Возрастная и педагогическая психология
2.
2.
Соотношение процессов обучения и развития.
3.
3.
Развитие как социализация.
Литература
1. 1.
Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика,
1991. – С. 81 – 93; 374 – 410. – Гл. 6, 8, 10, 11, 12, 13, 15.
2.
2.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.
3. 3.
Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Гамезо
М.В. – М.: Просвещение, 1984.
Семинар
2. Развитие ребенка до поступления в школу (2
часа).
1.
1.
Эпоха раннего детства. Основные итоги.
2.
2.
Психология игры. Развивающие игры.
3.
3.
Психологическая готовность к школьному обучению.
Литература
1.
1.
Минскин Е.М. От игры к занятиям. – М.: Просвещение, 1987.
2.
2.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. –
СПб., 1996.
3.
3.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1987. – 304 с.
4.
4.
Эйнон Д. Творческая игра. – М., 1995. – 192 с.
5.
5.
Готовность к школе /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1995. –
120 с.
Семинар 3. Психологическое проектирование учебного
занятия (4 часа).
1. 1. Последовательная
операционализация психологических целей учебного занятия (см. алгоритм).
2. 2. Конструирование
параметров учебного занятия (см. лист проектирования и оценки урока).
3. 3. Проектирование
учебного занятия по одному из параметров (см., например, «обучение понятиям»).
Литература
1. 1. Козлова И.Н.
Психологические аспекты анализа урока. //Хрестоматия по курсу педагогической
психологии. Часть 1. – Вологда, 2002.
2. 2. Козлова И.Н.
Психологический анализ и проектирование урока в системе развивающего обучения,
Вологда, 2002.
3. 3. Скороходова
Н.Ю. Психология ведения урока. – СПб., 2002.
Семинар 4.
Психологический анализ школьной неуспеваемости (2 часа).
1. 1. Типология неуспевающих.
2. 2. Трудности обучения и склад ума.
3. 3. Как помочь ребенку учиться.
Литература
1. 1. Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей. – М., 1985. – С. 102 –
115.
2. 2. Калмыкова
З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М., 1982.
3. 3. Менчинская
Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М., 1989. – С. 66 –
92, 182 – 191.
4. 4. Психологические
особенности слабоуспевающих школьников. – М.: Педагогика, 1984.
5. 5. Ротенберг
В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.: Просвещение, 1989. – Гл.
5, 6.
Семинар 5. Психология педагогической
оценки (2 часа).
1.
1.
Контроль и оценка. Оценка и отметка. Виды оценочных
действий.
2.
2.
Нельзя ли обойтись без оценок? Чем их заменить?
3.
3.
Условия эффективности оценочной деятельности.
Литература
1.
1.
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция
оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984.
2.
2.
Ананьев Б.В. Избранные психологические труды. – М.:
Педагогика, 1980. – Т. 2.
3.
3.
Глассер У. Школы без неудачников. – М.: Прогресс, 1991.
4.
4.
Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 2001.
5.
5.
Полонский В.М. Оценка знаний школьников. – М.: Знание,
1981.
6.
6.
Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.:
Просвещение, 1987. – С. 189 – 222.
7.
7.
Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.,1999.
Основная
литература по курсу.
1.
1.
Алферов А.Д. Психология развития школьников. – Ростов
Н/Д., 2000.
2.
2.
Асмолов А. Личность – психологическая стратегия воспитания
// Новое педагогическое мышление. – М., 1983.
3.
3.
Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. – М., 1984.
4.
4.
Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология:
личность от молодости до старости. – М., 1999.
5.
5.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1997.
6.
6.
Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности.
– М., 1996. – 208 с.
7.
7.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995.
8.
8.
Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М.,
Воронеж, 1999.
9.
9.
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.
10.
10.
Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – Ростов
Н/Д., 1995. – 480 с.
11. 11. Кулагина И.Ю.
Возрастная психология. – М., 1997. – 176 с.
12.
12.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный
жизненный цикл развития человека. – М., 2001. – 464 с.
13.
13.
Кэрол Флейк-Хобсон. Мир входящему (развитие ребенка и его
отношений с окружающими). – М., 1992.
14.
14.
Леонтьев А.А. Принципы воспитания в Образовательной
программе «Школа – 2100» // Начальная школа: плюс-минус. – 1999. – № 6.
15.
15.
Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998.
– 272 с.
16.
16.
Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998. – 456 с.
17.
17.
Немов Р.С. Психология образования. – М., 1994. – 196 с.
18.
18.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001.
19.
19.
Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя
и классного руководителя. – М., 2001. – 160 с.
20.
20.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. –
СПб., 2000.
21.
21.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы
становления личности. – М., 1994.
22.
22.
Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую
деятельность. – М., 2001.
23.
23.
Словарь-справочник по возрастной и педагогической
психологии / Под ред. Гамезо М.В. – М., 2001.
24.
24.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. –М., 2001. – 288
с.
25.
25.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. //Пед.
сочинения в 6 томах. Т. 5. – М., 1990.
26.
26.
Хрестоматия по курсу педагогической психологии. – Вологда,
2002.
27.
27.
Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998. – 639
с.
Дополнительная литература.
1.
1.
Альперович В. Социальная геронтология. – Ростов Н/Д.,
1997.
2.
2.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
3.
3.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
4.
4.
Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и
методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – Томск,
1992.
5.
5.
Детская практическая психология /Под ред. Т.Д.
Марцинковской. – М.,2001.
6.
6.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два
разных мира. – М., 1998.
7.
7.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы
психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
8.
8.
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской
антропологии. – М., 1993.
9.
9.
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях
развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1980.
10.
10.
Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
11.
11.
Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в
обучении. – М., 1993.
12.
12.
Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971. – 415 с.
13.
13.
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. –
М., 1977.
14.
14.
Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития
школьника. – М Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
15.
15.
Миллер С. Психология развития: методы исследования. –
СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
16.
16.
Младший школьник /Под ред. Хрипковой А.Г. – М., 1981.
17.
17.
Мудрость воспитания /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров,
Г.Б. Корнетов. – М.,1987.
18.
18.
Обозов Н.Н. Психология взрослого человека. – СПб., 1995.
19.
19.
Подросток /Под ред. Хрипковой А.Г. – М., 1989.
20.
20.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.,
2000.
21.
21.
Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье.
– М.: Просвещение, 1989.
22.
22.
Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. – СПб., 2002.
23.
23.
Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.
24.
24.
Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.:
Просвещение, 1987.
25.
25.
Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребенку в
трудной ситуации. – Екатеринбург, 1996.
26.
26.
Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования
продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Академия,
2002. – 272 с.
27.
27.
Хрестоматия по курсу педагогической психологии в 3-х
частях. – Вологда: Русь, 2002.
28.
28.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994.
29.
29.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978 – 304 с.
30.
30.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика,
1979.
Вопросы
к экзамену по возрастной и педагогической психологии
1.
1. Предмет
возрастной и педагогической психологии. Организация исследования.
2.
2. Источники
и движущие силы психического развития.
3.
3. Закономерности
и тенденции развития психики.
4.
4. Обучение
и развитие.
5.
5. Проблема
периодизации детских возрастов.
6.
6. Раннее
детство.
7.
7. Развитие
ребенка в дошкольном возрасте.
8.
8. Психологическая
характеристика младшего школьника.
Страницы: 1, 2, 3
|