Возрастная и педагогическая психология
Возрастная и педагогическая психология
И. Н. Козлова
ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К КУРСУ
ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Для студентов факультета педагогики и методики начального
образования
Заочное отделение
Вологда
«Русь»
2003
Печатается по решению учебно-методического совета
Вологодского государственного педагогического университета от 27.05.03 г.
Составитель: канд.
психологических наук, доцент И.Н. Козлова
Рецензент: канд. педагогических наук, доцент Л. И. Скворцова
Ответственный за выпуск: декан факультета
педагогики и методики начального образования, канд. пед. наук, В. А. Праг
© ВГПУ, издательство
«Русь», 2003 г.
Выписка из государственного образовательного
стандарта
высшего профессионального образования 2000 г.
Возрастная и педагогическая психология
Возрастная и педагогическая психология: предмет,
задачи, методы. Цели, задачи и пути образования. Особенности и парадигмы
образовательного процесса.
Проблема возраста и возрастная периодизация. Психическое развитие:
условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы. Основные
концепции психического развития.
Дошкольный возраст: кризисы и ведущие типы
деятельности. Особенности мотивов поведения, эмоциональной сферы, самосознания,
мышления дошкольника.
Младший школьный возраст. Кризис семи лет.
Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития личности
младшего школьника.
Подростковый возраст. Чувство взрослости.
Проблемы общения. Самосознание подростка. Потребность в самоутверждении.
Трудный подросток.
Период юности. Ранняя юность. Формирование
мировоззрения. Профессиональное самоопределение.
Этапы взрослости. Кризисы на этапе взрослости.
Возраст и проблемы смысла жизни.
Пожилой возраст. Старость как социальная и
психологическая проблема.
Обучение: сущность, методы. Учение как
деятельность. Психологическое содержание и структура учебной деятельности.
Формирование психологической системы учебной деятельности и ее компонентов.
Ученик как субъект учебной деятельности.
Школьная отметка и оценка. Психологические причины школьной неуспеваемости.
Психологическая готовность к обучению.
Психологическая сущность воспитания, его
критерии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Воспитание как процесс,
направленный на усвоение нравственных норм. Мораль, нравственность, духовность.
Развитие и воспитание духовности.
Педагогическая деятельность: психологические
особенности, структура, механизмы. Учитель как субъект педагогической
деятельности.
Объяснительная
записка
Программа объединенного курса возрастной и
педагогической психологии предназначена для студентов заочного отделения
педагогического вуза, получающих профессию учителя начальных классов.
Цель курса – дать представление о самых общих закономерностях
психического развития ребенка в различных образовательных парадигмах; помочь
видеть проявления общих законов развития в бесконечном разнообразии
индивидуальных особенностей; дать ориентировочную основу для проектирования
учебно-воспитательного процесса и представить практическую возможность создания
авторского проекта учебного занятия.
Жесткие рамки 20 лекционных часов не вмещают раздела «Психология
взрослости». Сведения о педагогической деятельности растворены в других
рубриках программы, но их концентрация позволяет студенту осуществить рефлексию
педагогической позиции и стиля общения. Актуальные проблемы воспитания
выносятся на самостоятельную работу.
Выписка из учебного плана
Всего – 202 часа.
Самостоятельная
работа – 166 часов.
Аудиторных – 36
часов, в т.ч.
лекций – 20 часов;
практических – 16
часов.
Экзамен – 4
семестр.
Рабочий план курса «Возрастная психология»
|