрослого человека. – СПб., 1995.

19.             19.   Подросток /Под ред. Хрипковой А.Г. – М., 1989.

20.             20.   Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.

21.             21.   Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.: Просвещение, 1989.

22.             22.   Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. – СПб., 2002.

23.             23.   Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.

24.             24.   Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987.

25.             25.   Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребенку в трудной ситуации. – Екатеринбург, 1996.

26.             26.   Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Академия, 2002.  –   272 с.

27.             27.   Хрестоматия по курсу педагогической психологии в 3-х частях. – Вологда: Русь, 2002.

28.             28.   Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994.

29.             29.   Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978 – 304 с.

30.             30.   Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 1979.

Вопросы к экзамену по возрастной и педагогической психологии

1.                 1.       Предмет возрастной и педагогической психологии. Организация исследования.

2.                 2.       Источники и движущие силы психического развития.

3.                 3.       Закономерности и тенденции развития психики.

4.                 4.       Обучение и развитие.

5.                 5.       Проблема периодизации детских возрастов.

6.                 6.       Раннее детство.

7.                 7.       Развитие ребенка в дошкольном возрасте.

8.                 8.       Психологическая характеристика младшего школьника.

Страницы: 1, 2, 3