бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная и педагогическая психология бесплатно рефераты

Возрастная и педагогическая психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И. Н. Козлова


ПСИХОЛОГИЯ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К КУРСУ

 

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Для студентов факультета педагогики и методики начального образования

 

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

«Русь»

2003


Печатается по решению учебно-методического совета Вологодского государственного педагогического университета от 27.05.03 г.

 

 

 

Составитель: канд. психологических наук, доцент И.Н. Козлова



Рецензент: канд. педагогических наук, доцент Л. И. Скворцова

 

 

Ответственный за выпуск: декан факультета педагогики и методики начального образования, канд. пед. наук, В. А. Праг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©  ВГПУ, издательство

«Русь», 2003 г.

 




Выписка из государственного образовательного стандарта

 высшего профессионального образования 2000 г.

Возрастная и педагогическая психология

Возрастная и педагогическая психология: предмет, задачи, методы. Цели, задачи и пути образования. Особенности и парадигмы образовательного процесса.

Проблема возраста и возрастная периодизация. Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы. Основные концепции психического развития.

Дошкольный возраст: кризисы и ведущие типы деятельности. Особенности мотивов поведения, эмоциональной сферы, самосознания, мышления дошкольника.

Младший школьный возраст. Кризис семи лет. Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития личности младшего школьника.

Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самосознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.

Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное самоопределение.

Этапы взрослости. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни.

Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема.

Обучение: сущность, методы. Учение как деятельность. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Формирование психологической системы учебной деятельности и ее компонентов.

Ученик как субъект учебной деятельности. Школьная отметка и оценка. Психологические причины школьной неуспеваемости. Психологическая готовность к обучению.

Психологическая сущность воспитания, его критерии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм. Мораль, нравственность, духовность. Развитие и воспитание духовности.

Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Учитель как субъект педагогической деятельности.

 

Объяснительная записка

Программа объединенного курса возрастной и педагогической психологии предназначена для студентов заочного отделения педагогического вуза, получающих профессию учителя начальных классов.

Цель курса – дать представление о самых общих закономерностях психического развития ребенка в различных образовательных парадигмах; помочь видеть проявления общих законов развития в бесконечном разнообразии индивидуальных особенностей; дать ориентировочную основу для проектирования учебно-воспитательного процесса и представить практическую возможность создания авторского проекта учебного занятия.

Жесткие рамки 20 лекционных часов не вмещают раздела «Психология взрослости». Сведения о педагогической деятельности растворены в других рубриках программы, но их концентрация позволяет студенту осуществить рефлексию педагогической позиции и стиля общения. Актуальные проблемы воспитания выносятся на самостоятельную работу.

Выписка из учебного плана

Всего – 202 часа.

Самостоятельная работа – 166 часов.

Аудиторных – 36 часов, в т.ч.

лекций – 20 часов;

практических – 16 часов.

Экзамен – 4 семестр.


Рабочий план курса «Возрастная психология»

Тема

Лекции

Семинар. и практ. занятия

Само-стоя-тельная работа

1.      1.  

Предмет и методы возрастной психологии

2


4

2.      2.  

Источники и движущие силы психического развития

2


6

3.      3.  

Закономерности и тенденции развития психики

2


6

4.      4.  

Основной вопрос возрастной и педагогической психологии. Обучение и развитие


4

10

5.      5.  

Проблема периодизации детских возрастов

2



6.      6.  

Развитие ребенка до поступления в школу


2

4

7.      7.  

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

4

20

8.

Психология отрочества



10

9.

Развитие самосознания в юности



10

10.

Психологическая специфика зрелости



5

11.

Личность и старение



5


Итого:

12

8

80


Рабочий план курса «Педагогическая психология»


Тема

Лекции

Семи-нары

Самосто-ятельная работа

1.

Психологические основы образования

2


6

2.

Сравнительная характеристика основных парадигм образования

2



3.

Психологическая характеристика педагогической деятельности



14

4.

Психологическое проектирование учебного занятия

2

4

15

5.

Психологический анализ школьной неуспеваемости


2

11

6.

Психология педагогической оценки


2


7.

Педагогическое общение

2


10

8.

Психологические аспекты воспитания



30


Итого:

8

8

86

Требования к знаниям и умениям выпускника педагогического университета по возрастной и педагогической психологии

(квалификация – учитель начальных классов)

 

·        ·        Владеет основными понятиями возрастной и педагогической психологии.

·        ·        Знает базовые психолого-педагогические концепции и основные закономерности развития психики и личности человека.

·        ·        Владеет элементарными умениями осуществления учебно-воспитательного процесса с детьми младшего школьного возраста.

·        ·        Владеет приемами анализа и оценки собственной педагогической практики.

Программа курса

1.     1.     Предмет и методы возрастной психологии. Объекты и предмет науки. Онтогенез психики как предмет возрастной психологии. Основные стратегии и приемы исследования в возрастной психологии: продольное наблюдение, «поперечные срезы», близнецовый метод, формирующий эксперимент.

2.     2.     Источники и движущие силы психического развития. Факторы, влияющие на процесс психического развития: биологическая составляющая, социальная среда, активность личности. Основные типы противоречий и направления развития личности.

3.     3.     Закономерности и тенденции развития психики. Специфика психологических закономерностей. Неравномерность и необратимость процесса психического развития, их проявления. Стабилизация психологических характеристик.

4.     4.     Проблема периодизации детских возрастов. Основания выделения периодов и эпох детства. Различные типы периодизаций. Закономерности, прослеживаемые в последовательности периодов детства.

5.     5.     Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Итоги развития ребенка в дошкольном детстве. Психологическое содержание школьной готовности. Особенности основных психических процессов и видов деятельности в младшем школьном возрасте. Возрастные возможности младшего школьника.

6.     6.     Психология отрочества. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее отражение в психологических особенностях возраста. Психосексуальное развитие подростков. Условия перехода от детства к взрослости. Общение – ведущий тип деятельности. Подростковые группы, их виды и функции. Особенности идентификации, новообразования возраста. Проблема девиантного поведения в эпоху подростничества.

7.     7.     Развитие самосознания в юности. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий тип деятельности в юношеском возрасте. Профессиональное самоопределение старшеклассников. Формирование мировоззрения в период ранней юности. Способы самовыражения и самоутверждения юношей и девушек во взрослой жизни.

8.     8.     Психологическая специфика зрелости. Молодость как начальный этап зрелости. Психосоциальное развитие в период средней взрослости. Кризис середины жизни, его психологический смысл. Психологические теории и подходы к изучению особенностей развития личности взрослого человека.

9.     9.     Личность и старение. Кризис пенсионного возраста. Психологические особенности пожилого и старческого возраста. Психологические проблемы в период геронтогенеза.

10.     10.     Психологические основы образования. Понятия: образование, воспитание, обучение, учение, научение. Психологическая специфика учебной деятельности. Структура учения. Уровни научения.

11.     11.     Сравнительная характеристика основных образовательных парадигм. Анализ целей, принципов, методов, ролевых позиций, ожидаемых результатов в различных парадигмах образования.

12.     12.     Педагогическая деятельность, ее структура. Педагогические способности и мастерство. Учитель как субъект педагогической деятельности.

13.     13.     Психологическое проектирование и анализ учебного занятия. Описание психологических предметов урока. Выделение параметров и показателей оценки урока. Составление схем анализа педагогического процесса. Мониторинг учебного процесса.

14.     14.     Педагогическое общение. Ролевые и психологические позиции педагога и ученика. Характеристика стилей общения. Ненасильственная коммуникация. Эффективный педагог в различных образовательных парадигмах.

15.     15.     Понятие воспитания. Воспитание и самовоспитание. Цель и содержание воспитания. Процесс воспитания, его возрастной аспект. Психологические принципы воспитания. Закономерности воспитания.


Темы семинарских занятий

Семинар 1. Основной вопрос возрастной и педагогической психологии(4 часа).

1.                 1.       Что определяет развитие психики (проблема основных источников и движущих сил психического развития)?

Страницы: 1, 2, 3


 © 2010 Все права защищены.